ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отдельно хотелось бы отметить образ жизни, который родители позволяют вести своим детям. Постоянные компьютерные игры и социальные сети встают на место жизненно необходимой в столь юном возрасте физической активности, так и получается, что с детства многие предпочитают виртуальный мир реальному, тому самому активному отдыху. Такой образ жизни входит в привычку, вызывая проблемы со здоровьем уже в столь юном возрасте. Нет ничего удивительного, что и будучи во взрослом возрасте у него не изменятся привычки.
Иконка файла материала 252225.doc

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………6

1.1.          История представлений о здоровом образе жизни…………………...6

1.2.          Проблемы формирования здорового образа жизни………………….8

1.3.          Основные составляющие  здорового образа жизни….......................10

1.3.1.   Отказ от вредных привычек…………………………………………….13

1.3.2.   Рациональное  питание…………………………………………………15

1.3.3.   Закаливание……………………………………………………………...23

1.3.4.   Соблюдение режима дня……………………………………………….25

1.3.5.   Физическая активность…………………………………………………26

1.4.          Статистические данные…………………………………………………29

1.4.1      Данные всемирной организации здравоохранения………………….29

1.4.2      Данные Росстат………………………………………………………….31

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…..32

2.1.           Задачи исследования………………………………………………..32

2.2.          Методы исследования……………………………………………….32

2.3.          Организация исследования…………………………………………33

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………..35

3.1.    Анализ результатов анкетирования……………………………….35

3.2.    Результаты анкетирования…………………………………………36

3.3.    Анализ полученных данных………………………….....................38

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….42

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..44

Приложение 1……………………………………………………………………..47

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В повседневной жизни мы  часто забываем о себе. Погрузившись с головой в работу, учебу, домашние дела и проблемы, мы совершенно не обращаем внимания на свое здоровье.

Легкое недомогание, небольшая головная боль, одышка при движение это те мелочи, на которые в повседневной жизни большинство не обращает внимания, выпив одну-другую таблетку люди продолжают работать,  тем самым предпочитая  работу своему здоровью. В подтверждение чему ставя внезапную возможность дополнительно заработать  в выходной  лишние две – три тысячи рублей, в ущерб нескольких часов занятий, над собой. А выдавшиеся 15 - 20 минут перерыва тратя на так называемый «перекур» вместо производственной гимнастики[1], про которую уже давно забыли в современном обществе.

Отдельно хотелось бы отметить образ жизни, который родители позволяют вести своим детям. Постоянные компьютерные игры и социальные сети  встают на место жизненно необходимой в столь юном возрасте физической активности, так и получается, что с детства многие предпочитают виртуальный мир реальному, тому самому активному отдыху. Такой образ жизни входит в привычку, вызывая проблемы со здоровьем уже в столь юном возрасте. Нет ничего удивительного, что и будучи во взрослом возрасте у него  не изменятся привычки.

Люди, пренебрегающие своим здоровьем, к сожалению, не задумываются или стараются не думать о том, что не так уж много времени у них займет соблюдение здорового образа жизни, по сравнению с  тем, сколько времени и тех же самых денег, у них отнимут различные заболевания, вызванные игнорированием правил ЗОЖ.

А заботиться о своем здоровье люди начинают лишь тогда, когда чувствуют, что оно подорвано, начинают развиваться серьезные заболевания и организм уже не может справляться с нагрузками повседневной жизни. И именно тогда у человека появляется еще одна проблема – проблема заботы о своем здоровье. А это не должно быть проблемы, это должно быть образом жизни – здоровым образом жизни.

Гипотеза -  нами было сделано предположение о том, что представление взрослых людей о ЗОЖ в определенной степени зависит от их возраста, в частности более полное всестороннее представление о ЗОЖ имеют люди старших возрастов.

Цель – определить представление людей разных возрастных групп о здоровом образе жизни .

Задачи:

Ø     На основе  анализа литературных источников определить проблему данного исследования, сформулировать цель и задачи, а так же гипотезу исследования;

Ø    В результате анкетного опроса получить данные о соблюдении людьми разных возрастных групп ЗОЖ;

Ø    Выявить основные проблемы, возникающие у людей разных возрастных групп при несоблюдении ими ЗОЖ;

Ø    На основании результатов анкетирования разработать практические рекомендации по формированию здорового образа жизни у взрослого населения.

 Структура исследования: дипломная  работа состоит из 49 страниц, введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложения, 2 таблиц, 7 рисунков.

Объект - представление людей разных возрастных групп о ЗОЖ.

Предмет – отношение людей разных возрастных групп к ЗОЖ и факторы их определяющие (на основе опросов).

Практическая значимость – полученные данные помогут дать полную картину проблемы, рассматриваемой в исследовании здорового образа жизни среди взрослого контингента населения. На основе полученных данных в процессе подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы будут предоставлены практические рекомендации по устранению проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.          История представлений о здоровом образе жизни

На основе данных научно – педагогической литературы можно сделать вывод, что практически во все времена, во всех государствах проблемы культуры тела и духа вызывали особый интерес.

Здоровье ценилось еще  с древних времен. Человеку необходимо было выживать: добывать пищу, обеспечивать себя жильём, одеждой, отбиваться от врагов и диких животных. Наиболее яркими  примерами являются Древняя Греция и Древний Рим.

Именно в Древней Греции колоссальное значение уделялась закаливанию, а спартанское воспитание стало символом отличной физической и духовной подготовки. Еще Плутарх писал, что в древней Спарте очень сурово относились к физической форме. После рождения мальчика приносили на край Апофеты и в случае, если находили у него какие – либо физические дефекты, его сбрасывали в ущелье. По достижению мальчиками семи лет их отправляли в военные лагеря, где они учились выживанию. До 12 лет им не разрешалось носить одежду, еду так же приходилось искать самостоятельно. По достижению 17 лет  юных спартанцев ждало испытание необходимо было самостоятельно забраться на гору в храм Артемиды, после чего юношу подвешивали вверх ногами и хлыстали до первой крови, если юный спартанец не издавал ни звука его снимали и он мог вернуться домой, если же он не мог терпеть молча его продолжали бить, пока он не сможет молча выдерживать испытание, иногда так юношу могли забить до смерти. Таким образом отсеивались слабые. Девочки не подвергались такой системе воспитания, но колоссальное время уделяли спорту,  так же их иногда учили обращению с оружием. Так же стоит отметить, что именно в Древней Греции  в 776 г. до н.э. зародились Олимпийские игры, названные так в честь горы Олимп, где, по древнегреческим мифам и легендам  жили боги.

В Древнем Риме воины славились физической силой, выносливостью, отвагой, что достигалось тренировками. Однако, после завоевания половины мира, древние римляне забыли о воздержании в пище, перестали разбавлять вино водой, и стали устраивать многодневные пиры. Началось нравственное разложение, которое в последствии разрушило империю.

У всех народов с древних времён формировались специальные системы физического воспитания и самосовершенствования: закаливание, борьба, физические упражнения и т.п. У всех народов были обоснованы (на практическом опыте) ограничения в пище, питье, складывалось отрицательное отношение к веществам, одурманивающим сознание.

Представления людей о здоровом образе жизни исторически исходит от врачей Косской школы, отожествляемой с именем Гиппократа. Школа Гиппократа ввела в медицину учение, которое основывается на учении аналогиях построения организма человека и окружающего мира. Именно этот подход позволил целостно создать картину взаимосвязей окружающего мира (окружающей среды) и организма человека, так же этот подход помог выделить  четыре типа темперамента.

Понятие здорового образа жизни встречается в трудах врачей школы Гиппократа, как гармония, которую необходимо поддерживать, соблюдая целый ряд профилактических мероприятий.

Это понятие получило дальнейшее развитие в трудах Клавдия Галена, который на основаниях учений Гиппократа стремился гигиеническими мероприятиями охватить все стороны бытия человека.

Клавдий Гален делает важные выводы, исходя из представлений Гиппократа о здоровом образе жизни. В своих трудах он описывает необходимость в формировании здорового образа жизни с раннего детства до глубокой старости. А старость получает отдельное название науки, помогающей в сохранении здоровья – герокомия.

