ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Оценка 4.7

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Оценка 4.7
docx
06.06.2022
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Статья ЗОЖ.docx

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

А.В. Клячева

Балашовский филиал ГАПОУ СО «Саратовский областной базовый медицинский колледж»

 

 «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист)

Дети и подростки всех возрастов наиболее восприимчивы к убеждениям и положительным примерам со стороны родителей, то есть испытывают большое влияние уклада и образа жизни всей семьи. Исходя из этого, педагог (учитель, преподаватель, тренер) должен постоянно совершенствовать применяемые в работе с родителями методы и способы с целью педагогической пропаганды, активно вовлекая взрослых членов семьи в образовательный процесс. Данные направления педагогической деятельности, полученные знания, умения и опыт со стороны родителей должны воплотиться в конкретной работе по развитию и воспитанию подрастающего поколения. 

Сегодня одна из главных задач со стороны общества (так называемый социальный заказ) – воспитание здоровой, гармонично развитой личности, которую характеризует высокая умственная и физическая работоспособность. Для наиболее эффективного решения поставленных задач, в образовательных учреждениях все шире применяются здоровье сберегающие технологии. Образовательный и воспитательный процесс, программы, стандарты содержат в себе один обязательный компонент (закрепленный в тематических планах и в планах работы различного уровня) – укрепление и сохранение здоровья молодого поколения, индивидуальный подход к обучающимся с учетом их уровня развития, способностей и возможностей на каждом этапе обучения.

Обратимся к спортивно-оздоровительному направлению учебно-воспитательного процесса. Уроки физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности призваны решать основные задачи оздоровления детей и юношества, которые вытекают из общей цели всего образовательного пространства.

Современный педагог должен не только хорошо знать программу (владеть информацией в конкретной области знаний), но и на высоком уровне владеть навыками преподавательской деятельности: постановка общих целей и задач, в том числе на отдельно взятом занятии, подготовка учебного материала, грамотное использование различных педагогических методов, приемов и форм организации учебного процесса.

Поэтому каждое занятие по физической культуре отвечает следующим требованиям (аспектам)[1]: 

1.  Формулировка конкретных задач, выполнение которых обеспечивается педагогом на каждом занятии.

2.  Методически грамотное построение занятия с учетом специфики каждого из его этапов.

3.  Занятия должны представлять собой систему, то есть должны являться последовательным продолжением предыдущих, предусматривать (учитывать) задачи и содержание следующих занятий.

4.   Соответствие содержания занятия составу обучающихся и особенностям каждого из них (учет возраста, пола, физического развития и физической подготовленности).

5.  Занятие должно быть интересным для обучающихся, побуждать их к активной деятельности, в том числе и самостоятельной.

6.  Использование заданий, упражнений, игр, нацеленных на разностороннее гармоничное физическое развитие, укрепление и сохранение здоровья, формирование осанки, профилактику нарушений в работе опорно-двигательного аппарата и т.д.

7.  Сочетание занятий с другими предметами в рамках учебного дня или учебной недели (с учетом требований СанПин и т.д.).

8. Кроме образовательного, каждое занятие должно содержать и воспитательный компонент. 

 На занятиях физического воспитания специалисты широко и успешно могут применять педагогику сотрудничества. В соответствии с индивидуальными методами работы педагог предоставляет равные возможности каждому воспитаннику заниматься физической культурой и спортом, предлагает им разные по уровню сложности усвоения материала и выполнения задания, создает благоприятные условия для систематических занятий и для спортивной специализации.

По мнению специалистов на активность, ответственное отношение к выполнению поставленных задач со стороны обучающихся на занятиях по физической культуре влияют многие факторы. Среди них можно выделить следующие: четкая постановка целей и задач, учет интересов учащихся при подготовке, создание положительного эмоционального фона, оптимальная нагрузка, интересный материал и т.п.

Одна из главных задач, стоящих при этом перед педагогом – формирование положительного отношения к физической культуре и спорту, к ведению здорового образа жизни.[4] Положительный эмоциональный фон создается у класса (группы) еще до начала занятия и должен сохраняться на всем его протяжении. Учебный процесс принесет чувство удовлетворенности и радости в том случае, если дети выполняют интересные для них задания, если упражнения соответствуют их способностям и подготовке, если видят и осознают результаты совместного с преподавателем труда: педагог должен поощрять учеников (студентов) за их успехи и подбадривать при неудачах, подсказывать пути решения возникающих затруднений. 

В арсенале педагога сегодня есть большое количество способов разнообразить каждое занятие: фронтальная, групповая или круговая форма проведения; использование новых нестандартных упражнений и их комплексов, сочетаний; смена обстановки, условий занятий (например, занятия на открытых площадках, песке и т.д.); применение игрового и соревновательного методов: командные спортивные игры эффективны для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенности и заинтересованности занятиями, тренировками[2].

Исходя из практики, из собственных наблюдений на своих занятиях отдаем предпочтение методу круговой тренировки, так как считаем, что этот прием наиболее эффективно решает задачи всестороннего развития основных двигательных качеств и умений обучающихся. Благодаря своей специфике круговая тренировка сочетает в себе именно комплексное воздействие на организм и функциональные системы организма, а также имеет строго упорядоченное и вариативное воздействие на процесс поэтапного и целостного, постепенного физического развития, помогает тем самым увеличить моторную плотность.

Основа названного метода – повторение сериями нескольких групп физических упражнений. Считаем, что нужно использовать упражнения, хорошо знакомые для воспитанников. Когда занятия проходят в условиях спортивного зала, то станции располагаются по кругу. Нагрузка на каждой станции зависит от целей и задач урока, корректируется числом повторений или временем выполнения.

