Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе»
(Патрик Фосс)
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Физическое здоровье человека – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Здоровьесберегающие технологии в танцевально-хореографическом творчестве – это совокупность методов и приемов организации процесса обучения хореографии, максимально способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Хореография – искусство, любимое детьми. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогом, уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Физическое развитие детей — это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства.
Духовное здоровье включает в себя безусловную любовь, радость, веру, надежду, прощение и оптимизм. Это позволяет нам ощущать связь с собой, другими, с более высокой силой или большей реальностью. Духовное здоровье дает нам чувство стойкости, личного удовлетворения и внутреннего покоя. Духовное здоровье не относится к религии, хотя многие религии включают духовные практики в свою систему убеждений.
Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.
Социальное здоровье – это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Социальное здоровье – это умение контактировать с окружающими, развитие навыков, необходимых в общении.
Цели и задачи здоровьесберегающих технологий
Цель: развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, способностей качеств личности.
Задачи: сохранение физического, психического здоровья обучающихся и их социальная адаптация; обогащение двигательного опыта; выработка осанки; развитие и совершенствования всех видов движений, умение выполнять их легко, выразительно, артистично в соответствии с музыкой; освоение разнообразного музыкально- ритмического материала репертуарного плана.
Функции здоровье сберегающей технологии:
Формирующая. Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.
Информативно-коммуникативная. Обеспечивает трансляцию опята ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.
Диагностическая. Заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями обучающихся, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым обучающимся.
Адаптивная. Воспитание у учащихся направленности на полноценное творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различному роду стресс генным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию обучающихся к социально-значимой деятельности.
Рефлексивная. Заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении в приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
Интегративная. Объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Специфические принципы здоровьесберегающих технологий:
Принцип «Не навреди!»
Принцип постепенности;
Принцип доступности и индивидуализации;
Принцип непрерывности;
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
Принцип всестороннего гармонического развития личности;
Принцип оздоровительной направленности;
Принцип активного обучения.
Партерная гимнастика
:
восстанавливается эластичность связок, подвижность суставов. Гимнастика всегда выполняется в медленном ритме с правильным дыханием, чтобы в правильном ритме происходило кровообращение опорно-двигательной системы,гулушается гибкость, эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку;
Подвижные музыкальные игры
развивают чувство ритма, артистичность и координацию движений, помогают развиться творческим способностям, учат ладить с людьми и устанавливать с ними контакт,
дети освобождаются от страха, агрессии, нарушения поведения;
Танцевально-хореографическое творчество предполагает тесное взаимодействие руководителя и воспитанников. Но без участия родителей в процессе творчества, сохранения здоровья, правильного питания, досуга и психологической поддержки все становится бессмысленным. Проводится работа по разъяснению техники исполнения упражнений, профилактике травматизма, пропаганде здорового образа жизни, Обсуждение совместно с родителями планов танцевального коллектива, участия в фестивалях, приобретения костюмов, выездов на досуговые мероприятия, индивидуальные беседы.
Танцуйте и будете здоровы!
Хотелось бы закончить словами Курта Воннегута, из речи произнесенной перед выпускниками Массачусетского Университета в 1995 году: «Тело – это самый прекрасный инструмент, которым вы когда - либо будете обладать. Танцуйте, даже если вам не где этого делать, кроме вашей гостиной…»
Вывод
занятия хореографией оказывают положительное влияние на организм детей в целом, формируется красивая осанка, воспитываются волевые качества, появляется целеустремленность, положительный настрой на успех.
Список использованной литературы:
1. Анисимова Т.Б. Дьяченко Л.П. - Продлёнка: Игры и занятия для школьников.-Ростов на Дону:Феникс 2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28. 3. Бардина Р.А. «Здоровье и физическая культура», «Олимп»,2001 год. 4. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора, медицинский взгляд на танцы и тренировки. Издательство «Новое слово». Год: 2004 5. Заикина Е.А. Быть здоровым непросто. Формирование культуры здоровья у старшеклассников. – М.: Чистые пруды, 2008г. Вып. 19 6. Казакова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении. – М.: Чистые пруды, 2007г. Вып.4 Сайты: vesna.websib.ru› gddut.ru› choya.muzkult.ru› http
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.