Статья: Реализация обновлённых ФГОС
Оценка 4.6

Статья: Реализация обновлённых ФГОС

Оценка 4.6
docx
12.02.2024
Статья: Реализация обновлённых ФГОС
Выступление по теме_ _Реализация обновлённых ФГОС_ (из опыта работы)..docx

Из опыта работы по реализации ФГОС.

 

Учить детей сегодня трудно, и раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий, век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит, какими дети быть должны.

 

Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже  интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

 

Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей.

         К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто работал по развивающим системам. Ну а мне, как и любому другому учителю традиционной программы, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самой.

Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: «Для чего я учу детей?»

         Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и пр. Но с позиции ФГОС я поняла и приняла это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни.

       А дать можно только то, что имеешь сам.  Надо самим научиться учиться, быть успешными, и тогда мы научим этому детей.

          Поэтому все началось с постепенной «перестройки» себя и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого стало  понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности.

Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, и считаю, что нужно развивать способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий.

         Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я поняла, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются.

 

Например, «Кластер». Раньше этот приём я называла просто составлением схемы. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Этот приём можно прекрасно использовать на всех этапах урока.  Работу эту каждый ребёнок может вести индивидуально, а можно в группах. Можно по всей теме, а можно по отдельным смысловым блокам. Считаю кластер доступным и эффективным приёмом в начальных классах. 

Часто и с большой результативностью использую приём «Мозговой штурм». Этот приём использую при каком-то затруднении, когда дети высказывают любые свои мнения, что помогает найти выход. Почти ни один урок без этого приёма не обходится. Часто включаю в работу разгадывание ребусов, шифровок, решение задач на смекалку.

 

Приём «Актуальность»  ранее мы называли его просто возникновением проблемной ситуации. Применение этого приёма связано с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать эти знания в жизни.

 Урок математики по теме «Единицы измерения длины».  

Сталкиваем разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Просим учеников измерить длину нашего класса шагами. У одного получается 16 шагов, а у другого 14.

Проблема: почему получились разные ответы? Кто из учеников прав? Значит, нужна какая – то единица измерения длины, чтобы мы получили один правильный ответ. Или можно предложить детям посмотреть мультфильм, как измеряли удава. Ведь у каждого героя мультфильма была своя единица измерения.

 

На уроке русского языка по теме «Мягкий знак»

Предлагаем отгадать загадку:

С твердым Л я на стене,

Книги, например, на мне

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. (полка-полька)

-Чем отличаются эти слова?

-Какая буква, кроме гласных е, е, ю, я, и обозначает мягкость согласных?

-Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

 (о ь-знаке)

 

 Этот приём позволяет формировать познавательные УУД. 

 

Также использую метод создания проблемных ситуаций.

         На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.

Например:

Определите лишнюю запись среди величин и узнаете рост синицы. Даны сантиметры и дециметры.

          Какая величина нам известна? Что можно измерять в сантиметрах?  Какая из величин нам не известна? 

            А знаете ли вы, что такое «дм»?

 

Приём «Яркое пятно»

Приём  « яркое   пятно » заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при  этом  связанного с темой урока.

В качестве « яркого   пятна » могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников. А также в прямом смысле слова «Яркое пятно»:

         Например, тема урока математики в 1 классе «Число и цифра 8». Записаны числа на доске одним цветом, а новое число 8 другим цветом. Через зрительное восприятие, внимание концентрируется на выделенном предмете. Далее определяется тема и задачи урока.

   Также наглядным примером, в начальной школе, является «Лента букв», где гласные и согласные выделены разным цветом.

На уроках окружающего мира чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле? Сформулируйте тему».

         Примером побуждающего диалога может служить следующий фрагмент урока. Тема: «Откуда берутся снег и лёд?». Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ.

 

 Если дети затрудняются, можно предложить посмотреть им в окно:

- Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

 

При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа  включаю работу в парах. Прежде, чем ввести этот вид деятельности, познакомила ребят с основными правилами работы в паре.

         При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:

      1. Громко – тихо.                  2. С запинками – без запинок.

    3. Выразительно – нет.         4. Понравилось – нет.

         При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Также на уроках ребята сами исправляют одноклассников, услышав неправильный ответ.

         Надо отметить, что в результате организации такой деятельности, учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника.

 

Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя.

         Ребенок очень доволен, когда он слышит «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья.

         Такие оценки получают учащиеся с разными способностями. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники.

Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.

         Таким образом, складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

 

Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное,  - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока.

         Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др.  (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников).

          Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению, но, думаю, это дело привычки.

 

Подготовка к каждому уроку по ФГОС занимает довольно много времени. Ведь мне как учителю нужно запланировать не только учебное содержание, но главное организовать деятельность учащихся.

         Это самый трудный момент при планировании урока. Нужно продумать наиболее эффективные формы работы, использовать инновационные приёмы.

         Иногда на уроке приходится сдерживать себя, чтобы не начать самой объяснять, показывать, составлять  и т.д.

 

Мой опыт работы в нач. классах говорит о том, что жизнь младшего школьника напрямую связана с эмоциями, поэтому для них значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию.

         Те новые знания, которые они сами строят, вызывают удивление, радость, даже восторг от самостоятельных побед. Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Поэтому часто использую в своей работе исследование, опыт, практические работы, чтобы ребенок сам экспериментальным путем добывал новое знание. Я требую от своих учеников интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Но и не забываю о необходимости атмосферы доверия, доброжелательности, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился бы к мнениям своих товарищей. У меня давно уже есть ответ на главный вопрос, для чего я учу детей. «Для того, чтобы они стали успешными в жизни».


 

Из опыта работы по реализации ФГОС

Из опыта работы по реализации ФГОС

Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, и считаю, что нужно развивать способности ученика учиться , иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий

Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, и считаю, что нужно развивать способности ученика учиться , иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий

Просим учеников измерить длину нашего класса шагами

Просим учеников измерить длину нашего класса шагами

Какая величина нам известна? Что можно измерять в сантиметрах?

Какая величина нам известна? Что можно измерять в сантиметрах?

Если дети затрудняются, можно предложить посмотреть им в окно: -

Если дети затрудняются, можно предложить посмотреть им в окно: -

Такие оценки получают учащиеся с разными способностями

Такие оценки получают учащиеся с разными способностями

Иногда на уроке приходится сдерживать себя, чтобы не начать самой объяснять, показывать, составлять и т

Иногда на уроке приходится сдерживать себя, чтобы не начать самой объяснять, показывать, составлять и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2024