«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
Оценка 4.7
Семинары
doc
ОБЗР +1
Взрослым
04.04.2018
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. При поступлении ребенка в школу повышается нагрузка на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - по определению Н.К.Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. При поступлении ребенка в школу повышается нагрузка на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - по определению Н.К.Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».
Здоровьесберегающие технологии в учебно.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Образовательная школаинтернат №1
Основного общего образования г. Томска
«Здоровьесберегающие технологии в учебно
воспитательном процессе
в условиях школы – интерната»
Автор: Беляева Ирина Ивановна
Воспитатель/классный руководитель
МБОУ школыинтерната №1 г.Томска Томск
Здоровьесберегающие технологии в учебновоспитательном процессе
в условиях школы интерната
«Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка … это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества».
В.А. Сухомлинский
Здоровье одна из важных составляющих жизни человека, которая
формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и
воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит
здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. При
поступлении ребенка в школу повышается нагрузка на весь организм. Именно
поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только
важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии» по определению
Н.К.Смирнова, это все те психологопедагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры
здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни».
На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и
актуальная. Что мы, педагоги, можем и должны сделать для сохранения и
укрепления здоровья обучающихся? В данной статье кратко обобщен опыт
работы школыинтерната в направлении здоровьесбережения.
План работы МБОУ школыинтерната №1 ежегодно включает следующие
направления деятельности с позиции здоровьесберегающих технологий:
1. Здоровьесберегающее обучение (построение уроков, воспитательных
мероприятий на здоровьесберегающей основе).
2. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях
школыинтерната является:
1. Использование разнообразных форм проведения любых занятий.
2. Рациональное использование всех сенсорных каналов сбора внешней
информации, у присутствующих на занятиях детей, для повышения
эффективности качества всего учебновоспитательного процесса. 3. Обязательное ритмичное чередование на уроках физических и
интеллектуальных нагрузок на ребенка в течение всего времени.
4. Рационализация питания детей.
5. Организация и проведение учебновоспитательных занятий, на которых
доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках
выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем,
психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством,
конкретным бытовым трудом.
6. Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где
проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех
занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья
ребенка в школе.
Важнейшими критериями направления работы педагогов являются
По плану
результаты ежегодной диспансеризации обучающихся.
диспансеризации проводится лабораторное обследование, аппаратное
обследование (ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости и почек, щитовидной
железы и т.д.), осмотр врачами – специалистами: хирург, ортопед, уролог
андролог, эндокринолог, стоматолог, окулист, невролог. Результаты и
рекомендации врачейспециалистов заносятся в индивидуальные карты
сопровождения обучающихся (раздел «Медицинские данные»), доводятся до
сведения родителей (законных представителей), являются обязательными к
исполнению и учитываются педагогами при организации учебно
воспитательного процесса.
Ежегодный план работы включает различные мероприятия, направленные
на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Согласно этому плану в
школеинтернате проводится первенство школы по настольному теннису и
футболу, стало традиционным проведение «Декад здоровья», участие в
областных соревнованиях по легкой атлетике, лыжам, настольному теннису,
ежегодное участие в Областной специальной олимпиаде среди специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Обучающиеся и
воспитанники школыинтерната являются не только постоянными
участниками,
областных
спортивных мероприятий.
Целью проведения ежегодных декад здоровья является содействие
формированию у обучающихся потребности к здоровому образу жизни. В
рамках декад здоровья проводятся следующие мероприятия:
и призерами
районных
и
но
классные часы, викторины, конкурсы, игры различной тематики
рейды «Чистая спальня», «Чистый класс», «Опрятный ученик»,
«Чистое полотенце» и т.д.;
спортивные соревнования; выпуск агитационных плакатов: «О пользе зарядки», «О пользе
правильного питания», «О пользе закаливания» и т.д.;
выставки рисунков: «В гостях у Витаминки», «Вредным привычкам –
НЕТ!» и другие;
сдача спортивных нормативов и другие мероприятия.
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при
проведении уроков в школе интернате, поскольку направлены не только на
сохранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями
здоровья, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и
коррекцию высших психических функций. Поэтому, особое внимание
уделяется правильной организации и проведению уроков и воспитательных
мероприятий, а именно:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру
и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
Число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,
решение примеров, задач и др.
2. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов
учебной деятельности.
3. Способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д.
4. Чередование видов преподавания.
5.
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих
активизации инициативы и творческого самовыражения самих
обучающихся.
6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с
гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как
возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
7. Рассаживание
поз;
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их
место, содержание и продолжительность.
обучающихся,
чередование
позы,
8. Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке
(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем
методы повышения этой мотивации.
9. Психологический климат на уроке, наличие на уроке (занятии)
эмоциональных разрядок: шуток, улыбок и т.д.
С учётом возрастных особенностей и потребности в двигательной
активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важное
место педагоги школыинтерната на уроках уделяют проведению
физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных
процессов, улучшения памяти и внимания. Физминутки положительно влияют
на аналитикосинтетическую деятельность мозга,
активизируют
сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение
внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время,
многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на
уроке как условия успешного обучения.
Учитывая, что большинство детей школыинтерната не только обучаются, но
и проживают круглосуточно, особое внимание уделяется соблюдению
режима дня: ежедневная утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе,
время организации самоподготовки и воспитательных мероприятий и т.д.
Сохранению и укреплению здоровья обучающихся способствует рациональное
сбалансированное питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин,
которое
СанПиН.
правильно организованный образовательно
воспитательный процесс в условиях школыинтерната, может существенно и
положительно влиять на укрепление и развитие здоровья обучающихся.
Таким образом,
требованиям
соответствует
Литература и источники:
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в
школе. М.АРКТИ,2005.
2. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе,
М.2008.
3.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/10/06/zdorovesberegayushchie
tekhnologiivvospitatelnomprotsessev
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.