Представление о здоровом образе жизни и далее происходит трансформацию в научных школах мусульманского Востока, который становится одним из центров развития раннего средневековья (вскоре после заката античного мира).

Представления о здоровом образе жизни проходят переосмысление, получая обширную классификацию о здоровье и болезни. Пример – произведение Ибн Сины «Канон врачебной науки».

От Гиппократа до Ибн Сины формировалось осмысление здорового образа жизни, углубление знаний, содержания, тем самым совершенствовав знания о здоровье и болезни [25].

 

1.2.          Проблемы формирования здорового образа жизни

Еще в Древнем мире сложилось понимание в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни. И уже тогда люди понимали, что для достижения государственных целей необходимо, чтобы граждане были здоровы в физическом, психическом и социальном плане. В настоящее время проблемой здорового образа жизни так же, как и в древности обеспокоено не только население, но и правительство. Понимание здорового образа жизни должно прививаться с детства, однако какой – бы то ни было применимой на практике и действующей повсеместно концепции нет. Воспитатели, педагоги, врачи, да и сами родители, зачастую сталкиваются с этой проблемой формирования здорового образа жизни у детей, так как если здоровый образ жизни не сформировать с детства, то во взрослом состоянии практически уже будет невозможно что-то сделать.

 Здоровый образ жизни, как было сказано выше, изначально начинает сформировываться в семье, а затем в различных учебно-воспитательных учреждениях и социуме в целом.

 Проблемы формирования здорового образа жизни и самостоятельной ответственности за свое здоровье в семье неоднозначны. В семье первостепенную роль играет мировоззрение и образ жизни самих родителей. Необходимо собственным примером показывать  бережное отношение к своему здоровью. Ребенок рождается как чистый лист. И то, что в него родители смогут вложить – правильное или неправильное отношение к своему здоровью, позитивное или негативное отношение к социуму так и будет сопровождать его всю жизнь.

Карьера и зарабатывание денег у родителей отодвигают здоровье ребёнка на второй план. И если родители и находят в таком случае время на ребенка, то его незначительно мало. В таком случае правильным было бы отдать ребенка в руки хорошей няни, но такое случается довольно редко. Однако это еще не самая плохая перспектива, которая может ожидать ребенка в семье.

 Еще более острой проблемой, чем нехватка времени у родителей на ребенка является проблема формирования здорового образа жизни в неблагополучных семьях. Алкоголизм, наркомания, безработица – всё это абсолютно несовместимо с воспитанием ребёнка. Дети из таких семей, как правило, оставлены  не только со стороны родительского внимания и заботы, но перед ними встает тот самый губительный пример, который не дает им впоследствии вести здоровый образ жизни и реализовать себя в социуме.

 Подрастая, ребёнок попадает в детский сад. Проблемы здорового образа жизни здесь решаются по-разному, опять-таки, всё зависит от самого дошкольного учреждения, а еще больше от воспитателей, которые там работают.

 Так же важные проблемы формирования здорового образа жизни начинаются в школе. У большинства детей именно в школе начинаются проблемы с осанкой, учителям необходимо следить за учениками, чтобы не происходило ее искривления и нарушения. Помимо проблем с осанкой именно в школьном возрасте начинается колоссальное воздействие социума на личность. Именно в школе могут оказываться как позитивные, так и негативные воздействия на школьника.

Ещё один не маловажный аспект (так же затрагивающий влияние  в школе) – это досуговая деятельность детей и подростков. В этом возрасте человек стремится себя каким-либо образом реализовать. В этом ему должны помогать взрослые и одноклассники. Если этого не происходит, то несовершеннолетние начинают пить, курить, употреблять наркотики и вести беспорядочную половую жизнь. Чтобы избежать таких негативных последствий,  всему обществу необходимо сделать акцент на здоровый образ жизни детей. Ведь если мы не привьем детям с рождения понимание ЗОЖ, то из детей вырастут взрослые с отсутствием понимания необходимости о своем здоровье. И уже во взрослом возрасте очень сложно изменить свои привычки, отношение к себе, обществу и собственному здоровью.

Хотелось еще отметить, что  проблемы формирования здорового образа жизни встают уже не первый год.  Государством реализуются программы по оздоровлению нации, к примеру «Здоровая Россия», которая действовала с 2009 по 2012 год, так же государство в поддержку детей создает уличные площадки для занятий физической культурой, так же выпущен запрет на рекламу табачной продукции на телевидении. Однако они будут успешны только в том случае, если каждый из жителей нашей страны будет осознавать эту необходимость. Пути реализации программы безграничны – кино, телевидение, радио, реклама, специализированные секции и многое другое.

 И самое важное, что все это необходимо прививать еще с детства, тогда никаких проблем со здоровьем и в вопросах здорового образа жизни не возникнет ни у детей, ни у взрослых, ни у пожилых.

 

1.3.          Основные составляющие  здорового образа жизни

Из средств массовой информации мы часто слышим здоровый образ жизни, здоровье, так что же собой представляют эти понятия?

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – процесс соблюдения человеком научно-обоснованных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной  и профессиональной деятельности, а так же в последующие годы жизни [26].

По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50-55% именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18–20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8–10 % — от здравоохранения (Рис.1).

Рис.1  Факторы, оказывающие влияние на здоровье людей

По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»[37].

Основные составляющие ЗОЖ :

·                   оптимальная физическая активность, учитывающая возрастные и физиологические особенности организма;

·                   здоровое питание, построенное  исходя из потребностей организма;

·                   соблюдение режима дня;

·                   соблюдение правил личной гигиены;

·                   закаливание организма природными факторами;

·                   отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);

·                   так же на физиологическое состояние человека влияние оказывает его психоэмоциональное и интеллектуальное состояние.

Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:

·                   Психоэмоциональные перегрузки.

·                   Недостаточную физическую активность.

·                   Избыточное питание и в связи с этим избыточную массу тела.

·                   Вредные привычки - курение, алкоголь, наркомания.

К эффективным мерам по борьбе с преждевременной смертностью относят:

·                   совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;

·                   совершенствование способов и мер борьбы с вредными привычками (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.);

·                   систематизация мотивации людей к приобщению ведения здорового образа жизни, а так же ведению профилактических мероприятий;

·                   мотивация работодателей к участию в приобщении к здоровому образу жизни работников и охране их здоровья;

·                   профилактические мероприятия по борьбе с неинфекционными заболеваниями;

·                   мотивация руководителей  и педагогов школьных ученых заведений к участию в охране здоровья школьников и формированию в их сознании принципов здорового образа жизни.

Отметим же роль самого человека в отношении своего здоровья. Всемирная организация здравоохранения подтверждает, не существует оптимального образа жизни, предписанного всем, необходимо исходить из состояния здоровья организма, возраста пола и т.д. Основной задачей государства является пропаганда здоровья и здорового образа жизни, а так же создание условий для его реализации, которые должны быть доступны каждому Если положенные задачи и организация реализуется государством, то это значительно снижает расходы на здравоохранение.

 

1.3.1.  Отказ от вредных привычек

Основным условием формирования ЗОЖ является отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания).

Так что же происходит в организме во время курения? В соответствии с многочисленными данными в сигарете содержится более 4 тысяч различных соединений, а так же более 40 канцерогенных веществ, 12 из которых способствуют развитию рака. Во время курения никотиновый дым всасывается в кровь, а после этого с кровью разносится по всем системам организма. Каждая затяжка вызывает неконтролируемое количество сужений-расширений сосудов, которое в последствии приводит к их истончению. В результате очередного вдыхания дыма стенки сосуда сужаются и больше не расходятся, в следствии чего организму приходится искать другой сосуд для прохода крови, на который уже ложится двойная нагрузка потока крови, однако в том сосуде, который уже закупорен тоже скапливается кровь, задувая стенки и тем самым образуется аневризма (выпячивание стенки артерии). Но пораженный канал и дальше продолжает сокращаться во время очередного курения и происходит разрыв сосуда, если он расположен в мозгу, то это инсульт, а если кровоснабжает сердце – инфаркт.

