Сценарий урока
Артемова Елена Владимировна
МБОУ СОШ №4 г.Ессентуки
Предмет: История. Класс 5.
Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М «Просвещение» 2012.
Тема урока: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: ИКТ, историческая карта, атласы, смайлики, карточки с заданиями.
· Цель урока:. Дать представление о географическом положении Аттики, ее природе, занятиях населения, форме правления, положении земледельцев, причинах недовольства населения
· Формировать умение самостоятельно работать с книгой
· Воспитывать уважительное отношение к трудящимся людям, чувство справедливости
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Структура урока:
1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).
2. Ориентировочный этап (5 мин.).
3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).
4.Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).
5. Домашнее задание (3 мин.).
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-целевой этап (5 мин.) |
||
1. Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание всех учащихся. |
Приветствуют учителя |
2. Актуализация знаний |
1.Историю какой страны мы изучаем? 2. Покажите и расскажите, где она расположена и какими морями она омывается? 3.На какие части Грецию разделили горы?
Мы продолжаем изучать историю Древней Греции.
|
Слайд № 1 Ответы детей
Д- Горы разделили Грецию на Северную, Среднюю и Южную части.
|
3. Мотивация |
Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо, началось развитие новых ремесел. Появилась новая письменность на основе финикийского алфавита. Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки, что позволило точно передавать при письме звуковую речь.
Перед вами карта Средней Греции, на юго-востоке которой находится область Аттики. На контурную карту нанесите область Аттики
Главным городом являются- Афины Почему жители Аттики дали главному городу имя богини Афины. Я предлагаю прослушать спор между Афиной и Посейдоном.
Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». Само название темы заставляет задуматься: «Почему?». Это и будет нашей главной задачей сегодня.
|
Ученики смотрят презентацию, слушают учителя.
Дети работают с контурной картой.
Дети показывают сценку. записывают тему урока в рабочий лист. |
2. Ориентировочный этап (5 мин.)
|
||
1. Определение цели урока |
Предлагает выяснить, какие вопросы можно рассмотреть при изучении новой территории?
По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, формулируется план урока. План 1. Природно-географическое положение Аттики и занятия ее жителей. 2. Общественное устройство Афин в VIII-VII вв. до н.э. 3. Бедственное положение земледельцев
Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке
|
Определяют вопросы, которые необходимо изучить. Слайд №2
Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация
Учебник, документы, карта |
|
||
|
||
|
||
3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.) |
||
III Этап Усвоения новых знаний 1. Рассказ учителя 5 мин |
В 8-7 вв до н. э. Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства- полисы. На территории полиса находился город, окрестные деревни, хлебные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники, усадьбы богачей. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан. Полисы часто соперничали, но между ними сохранялись прочные связи, так как все греки говорили на одном языке, имели общую религию и культуру.
Давайте сформулируем, что же такое полис? И запишем данное определение Полис- город-государство.
2.Предлагаю вам сейчас выяснить природно- климатическое положение Аттики и занятия ее жителей. Документ №1
Могли ли жители Аттики заниматься земледелием, имея горный рельеф?
Ученикам предлагается выяснить, какие еще занятия, кроме уже названных, существовали у жителей Аттики с помощью текста учебника (с.140, п. 2 обз. 1,2) и иллюстрации
Как жители использовали собранные оливки?
Мы узнали о природно-географическом положении Афинского полиса, о занятиях его жителей. Теперь нам надо рассмотреть общественно- политическое устройство Афин в VIII-VII вв. до н.э. Перед нами небольшой отрывок научного сочинения знаменитого ученого Древней Греции Аристотеля. С помощью Аристотеля попытаемся выяснить, какие группы населения проживали в Афинах, кто управлял Афинами.
Действительно, среди населения Аттики была и знать и простой народ. Но бедняки из числа простых людей порой теряли свободу, становились рабами. Пленников-чужеземцев также превращали в рабов. Поэтому можно говорить о делении населения Аттики на свободных и рабов.
На территории Афинского полиса архонтом Драконтом, в конце 7 в. до н.э., были утверждены законы для жителей полиса.
Где и когда впервые появились писанные законы?
Предлагаю почитать на рабочем листе законы Драконта. И ответить на вопрос: « Почему жители Аттики считали, что эти законы написаны не Чернилами, а кровью»?
Давайте сравним эти законы.
Так вот, те древние обычаи, которые архонт Драконт записал как законы, привели к тяжелому положению земледельцев Аттики.
В ходе моего рассказа вам предстоит, на рабочем листе, с помощью аппликации дополнить меловой рисунок.
|
Ученики записывают новое слово «полис». Смотрят презентацию.
Запись в рабочий лист
Запись в рабочий лист
Дети- могли, только в областях Фисалии, Лаконике, Мессении
Ученики изучают учебный материал, готовят ответ на вопрос. Дети: Жители Аттики выращивали оливки и виноград, изготавливали оливковое масло и вино. С.141 2 обз., запись в рабочий лист
Громкое чтение документа, отвечаем на вопросы к документу.
Заполняем кластер на рабочем листе.
Примерный ответ: «В Вавилоне, в 1792 г. до н.э., это были законы царя Хаммурапи».
Работают с документом
Они защищали собственность, предусматривали очень жесткие наказания, но в законах Хаммурапи смерть не всегда была наказанием, применялся принцип «око за око».
законы Хаммурапи защищали его подданных, ростовщики не имели права продавать своих должников, работающих на них.
Примерный ответ: «Простой народ, демос, мог требовать земли, отмены долгового рабства, возможности самим принимать законы, т.е. управлять государством».
Законы Драконта были жестокими по отношению к простому народу.
Дети слушают, выполняют задание. |
2. Работа с историческим документом
|
||
Самостоятельная Работа учащихся с текстом учебника
|
||
|
||
3. Работа с историческим документом
4. Объяснение учителя
|
||
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.) |
||
1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала |
Выполняя на рабочем листе «Вставь пропущенное слово» Предлагает подвести итоги
|
После заданного вопроса оценивают свои ответы, поднимая смайлики: желтый – знаю ответ; синий – не знаю ответ |
2. Рефлексия |
Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока? |
Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты |
3. Оценка и самооценка урока |
Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке |
Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики: желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями; зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать; синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы |
|
Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Предлагает оценить результаты деятельности учителя |
Сдают смайлики дежурному по классу, если урок понравился, оставляют желтый смайлик на парте
|
6. Домашнее задание (3 мин.) |
||
|
Предлагает виды домашнего задания |
Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.