Здоровый образ жизни как педагогическая проблема
Оценка 4.9

Здоровый образ жизни как педагогическая проблема

Оценка 4.9
docx
12.02.2024
Здоровый образ жизни как педагогическая проблема
статья1.docx

Здоровый образ жизни как педагогическая проблема

На государственном уровне разрабатываются различные законы и программы, направленные на заботу и ответственность за здоровье населения. Осознание значимости для будущего России этой проблемы обусловило её разработку на разных уровнях и в различных аспектах. Задачи сохранения здоровья нашли своё отражение в нормативных документах: Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации».

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы провозглашает, в том числе, ценность непрерывного образования, иначе называемого «образование через всю жизнь». Значимость подобного явления состоит в необходимости приспосабливаться к положению постоянно меняющегося мира и адаптироваться в условиях инновационной среды.

Так, Концепция модернизации российского образования рассматривает сохранение и укрепление здоровья учащихся как необходимое условие повышения качества образования. В образовательном учреждении учащиеся проводят большую часть своего времени, поэтому степень влияния данного микросоциума трудно переоценить. Практика показывает, что в связи с появившимися негативными тенденциями национальные проекты «Здоровье» и «Образование» должны развиваться не параллельно, а пересекаясь в некоторых жизненно важных точках.

Здоровый образ жизни позволяет сохранить хорошее самочувствие на долгие годы. Начинать приучать ребенка к правильному образу жизни нужно с раннего возраста (начальная школа). Чем старше становится ребенок, тем труднее родителям будет изменить его образ жизни. На здоровье школьника во многом влияют компьютер и телевизор, которые на сегодняшний день имеются дома у каждого.

Дети проводят за игрой в компьютер и просмотром телепередач практически все свое свободное время. Сейчас все меньше детей играет в игры на свежем воздухе, а ведь растущему организму просто необходима физическая активность. Кроме того, эти достижения техника ухудшают осанку, зрение. Сегодня появились такие понятия как «компьютерная зависимость» и «игровая зависимость», которые официально включены в список зависимостей и стоят рядом с наркоманией, курением и алкоголизмом. Следует также помнить, что постоянное сидение перед телевизором – это бесцельное времяпровождение, которое приводит к лишнему весу. Поэтому постарайтесь оградить (ограничьте) ребенка от чрезмерного пребывания за компьютером и перед экраном телевизора.

На современном этапе развития общества к образованию и обучающимся предъявляются различные требования, соответствующие происходящим процессам глобализации и интеграции в мировое сообщество. Эффективность школьника определяется по его соответствию требованиям рынка труда и способности отвечать тенденциям инновационной экономики.

Для реализации стоящих перед образованием целей необходимо воспитание всесторонне развитой личности. Одной из основ успешной самореализации человека является его образ жизни. Значимость этого явления сложно переоценить. От качества образа жизни зависит эффективность человека как личности: его производительные силы, воплощение творческого потенциала, налаживание продуктивных коммуникативных связей. Состояние здоровья молодежи является государственной проблемой при любом социально-экономическом и политическом положении, так как именно эта социальная категория детерминирует будущее страны, являясь ее творческим и научным потенциалом. В данное время психическое и физическое здоровье молодежи, а также состояние ее образа жизни находится в критическом состоянии. Объясняется это неблагоприятной экологической обстановкой, высокими показателями заболеваемости и смертности.

Исходя из данных фактов, можно утверждать о важности здорового образа жизни, который в свою очередь обеспечит психическое и физическое здоровье молодого поколения, позволив таким образом вести эффективную профессиональную, познавательную, творческую деятельность.

Часто здоровый образ жизни (ЗОЖ) ассоциируют с поддержанием физической формы, правильным питанием или отказом от вредных привычек. Однако в действительности это более сложное понятие, включающее в себя формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые упрочивают и повышают качество резервного потенциала организма.

Даутов Ю.Ю. отмечает, что здоровый образ жизни можно представить в виде комплекса трех компонентов: культуры питания, движения, эмоций. При этом он подчеркивает, что улучшение здоровья возможно только при планомерном воздействии на все эти компоненты, так как единичные оздоровительные процедуры не охватывают целостную психосоматическую структуру человека. Кроме профилактических мероприятий понятию здорового образа жизни соответствует что-либо, что положительно влияет на человека и его здоровье. Дудченко З.Ф. в своем исследовании выделяет такое определение ЗОЖ: деятельность, активность человека, осуществляемая в бытовой, социальной, профессиональной среде с целью сохранения здоровья, физического и духовного развития личности. Культура здорового образа жизни оказывает воздействие не только на укрепление физического здоровья человека, но и на его характеристики как личности — успешную социализацию, активный стиль жизни, профессиональную и творческую самореализацию.