Курение оказывает пагубное влияние главным образам на кровеносную систему(вызывает стенокардию, атеросклероз, развивает гипертонию, ишемическую болезнь сердца развивает тромбы в сосудах),  дыхательную (вызывает рак, плеврит, туберкулез) и пищеварительную (разрушает печень, чем и вызывает интоксикацию всего организма). А так же снижает качество памяти, мышления, внимания.

Следующим фактором, оказывающим пагубное влияние на организм и психическое состояние является алкоголь. Он оказывает влияние не только на организм и психику человека, но и разрушает семьи, мешает работе, здоровому общению в социуме. И это только малая часть влияния алкоголя на жизнь человека. Остановимся же поподробнее на влиянии алкоголя на организм и психику человека. Наиболее сильный удар алкоголь приносит мозгу, что подтверждают опыты, проводимые на мозге алкоголиков после их смерти, свидетельствовавшие о уменьшении мозга под влиянием алкоголя.  И чем больше количество выпитого человеком алкоголя, тем больший урон организму он оказывает. Во время употребления алкогольных напитков происходит склеивание эритроцитов (красные кровяные тельца, переносящие кислород), при склеивании которых в большом количестве происходит закрытие просвета в капиллярах, что приводит к прекращению снабжения клетки головного мозга кислородом. Если это происходит более 5-10 минут, то клетка головного мозга отмирает. И чем больше количество выпитого алкоголя, тем больше количество умерших клеток.

Под действием алкоголя нарушаются функции мозга в целом – ухудшается память, мыслительные процессы, мыслительные качества, внимание, нравственные качества дают слабину. Происходит деградация личности, которую можно будет остановить только полным отказом от алкоголя.

Так же хотелось отметить влияние алкоголя на печень. Основной функцией печени является очищение организма от шлаков и токсинов. При постоянном употреблении алкоголя печень уже не может справляться со своими функциями и происходит интоксикация всего организма. Клетки печени постепенно разрушаются  в 3 стадии: жировая дистрофия (замещение клеток печени жировыми), алкогольный гепатит, а затем последняя стадия, которая является смертным приговором – цирроз печени.

Третьим опасным фактором, разрушающим организм является наркомания. 

Наркотик — согласно определению ВОЗ — химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Термин обычно относится к опиатам или опиоидам, которые называются наркотическими анальгетиками.

Наркотики поражают все  системы организма, парализуют и убивают психику человека, делая его тем самым безвольным. Причем наркотики очень быстро вызывают привыкание. Человек становится рабом наркотиков, способным на все ради очередной дозы яда. В первую очередь подвергается сильному воздействию центральная нервная система и психика человека, а затем остальные жизненно важные органы. Происходит деградация человека   как личности. По разным источникам информации средняя продолжительность жизни наркомана 6 – 8 – 10 лет. Наркомания очень тяжело поддается лечению, даже люди, которые от нее вылечиваются, зачастую срываются и вступают вновь на эту скользкую тропу.

Все вышесказанное можно считать ответом на вопрос. – «Почему же так важен отказ от вредных привычек?»

 

1.3.2.  Рациональное питание

Рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни.  Оно обеспечивает правильный рост и формирование орга­низма,  способствует сохранению здоровья, высокой работоспособ­ности и продлению жизни [23].

Благодаря правильному питанию можно:

 - Предупредить или уменьшить риск хронических заболеваний

 - Укрепить  и сохранить здоровье

 - Долгое время оставаться в хорошей физической форме

 - Отодвинуть старение организма

 Так же как и чистый воздух и отказ от вредных привычек нам необходимо сбалансированное, качественное и рациональное питание. 

Рациональное питание  - это питание, учитывающее образ жизни,  возраст, пол, физическую активность, климат, особенности самого организма.

Рациональное питание предполагает:

1. Энергетический баланс. 

2. Сбалансированное питание.

3. Режима питания.

Первый принцип: энергетический баланс

Энергетическая ценность продуктов питания должна соответствовать энергетическим затратам организма.

Энергетическую ценность продукта принято измерять в калориях.

 В случае если калорийность потребляемой пищи превышает энергетические затраты организма (переедани), то происходит накопление той самой неизрасходованной энергии в виде жировых отложений, что может привести к ожирению.

 Если же калорийность потребляемой пищи ниже, то происходит расход накопленной энергии (снижение веса).

Чрезмерное снижение суточной калорийности грозит тем, что происходит экономия энергии, вследствие чего ухудшается самочувствие. Запускаются катаболические процессы – организм начинает перерабатывать мышцы в энергию. Ухудшается обмен веществ, в результате чего происходит авитаминоз и нехватка питательных веществ.

Проанализировав проблемы переизбытка и недостатка калорийности рациона рассмотрим – от чего же зависят энергетические потребности организма.

 Энергетические затраты человека зависят от метаболизма, пола (у женщин энергетические затраты организма ниже, чем у мужчин в среднем на 10-15%), возраста (с возрастом энергетические затраты организма снижаются), физической активности, температуры окружающей среды.

Для того, чтобы определить общие энергетические затраты  организма за день изначально необходимо определить основной обмен.

Основной обмен – это энергия, затрачиваемая организмом в состоянии полного покоя на поддержание жизнедеятельности организма.

Формула основного обмена Маффина-Джеора (или Миффлина-Сан Жеора) – это современный метод расчёта. Формула выведена в 2005 году и по утверждению Американской Диетической Ассоциации (АДА) на сегодняшний день позволяет наиболее точно рассчитать сколько калорий тратит организм здорового взрослого человека в состоянии покоя.

Расчет базового обмена веществ по формуле Миффлина-Сан Жеора (Формулу можно применять от 18 лет):

Для женщины:
ВОО = 9,99 * вес(кг) + 6.25 * рост (см) – 4,92 * возраст – 161
Для мужчины:
ВОО = 9,99 * вес (кг) + 6.25 * рост (см) – 4,92 * возраст + 5

Рассчитав по формуле формуле Маффина-Джеора величину основного обмена веществ, можно вычислить и примерное количество калорий, необходимых в сутки для поддержания веса тела с учетом уровня физической нагрузки. Для этого умножаем полученное число на коэффициент физической активности (Таблица1):

Таблица 1

Количество физической нагрузки

Суточный расход энергии

Минимальные нагрузки (сидячая работа)

ВОО * 1.2

Немного дневной активности и легкие упражнения 1-3 раза в неделю

ВОО * 1.375

Тренировки 4-5 раз в неделю (или работа средней тяжести)

ВОО * 1.4625

Интенсивные тренировки 4-5 раз в неделю

ВОО * 1.550

Ежедневные тренировки

ВОО * 1.6375

Ежедневные интенсивные тренировки или тренировки 2 раза в день

ВОО * 1.725

Тяжелая физическая работа или интенсивные тренировки 2 раза в день

ВОО * 1.9

Полученное в результате число – это то количество калорий, которое можно употреблять в день, чтобы не набирать вес [32].

Второй принцип: сбалансированное питание

Каждый из нас нуждается в строго определенном количестве питательных  веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и минералы), которые должны поступать в определенных пропорциях вместе с пищей.

Рассмотрим, что же представляют собой питательные вещества:

1.                 Белок – второй по распространенности в организме компонент после воды. Все ткани главным образом состоят из белков, это основной строительный материал для мышц, крови, кожи, ногтей, костей и внутренних органов, включая сердце и мозг [29].

Белки – основной строительный материал. Который так же служит переносчиком кислорода (гемоглобин – сложный белок).

Белки отвечают за некоторые функции организма например белок-гомон исулин. Белки участвуют в процессе пищеварения – усвоения углеводов, жиров, витаминов и минералов. Белки так же помогают в обеспечении иммунитета к инфекциям. Белок так же играет важную функцию организма (антитела).

Суточная норма белка около 25-30 граммов в сутки.

 [38]. 

Проблемы, возникающие при недостатке белка.