Положительный тренировочный и оздоровительный эффект не заставляет себя долго ждать, так как достаточно один раз выполнить упражнения на всех станциях для того, чтобы получить разностороннюю нагрузку на все группы мышц.

Комплексы упражнений должны подбираться в зависимости от темы каждого из занятий. Нельзя не отметить, что такой метод как круговая тренировка достаточно хорошо согласовывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке, гимнастике, общей физической подготовке  и поэтому хорошо применима в условиях школы или учреждения среднего профессионального образования [6]. Эффективность концентрации нагрузки и ее направленность обуславливает успешное развитие общей и специальной физической подготовки в достаточно сжатые сроки. Этот метод позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, формируя тем самым установки на систематическую двигательную активность и здоровый образ жизни, что является важным фактором и аспектом процесса охраны здоровья детей, подростков и молодежи.

Важное значение в своего рода профилактической и пропагандисткой работе имеют подвижные (командные) игры и задания эстафетного характера. Игра по праву считается привычной и эффективной формой организации занятий, которая бесспорно вызывает положительные эмоции и отклик. С помощью игр, основанных на проявлении двигательной активности, обучающиеся усваивают правила и формы наиболее рационального выполнения движений, развивают психические и физические качества, а также коммуникативные способности и волевые черты характера. Но при этом нельзя забывать о переходе от простых игр к более сложным, которые предъявляют высокие требования к развитию и совершенствованию координационных способностей и физических качеств, а более сложные правила требуют в свою очередь проявления инициативности и сообразительности. Поэтому на практике часто используем такие командные спортивные игры как волейбол, футбол, баскетбол, пионербол и другие.

Осенью и весной, согласно годовой программе и тематическим планам, проводим занятия по легкой атлетике, на которых уделяем большое внимание различным специальным беговым упражнениям (ускорения на 30 м. и 60 м., бег с сопротивлением), подвижным играм (например, «Лапта»), общей физической подготовке (подтягивание, сгибание/разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа, прыжки со скакалкой, прыжки в длину с места толчком двумя ногами, челночный бег, приседания и т.д.). Такие занятия имеют прикладную значимость, особенно для будущих специалистов медицинского профиля, где физическая подготовка и состояние здоровья имеют большое значение.

Как раз для комплексного развития двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, прыгучести, гибкости) и повышения функциональных возможностей организма также используем круговую тренировку, о которой говорилось выше.

Тем самым достигается высокая эффективность урока с точки зрения общей физической подготовки и формируется стойкая  мотивация к регулярным занятиям.[3]

Физическая культура в любом образовательном учреждении прививает умения самоконтроля, самокритики, учит ценить время и рационально организовывать распорядок своего дня: в этом заключается прикладная значимость физической культуры как основного средства оздоровления и охраны здоровья, воспитания безопасного поведения.

Чтобы приучить детей к ежедневным занятиям физическими упражнениями необходимо не только давать им домашние задания и развивать самостоятельность, но и проверять их должное выполнение.[5] Это поможет развить у обучающихся привычку регулярно заниматься физическими упражнениями и станет повседневной потребностью. По мнению многих специалистов, именно грамотно и методически верно подобранное домашнее задание способно повысить качество выполнения программы физического воспитания по всем видам физической подготовки.

На уроках физической культуры обучающимся также необходимо рассказывать об истории и развитии Олимпиады, о выдающихся спортсменах и олимпийских чемпионах. Воспитанники с удовольствием участвуют в Олимпиадах по физической культуре и в других мероприятиях различного уровня, занимают призовые места. Спорт формирует здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар (причем не только в спортивном зале), подводит к духу честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России. 

В заключение еще раз отметим, насколько важна роль физической культуры в современном обществе и роль современного учителя физической культуры. Физическая культура – это развитие физического и духовного начала в человеке независимо от возраста, это образ жизни и способ развития целостной личности. При этом поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры становятся для молодежи более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. Мы должны безгранично любить своих учеников, стараться вырастить жизнерадостное, здоровое и крепкое поколение без наркомании и алкоголизма, чтобы гордиться их победами и достижениями в жизни.

 

 Список использованных источников.

1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.

 2. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 192 с.

3. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. – М.: АСТ, 1998. – 272 с.

4. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.

5. Евстафьев Б.В. О природе физических способностей и их соотношение с другими показателями физического развития человека // Теория и практика физической культуры. – 1986. – №4. – С. 49–52.

6.Кряж В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании

студентов. – Минск: Высшая школа, 1982.— 120 c.


 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Методически грамотное построение занятия с учетом специфики каждого из его этапов

Методически грамотное построение занятия с учетом специфики каждого из его этапов

Исходя из практики, из собственных наблюдений на своих занятиях отдаем предпочтение методу круговой тренировки, так как считаем, что этот прием наиболее эффективно решает задачи всестороннего…

Исходя из практики, из собственных наблюдений на своих занятиях отдаем предпочтение методу круговой тренировки, так как считаем, что этот прием наиболее эффективно решает задачи всестороннего…

Поэтому на практике часто используем такие командные спортивные игры как волейбол, футбол, баскетбол, пионербол и другие

Поэтому на практике часто используем такие командные спортивные игры как волейбол, футбол, баскетбол, пионербол и другие

При этом поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры становятся для молодежи более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания

При этом поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры становятся для молодежи более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2022