Земля - часть Солнечной системы
Оценка 4.7

Земля - часть Солнечной системы

Оценка 4.7
docx
22.11.2022
Земля - часть Солнечной системы
8 Земля - часть солнечной системы_.docx

5 класс Тема: « Земля – планета Солнечной системы».

 

Ц е л и : – сформировать знания о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе;

– развивать пространственное воображение, абстрактное мышление;

– воспитывать познавательный интерес.

 

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые  понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь.

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Воспитательные:   осознание себя как части целостности природы

 

Ход урока:

1.      Организационный момент

2.      Проверка домашнего задания

3.      Актуализация знаний

Окрашен космос в черный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня,

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны,

 И звезды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

 

*      Что изучает наука астрономия?

Астроно́мия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. Образовано от древнегреческих слов ἀστήρ, ἄστρον (астер, астрон), «звезда» и νόμος (номос), «обычай, установление, закон»

 

4.      Определение темы урока.

-Отгадайте загадку:

Восемь братьев и сестер вокруг мамы ходят, отражая свет ее хороводы водят ?  (Солнце и планеты)

– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют Солнечной системой и что входит в неё.

 

5.      Работа по теме урока

Солнечная система

1.         Солнце

2.         Земля

3.         Меркурий

4.         Венера

5.         Марс

6.         Юпитер

7.         Сатурн

8.         Уран

9.         Нептун

10.       Плутон

11.       Орбита

12.       Спутник

13.       Астероиды

14.       кометы

15.       метеоры

16.       космическая пыль

17.       инопланетяне

-Какое слово на доске лишнее и почему?

 

- На какие две группы можем разделить все планеты?

 

1.      Планеты типа Земля (Меркурий, Венера,Земля,Марс);

 

2.      Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн,Уран,Нептун) ,

 

Плутон не входит(по многочисленным спорам астрономов Плутон –карликовая планета)

 

6.       Первичное закрепление.

 

1. Названия планет.

(Учитель заранее готовит листы со стихотворением).

 - Чтобы запомнить названия планет, прочитайте стихотворение  и подчеркните их.

 

Планеты у Солнца танцуют, как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы.

Уран и Нептун, и кроха Плутон –

Последней планетой является он.

 

*      Расширение знаний о планетах.

Меркурий – первая планета от Солнца. Эта планета находится ближе всех к Солнцу, и днем на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью там становится очень холодно, ниже нуля, – у Меркурия нет атмосферы, и тепло там не сохраняется. Меркурий – самая маленькая из «внутренних планет». Он вращается вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром его назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная. 

 

Венера – вторая планета от Солнца. По своим размерам Венера схожа с Землей, а ее поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Венера – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращается она не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце на Венере всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини  красоты.

 

Земля

Вы уже знаете, что Земля, как и другие планеты Солнечной системы, имеет форму шара. Но первые представления о нашей планете были совершенно другими. Давайте вспомним какие?

К выводу о том, что наша планета круглая пришли древнегреческие ученые более двух тысяч лет назад. Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат Аристотелю. (Слайд №8)К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время которых тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны, всегда круглая; следующим его доказательством было расширение горизонта при поднятии. Чтобы на открытой местности увидеть как можно дальше, мы забираемся на высокий объект – дерево, крышу дома, холм, таким образом, горизонт расширяется с увеличением высоты места наблюдения.

Особенно явно видна шарообразная форма Земли на космических снимках.

Размеры Земли

- Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях. Первым, кто измерил величину земного шара, был древнегреческий учёный Эратосфен (III – II вв. до н.э.).

Он получил результат окружности Земли 39 690 км, приближенный к действительному.

Сейчас площадь поверхности Земли = 510 млн км²

Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км до полюсов = 6 356 км

Длина экватора (окружности Земли) = 40 000 км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.

 

- Скажите, а правильно ли мы называем нашу планету «земным шаром»?

- Тогда почему расстояния от центра Земли до экватора и до полюсов разное.

- В действительности Земля наша - не идеальный шар. Впервые это удалось заметить около 300 лет назад французскому академику Рише.

В 1672 году Рише отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки. По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно.

Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору.

Именно этот факт дал основание великому физику (Слайд №15) Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не просто неисправность их механизма, а какая-то закономерность.

Часы отстают потому, - заявил Ньютон, — что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.

 

- На сколько велика разница экваториального и полярного радиусов.

6378 - 6356 =22км

 

Глобус – модель земного шара

Начиная с конца XV века Землю стали изображать в виде объёмной модели.

- Один из первых глобусов был изготовлен немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году. Этот глобус сохранился до наших дней и находится он в Германии. А самому изобретателю там поставлен памятник.

