Сценарий проведения урока
Приложение 1
На фоне музыки Ф.Шуберта «Аве Мария» (приложение №1)
Чтец : В мир приходит женщина, чтобы свечу зажечь,
В мир приходит женщина, чтобы очаг сберечь,
В мир приходит женщина, чтобы любимой быть,
В мир приходит женщина, чтобы дитя родить,
В мир приходит женщина, чтобы цветам цвести,
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Л. Патракова.
( журнал «Юность» №4/89, с.14)
Учитель : Женщина и война…Оба эти слова женского рода, но как же они
несовместимы. Женщина и война…..
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Испытанием на
мужество, на выносливость для женщин стала Великая Отечественная война.
1418 дней и ночей крови и смерти, боли и горечи утрат легли на хрупкие
женские плечи. И она выстояла, выдержала..
Чтец: Советских женщин миллионы
Вы героини этих лет.
И женщин образ окрылённый
Войдёт в историю побед.
В. Инбер.
( «Капели», изд. «Московский рабочий»,1965,с.56)
Учитель: 9 мая 1945 года флаг нашей страны взмыл над Рейхстагом в
Берлине. Закончилась Великая Отечественная война…
1 Вот уже 70 лет прошло с того памятного дня. И каждый год мы преклоняем
колени перед подвигом тех, кто ценою своей жизни, спас наше настоящее и
будущее. Об этих далёких и героических событиях написано немало книг.
( Слайд №2)
Рассматривается выставка книг. Учитель берёт в руки книгу С.
Георгиевской «Галина мама». (изд. «Детская литература»,1987)
Сегодня мы остановимся на одной из них. К сегодняшнему уроку вы
прочитали её и, судя по написанным вами отзывам, она понравилась и
запомнилась. А сейчас поговорим немного о создании этой книги и об авторе.
(Слайды №3,4)
Ученик : Сусанна Михайловна Георгиевская родилась в 1916 году в Одессе.
Окончила Ленинградский университет. Участвовала в Великой Отечественной
войне. Награждена орденом Отечественной войны 2ой степени и медалями.
Рассказ «Галина мама» вышел в свет в 1947 году. О себе Сусанна Михайловна
писала: « Мне подарен ПРОЖЕКТОР. Он высвечивает лучшее в человеке.
Даже то, чего он о себе не знает. Но ято знаю. Я знаю!»
2 Учитель : В этой книге вам встретилось много незнакомых слов. Давайте
поговорим об их значении.
(Слайд №5)
Словарная работа :
Дети объясняют значение этих слов. При затруднении обращаются за
помощью к «Толковому словарю»и к «Википедии».
\
Беседа по прочитанному произведению в форме диалога «Вопрос
ответ»
1. Где и когда происходят события?
2. Кем была мама Гали на фронте?
3. Какое важное задание она получила?
4. Расскажите подробнее, как она выполняла это задание и с какими
трудностями при его выполнении она столкнулась.
5. Какой геройский поступок совершила женщина?
6. Какие чувства возникли у вас после прочитанного. Почему?
7. Можно ли Галину маму назвать героем?
3 Ученики: Да, можно. Она выполнила задание, рискуя своей жизнью, во имя
других людей.
Учитель: Но ведь у каждого героя есть имя. Как вы думаете, почему автор
не дал конкретного имени героини? Просто – Галина мама, мама, мама Гали.
Дети дают ответы, высказывают предположения.
(Слайд №6)
Учитель: Таких женщин как Галина мама было немало, и каждая их них
могла бы стать героиней этого рассказа. Образ Галиной мамы собирательный.
В нём отразились все лучшие черты женщины защитницы и воина.
Вглядитесь в эти лица ( идёт видеоряд). Это фотографии женщин героев
войны. В них бесстрашие и смелость, гордость и уверенность, любовь и
4 нежность. (Слайд №7)
А это весёлая девушка Юлия Друнина – поэтесса, участница войны. Её
юность опалила война. В 17 лет ушла на фронт. Написала много стихов о
своей войне.
Чтец: Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы пор ней,
Шагаем и мы девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
( Ю. Друнина «А люблю я, как любят поэты», изд. «Эксмо»,2007 с. 23)
(Слад № 8)
Учитель: В своих стихах Юлия Друнина рассказывает о подвиге молодых
девушках – медсёстрах. Это они выносили на себе раненых бойцов с поля боя,
порою прикрывая от пуль их своими телами.
(Слайд №9)
Чтец: Только что пришла с передовой
Мокрая, замёрзшая и злая.
А в землянке нету никого.
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять,
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
5 И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом.
Мимоходом: «Молодец, сестра!»_
Крикнут мне товарищи в награду.
( Ю. Друнина «А люблю я, как любят поэты», изд. «Эксмо»,2007 с. 43)
Учитель: В своём дневнике Юлия Друнина записала: « Не забыть мне светлый
майский день, замер строй полка. Боевые награды на гимнастёрках.
обветренные юные лица. Кое у кого выбиваются светлые кудрявые прядки
волос изпод пилоток и шлемов. А глаза то светлеют от радости, то суровеют,
потому что не все стоят в этом строю. Многие отдали за чистое небо, за
победу свои жизни».
Чтец : Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне..
С восторгом нас, девчонок, не встречали.
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом…
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот военный год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
6 ( Ю. Друнина «А люблю я, как любят поэты», изд. «Эксмо»,2007 с.324)
Учитель : Женщина на войне – уже подвиг. И забывать нам о них никак
нельзя.
(Слайд №10)
Музыка Ф.Шуберта « Аве Мария» (Приложение №1)
Домашнее задание: прочитать произведения о женщинах – героях.
7
"Женщина и война" урок внеклассного чтения, посвященного Великой Отечественной войне (4-5 кл)
"Женщина и война" урок внеклассного чтения, посвященного Великой Отечественной войне (4-5 кл)
"Женщина и война" урок внеклассного чтения, посвященного Великой Отечественной войне (4-5 кл)
"Женщина и война" урок внеклассного чтения, посвященного Великой Отечественной войне (4-5 кл)
"Женщина и война" урок внеклассного чтения, посвященного Великой Отечественной войне (4-5 кл)
"Женщина и война" урок внеклассного чтения, посвященного Великой Отечественной войне (4-5 кл)
"Женщина и война" урок внеклассного чтения, посвященного Великой Отечественной войне (4-5 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.