Дефицит белка нарушает образование гормонов, вследствие чего нарушается работа сердечнососудистой и мочеполовой систем, опорно-двигательного аппарата и других систем организма. Дефицит белка может привести к нарушению всех процессов жизнедеятельности организма, снижению сопротивляемости к инфекциям, задержке роста[19, 35].

Проблемы, возникающие при избытке белка.

Белки не могут накапливаться в организме, поэтому поступление белков в избытке с пищей не может принести пользу организму. Вместо накапливания белка в организме происходит следующее: печень преобразует лишние белки в глюкозу и азотистые соединения (такие как мочевина), которую почки должны активно выводить из организма. Так же избыточное потребление белка наносит вред сердечнососудистой системе, почкам и печени, усиливаются процессы гниения в кишечнике, нарушается витаминный обмен в организме.

Где содержится белок: картофель, орехи, бобовые (фасоль, горох, особенно соевые продукты), рис и зерновые, мясо, рыба, молоко и молочные продукты, творог, плавленый и твердый сыр, яйца.

2.                 Жиры -  класс органических веществ, основной задачей которых является энергетическое обеспечение организма, что подтверждает тот факт, что энергоемкость у молекул жира выше, чем у углеводов. Жиры – ценнейший материал, обеспечивающий энергией организм, один из важнейших элементов клеток микроорганизмов, растений и животных [18].

Суточную потребность жиров можно рассчитать в зависимости от энергетических затрат и возраста человека. Средняя суточная норма потребления жиров составляет около 100г., 60% которых должны обеспечиваться ненасыщенными жирами. Считается, что суточный рацион пожилых людей должен включать не более 75-80г. жиров. В общем рационе питания жиры должны составлять от 15 до 25% и до 30% у людей, занимающихся тяжелым физическим трудом. Недостаточное потребление жиров – одна из ведущих причин развития атеросклероза. Избыточное потребление жиров создает серьезную угрозу поражения печени, поджелудочной железы, желчекаменной болезни и ожирения.

Польза и вред

Для большинства процессов жизнедеятельности клеток необходимы жиры, которые так же способствуют поддержанию эластичности кожи и ее здоровому внешнему виду.

Клетки мозга более чем на 60% состоят из жира, соответственно недостаточное его потребление сказывается на работе мозга не лучшим образом. Умеренное потребление жиров необходимо для поддержания нормального функционирования организма, их дефицит приводит к нарушениям жизнедеятельности органов. Однако избыточное потребление жиров так же не принесет пользы организму. Он откладывается в подкожно-жировой клетчатке, в печени и несет в себе большую опасность для организма.

Расщепление жиров начинается в желудочно-кишечном тракте, но этот процесс энергоемкий, в связи с тем, что жир находится в неподходящим для ферментов состоянии: расщепление жира требует сначала разделения его на мельчайшие шарики (но незначительно жир все же может всасываться целиком в нерасщепленном виде). После чего жир откладывается в подкожно-жировой клетчатке, принимается вид нейтрального запаса жира для дальнейшего использования как источника энергии.

Накапливание жира так же может происходить в крови. Повышенное содержание жира в которой способствует дефициту белка (белок в свою очередь – переносчик молекул жира). При отсутствии белка кровь становится белесого оттенка. И именно в крови, имеющей дефицит белка эритроциты (красные кровяные тельца) склеиваются, в то время как в крови, где все вещества и микроэлементы находятся в норме – эритроциты скользят относительно стенок сосудов и друг друга. Нарушенное передвижение эритроцитов ведет к ухудшению проводимости крови в сосудах. Такое снижение прохождения крови приводит к нарушению питания органов и тканей, снижается так же их устойчивость к негативным факторам.

Переедание в сочетании с длительными стрессовыми состояниями (в частности выделяются в кровь гормоны – адреналин и норадреналин) не только способствуют увеличению жировых кислот в крови, но и неблагоприятно влияют на содержание холестерина. Так же большое содержание поваренной соли усиливает ожирение крови.

И все же с жирами мы получаем биологически ценные вещества: ненасыщенные жирные кислоты, фосфатиды, некоторые жирорастворимые витамины, в частности витамин Авитамин Е, витамин К[38].

Где содержатся полезные жиры: оливковое масло, рапсовое масло, масло из арахиса, растительное масло, соевое масло, масла из орехов(грецкие, кедровые), растительные масла(конопляное, льняное), жиры морской рыбы, живущей в холодных водах[32].

3.                 Углеводы являются основным источником энергии в организме. Около 60% энергии организм обеспечивается за счет углеводов, остальная часть обеспечивается белками и жирами. Большинство углеводов содержится в продуктах растительного происхождения[21].

 Недостаточное содержание  углеводов в рационе питания приводит к нарушению обмена белков и жиров, а так же расходованию белков пищи и тканевых белков. Углеводная недостаточность имеет серьезные последствия для организма – снижается уровень глюкозы в крови (происходит гипогликемия), к которому особо чувствительна центральная нервная система. Вследствие чего возникает головокружение, тошнота, потеря внимания, голод, слабость, сонливость, головная боль.

Избыток углеводов является наиболее частой причиной нарушения обменных процессов в организме, приводящих к развитию различных заболеваний. До 30% углеводов, потребляемых с пищей при рациональном питании способно переходить в жиры. При повышенной калорийности такой рацион питания ведет к ожирению. В случае повышенного потребления легкоусваиваемых углеводов и недостатке пищевых волокон такое питание способствует развитию сахарного диабета (при предрасположенности к нему). Нарушение жирообмена (так характерного для атеросколероза) так же создает большую вероятность при чрезмерном потреблении легкоусваиваемых углеводов (в частности сахарозы). Частое потребление в больших количествах сахоросодержащих продуктов увеличивает уровень глюкозы в крови (гипергликемия). И это оказывает отрицательное воздействие на клетки, что способствует склеиванию тромбоцитов в крови, создавая тем самым опасность тромбозов, в частности  при атеросклерозе и ишемической болезни сердца[38].

 

Рис. 2 Рационально соотношение белков, жиров и углеводов

Третий принцип: режим питания

 Питание должно быть дробным (3 - 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 - 3 часа до сна.

В документе ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) “Здоровье-21″ изложены основы политики сохранения и укрепления здоровья всех в Европейском регионе и опыт многих международных экспертов по проблемам питания и здоровья населения.

Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды. Ориентируясь на нее, Вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.

Пирамида питания ВОЗ (Рис.3): дневной рацион

1.                 Жиры, сладости, применять умеренно. Одна чайная ложка сливочного масла – простая порция.

2.                 Молоко, йогурт и группа сыров, 2-3 порции. Одна порция – чашка молока или йогурта, 45 грамм натурального сыра или 60 грамм плавленого сыра.

3.                 Мясо, рыба, птица, бобовые, яйца и орехи, 2-3 порции. Одна порция – 60-90 граммов постного мяса, птицы или рыбы, 2 яйца.

4.                 Овощи, 3-5 порций. Одна порция равносильна 1 чашке свежей листовой зелени, 1,5 чашки других овощей.

5.                 Фрукты, 2-4 порции. Одна порция равносильна 1 яблоку, апельсину или банану.

6.                 Хлеб, злаковые, крупы, рис и макаронные, мучные изделия. Одна порция эквивалентна одному куску хлеба, 30 граммам сухих круп или чашке готовой крупы, риса или макарон.

 

Рис.3  Пирамида питания ВОЗ

 Для обеспечения здорового питания важно придерживаться основных правил, которые позволят составить сбалансированный рацион питания[37].

 

1.3.3.  Закаливание

Закаливание организма  -  это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к многообразным влияниям внешней среды.  В основе закаливания лежит формирование способности быстро и без вреда для здоровья приспособить организм к неблагоприятным воздействиям окружающей среды [26]. Так же оно способно продлить работоспособность на долгие годы, продлить жизнь и избежать множества различных заболеваний. Главным образом закаливание помогает противостоять различным простудным заболеваниям. Закаливание снижает в среднем в 2-4 раза простудные заболевания, а в некоторых случаях их полностью исключает. Так же стоит отметить общеукрепляющее воздействие закаливания на организм, повышение тонуса центральной нервной системы (что помогает противостоять различным стрессовым ситуациям), нормализация обменных процессов в организме, улучшение кровообращения [23].

