Здоровьесберегающий урок - форма организации учебных занятий в школе.
Оценка 4.9

Здоровьесберегающий урок - форма организации учебных занятий в школе.

Оценка 4.9
docx
14.07.2020
Здоровьесберегающий    урок -  форма организации учебных занятий в школе.
Здоровьесберегающий урок - форма организации учебных занятий в школе..docx

Здоровьесберегающий    урок -  форма организации учебных занятий в школе.

      

 Урок - основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах нашей страны. Урок характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени. Каждый урок складывается из определенных элементов, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков.

Здоровьесберегающий урок – это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности

          Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

          Рассмотрим основные требования  к организации здоровьесберегающего урока.

     1. Учитель обязан обеспечить комфортные  гигиенические условия в классе.   К ним относится установленный СанПиНами режим температуры и влажности.  Строгое соблюдение проветривания.  Необходимо следить за уровнем освещения класса и освещением доски. В классе во время урока не должно быть никаких посторонних звуков. Парты учащихся должны  соответствовать возрасту и росту учащихся, на них должна быть  ростовая маркировка. В классе должно быть чисто и красиво. Все эти условия необходимы для сохранения здоровья и профилактики заболеваний учащихся.

 2. Здоровьесберегающий урок должен иметь структуру урока, которая состоит из различных элементов урока и   обеспечивает цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока.  При подготовке урока, учитель должен вместе с дидактической целью ставить цель здоровьесбережения учащихся. Она определяется целесообразным подбором методов, приемов и средств обучения, необходимых для решения поставленных целей. Это должно исключать  однообразность урока, которая способствует утомлению школьников.   Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.

3. Учитель на уроке должен использовать разные методы преподавания. Число методов преподавания за урок должно быть не менее трех. Это могут быть словесный метод, наглядный метод,  самостоятельная работа, работа с книгой, ТСО и конечно многие другие. Использование одного или двух методов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, падению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным и здоровьезатратным.

 4. В тоже время необходимо соблюдать  правило чередования  методов преподавания.  Методы можно менять  не раньше и не позже чем через в среднем 13 минут.  Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.

5. В последнее время  каждый учитель использует ТСО. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во временном пространстве урока ограничено. Не допускается единовременное использование ТСО на протяжении более 10 минут, а общее время использования не должно превышать более 15минут.

 Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

6. Как уже всем известно,  на уроке у  учащихся может развиваться утомление. Хроническое утомление  является одним  из главных факторов истощения ресурсов здоровья.  Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста учащихся.  Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности  или в процессе отдыха. При правильно организованном здоровьесберегающем  уроке  дети сохраняют работоспособность в течение  всего урока. Учитель должен видеть момент наступления утомления учащихся. Снижения их учебной активности,  проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.

Внешние признаки усталости ученика - это частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

 Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.

Для этого учитель должен знать, уметь и использовать определенные приемы, устраняющие утомление. К ним относится следующее:

- Комплексы физических упражнений общего воздействия, направленные на активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности учащихся.

- Использование комплексов физических упражнений для снятия утомления с кисти рук и пальцев имеет особое значение в начальной школе.

- Комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

 -Комплексы физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения.

-Гимнастика для глаз снижает напряжение зрительного анализатора.

- Дыхательные упражнения общей направленности, разработанные Александрой Николаевной  Стрельниковой.

6.Обязательный элемент здоровьесберегающего урока - физкультминутка. Двигательная активность – один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека. Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток между занятиями отмечали в своих исследованиях многие ученые. В соответствии с особенностями детей  школьного возраста время, в течение которого ученик способен удерживать статическую позу, очень невелико. Отсюда - важное педагогическое условие организации процесса обучения избегать длительного, непрерывающегося сидения. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, а также могут представлять собой последовательность 4-5 несложных упражнений для младших школьников и трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения для старшеклассников.

 7. Здоровьесберегающему уроку характерен определенный психологический климат на уроке. Он должен быть благоприятный как для учителя, так и для ученика. Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций. Залог эффективности урока с позиций здоровьесбережения – создание ситуации успеха для каждого учащегося.

8.Учитель должен уметь снять эмоциональное напряжение  на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

 Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

           В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  может сделать для здоровья современного ученика многое.  Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью школьников.

 

       Реализация  здоровьесбережения  в образовательном процессе невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.            Главными элементами, определяющими личность учителя, принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Обеспечить здоровьесберегающий процесс на уроке возможно только при взаимодействия учителя и ученика. Ключевой фигурой в этом взаимодействии, несомненно, выступает учитель. Создавая благоприятные условия на уроке, учитель способствует сохранению  здоровья ученика.

              Проектирование  образовательного пространства, реализация и достижение планируемых   результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически – требуется  серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию  учебного процесса, отвечающего целям здоровьесбережения. Такая деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке может быть представлена в виде управленческой.  В педагогике разработаны  функции, обеспечивающие  деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке.

