«Здоровьесберегающий подход в процессе изучения нового материала по математике»
Введение
"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Комментируя это определение, напомним, что задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок - практически
достижимая норма детского развития.
2. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство
оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу
жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов
учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в
соответствии с САНиП;
рациональная организация двигательной активности учащихся;
система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к
здоровьесберегающим технологиям
1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения
2. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций) Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Проблемы
сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной
деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их
физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование
педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам
профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии —
это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении
педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
которые сформулировал Н. К. Смирнов:
• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны
быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью
ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно
быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников
образовательного процесса.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Часть урока |
Время |
Нагрузка |
Деятельность |
1-й этап. Врабатывание |
5 мин. |
Относительно невелика |
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение |
|
20-25 |
Максимальное снижение на 15-й мин. |
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом |
|
10-15 мин |
Небольшое повышение работоспособности |
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного |
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
1)5-25-я минута — 80%;
2)25-35-я минута — 60-40%;
3)35—40-я минута — 10%.
Урок с позиций здоровьесбережения.
Большинство позиций, по которым проводится анализ урока, касаются педагогических критериев проведения. Однако каждый их этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителя. Состояние, опосредующее эту связь – утомление и стресс. Профилактика утомления и стресса – это одна их наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе. На что же следует обратить внимание в ходе урока, если говорим, что используем принципы здоровьесбережения?
№ |
Критерии здоровьесбережения |
На что обратить внимание |
1. |
Обстановка и гигиенические условия в классе. |
Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители. |
2. |
Количество видов учебной деятельности. |
Норма – 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д. |
3. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. |
Ориентировочная норма – 7-10 минут. |
4. |
Количество видов преподавания. |
Словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа. |
5. |
Чередование видов преподавания. |
Не позже, чем через 5-10 минут. |
6. |
Наличие и место методов, способствующих активизации. |
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные метода (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). |
7. |
Место и длительность применения ТСО. |
В соответствии с СанПиН. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения! |
8. |
Поза учащегося, чередование позы. |
Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска. |
9. |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления. |
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого). |
10. |
Напоминание на уроке о ЗОЖ |
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ. |
11. |
Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся. |
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. |
12. |
Психологический климат на уроке. |
Взаимоотношения на уроке: - Учитель-ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей); - Ученик – ученик (сотрудничество- соперничество, дружелюбие – враждебность, активность- пассивность, заинтересованность - безразличие). |
13. |
Эмоциональные разрядки на уроке. |
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. |
14. |
Плотность урока. |
Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!). |
15. |
Момент наступления утомления и снижения учебной активности. |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. При правильно организованном уроке не ранее, чем: средняя и старшая школа – 40 минута. |
16. |
Темп окончания урока. |
Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя! |
Если рассматривать урок математики, то можно применить следующие здоровьесберегающие технологии. Так как математика – наука точная и сложная. Не для каждого ученика она даётся легко. По шкале сложности предметов математика занимает самый высокий балл – 11 баллов. Исходя из этого, в расписании математика не должна стоять первым и последними уроками.
Объяснение нового материала с применение здоровьесберегающих технологий проводится в игровой и доступной форме. Например: В 6 классе в конце года изучается тема «Геометрический материал». Он состоит из основных понятий (угол, треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.). Чтобы лучше дети запомнили те же углы, их можно показать руками. При помощи 2-х учеников можно показать и остальные фигуры.
Ещё одна форма запоминания - определений при объяснении нового материала - стихотворная. Учить стихи полезно в любом возрасте, а детям это просто необходимо. Порой сухое, и непонятное правило выучить, понять, а тем более его применять – это сложно. Стихотворная форма этих определений мне в этом помогает.
Например:
Виды углов
1. На прямой отмечаем мы точку
Два луча получается точно. В А С
А лучи, дополняя друг друга, ●
Образуют развёрнутый угол. (на доске)
2. Часто снег идёт зимой
И приносит радость
Угол помним мы прямой
90 градусов. (на доске)
3. Биссектриса-это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам.
Во избежание гиподинамии у детей на 20-й минуте урока математики я обязательно провожу физкультминутку, которую тоже необходимо проводить не отрываясь от урока, с пользой для ума и тела. В зависимости от класса её можно усложнять, но с целом это выглядит так:
1. Запомнить на слух и посчитать, если ответ чётное число поднять правую руку, нечётное число- левую ногу.
8*9=72 (правая рука)
56+46=100 (правая рука)
64-51=13 (левая нога)
56/8=7 (левая нога)
2. Если целое число- подпрыгнуть, если дробное – присесть.
Напомнить (целое –это 5; 6; 9 и т.д., дробное – это 5,6;0.2; 3.7 и т.д.)
2,5+2,5=5
3,7-3,5=0,2
1,2+7,8=9
5+0,6=5,6
3. Если дробь обыкновенная подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши 1 раз, если дробь десятичная – потопать ногами и хлопнуть в ладоши 2 раза.
Напомить (обыкновенная дробь – это 5/6, 4/8, ½; десятичная дробь – это 0,25; 3,6 )
5/6-3/6=2/6(1/3)
3,9+2,5=6,4
4/7+2/7=6/7
5+0,2=5,2
После всей плодотворной работы на уроке за 10 минут до конца урока нужно проводить обязательно гимнастику для глаз. Она просто необходима, потому что 25% учащихся в классах с плохим зрением, у них интерес к уроку начинает снижаться, когда их глазки устали. Поэтому 5 минут от урока уделить следующим упражнениям, которые попробуем сделать с вами под реллаксирующую музыку труда не составит.
1) Самый простой метод - рисовать глазами цифры. Для
этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами
«рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Для начала от «0»
до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда
движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день в течение
10 дней, и это требует известных усилий и тренировки. Хорошо его выполнять в
перерывах между напряженной зрительной работой. Через 10-12 дней можно начинать
рисовать цифры от «0» до «10» и обратно. Такая гимнастика глазных мышц
позволяет улучшить их собственное кровоснабжение и насытить кислородом
внутренние структуры глаза.
2) Еще один полезный метод - это сочетание
гимнастики для глаз с парадоксальным дыханием: при вдохе через нос живот
втягивают, а при выдохе выпячивают.
1. Сядьте прямо, глаза открыты, взгляд фиксирован на объекте, который находится
на линии взора.
2. Делая вдох, посмотрите вверх. Затем закройте глаза и одновременно выдохните
(5 раз).
3. Посмотрите влево - вдохните, посмотрите вправо - выдохните (5 раз).
Следует особо подчеркнуть, что никакие упражнения не помогут, если вы постоянно
сутулитесь, неудобно сидите и работаете в условиях плохой освещенности.
3) Рисуем носом
С открытыми или закрытыми глазами пишем в
воздухе носом цифры или слова. В это время разгружаются мышцы затылка и шеи,
снимается напряжение с глаз. Упражнение служит профилактикой утомляемости глаз
и головной боли.
Вывод:
1. Снизилась стрессовая напряжённость, усилилась мотивация обучения, познавательный интерес
2. Применяя здоровьесберегающие технологии на уроках математики, в течение прошлого года и первого триместра этого учебного года повысилось качество знаний.
3. Учащиеся группы риска стали более активно применять участие в устном счёте на уроке и в период закрепления учебного материала.
4. Положительный эмоциональный настрой и высокий темп урока позволяет выполнить большее количество задач и примеров, побуждая к расширению спектра творческих способностей учащихся, включая создание стихов собственного сочинения.
5. Перспектива данных исследований – это накопление банка данных о наиболее эффективных методиках «использование рук» ребёнка для эффективного запоминания нового материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.