 

- Какую информацию мы можем получить, если внимательно посмотрим на наш глобус? (Представление о форме планеты, на глобусе хорошо видны очертания материков, океанов, морей, их относительное расположение и размеры)

- Однако все изображения географических объектов очень мелкие, значит на глобусе есть масштаб.

 

- Найдите на глобусе масштаб и прочитайте его. (1 из обучающихся рассматривает глобус)

Масштаб 1:50 000 000

А давайте переведем численный масштаб в именованный? В 1 см – 500 км

Во сколько раз данный глобус меньше Земли? В 50 000 000 раз (Значит глобус – это… уменьшенная модель Земли)

 

Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета Солнечной системы. Его поверхность представляет собой коричневую пустыню с кратерами и расселинами, напоминающими безводные каналы. Есть на Марсе и горы, причём некоторые из них выше, чем наш Эверест. Названа планета Марс в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. У планеты Марс два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны).

 

Меркурий, Венера, Земля, Марс – это планеты земной группы, их еще называют каменными. Познакомимся с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми.

 

Гигант Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет. У Юпитера небольшое твёрдое ядро, окружённое бурлящей массой жидкого водорода. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, а в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

 

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по окружающим его красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твёрдых частичек (лед и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.

 

Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От Солнца он удалён на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому там очень холодно. Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придает ему зелёный цвет.

 

Нептун  очень похож на Уран, только размером поменьше. От Нептуна до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. Планета Нептуна носит имя римского бога морей.

 

Впервые Плутон заметили в 1930 году. Это самая маленькая и самая лёгкая планета Солнечной системы (хотя сейчас мнения ученых о том, считать ли Плутон планетой, разделились). Его диаметр – всего лишь 2400 километров. Плутон меньше нашей Луны. Планета Плутон названа в честь римского бога-повелителя царства мёртвых. Температура на поверхности Плутона – минус 230 градусов.

 

- А что же такое ЛУНА?

– Луна – это естественный спутник Земли. Когда мы смотрим на Луну, нам кажется, что она примерно такой же величины, как Солнце. На самом же деле она во много раз меньше Солнца и приблизительно в 4 раза меньше Земли по диаметру.

Луна не излучает собственного света и кажется нам светящейся потому, что на неё падают солнечные лучи и отражаются от её поверхности.

Спутник - небесное тело, которое движется вокруг планеты.

Оказывается, Земля и Луна всегда неразлучны. Луна вращается вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

Спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Луна – естественный спутник Земли. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз в месяц.

Как вы думаете, каково расстояние от Земли до Луны, выскажите свои предположения. (Ответы детей).

 

- Среднее расстояние от Земли до Луны составляет около 400 тысяч километров. Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта. Луна - это самое близкое к Земле космическое тело. Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться.

Путь, по которому Луна движется вокруг Земли, называется орбитой Луны.

Лунные фазы

 

- Еще в древности люди заметили, как луна все время меняет свою форму. То она круглая, как тарелка, то похожа на краюху хлеба, то виден лишь тоненький серп, который люди назвали месяцем. Люди не могли этого объяснить и сочиняли сказки, загадки, мифы. Я вам расскажу одну сказку.

 

Сказка «Кто обгрыз месяц.»

 

Однажды ночью на пороге старого, скрипучего дома сидели два голодных мышонка Пип и Скрип. Сидели, болтали хвостиками и смотрели на месяц.

– Наверное, месяц очень вкусный, жаль, что не достать, – вздохнув, сказал Пип.

– Вкусный? С чего ты взял? – удивился Скрип.

– Месяц точь-в-точь как ломтик сыра. Даже темные пятнышки видны. Это, конечно, дырочки. А самое главное, я заметил, что ломтик все время кто-то объедает. Прошлым вечером он был гораздо больше, а позапрошлым – совсем большой.

– Верно, – подумав, – отозвался Скрип. – Я тоже заметил. И я знаю, кто им лакомится: летучие мыши! Они каждую ночь улетают куда-то с чердака, наедаются досыта, а к утру возвращаются. Давай их попросим, чтобы они и нам принесли кусочек.

Побежали мышата на чердак, но летучие мыши только головой покачали.

«Чудаки! – смеялись летучие мыши. – Разве нам до месяца долететь?! Да и сыр мы не едим, мы ловим комаров да бабочек. Это, наверное, ласточки рано утром расклевывают ломтик, пока его не убрали с неба».

Едва рассвело, отыскали мышата ласточек, сели у телеграфного столба и, задрав мордочки, запищали: «Ласточки, ласточки, это вы клюете месяц? Принесите нам кусочек сыра!»