             К ним относится функции целеполагание, аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, профилактическая,  рефлексивно-оценочная.

Рассмотрим эти функции.

1. Цель, как известно, ключевой фактор педагогической деятельности. Она направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цели с результатом. Учитель наряду с другими целями урока всегда должен ставить цель, направленную на сохранение здоровья ученика.

2. Управленческая деятельность учителя  должна основываться на аналитической функции, выполняя которую  можно определить оптимальный уровень сложности и трудности урока для данного класса, сформировать реально достижимые цели и задачи урока, а также выявить здоровьесберегающие возможности содержания темы.

Аналитическая деятельность позволит получить информацию о состоянии здоровья учащихся,  и особенностях их развития, создать  индивидуальную  карту ученика.

3.Конструктивная функция учителя играет важную роль при подготовке к уроку, позволяет построить его в единстве с содержанием обучения. Для выполнения конструктивной функции учителю необходимо, прежде всего, определить содержание учебного материала, направленного на укрепление и формирование культуры здоровья учащихся. При подготовке  урока учитель подбирает приемы, методы, средства, дидактический материал и  наглядные пособия, направленные на укрепление здоровья учащихся.

4. Организационно-исполнительская функция  призвана обеспечить  условия и взаимодействие учителей, родителей, учащихся, администрации школы, психолога, медицинского работника для реализации  намеченных планов по достижению цели. Здоровьесберегающее  взаимодействие учителя и учащихся на уроке  призваны обеспечить  высокий  уровень  мотивации  сохранения здоровья.

5. Профилактическая  функция учителя на уроке заключается в принятии специальных мер по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у учащихся отклонений от нормы. Профилактическая функция учителя на уроке должна обеспечить  предупреждение переутомления и развитие заболеваний, вызванных школьными причинами. Кроме того это позволяет поддержать на оптимальном уровне работоспособность учащихся.

             Учитель действительно призван в процессе обучения и воспитания ребенка, понимать всю меру ответственности за сохранение и формирование здорового человека. Деятельность учителя должна быть пронизана нормами здоровьесберегающей этики , предполагающими, к примеру, отказ от действий, которые могут навредить здоровью ученика.

             Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе, которые должен решать учитель:

 - научить детей определять свое состояние и ощущения;

 - сформировать активную жизненную позицию;

 - сформировать представления о своем теле, организме;

 - учить укреплять и сохранять свое здоровье;

 - понимать необходимость и роль двигательной активности;

 - обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;

 - уметь оказывать элементарную помощь при травмах;

 - формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

 

 

Существуют методологические предпосылки  здоровьесберегающего образования:

 1. Учитель  - один из ведущих факторов здоровьесберегающей учебной деятельности.

2. Здоровье учащихся в определенной мере зависит от здоровья учителя.

 3. Личность и жизнь учителя - модель и образец нравственности и мудрости для учащихся и их родителей.

4.Снижение уровня здоровья детей в условиях педагогического процесса следствие недостаточной компетентности учителя в вопросах здоровья.

           Учитель  должен выступать примером здорового образа жизни для учащихся и носителем культуры здоровья, которую он призван транслировать молодому поколению. Культура здоровья как интегральная характеристика личности, поведения и деятельности педагога является показателем его общекультурного развития и одновременно – обязательным компонентом его профессиональной культуры.

 В современной школе культура здоровья педагога является одним из признаков его готовности к инновационной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Учитывая, что здоровье школьников год от года не улучшается и имеет тенденцию к ухудшению, для предупреждения негативного воздействия учебной нагрузки на здоровье школьников,  учителям всех специальностей необходимо знать принципы здорового образа жизни и внедрять элементы культуры здоровья в процесс преподавания по своей дисциплине.


 

Здоровьесберегающий урок - форма организации учебных занятий в школе

Здоровьесберегающий урок - форма организации учебных занятий в школе

Это должно исключать однообразность урока, которая способствует утомлению школьников

Это должно исключать однообразность урока, которая способствует утомлению школьников

Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока…

Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока…

Здоровьесберегающему уроку характерен определенный психологический климат на уроке

Здоровьесберегающему уроку характерен определенный психологический климат на уроке

К ним относится функции целеполагание, аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, профилактическая, рефлексивно-оценочная

К ним относится функции целеполагание, аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, профилактическая, рефлексивно-оценочная

Деятельность учителя должна быть пронизана нормами здоровьесберегающей этики , предполагающими, к примеру, отказ от действий, которые могут навредить здоровью ученика

Деятельность учителя должна быть пронизана нормами здоровьесберегающей этики , предполагающими, к примеру, отказ от действий, которые могут навредить здоровью ученика

жизни и внедрять элементы культуры здоровья в процесс преподавания по своей дисциплине.

жизни и внедрять элементы культуры здоровья в процесс преподавания по своей дисциплине.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2020