Министерство образования и науки Республики Татарстан
Основная общеобразовательная школа
филиала ГАУЗ «РКПД» «ДТС»
ЖАНР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Преподаватель ИЗО и технологии:
Власова Динара Ильдусовна
Казань 2023
ЖАНР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Жанр – это деление произведений искусства в соответствии с темами и объектами изображения. В основе этого деления лежит обращение к изображению различных сторон действительности, к определённому кругу тем и образов.
В зависимости от предмета изображения в XVII веке жанр делили на «высокий» и «низкий» жанры. К «высокому»
жанру относили исторический жанр: батальный, аллегорический, религиозный и
мифологический. К «низкому» жанру – сцены из повседневной жизни: портрет,
пейзаж, натюрморт, анимализм.
Став формой отображения жизни, жанры
живописи не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью и меняются по
мере развития искусства. Некоторые жанры, порождённые определёнными
историческими условиями, отмирают или обретают новый смысл (например, ванитас,
каприччо и ведута), возникают и новые жанры, обычно внутри ранее существовавших
(например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и
интерьер), а некоторые жанры объединяются, к примеру, ню, бытовой, исторический,
мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанры всё чаще
заменяются термином фигуратив.
Рассмотрим основные жанры живописи, чтобы иметь, так сказать, правильное представление о структуре полотен. Итак, среди современных жанров принято выделять следующие направления:
Портрет (от старофранцузского – воспроизводить что-либо черта в черту) – это художественное изображение какого-либо человека, либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Существует несколько разновидностей портрета: индивидуальный, групповой, парадный и автопортрет.
Основная ценность портретов в том, что они эффективны и убедительны, особенно когда они рассказывают нам что-то о человеке и как бы приоткрывают его секреты. Поэтому портрет – это не просто визуальное изображение человека, это рассказ о его сущности.
То, что показывает портрет, может быть не совсем очевидным, иногда это может быть искусно срыто через определённое выражение лица или позу или через использование художником определённых цветов и тонов на картине.
Загадка Мона Лизы.
Исторический – жанр изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества. Эти события могли быть как историческими, так и религиозными или мифическими.
Исторические события: Последний день Помпеи.
Религиозные события: Явление Христа народу.
Историческая живопись долгое время считалась высшим и самым
сложным жанром из-за её связи с мощной идеей и способностью изображать
публику в возвышенных тонах и добродетелях.
Батальный – (от французского «bataille» - битва) – жанр, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в нём занимают сцены наземных и морских сражений, военных походов, а также воспевание воинской доблести и торжество победы.
Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удаётся раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром, поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события. К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях и казармах).
Художники ещё с древних времён интересовались образом воина. Они изображали военных героев, осады крепостей, различные сражения и грозных военачальников. Древние вазы, рельефы, ковры, арки, гобелены и мозаика с изображением военной тематики были найдены в Греции, Риме и на Востоке.
Анималистика – (от латинского «анима» – животное) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные.
Анималистический жанр, как подтверждают археологические раскопки и исследования историков, является самым древним из всех жанров, освоенных человеком. Именно изображения животных встречаются на древнейших наскальных рисунках, на предметах быта, украшениях, амулетах и оружии.
Для анималистики характерны орнаментальные и стилизованные изображения животных, которые иногда выглядят очень абстрактно, а иногда очень даже реалистично и правдоподобно.
В настоящее время анимализм не менее популярен и востребован, ведь анималистический жанр – это преклонение художника перед окружающим миром и изобилием жизни. Поэтому многие мастера обращаются к изображениям живой природы и, в частности, животных, птиц, амфибий, пресмыкающихся, рыб и насекомых.
Аллегорический – (от греческого «аллегориа» – иносказание) – жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый или тайный смысл. С помощью изображения символов, людей, живых или мифических существ художник пытается передать ту или иную скрытую идею.
Аллегория осени.
Былинный – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин, сказаний, народного фольклора и сказок.
Бытовой – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют, как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времён. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.
Повседневная жизнь в живописи.
Пейзаж – (от французского – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. До семнадцатого века жанр пейзажей ограничивался лишь фоном портретов или картин, посвящённых главным образом религиозным, мифологическим или историческим сюжетам. В работах семнадцатого века Клода Лоррена и Никола Пуссена картины этого жанра впервые стали доминировать над историческими сюжетами.
Клод Лоррен «Пейзаж с нимфой Эгерией», 1669 г.
Никола Пуссен «Пейзаж с Диогеном», 1648 г.
Однако их обращение с пейзажами было очень стилизованным и искусственным: они пытались вызвать в памяти пейзажи классической Греции и Рима, поэтому их работы стали известны как классический пейзаж. В то же время голландские пейзажисты разрабатывали гораздо более натуралистическую форму пейзажной живописи, основанную на том, что они видели вокруг себя. С тех пор жанр сильно расширился и включает в себя сельские, городские (в том числе городской архитектурный – ведута), морские, горные и индустриальные пейзажи. Россия тоже дала планете плеяду великих пейзажистов. Это всемирно известные: Иван Иванович Шишкин, Исаак Ильич Левитан, Архип Иванович Куинджи, Иван Константинович Айвазовский, и многие другие мастера, запечатлевшие в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки Родины.
Иван Иванович Шишкин «Рожь».
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень».
Архип Иванович Куинджи «На острове Валаам».
Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал».
Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.
Натюрморт – (от французского – мёртвая природа) – жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте могут изображать и объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращённых в вещь, - рыба на столе, цветы в букете и т. п.
Эдуард Мане «Натюрморт с рыбой».
Самые ранние натюрморты в нашем современном понимании жанра были созданы ещё за полторы тысячи лет до нашей эры: в могилах древних египтян изображения пищи, рыбы и мяса встречаются довольно часто. Элементы натюрморта также можно увидеть на старинных фресках и мозаиках. Интерьеры домов тоже были не без натюрмортов: изображения цветочных гирлянд украшали арки, двери и мебель.
Фреска с кухонной посудой. Помпеи.
Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции. В XIX веке многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем.
Поль Сезанн «Натюрморт с кувшином и фруктами».
Винсент Ван Гог
«Ваза с садовыми астрами и гладиолусами».
С начала XX века к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.
Интерьер – жанр живописи и графики, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.
Станислав Жуковский «Интерьер».
В заключение, хочу сказать – важно знать и помнить, что в чистом виде жанры в живописи проявляются редко, т.к. работающему в определённом жанре художнику для создания реалистичного полотна приходится обращаться и к элементам другого жанра. Например, известная картина Б. Кустодиева «Купчиха за чаем» относится к бытовому жанру.
Но там присутствуют портрет купчихи (портретный жанр), изображение кота (анималистический жанр), предметы на столе (натюрморт), изображение природы на заднем фоне картины (пейзаж).
Не обязательно писать согласно канонам. Творите и самовыражайтесь, пусть ваша фантазия даёт толчок к зарождению новых стилей и их направлений и ответвлений. Но и любовь к классической живописи, пусть остаётся в силе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.