«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»
Оценка 4.9

«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

Оценка 4.9
doc
история
23.07.2020
«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»
Дать представление о географическом положении Аттики, ее природе, занятиях населения, форме правления, положении земледельцев, причинах недовольства населения
сценарий урока.doc

Сценарий урока

 

Артемова Елена Владимировна

МБОУ СОШ №4 г.Ессентуки

Предмет: История. Класс 5.

Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира.     5 класс. М «Просвещение» 2012.

Тема урока: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ, историческая карта, атласы, смайлики, карточки с заданиями.

·         Цель урока:. Дать представление о географическом положении Аттики, ее природе, занятиях населения, форме правления, положении земледельцев, причинах недовольства населения

·         Формировать умение самостоятельно работать с книгой

·         Воспитывать уважительное отношение к трудящимся людям, чувство справедливости

Задачи урока:

 

Планируемые результаты:

  • Предметные: получить целостное представление об историческом развитии греков; применять понятийный аппарат для оценивания фактов, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, для аргументации собственных версий и личностной позиции по дискуссионным и морально-этическим вопросам далекого прошлого;
  • Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования изучаемого материала;
  • Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории.

 

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

4.Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

5.  Домашнее задание (3 мин.).


Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-целевой этап (5 мин.)

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание всех учащихся.

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний

 

1.Историю какой страны мы изучаем?

2. Покажите и расскажите, где она расположена и какими морями она омывается?

3.На какие части Грецию разделили горы?

 

Мы продолжаем изучать историю Древней Греции.

 

Слайд № 1

Ответы детей

 

Д- Горы разделили Грецию на Северную, Среднюю и Южную части.

 

3. Мотивация

 

Спустя несколько веков  после Троянской войны греки научились обрабатывать железо, началось развитие новых ремесел. Появилась новая письменность на основе финикийского алфавита. Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки, что позволило точно передавать при письме звуковую речь.

 

Перед вами карта Средней Греции, на юго-востоке которой находится область Аттики.

На контурную карту нанесите область Аттики

 

Главным городом являются- Афины

Почему жители Аттики дали главному городу имя богини Афины.

Я предлагаю прослушать спор между Афиной и Посейдоном.

 

Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». Само   название темы заставляет задуматься: «Почему?».

Это и будет нашей главной задачей сегодня.

 

Ученики смотрят презентацию, слушают учителя.

 

 

 

 

 

Дети работают с контурной картой.

 

Дети показывают сценку.

 записывают тему урока  в рабочий лист.

2. Ориентировочный этап (5 мин.)

 

1. Определение цели урока

Предлагает  выяснить, какие вопросы можно рассмотреть при изучении новой территории?

 

 По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, формулируется план урока.

План

1.     Природно-географическое положение Аттики и занятия ее жителей.

2.     Общественное устройство Афин в VIII-VII вв. до н.э.

3.     Бедственное положение земледельцев

 

Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке

 

Определяют вопросы, которые необходимо изучить. Слайд №2

 

 

Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация

 

 

 

Учебник, документы, карта

 

 

 

3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.)

III Этап

Усвоения новых знаний

1.     Рассказ

    учителя

5 мин

В 8-7 вв до н. э. Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства- полисы.

На территории полиса находился город, окрестные деревни, хлебные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники, усадьбы богачей. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан. Полисы часто соперничали, но между ними сохранялись прочные связи, так как все греки говорили на одном языке, имели общую религию и культуру.

 

Давайте сформулируем, что же такое полис? И запишем данное определение

Полис- город-государство.

 

2.Предлагаю вам сейчас выяснить природно- климатическое положение Аттики и занятия ее жителей.

Документ №1

 

Могли ли жители Аттики заниматься земледелием, имея горный рельеф?

 

 

 

 

 

 

 

Ученикам предлагается выяснить, какие еще занятия, кроме уже названных, существовали у жителей Аттики с помощью текста учебника (с.140, п. 2 обз. 1,2) и иллюстрации

 

Как жители использовали собранные оливки?