Видна колоссальная польза закаливания, как уже указывалось на абзац выше. Но не смотря на это существует актуальная проблема закаливания в настоящее время в связи с повышенными комфортными условиями проживания человека, выросшего материального благополучия, что связано с недостаточным взаимодействием с природой и ее факторами, оказывающими благоприятное тренирующее влияние на организм человека. В результате уменьшения взаимодействия человека и природы значительно снижаются защитные функции организма. Особенно сильно этот недостаток сказывается на детском организме. Поэтому закаливающие процедуры необходимо применять и включать в повседневную жизнь каждого с раннего детства, как самое доступное и безопасное средство укрепления здоровья [26].

Одним из важнейших факторов окружающей среды, в которой находится человек, является ее температура. И вследствие порой колоссальной разницы между температурой организма и окружающей среды является поддержание температурного баланса. И для этого необходимым является закаливание организма [22].

Основой закаливания является рациональное использование основных природных факторов - солнца, воздуха и воды. Однако занятия  физической культурой и сами по себе являются отличным средством, закаливающим организм [14].

Закаливание должно быть постепенным. На первом этапе закаливания  специалисты рекомендуют; температура воды для обти­рания должна быть 32 - 30° С, обливания - 33 - 32° С, обливания ног - 28 - 2б° С. Воздушные ванны можно принимать лишь в том случае, если воздух прогрелся до 22 - 20°С, купание в открытом водоеме разрешается,  если температура воды не ниже 20 - 18°С. Постоянно снижая исходную температуру воды на 1° С в два дня, вы доведете её до 18 - 16° С. На этих цифрах можно оста­новиться [17].

Однако всегда необходимо помнить принципы закаливания, рациональность. Несоблюдение принципов и неграмотное закаливание является опасным для здоровья. Исходя из вышесказанного прежде чем приступать к закаливанию необходимо изучить с тем, что необходимо применять, учитывая состояние здоровья и особенности организма , а так же реакцию на воздействие холода и солнечных лучей [33].

Колоссальная польза закаливания возносит его в один ряд с наиболее значимыми социальными явлениями, становясь тем самым важной государственной задачей [26].

 

1.3.4.  Соблюдение режима дня

Еще одним важным составляющим здоровый образ жизни является режим дня. У многих из нас режим дня зависит от учебы, загруженности по работе, семьи и многих других факторов. И не смотря на свою загруженность каждый из нас должен найти достаточно времени для сна, отдыха, приема пищи и физической активности.

При соблюдении режима дня организм начинает работать как часы. Рассмотрим некоторые составляющие режима дня:

Режим сна и бодрствования. При соблюдении режима становится легко вставать по утрам, т.к. организм настраивается на определенные ритмы. Для этого необходимо всего – лишь во время ложиться вечером (рекомендуемое время 21 час) и в одно и то же время вставать по утрам и тогда организм научится сам вставать без будильника, а человек сможет избежать множества проблем по утрам таких как: сонливость, плохое настроение и самочувствие, отсутствие аппетита (и вследствие чего – пропускание самого важного приема пищи – завтрака), не готовность к работе или учебе.

Режим питания. При соблюдении режима питания организм привыкает получать пищу в строго определенное время, сам начинает к определенному времени вырабатывать желудочный сок, при соблюдении режима питания вы избежите таких проблем как: отсутствие аппетита, заболеваний ЖКТ, ожирения (при рациональном режиме дня последний прием пищи должен быть не позднее чем за 2-3 часа до сна).

Режим физической активности. Уже давно доказано, что при систематических занятиях физической культурой организм привыкает к определенной «дозе» постоянных нагрузок и занятия физической культурой становятся просто не заменимы. При систематических тренировках в определенно время повышается пульс вследствие готовности к тренировки, а физическая активность становится в радость и становится приятным провождением времени.

У каждого свой режим и распорядок дня. И чтобы всегда оставаться в хорошем настроении. И иметь крепкое здоровье его необходимо соблюдать изо дня в день, стараясь придерживаться общих правил. Доказано, что если 21 день подрят выполнять определенные действия, то это входит в привычку. Согласитесь, ведь не так сложно продержаться 3 недели ради хорошего самочувствия и своего собственного здоровья.

 

1.3.5.  Физическая активность

Физическая активность – один из важнейших фактов, оказывающих положительное влияние на организм человека от рождения и до глубокой старости. Вследствие изменившихся условий жизни человека большинство людей испытывает гиподинамию – недостаточную двигательную активность.

Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварения, выделения и других  систем, ускоряют процесс «вхождения» в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

По данным ВОЗ:

Физическая инертность (недостаточная физическая активность) является четвертым по значимости фактором риска глобальной смертности (6% случаев смерти в мире). Кроме того, по оценкам, физическая инертность является основной причиной примерно 21-25% случаев рака молочной железы и толстой кишки, 27% случаев диабета и примерно 30% случаев ишемической болезни сердца.

Рекомендации ВОЗ по возрастным группам:

Возрастная группа: дети и подростки (5-17 лет)

Детям и подросткам данной возрастной группы физическая активность предлагается в форме игры, соревнований, спортивных занятий, мероприятий по оздоровлению, физическую культуру или упражнения в семье, школе и районе.

Рекомендации по физической активности для  укрепления сердечно - сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей и снижению подверженности заболеваниям:

·                     Детям и подросткам 5-17 лет необходима ежедневная физическая активность от умеренного уровня интенсивности до высокого не менее 60 минут.

·                     Дополнительной пользой для здоровья будет физическая активность свыше 60 минут в день.

·                     Большинство ежедневных физических упражнений должно носить аэробный характер. Как  минимум три раза в неделю должны проводиться занятия с  высоким уровнем интенсивности , включающие упражнения, направленные на развитие скелетно– мышечных тканей должны проводиться минимум 3 раза в неделю.

 

Возрастная группа: взрослые люди (18-64 лет)

Рекомендуется физическая активность для людей данной возрастной группы в виде оздоровительных упражнений  или занятия во время досуга, подвижные виды активности такие как велосипед и прогулки, игры, соревнования, плановые и спортивные занятия в каждодневной деятельности семьи и общества.

Рекомендации по физической активности для  укрепления сердечно - сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей и снижению подверженности заболеваниям:

·                     Для людей данной возрастной категории для занятий должно отводиться не менее 150 минут в неделю для аэробных упражнений средней интенсивности или не менее 75 минут для упражнений высокой интенсивности.

·                     Каждое аэробное занятие должно проводиться не менее 10 минут по продолжительности.

·                     Для получения наибольшей пользы люди данной возрастной категории необходимо увеличить время занятий средней интенсивности аэробной направленности до 300 минут в неделю или до 150 минут в неделю нагрузок высокой интенсивности или высокой в сочетании со средней интенсивностью.

·                     Взрослые люди данной возрастной категории, имеющие проблемы с суставами должны выполнять упражнения на равновесие от 3 дней в неделю.

·                     Для силовых упражнений необходимо отвести не менее 2 раз в неделю.

·                     В случае, если люди данной возрастной группы по состоянию здоровья не могут придерживаться рекомендаций, им необходимо выполнять физические упражнения исходя из индивидуальных особенностях организма и здоровья в целом.

 

Возрастная группа: пожилые люди (65 лет и старше)

Для пожилых людей данной возрастной категории рекомендуется физическая активность в виде оздоровительных упражнений  или занятия во время досуга, подвижные виды активности такие как велосипед и прогулки, игры, соревнования, плановые и спортивные занятия в каждодневной деятельности семьи и общества.

Рекомендации по физической активности для  укрепления сердечно - сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей и снижению подверженности заболеваниям:

·                     Рекомендации по физической активности  те же, что и для взрослых людей, учитывая возрастные особенности при построении и интенсивности занятий.

·                     Упражнения на гибкость.

·                     Упражнения на равновесие [37].

 

1.4.          Статистические данные

1.4.1.  Данные всемирной организации здравоохранения

10 ведущих причин смерти в мире по данным ВОЗ

10 ведущих причин смерти в мире за период с 2000 по 2012 год (Рис.4).