«Чудаки! – защебетали ласточки. – Нам до месяца ни за что не долететь. Мы ловим комаров да мошек. А сырную краюшку наверняка орел клюет, он летает выше всех».

Что делать, отправились мышата к орлу. Но и орел ответил им: «До месяца мне не долететь». Но ведь ночью кто-то обгрызает месяц! Кто же тогда? Вон уже только корочка осталась. «Мне филин говорил, – подумав, сказал орел, – будто ночью на небе появляется какой-то страшный черный зверь. Глаза у него горят, усы топорщатся. Он-то, наверное, и объедает месяц».

Вернулись мышата домой, дождались ночи, стали караулить – какой такой черный зверь придет месяц доедать?

Смотрели-смотрели… И вдруг Пип закричал: «Ой, я вижу два зеленых глаза. Это, наверное, летучий кот!» Тут Пип и Скрип запищали от ужаса и спрятались в норку.

С той поры мыши никогда не облизываются на месяц.

 

- Ребята, а вы можете объяснить, почему меняется внешний вид Луны? (Ответы детей).

- Чтобы объяснить это, нам надо знать секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит.

- Сама Луна не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена, чем? (Солнцем).

- В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.

ти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луны на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.Э

 

Поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность.

- Ребята, эти впадины называются кратерами или по-другому их называют «лунными морями».

 

Изучение человеком Луны.

- Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне?

 

Луна – это единственное небесное тело, на котором побывал человек. Поэтому изучена она гораздо лучше чем другие планеты.

Первыми побывали на луне в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Их космический корабль назывался Аполлон. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. Американские астронавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат «Луноход - 1». Это автоматический аппарат, управляемый с Земли по радио, который посылали на Луну для сбора материала с космических объектов.

Исследование Луны показало, что на Луне нет ни облаков, ни ветра, ни воды, ни воздуха, а следовательно нет животных и растений, из-за чего жизнь на Луне невозможна. Есть только черное небо вокруг.

Из — за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до - 160 градусов.

Предметы на луне в 6 раз легче, чем на Земле. Люди такие легкие, что могут свободно прыгать через широкие канавы. Здесь и падать не страшно. Медленно опускаешься, точно погружаешься в воду. Падаешь и не ушибаешься. А подняться можно просто, оттолкнувшись руками от грунта. Ходить по лунной поверхности трудно, ноги «буксуют». Надо разгоняться маленькими шажками.

 

- Итак, ребята, скажите, что удалось выяснить учёным - астрономам в результате изучения Луны?

 

Что такое Солнечная система и что в неё входит.

Кроме огромных планет, вокруг Солнца движется множество небесных тел, не излучающих собственного света.

Иногда в небе появляются кометы. Слово «комета» происходит от греческого слова, означающего хвостатая. Так назвали это небесное тело потому, что оно очень часто имеет длинный красивый хвост. Несведущие люди очень боялись появления комет. Полагали, что появление кометы предвещает несчастье – болезни, голод, войны. Опасались также, что комета упадёт на Землю или заденет Землю своим хвостом и все погибнут.

Учёные определили, что комета не похожа на другие небесные тела. Ядро кометы – это глыбы затвердевших газов, в которые вмерзли твердые частицы и камни. Когда комета приближается к Солнцу, оно нагревает ядро кометы. Льдинки, находящиеся в ядре, тают, замерзшие газы испаряются.

 

Хвост кометы – это поток газов и пылинок.

За последние 100 лет Земля дважды проходила сквозь хвост кометы, и ничего необычайного не произошло.

Кометы распадаются. В межпланетном пространстве мчатся остатки распавшейся кометы. Иногда они падают на Землю.

Обломки комет, астероидов, упавшие на Землю, называют метеоритами.

Искорки, пролетающие по ночному небу яркими стрелками, – это песчинки и камешки величиной с булавочную головку. Они прилетают из космоса с огромной скоростью. От удара и трения о воздух они раскаляются и светят. Астрономы называют это явление метеорами.

Солнце и все небесные тела, обращающиеся вокруг него, – планеты, астероиды, кометы, метеорные тела – образуют Солнечную систему.

 

7.      Рефлексия

8.      Подведение итогов урока

*      Домашнее задание


*     

Тема: « Земля – планета Солнечной системы»

Тема: « Земля – планета Солнечной системы»

Плутон не входит(по многочисленным спорам астрономов

Плутон не входит(по многочисленным спорам астрономов

Именно этот факт дал основание великому физику (Слайд №15)

Именно этот факт дал основание великому физику (Слайд №15)

Луна – это естественный спутник

Луна – это естественный спутник

Луна принимает вид целого диска – это полнолуние

Луна принимает вид целого диска – это полнолуние
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022