Урок географии в 5 классе
Тема: Земная поверхность на плане и карте.
Масштаб. Виды масштаба.
Цель урока: Формирование знаний о масштабе и его видах
Ход урока
1 этап. Оргмомент.
2 этап. Проверка домашнего задания.
1) (СЛАЙД 1)
2) Проверка
(СЛАЙД 2)
3 этап. Изучение нового материала
Ни один географический объект не может быть изображен на карте или плане в натуральную величину. Необходимо его во много раз уменьшить. Чтобы после этого иметь четкое представление о расстояниях, необходимо обладать математическими знаниями для правильного расчёта. Именно это и будет объединять две науки математику и географию на нашем уроке.
- Ребята, вы уже знакомы с понятием "Масштаб", что же мы еще можем о нем узнать? (Где его применяют). Да, сегодня мы продолжим говорить о масштабе, решим несколько задач, но главное покажем вам, на сколько это понятие важное для нашей жизни, и насколько широка область применения масштаба.
- Как вы думаете какая цель нашего урока? (Показать применение масштаба в повседневной жизни).
- Да , ребята всё правильно.
ПОВТОРЕНИЕ.
- Только в начале, давайте вспомним уже изученный материал:
1)Что такое масштаб?
(Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. )
2) Что показывает масштаб?
(Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности).
3) Какие виды масштаба мы знаем?
(Численный, именованный, линейный)
Устный счёт
-Сколько сантиметров в 1 метре? (100 см).
- А сколько в12 метрах? (1200 см),
- А в 24? (2400 см)
- Какое
математическое действие мы выполняем переводя метры в сантиметры? (Умножаем на
100)
- А если нужно наоборот перевести сантиметры в метры? (делить на 100).
- Хорошо, скажите сколько метров в 1500 см? (15м)
- Как перевести километры в метры ? (умножить на 1000).
- Сколько метров в 7 км? (7000 м.)
- А как перевести метры в километры? (разделить на 1000).
- Сколько километров в 87000 м? (87 км.).
- Всё правильно, молодцы. А вот чтобы перевести километры в сантиметры нужно умножить на 100 000. Например в 5 км 500 000см.
- А сколько сантиметров в 62 км? ( 6 200 000 см).
- Чтобы перевести сантиметры в километры нужно разделить на 100 000, например 400 000 см –это 4 км.
- Ну а теперь давайте переведём численный масштаб в именованный
1 : 2 000 ( в 1 см – 20 м )
- И наоборот именованный в численный в 1 см – 500 м ( 1 : 50 000)
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Учитель географии:
Ребята, посмотрите на карту.
1.Задание с физической картой России.
Откройте свои тетради. Посмотрите первое задание.
Определите расстояние на местности от Москвы до Кирова, зная масштаб карты в 1 см – 100 км.(Расстояние на настенной карте Москва – Киров 8 см).
Решение: расстояние на карте 8 см - запишите в тетрадь.
8 х 100км = 800км расстояние на местности.
2. Длина железной дороги Москва—Санкт-Петербург равна 700 км. Какой длины отрезок на карте с масштабом 1 : 10 000 000.
Решение:
700 км =70 000 000 см. Запишите в тетрадь
70 000 000 : 10 000 000 = 7 (см) длина отрезка на карте.
Ответ: 7 см.
3. Определите масштаб карты Тамбовской области, измерив расстояние от Мичуринска до Тамбова. Расстояние на местности от Мичуринска до Тамбова 65 км. Запишите масштаб в численном и именованном виде.
Решение: 65км = 6 500 000см Запишите в тетрадь
6 500 000 : 5 = 1 300 000
Ответ: 1:1 300 000 или 1см - 13км.
Основные виды задач на масштаб и алгоритмы их решения.
в зависимости от вопроса задачи можно разделить на 3 вида: определение расстояния на местности; определение расстояния на карте и определение масштаба карты. Давайте решим задачу каждого вида и выработаем алгоритм наших действий.
Алгоритм определения расстояния на местности: чтобы найти расстояние на местности, надо: расстояние на карте умножить на делитель в отношении, показывающем масштаб.
Алгоритм определения расстояния на карте: чтобы найти расстояние на карте, надо расстояние на местности разделить на делитель в отношении, показывающем масштаб.
Алгоритм определения масштаба: чтобы найти масштаб, надо расстояние на карте разделить на расстояние на местности, и записать масштаб в нужном виде.
Ребята, на практике с помощью масштаба изображения очень крупных предметов уменьшают(например, чертеж дома, автомобиля), а очень мелких предметов увеличивают (деталей часового механизма, клетки растений и других) для удобной работы с ними. На чертеже указано во сколько раз уменьшено изображение. А на окуляре и объективе микроскопа тоже указана степень увеличения предмета.
Задачи.
1) На плане дорога длиной 500м изображена линией в 5 см. Определите масштаб.
2) Туристы прошли на север 5000м. Начертить маршрут движения в масштабе в 1см – 1 км.
3) ИТОГИ УРОКА.
4) - С каким понятием вы сегодня так много работали?(масштаб)
5) - На какие виды можно разделить задачи с масштабом (определение расстояния на местности, определение расстояния на карте и определение масштаба)
6) - Как определить расстояние на местности? (нужно умножить расстояние на карте на делитель в отношении показывающем масштаб)
7) - Специалисты каких профессий используют масштаб? ( биологи, архитектуры, инженеры, фотографы и т.д)
8) - Ребята вы молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня хорошо работали, быстро решали задачи, успешно справились с самостоятельной работой, построили замечательные проекты участка.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.