 

 

Мы узнали о природно-географическом положении Афинского полиса, о занятиях его жителей. Теперь нам надо рассмотреть общественно- политическое устройство Афин в VIII-VII вв. до н.э. Перед нами небольшой отрывок научного сочинения знаменитого ученого Древней Греции Аристотеля. С помощью Аристотеля попытаемся выяснить, какие группы населения проживали в Афинах, кто управлял Афинами.

 

 

 

Действительно, среди населения Аттики была и знать и простой народ. Но бедняки из числа простых людей порой теряли свободу, становились рабами. Пленников-чужеземцев также превращали в рабов. Поэтому можно говорить о делении населения Аттики на свободных и рабов.

 

На территории Афинского полиса архонтом Драконтом, в конце 7 в. до н.э., были утверждены законы для жителей полиса.

 

 

Где и когда впервые появились писанные законы?

 

 

Предлагаю почитать на рабочем листе законы Драконта. И ответить на вопрос: « Почему жители Аттики считали, что эти законы написаны не Чернилами, а кровью»?

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте сравним эти законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так вот, те древние обычаи, которые архонт Драконт записал как законы, привели к тяжелому положению земледельцев Аттики.

 

В ходе моего рассказа вам предстоит, на рабочем листе, с помощью аппликации дополнить меловой рисунок.

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают новое слово «полис».

Смотрят презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в рабочий лист

 

 

 

 

 

Запись в рабочий лист

 

Дети- могли, только в областях Фисалии, Лаконике, Мессении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики изучают учебный материал, готовят ответ на вопрос.

Дети: Жители Аттики выращивали оливки и виноград, изготавливали оливковое масло и вино.

С.141 2 обз., запись в рабочий лист

 

 

 

Громкое чтение документа, отвечаем на вопросы к документу.

 

Заполняем кластер на рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный ответ: «В Вавилоне, в 1792 г. до н.э., это были законы царя Хаммурапи».

 

 

 

Работают с документом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Они защищали собственность, предусматривали очень жесткие наказания, но в законах Хаммурапи смерть не всегда была наказанием, применялся принцип «око за око».

 

законы Хаммурапи защищали его подданных, ростовщики не имели права продавать своих должников, работающих на них.

 

Примерный ответ: «Простой народ, демос, мог требовать земли, отмены долгового рабства, возможности самим принимать законы, т.е. управлять государством».

 

Законы Драконта были жестокими по отношению к простому народу.

 

 

Дети слушают, выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Работа с историческим документом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная

Работа учащихся

с текстом учебника

 

 

 

 

 

 

3.     Работа с историческим документом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Объяснение

учителя

 

 

 

 

 

 

 

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)

1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала

Выполняя на рабочем листе «Вставь пропущенное слово» Предлагает подвести итоги

 

После заданного вопроса оценивают свои ответы, поднимая смайлики:

желтый – знаю ответ;

синий – не знаю ответ

2. Рефлексия

Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока?

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты

3. Оценка и самооценка урока

Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики:

желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями;

зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать;

синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы

 

Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Предлагает оценить результаты деятельности учителя

Сдают смайлики дежурному по классу,

если урок понравился, оставляют  желтый смайлик на парте

 

6. Домашнее задание (3 мин.)

 

Предлагает виды домашнего задания

Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний

 

 


Сценарий урока Артемова Елена

Сценарий урока Артемова Елена

Ход урока: Этапы урока

Ход урока: Этапы урока

На контурную карту нанесите область

На контурную карту нанесите область

Определяют вопросы, которые необходимо изучить

Определяют вопросы, которые необходимо изучить

Ученикам предлагается выяснить, какие еще занятия, кроме уже названных, существовали у жителей

Ученикам предлагается выяснить, какие еще занятия, кроме уже названных, существовали у жителей

Но бедняки из числа простых людей порой теряли свободу, становились рабами

Но бедняки из числа простых людей порой теряли свободу, становились рабами

Так вот, те древние обычаи, которые архонт

Так вот, те древние обычаи, которые архонт

Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала

Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2020