Жанр в изобразительном искусстве.
Оценка 4.9

Жанр в изобразительном искусстве.

Оценка 4.9
docx
28.12.2023
Жанр в изобразительном искусстве.
Жанр в изобразительном искусстве..docx

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Основная общеобразовательная школа

филиала ГАУЗ «РКПД» «ДТС»

 

 

 

 

 

 

ЖАНР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                                                       Преподаватель ИЗО и технологии:

                                                      Власова Динара Ильдусовна

 

 

 

 

Казань  2023

ЖАНР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

 

      Жанр – это деление произведений искусства в соответствии с темами и объектами изображения. В основе этого деления лежит обращение к изображению различных сторон действительности, к определённому кругу тем и образов.

      В зависимости от предмета изображения в XVII веке жанр делили на «высокий» и «низкий» жанры. К «высокому» жанру относили исторический жанр: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический. К «низкому» жанру – сцены из повседневной жизни: портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм.
      Став формой отображения жизни, жанры живописи не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью и меняются по мере развития искусства. Некоторые жанры, порождённые определёнными историческими условиями, отмирают или обретают новый смысл (например, ванитас, каприччо и ведута), возникают и новые жанры, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и интерьер), а некоторые жанры объединяются, к примеру,  ню, бытовой, исторический, мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанры всё чаще заменяются термином
 фигуратив.

 

      Рассмотрим основные жанры живописи, чтобы иметь, так сказать, правильное представление о структуре полотен. Итак, среди современных жанров принято выделять следующие направления:

      Портрет (от старофранцузского – воспроизводить что-либо черта в черту) – это художественное изображение какого-либо человека, либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Существует несколько разновидностей портрета: индивидуальный, групповой, парадный и автопортрет.

 

      Основная ценность портретов в том, что они эффективны и убедительны, особенно когда они рассказывают нам что-то о человеке и как бы приоткрывают его секреты. Поэтому портрет – это не просто визуальное изображение человека, это рассказ о его сущности.

 

 

      То, что показывает портрет, может быть не совсем очевидным, иногда это может быть искусно срыто через определённое выражение лица или позу или через использование художником определённых цветов и тонов на картине.

 

   Загадка Мона Лизы.

      Исторический – жанр изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества. Эти события могли быть как историческими, так и религиозными или мифическими.

 

Исторические события: Последний день Помпеи.

 

Религиозные события: Явление Христа народу.

 

      Историческая живопись долгое время считалась высшим и самым

сложным жанром из-за её связи с мощной идеей и способностью изображать

публику в возвышенных тонах и добродетелях.

      Батальный – (от французского «bataille» - битва) – жанр, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в нём занимают сцены наземных и морских сражений, военных походов, а также воспевание воинской доблести и торжество победы.

 

 

      Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удаётся раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром, поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события. К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях и казармах).  

 

 

      Художники ещё с древних времён интересовались образом воина. Они изображали военных героев, осады крепостей, различные сражения и грозных военачальников. Древние вазы, рельефы, ковры, арки, гобелены и мозаика с изображением военной тематики были найдены в Греции, Риме и на Востоке.

      Анималистика – (от латинского «анима» – животное) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные.

      Анималистический жанр, как подтверждают археологические раскопки и исследования историков, является самым древним из всех жанров, освоенных человеком. Именно изображения животных встречаются на древнейших наскальных рисунках, на предметах быта, украшениях, амулетах и оружии.   

      Для анималистики характерны орнаментальные и стилизованные изображения животных, которые иногда выглядят очень абстрактно, а иногда очень даже реалистично и правдоподобно.

 

 

      В настоящее время анимализм не менее популярен и востребован, ведь анималистический жанр – это преклонение художника перед окружающим миром и изобилием жизни. Поэтому многие мастера обращаются к изображениям живой природы и, в частности, животных, птиц, амфибий, пресмыкающихся, рыб и насекомых.

 

      Аллегорический – (от греческого «аллегориа» – иносказание) – жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый или тайный смысл. С помощью изображения символов, людей, живых или мифических существ художник пытается передать ту или иную скрытую идею.

Аллегория осени.

 

      Былинный – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин, сказаний, народного фольклора и сказок.

 

      Бытовойжанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют, как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времён. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

 

Повседневная жизнь в живописи.

 

      Пейзаж –  (от французского – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. До семнадцатого века жанр пейзажей ограничивался лишь фоном портретов или картин, посвящённых главным образом религиозным, мифологическим или историческим сюжетам. В работах семнадцатого века Клода Лоррена и Никола Пуссена картины этого жанра впервые стали доминировать над историческими сюжетами.

 

  

Клод Лоррен «Пейзаж с нимфой Эгерией», 1669 г.