Проблема укрепления здоровья и соблюдения здорового образа жизни является, в том числе, проблемой педагогической. Человека необходимо научить прилагать усилия для поиска такого образа жизни, который позволил бы максимально обеспечить сохранность здоровья и душевное равновесие на каждом этапе становления личности. Роль преподавателя заключается не только в передаче этого знания, но и в достижении понимания самим учащимся важности ЗОЖ. Выполнение данной миссии начинается с дошкольного образования и продолжается вплоть до высшей школы.

Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения принадлежит к самым актуальным проблемам. Решение которой обусловливает будущее государства и дальнейшее существование здоровой нации. Сегодня сферой формирования здорового образа жизни детей и подростков является система образования. Согласно государственной программы стратегической задачей образования является воспитание образованной, творческой личности, всестороннее развитие человека, становления его духовного, психического и физического здоровья. Поэтому обязательным компонентом национальной системы образования должны быть знания о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Указанная проблема обусловлена рядом социальных причин: повышением показателей заболеваемости и смертности, ростом негативных тенденций (токсикомании, наркомании, табакокурения, алкоголизации и т. п.), распространением более жестких форм девиантного поведения. Выработка устойчивых социальных учреждений по осознанию необходимости здорового образа жизни, становится все более актуальной и острой для общества.

Здоровый образ жизни рассматривается учеными как способ жизнедеятельности человека. Она осознанно выбирает и ответственно воспроизводит в повседневном бытии с целью сохранения и укрепления здоровья, как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостная система жизненных проявлений личности, способствует гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности.

С целью формирования здорового образа жизни учащихся нами была разработана социально-педагогическую программу. В которую вошли тренинги различной тематики (профилактика негативных привычек, популяризация здорового образа жизни, формирование ассертивного и безопасного поведения, развитие лидерских качеств) воспитательные часы и беседы («Репродуктивное здоровье молодежи», «Наркотик: друг или враг», «Формирование асертивного поведения»). Программа внедрена в практику учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Миронова Е.В. ставит самопознание в центр поиска здорового образа жизни. По ее мнению, наиболее активно процесс самопознания приходится на период младшего подросткового возраста, когда дети строят свое поведение на основании приобретенных ранее и устоявшихся качеств личности. Именно в этот период они нуждаются в объяснении этих качеств как необходимого условия правильной организации своего поведения. Достигается это путем таких методов как самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Роль педагога на данном этапе будет заключаться в оказании помощи учащимся при формировании аналитического отношения к своим поступкам. Используемыми педагогическими методами могут выступать беседа, анализ поведения персонажа, решение кейс-задач, организация дискуссий или дебатов. Для наглядности данные методы могут сопровождаться аудиовизуальными средствами или практическими упражнениями. В результате у детей сформируются определенные психические, физические и социальные установки, которые послужат фундаментом для формирования здорового образа жизни.

Таким образом, повышение эффективности социальной работы по пропаганде здорового образа жизни, минимизация употребления алкоголя, токсических и психотропных веществ. Социальные и психолого-педагогические аспекты ресоциализации девиантного и дезадаптированного молодежи. Они возможны при условии усиления государственной поддержки, активной деятельности социальных педагогов, психологов, учителей, скоординированного сотрудничества государственных и негосударственных организаций, формирование личностной позиции каждого гражданина страны относительно сохранения собственного здоровья и приумножения здоровья нации.


 

Здоровый образ жизни как педагогическая проблема

Здоровый образ жизни как педагогическая проблема

Дети проводят за игрой в компьютер и просмотром телепередач практически все свое свободное время

Дети проводят за игрой в компьютер и просмотром телепередач практически все свое свободное время

Объясняется это неблагоприятной экологической обстановкой, высокими показателями заболеваемости и смертности

Объясняется это неблагоприятной экологической обстановкой, высокими показателями заболеваемости и смертности

Роль преподавателя заключается не только в передаче этого знания, но и в достижении понимания самим учащимся важности

Роль преподавателя заключается не только в передаче этого знания, но и в достижении понимания самим учащимся важности

С целью формирования здорового образа жизни учащихся нами была разработана социально-педагогическую программу

С целью формирования здорового образа жизни учащихся нами была разработана социально-педагогическую программу

учителей, скоординированного сотрудничества государственных и негосударственных организаций, формирование личностной позиции каждого гражданина страны относительно сохранения собственного здоровья и приумножения здоровья нации.

учителей, скоординированного сотрудничества государственных и негосударственных организаций, формирование личностной позиции каждого гражданина страны относительно сохранения собственного здоровья и приумножения здоровья нации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2024