Рис.4  10 ведущих причин смертности в мире по данным ВОЗ

На протяжении предыдущего десятилетия основными болезнями, уносившими больше всего человеческих жизней, стали ишемическая болезнь сердца, инсульт, респираторные инфекции нижних дыхательных путей и хроническая обструктивная болезнь легких.

Уровни смертности от ВИЧ незначительно снизились — с 1,7 миллиона (3,2%) случаев смерти в 2000 году до 1,5 миллиона (2,7%) случаев смерти в 2012 году. Диарея более не входит в число 5 ведущих причин смерти, но все еще находится среди 10 ведущих причин смерти — в 2012 году она привела к 1,5 миллиона случаев смерти.

Все больше людей во всем мире умирает от хронических болезней. От рака легких (наряду с раком трахеи и бронхов) в 2012 году умерли 1,6 миллиона (2,9%) человек по сравнению с 1,2 миллиона (2,2%) человек в 2000 году. Аналогичным образом, в 2012 году от диабета умерли 1,5 миллиона человек (2,7%) по сравнению 1 миллионом (2%) в 2000 году[ВОЗ].

 

1.4.2.  Данные Росстат

Росстат – Федеральная служба государственной статистики (ранее Госкомстат).

Основные причины смертности в России за 2013 год по данным Росстат (Рис. 5).

Рис.5 Основные причины смертности в России за 2013 год

На первом месте стоит смертность от заболеваний сердца и сосудов, это порядка 55% от общего числа умерших. Только за полгода по этой причине скончались 525 431 человек. Среди этой группы заболеваний в России лидируют ишемия сердца - 29,1% (278 395 человек) и цереброваскулярные болезни - 16,9% (161 658 человек)[38].

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.          Задачи исследования

В работе решались следующие задачи:

Ø     На основе  анализа литературных источников определить проблему данного исследования, сформулировать цель и задачи, а так же гипотезу исследования;

Ø    В результате анкетного опроса получить данные о соблюдении людьми разных возрастных групп ЗОЖ;

Ø    Выявить основные проблемы, возникающие у людей разных возрастных групп при несоблюдении ими ЗОЖ;

Ø    На основании результатов анкетирования разработать практические рекомендации по формированию здорового образа жизни у взрослого населения.

 

2.2.          Методы исследования

Прежде чем приступить к описанию методов исследования необходимо дать определение метода исследования. Так что же такое метод исследования?

Метод исследованияэто средство познания, способ проведе­ния исследования для достижения определенного результата. Для проведения исследования специалисты, отвечаю­щие за разрешение данной проблемы, выбирают в зависимости от своего опыта, знаний, имеющейся информации, природы проблемы метод исследования. Правильно выбранный метод будет определять получение достоверного ре­зультата, который будет решением задач исследования[31].

С целью решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:

1.                 Анализ и обобщение данных из специализированной литературы.

В работе нашли свое отражение 40 литературных источников, проработана и проанализирована тема здорового образа жизни, рассмотрены проблемы формирования ЗОЖ. Это все позволило сформулировать актуальность, цели и задачи исследования.

2.                 Интервьюирование.

Интервью — вид беседы, при котором ставилась задача получить ответы на  вопросы, связанные с разработкой анкеты. Недостатком данного метода является проблематичность исследования большого количества респондентов из-за большой затраты времени на каждого, а так же длительности анализа полученных данных.

3.                 Анкетирование.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Люди, принимающие участие в нашем анкетировании, давали письменные ответы на вопросы [31].

4.                 Математико - статистический метод обработки результатов исследования.

При обработке и анализе полученных данных использовались общепринятые методы математической статистики.

Математические и статистические методы применялись для обработки полученных данных с помощью опроса, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. С помощью статистических методов определились средние величины полученных показателей.

Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволили показать количественную зависимость в виде, диаграмм, таблиц[2].

 

2.3.          Организация исследования

В исследовании  приняли участие 60 испытуемых, из которых были скомпонованы 3 группы мужчин и женщин взрослого населения в равных соотношениях  по 20 человек в каждой:

Ø    молодежный возраст (19-28 лет  мужчины и женщины )

Ø    зрелый возраст 1 период (29-39 м/29-34 ж)

Ø    зрелый возраст 2 период (40-60м/35-55ж)

В предварительной беседе с участниками собеседования было получено их согласие.

Изначально проводилось интервью с целью определения представления людей о ЗОЖ. На основе которого была составлена программа анкетного опроса, который являлся основным методом исследования. Анкета состояла из 12 закрытых по форме вопросов. В анкете принимали участие студенты очной и заочной формы обучения, а так же сотрудники вуза МГУПИ.

Исследования проводились по плану, включавшему в себя три этапа работы:

I этап: с октября 2014г.  по ноябрь 2014г. Был проведен анализ литературы по данной теме, а так же просмотрены видеоматериалы, в которых на основе практики в медицинском учреждении бы подтвержден вред от несоблюдения правил ЗОЖ, выявлены основные пагубные привычки, приводящие к раннему старению организма и ухудшению его функциональных возможностей, а так же было проведено интервьюирование.  Все это позволило сформулировать актуальность, цель и задачи исследования и приступить к разработке методики исследования.

II этап: длился с ноября 2014г. по декабрь 2014г. Было проведено анонимное анкетирование с целью проанализировать особенности формирования здорового образа жизни у взрослого населения на примере студентов очной и заочной формы обучения и сотрудников МГУПИ. Вопросы приведены в Приложении 1.

III этап: заключительный этап работы с января 2015г. по март 2015г. Был проведен математический анализ полученных данных и разработаны практические рекомендации. Этап завершился оформлением выпускной квалификационной работы и подготовкой ее к защите.

 

 

 

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1.          Анализ результатов анкетирования

Анализ проводится по средствам метода математической статистики.

Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 3 балльной шкале. Использование шкалы с ответами, которым присваиваются баллы от 1 до 3.

Анализ анкеты для выявления статистических данных:
1 вопрос – при ответе – а, б, в , г, д – 2 балла, е – 3 балла, ж – 1 балл

2 вопрос – при ответе – а, б – 3 балла, в, г – 2 балла, д – 1 балл

3 вопрос – при ответе – а – 1 балл, б – 3 балла

4 вопрос – при ответе – а – 1 балл, б – 2 балла, в – 3 балла

5,6 вопрос – при ответе – а – 3 балла, б – 2 балла, в – 1 балл

7 вопрос – при ответе – а – 1 балл, б – 3 балла

8, 9, 11 вопрос – при ответе – а – 1балл, б – 2 балла, в – 3 балла

10 вопрос – при ответе а, б, в, г – 1 балл, д – 3 балла

12 вопрос – при ответе на него баллы не даются, он является контрольным вопросом, который делит респондентов на 3 группы

30 баллов и выше  – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.

 29 – 20 балл – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни  и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.

19 – ниже – низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней

 

3.2.          Результаты анкетирования

Проанализируем полученные данные:

После завершения анкетирования было получено 60 заполненных анонимных анкет, которые были распределены на 3 группы:

Ø    1 группа - 20 анкет - молодежный возраст (19-28 лет  мужчины и женщины )

Ø    2 группа - 20 анкет - зрелый возраст 1 период (29-39 м/29-34 ж)

Ø    3 группа - 20 анкет - зрелый возраст 2 период (40-60м/35-55ж)

После разделения на 3 группы проанализированы данные, которые были получены из анкет и переведены в баллы по системе описанной выше (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты оценки здорового образа жизни студентов и сотрудников МГУПИ (по данным анкетирования в процентном соотношении).

 

Уровни оценки ЗОЖ

Группа

Высокий

Средний

Низкий

1

20%

 40%

   40%

2

25%

 40%

   35%

3

30%

 45%

   25%

Общий показатель

25%

 42%

   33%

Исходя из статистических данных, приведенных выше, видно что соблюдают здоровый образ жизни только 25% из всех опрошенных респондентов, задействованных в анкетировании. Имеют средний показатель уровня оценки здорового образа жизни 42%. И низкий уровень оценки имеют 33%.