Никола Пуссен «Пейзаж с Диогеном», 1648 г.

 

      Однако их обращение с пейзажами было очень стилизованным и искусственным: они пытались вызвать в памяти пейзажи классической Греции и Рима, поэтому их работы стали известны как классический пейзаж. В то же время голландские пейзажисты разрабатывали гораздо более натуралистическую форму пейзажной живописи, основанную на том, что они видели вокруг себя. С тех пор жанр сильно расширился и включает в себя сельские, городские (в том числе городской архитектурный – ведута), морские, горные и индустриальные пейзажи. Россия тоже дала планете плеяду великих пейзажистов. Это всемирно известные: Иван Иванович Шишкин, Исаак Ильич Левитан, Архип Иванович Куинджи, Иван Константинович Айвазовский, и многие другие мастера, запечатлевшие в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки Родины.

 

Иван Иванович Шишкин «Рожь».

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень».

 

Архип Иванович Куинджи «На острове Валаам».

Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал».

 

      Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

 

      Натюрморт –  (от французского – мёртвая природа) – жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи,  цветы, дичь или любое их сочетание. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте могут изображать и объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращённых в вещь, - рыба на столе, цветы в букете и т. п.

 

Эдуард Мане «Натюрморт с рыбой».

      Самые ранние натюрморты в нашем современном понимании жанра были созданы ещё за полторы тысячи лет до нашей эры: в могилах древних египтян изображения пищи, рыбы и мяса встречаются довольно часто. Элементы натюрморта также можно увидеть на старинных фресках и мозаиках. Интерьеры домов тоже были не без натюрмортов: изображения цветочных гирлянд украшали арки, двери и мебель.

 

Фреска с кухонной посудой. Помпеи.

 

      Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции. В XIX веке многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем.

 

Поль Сезанн «Натюрморт с кувшином и фруктами».

        Винсент Ван Гог

«Ваза с садовыми астрами и гладиолусами».

 

      С начала XX века к жанру натюрморта обраща­ются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.

 

      Интерьержанр живописи и графики, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

 

Станислав Жуковский «Интерьер».

      В заключение, хочу сказать – важно знать и помнить, что в чистом виде жанры в живописи проявляются редко, т.к. работающему в определённом жанре художнику для создания реалистичного полотна приходится обращаться и к элементам другого жанра. Например, известная картина Б. Кустодиева «Купчиха за чаем» относится к бытовому жанру.

 

 

      Но там присутствуют портрет купчихи (портретный жанр), изображение кота (анималистический жанр), предметы на столе (натюрморт), изображение природы на заднем фоне картины (пейзаж).

 

      Не обязательно писать согласно канонам. Творите и самовыражайтесь, пусть ваша фантазия даёт толчок к зарождению новых стилей и их направлений и ответвлений. Но и любовь к классической живописи, пусть остаётся в силе.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

ЖАНР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ЖАНР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Основная ценность портретов в том, что они эффективны и убедительны, особенно когда они рассказывают нам что-то о человеке и как бы приоткрывают его секреты

Основная ценность портретов в том, что они эффективны и убедительны, особенно когда они рассказывают нам что-то о человеке и как бы приоткрывают его секреты

Исторический – жанр изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества

Исторический – жанр изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества

Батальный – (от французского « bataille » - битва) – жанр, посвящённый темам войны и военной жизни

Батальный – (от французского « bataille » - битва) – жанр, посвящённый темам войны и военной жизни

Анималистика – (от латинского «анима» – животное) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные

Анималистика – (от латинского «анима» – животное) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные

Аллегория осени. Былинный – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин, сказаний, народного фольклора и сказок

Аллегория осени. Былинный – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин, сказаний, народного фольклора и сказок

Бытовой – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас

Бытовой – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас

Никола Пуссен «Пейзаж с Диогеном», 1648 г

Никола Пуссен «Пейзаж с Диогеном», 1648 г

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»

Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал»

Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал»

Самые ранние натюрморты в нашем современном понимании жанра были созданы ещё за полторы тысячи лет до нашей эры: в могилах древних египтян изображения пищи, рыбы…

Самые ранние натюрморты в нашем современном понимании жанра были созданы ещё за полторы тысячи лет до нашей эры: в могилах древних египтян изображения пищи, рыбы…

Винсент Ван Гог «Ваза с садовыми астрами и гладиолусами»

Винсент Ван Гог «Ваза с садовыми астрами и гладиолусами»

В заключение, хочу сказать – важно знать и помнить, что в чистом виде жанры в живописи проявляются редко, т

В заключение, хочу сказать – важно знать и помнить, что в чистом виде жанры в живописи проявляются редко, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023