Для более наглядного примера представим данные на гистограмме (Рис. 6).

Рис.5  Уровни оценки ЗОЖ по группам

Данные, о состоянии здоровья респондентов приведем в  гистограмме (Рис. 7).

 

Рис.7  Данные о состоянии здоровья (в процентах)

 

3.3.          Анализ полученных данных

Кратко рассмотрим приведенные (Рис.6) данные по возрастным группам респондентов:

Ø    1 группа – молодежный возраст (19-28 лет мужчины и женщины).

20% - высокий уровень оценки ЗОЖ

40% - средний уровень оценки ЗОЖ

40% - низкий уровень оценки ЗОЖ

30% - имеют проблемы с сердечнососудистой системой

7% - имеют проблемы с дыхательной системой

15% - имеют проблемы с пищеварительной системой

20% - страдают избыточной массой тела

50% - не имеют проблем со здоровьем

Проведем анализ полученных данных гистограмм. Из полученных данных следует, что только половина респондентов ( не смотря на то, что это молодежная возрастная группа) не имеют проблем со здоровьем, только 1/5 опрошенных имеют высокий показатель оценки здорового образа жизни. Так же полученные данные свидетельствуют о том, что половина опрошенных имеют проблемы со здоровьем, большая часть которых игнорирует целиком или частично правила ЗОЖ, чем в дальнейшем могут только усугубить ситуацию и ухудшить показатели здоровья.

Ø    2 группа – зрелый возраст первый период (29-39м/29-34ж)

25% - высокий уровень оценки ЗОЖ

40% - средний уровень оценки ЗОЖ

35% - низкий уровень оценки ЗОЖ

39% - имеют проблемы с сердечнососудистой системой

9% - имеют проблемы с дыхательной системой

24% - имеют проблемы с пищеварительной системой

39% - страдают избыточной массой тела

36% - не имеют проблем со здоровьем

Проанализируем результаты гистограмм следующей возрастной группы. Из полученных данных следует, что лишь 36%  опрошенных  не жалуются на проблемы со здоровьем, а 1/4 опрошенных имеет высокий показатель оценки здорового образа жизни. В то же время почти 2/3 респондентов имеют проблемы со здоровьем, в частности со стороны ССС и ЖКТ. При этом избыточную массу тела имеют 39%.

Ø    3 группа - зрелый возраст 2 период (40-60м/35-55ж)

30% - высокий уровень оценки ЗОЖ

45% - средний уровень оценки ЗОЖ

25% - низкий уровень оценки ЗОЖ

42% - имеют проблемы с сердечнососудистой системой

18% - имеют проблемы с дыхательной системой

36% - имеют проблемы с пищеварительной системой

41% - страдают избыточной массой тела

29% - не имеют проблем со здоровьем

Проанализируем данные гистограмм третьей возрастной группы. Из полученных данных следует, что менее 1/3 опрошенных в данной возрастной группе  не имеют проблем со здоровьем, а  30% резидентов имеют высокий уровень оценки здорового образа жизни, что является более высоким показателем, чем в предыдущей группе. При этом более 2/3 прошедших анкетирование так же имеют проблемы со здоровьем.

Далее рассмотрим общие показатели трех возрастных групп:

25% - высокий уровень оценки ЗОЖ

42% - средний уровень оценки ЗОЖ

33% - низкий уровень оценки ЗОЖ

36% - имеют проблемы с сердечнососудистой системой

11% - имеют проблемы с дыхательной системой

25% - имеют проблемы с пищеварительной системой

33% - страдают избыточной массой тела

38% - не имеют проблем со здоровьем

Видно, что только 25% опрошенных респондентов имели высокий показатель оценки здорового образа жизни, что понимают необходимость соблюдения правил ЗОЖ и соблюдают их. В то же время большинство респондентов ¾  не соблюдают правила ЗОЖ частично или игнорируют вовсе, тем самым подвергая свое здоровье риску.

Более 1/3 опрошенных (38%) имеют хорошее здоровье , это значит, что почти 2/3 оставшихся респондентов (62%) имеют проблемы со здоровьем:

1 место - 36% - занимают проблемы с сердечнососудистой системой

2 место - 33% - занимают проблемы с избыточной массой тела

3 место - 25% - занимают проблемы с пищеварительной системой

4 место - 11% - занимают проблемы с дыхательной системой

Первое место занимают проблемы, связанные с сердечнососудистой системой, как раз именно на эту систему организма главным образом негативно влияют вредные привычки.

Второе место  -  проблемы, с избыточной массой тела, которые напрямую связаны с игнорированием соблюдения правил ЗОЖ относительно рационального питания и физической активности.

Третье место среди проблем респондентов занимают связанные с пищеварительной системой, на которые  в первую очередь  негативно влияют, усугубляют и  вызывают неправильное питание, вредные привычки.

Четвертое место занимают проблемы органов дыхательной системы, на которую первостепенное влияние оказывают вредные привычки.

Полученные нами данные мы обработали с помощью методов математической статистики с целью проверить достоверность различий результатов трех наших исследуемых групп.

Сравнивая две выборочные средние арифметические не связанных выборок, коими и являются все три группы (1 группа – молодежный возраст, 2 группа – зрелый возраст первый период и 3 группа - зрелый возраст 2 период), где равны объемы выборки n=n1=n2=n3=20 и не равны дисперсии σ1≠ σ2≠ σ3 , мы  воспользовались формулой:  tрасчет = |y -z|* / корень из σ2y2z , и получили, сравнивая сначала 1и 2 группы,  tрасчет = 2,12. Получив tрасчет, мы сравнили его с критическим значением tα, ν . Для этого мы использовали таблицу теоретического распределения Стьюдента и для уровня значимости α и числа степеней свободы ν выписываем соответствующее значение tα, ν. Под числом степеней свободы принимается разность между числом измеряемых значений и числом линейных отношений, возникающих между ними. Воспользовавшись приведенной выше формулой для определения числа степеней свободы для сравнения двух не связанных равных выборок, мы определили, что ν=38 . Уровень значимости был выбран α=0,05 . Для значений α=0,05 и ν=38 из таблицы распределения Стьюдента получаем критическое значение tα, ν = 2,04. Так как tрасчет = 2,12>  tα, ν = 2,04. Сравнивая значения tрасчет и tα, ν, принимается вероятность q=1- α подтверждения нашей гипотезы о том, что наши несвязанные выборки мы можем считать достоверно различными с вероятностью  q=1-0,05=0,95, то есть,  1 и 2 группы достоверно отличаются статистически по результатам нашего исследования. Так же мы сравнили 2 и 3 группы. Используя те же методы математической статистики получили tрасчет = 2,88, следовательно, сравнивая и эти две группы мы можем утверждать с той же вероятностью, что 2 и 3 группы достоверно отличаются статистически по результатам нашего исследования. И, наконец, сравнивая 1 и 3 группы мы используя тот же метод, получили tрасчет = 3,45 , которая с той же вероятностью в 95% доказывает, что результаты 1 и 3 групп достоверно статистически различны.  Это доказывает выдвинутую нами гипотезу о том, результаты всех трех групп достоверно отличаются друг от друга, что и было необходимым условием для нашего исследования.

Таким образом на основе всего исследования  можно сделать вывод, что большинство заболеваний людей связано с несоблюдением правил ЗОЖ мы подвергаем свое здоровье опасности возникновения заболеваний. Это подтверждают  статистические данные, полученные в нашем исследовании, что в целом согласуется с показателями из литературных источников.

 

ВЫВОДЫ:

1.                 Анализ специализированной литературы позволил  сформулировать актуальность темы исследования, ее гипотезу и задачи предстоящей дипломной работы,  выявлено, что более полное всестороннее представление о ЗОЖ имеют люди старшей возрастной группы, люди молодежного возраста не имеют полного представления о ЗОЖ и чаше его нарушают.

2.                 Результаты нашего исследования подтверждают имеющиеся в литературе статистические данные о том, что здоровье людей в среднем на 50% зависит от соблюдения  людьми правил здорового  образа жизни. В частности у 36%  обнаружены проблемы с ССС; 33% страдают избыточной массой тела; 25% имеют проблемы с пищеварительной системой, а у 11% проблемы с дыхательной системой.

3.                 Так же отмечается, что лишь ¼ опрошенных ведут здоровый образ жизни и более 1/3  не имеют проблем со здоровьем, что свидетельствует о недостаточном внимании большинства опрошенных респондентов и создает угрозу их собственному здоровью. Так же благодаря исследованию мы видим снижающуюся кривую здоровья от 1 возрастной группы к 3.

4.                 Важнейшими составляющими здорового образа жизни, как следует из литературы и представления людей разных возрастных групп данного исследования являются:

Ø отказ от вредных привычек;

Ø рациональное питание;

Ø физическая активность

Ø соблюдение режима дня

Ø закаливание организма

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

После проведения анализа специализированной литературы, статистических данных ВОЗ и Росстата, исследовав 3 возрастные группы видно, что большинство не придерживается здорового образа жизни, благодаря чему имеют проблемы со здоровьем. Более полное представление о ЗОЖ имеет старшее поколение, более остальных осознавая необходимость заботы о своем здоровье.  В связи с тем, что здоровье людей на 50% зависит от соблюдения ими ЗОЖ важно строго выдерживать его важнейшие принципы:

Ø    Отказаться от вредных привычек.

Ø    Рационально питаться.

Ø    Вести физическую активность в соответствии с индивидуальными особенностями организма.

Ø    Соблюдать режим дня.

Ø    Закаливать организм.

2.    Необходимо формировать у населения нашей страны достаточно полные представления о ЗОЖ. В этом плане особая роль должна принадлежать средней общеобразовательной школе, где предмет физическая культура является обязательным. Представляется, что понятие ЗОЖ и его основные принципы должны войти в один из теоретических разделов по предмету физическая культура. Необходимо обратить внимание людей всех возрастных групп на их собственное здоровье.

3.    Так же со стороны государства необходима поддержка и способствование оздоровлению нации и пропаганде здорового образа жизни (по средствам СМИ, государственных программ и т.д.)

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.        Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.

1.     Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.: ФК и С., 1985. – 176с.

2.      Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.

3.     Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.

4.     Андрейченко Л.А. Философия. Ставрополь, 2000.

5.     Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. – 1993, № 3. – 28 – 36с.

6.     Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.

7.     Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры  в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 1994, № 4. – с. 3 –5.

8.     Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. –   103с.

9.     Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. – с. 30 – 31.

10. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.

11. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Мысль, 1990. – 288 с.

12. Гундаров И.А., Киселев Н.В., Копина О.С. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, 1989. – 30с.

13. Джессен Р. Методы статистических обследований. Пер. с англ. Ю.П. Лукашина, Я.Ш. Паппэ; Под ред. Е.М. Четыркина. - М.: Финансы и статистика, 1995. – 446 с.  

14. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. – М.: Флинта; Retorika., 1999. – с.1-35.

15. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры – 2002, № 8. – с. 2 – 5.

16. Жеребцов А.B. Физкультура и труд. — М:1986

17.  Зусманович Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. Курган,1998. - 56 c.

18. Иванов К.П., Кисляков Ю.Я. Энергетические потребности и кислородное обеспечение головного мозга. - Л.: Наука, 1979. - 215 с.

19. Каганов Б.С., Шарафетдинов Х.Х. Лечебное питание при хронических заболеваниях. -  Москва, Эксмо, 2014. – 120с.

20. Колчинская А.З. Кислород. Физическое состояние. Работоспособность. - Киев: Наукова думка, 1991. - 208 с.

21. Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма. - М.: Медицина, 1985. - 224 с.

22. Коростелев Н.Б. слагаемые здоровья. – М.: Знание, 1990. – 120с.

23. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. – М.: ФкиС, 1990. – 94 с.

24. Лопотенко А.В., Тстеблецов Е.А., физическая культура и ее виды в реальных потребностях молодежи. // теория и практика физической культуры. – 1997, № 6. – с. 26.

25.  Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

26. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учеб. Пособие для учащихся старших классов / В. П. Дукьяненко. – Ставрополь, 2001. – 319с.

27. Марков В.В. Осхъновы здорового образа жизни и профилактика болезней . – М.: Академия, 2001. – 320с.

28. Мотылянская Р.Э., Каплан Э.Я. Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, 1980, № 1, с. 14 – 24.

29. Нестерин М.Ф., Конышев В.А. Роль волокон пищи в гомеостатических регуляциях организма //Физиология человека. 1980, т. 6, № 3, с. 531-542.

30. Нилуашев С. Физической воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. – 1993. - №3. – С. –2-4.

31. Скалкова Я., Методология и методы пед. исследования, пер. с чеш., М., 1989.

32. Смолянский Б.Л., Лифляндский В.Г. Лечебное питание. Карманный справочник. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. – 800 с.

33. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. - Ставрополь, СГУ, 1998. - 111с.

34. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.

35. Фадеев П. А. Гипертония. Болезнь повышенного артериального давления – Москва : Эскимо, 2014. – 432 с. (Врачебный гид для пациента).

36. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 1989. - 136 с.

Интернет – ресурсы:

37.  Всемирная организация здравоохранения

http://www.who.int/ru/

38. Портал о здоровье и личностном росте

http://zdorovja.com.ua/content/view/164

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Внимательно прочитайте вопрос, отметьте любым способом.

(На вопрос 1 и 10 можно отметить несколько вариантов ответа).

          1. Что такое на Ваш взгляд, здоровый образ жизни - это?

1)                      соблюдение режима дня;

2)                     соблюдение правильного питания;

3)                     отсутствие вредных привычек;

4)                     стабильная физическая активность;

5)                     закаливание и соблюдение правил личной гигиены;

6)                     все перечисленное выше;

7)                     не знаю.

2. Как часто Вы выполняете физические упражнения?

       а)  ежедневно;    

       б)  3 раза в неделю и более;

       в)  менее 3 раз в неделю;              

       г)  раз в неделю;

       д) не занимаюсь.

3. Вы ведете сидячий образ жизни?

       а)  да

       б) нет

4. Ваша работа имеет … характер?

1)                      преимущественно умственный;

2)                      преимущественно физический;

  в)      смешанный.

5. Придерживаетесь ли Вы правильного питания?

1)                     да;

2)                     время от времени;

3)                     нет.

6. Соблюдаете ли Вы правила личной гигиены?

  а)  да;       

  б)  время от времени;

  в)  нет.

7. Имеете ли Вы вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики)?

      а)  да;                   

      б)  нет.

8. Как часто вы курите?

1) постоянно;   

2) время от времени;

 в)   не курю.

9. Употребляете ли Вы алкогольные напитки?

1) да;

2) время от времени;

3) не употребляю.

10. Имеете ли вы проблемы со здоровьем?

      а) заболевания сердечнососудистой системы;

      б) заболевания органов дыхательной системы;

      в) заболевания пищеварительной системы;

      г) избыточная масса тела;

      д) не имею.

11. Как часто Вы испытываете стресс?

      а)  постоянно;

      б)  время от времени;

      в)  не испытываю.

12. Возраст.

      а)  19-28 М и Ж;

      б)  29-39 М / 29-34 Ж;

      в)  40-60 М / 35-55 Ж.                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель выпускной

квалификационной работы:                                       __________Меньшова А.Д.        

 

 

 

Научный руководитель:                                            __________ к.п.н., профессор

Максименко А.М.

 

 

 

Заведующий кафедрой:                                             __________д.п.н., профессор

Вовк С.И.

 

 

 

Дата защиты:                                                              «___»______________20    г.

 

 

 

Оценка за защиту                                                     ________________________

 

 

 

Председатель государственной

аттестационной комиссии:                                    ____________(_____________)

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1]              Производственная гимнастика — набор элементарных физических упражнений, которые выполняются сотрудниками организации на рабочем месте и включаются в режим рабочего дня с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья и предупреждения утомления сотрудников. Комплекс упражнений для производственной гимнастики составляется с учётом особенностей трудового процесса[16].