Защита от жестокого обращения является совершенно необходимым требованием для создания «благополучных условий, которые позволяли бы ребенку развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении», то есть для превращения ребенка в полноценного члена общества и предотвращения социальных потерь, связанных с девиантным поведением.
Жестокое обращение с детьми как социальнопсихологическое
явление. Факторы, причины и виды жестокого обращения с детьми.
Дети, скорее всего, не цветы на дереве жизни, а его корни, поскольку их
полноценное развитие сегодня в значительной степени определяет облик
общества в ближайшем будущем. Отношение к детям, полнота
удовлетворения их нужд и интересов не только отражает уровень социального
прогресса, благосостояние, гуманность общества, но и дальновидность
социальной политики государства, которое, заботясь о детях, обеспечивает
надежный фундамент для своего будущего. Этот принцип нашел отражение в
Конвенции о правах ребенка, которая утверждает, что «ребенок в силу его
физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и
заботе».
Защита от жестокого обращения является совершенно необходимым
требованием для создания «благополучных условий, которые позволяли бы
ребенку развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в
социальном отношении», то есть для превращения ребенка в полноценного
члена общества и предотвращения социальных потерь, связанных с
девиантным поведением.
Во многих странах важность проблемы жестокого обращения с детьми
хорошо осознается и государством, и обществом в целом. Об этом
свидетельствует Конвенция о правах ребенка. Кроме того, насилие над
детьми все чаще становится центральной темой международных и
региональных конференций, например, в мае 1998 г. в Осло проходила V
Европейская конференция по злоупотреблению и пренебрежению детьми.
Россия вслед за мировым сообществом активно включилась в обсуждение
этой проблематики: в октябре 1994 г. в Москве и СанктПетербурге была
организована и проведена Всероссийская научнопрактическая конференция
«Дети и насилие», а в апреле 1996 г. при содействии Канадской ассоциации
общественного здоровья в г. Москве состоялась конференция «Насилие как
проблема общественного здоровья». Кроме того, в последнее время в ряде
других регионов России проводятся конференции, на факультетах социальной
работы,
психологических факультетах университетов организуются
тематические семинары и дискуссии.
Особенность российской ситуации состоит в том, что на обсуждении
семейного насилия, жестокого обращения с детьми и в целом насилия против
личности был наложен негласный запрет, эти проблемы длительное время
замалчивались. Семейное насилие находилось в поле зрения только
криминологов и некоторых других специалистов при обнаружении
преступлений, совершенных на семейнобытовой почве, то есть, в случаях
вопиющего насилия в семье. Осознав актуальность проблемы, одними из
первых стали активно действовать общественные организации,
1благотворительные фонды. Во многом благодаря их деятельности, в
отечественной науке, и в социологии в частности, уже имеется уникальный
опыт отдельных исследований, создания кризисных центров, приютов, убежищ
для пострадавших женщин и детей, организации телефонов доверия. До
недавнего времени в России не было статистики по проблеме, опросов
общественного мнения, методической литературы и социальных программ.
Выделение жестокого обращения с детьми в семье в самостоятельную и
значимую проблему только первый шаг, направленный на ее разрешение и
минимизацию последствий. Даже сейчас на этом пути возникает ряд
препятствий: отсутствие определений и фундаментальной научной базы,
отсутствие специальных нормативноправовых актов по защите жертв
семейного произвола. Так, например, создание системы общественного
контроля за соблюдением прав детей, введение институтов которой, по
примеру ряда зарубежных стран, считается наиболее эффективным в работе
со случаями жестокости с детьми и в процессе профилактики.
Кроме того, одним из самых сложных препятствий в актуализации
проблемы жестокого обращения с детьми и работе с ней является недостаток
объективной информации о степени распространенности и причинах
применения негуманных способов воспитания в семье.
Факторы, причины и виды жестокого обращения с детьми
Насилие над детьми сложная проблема, которая часто укореняется в
предыдущих поколениях. Она охватывает проблемы самоуважения, близости,
отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие
проблемы. Эта сложность и глубина предполагает необходимость
долгосрочного лечения семей, где дети подвергаются тем или иным формам
злоупотребления. Специалисты, работающие в этой области, должны быть
подготовлены к долгосрочным непрерывным терапевтическим отношениям с
членами таких семей, иногда в течение нескольких лет.
Бесспорно, дети самая незащищенная, уязвимая социальная группа. По
данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей
до 14 лет.
Под статьи Уголовного кодекса попадают действия с очевидным и
ощутимым ущербом для здоровья убийства, телесные повреждения,
истязания.
Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к деконструкции
нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской
беспризорности и беспризорничества, вовлечению несовершеннолетних в
потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную
деятельность. В такой обстановке совершенствование мер предупреждения и
2насилия в семье становится важнейшей задачей не только органов внутренних
дел, но и всего общества.
Насилие в семье может иметь различные формы от эмоционального и
морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее
практикуется наиболее часто.
По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является
лишение еды, питья (20 24%), запирание в темноте (10 15%), изгнание из
дома (12,6%). (Жестокое обращение с детьми / Т.Я.Сафонова, Е.И.Цымбал,
Л.Я.Олиференко и другие. Москва. 1993 г.)
Есть несколько факторов, которые способствуют жестокому обращению с
детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке:
1. В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок
мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным,
отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным
и так далее, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может
напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из
родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь
физические и умственные недостатки.
2. Критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают
вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы,
разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или
другое событие принципиально важное для взрослого.
3. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток
элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный
ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим
мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может
контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная
этого, родители могут наказать ребенка.
4. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения
другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к
детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.
Таким образом, дети, подвергающиеся жестокому обращению со
стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки,
инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие
трудности. Детиинвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с
трудным поведением, составляют группу высокого риска подвергнуться
жестокому обращению. Все это создает дополнительное напряжение в семье,
3укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает
реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и
пренебрежении по отношению к нему.
Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье, пытаются
объяснить многие существующие в настоящее время теории.
Социологический подход ссылается на влияние социокультурных
факторов (стереотип семейных отношений, усвоенный в детстве), на
жилищные и материальные условия,
порождающие хронический
психологический стресс и посттравматическое расстройство.
С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и
пренебрежение ребенком следствие патологических изменений в психике
родителей, деградации, алкоголизации.
Социальнопсихологический подход объясняет проявление насилия
личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством.
Психологическая теория основывается на том, что ребенок сам
«участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что
автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного
результата деструктивных детскородительских отношений.
Следовательно, насилие можно трактовать как многомерный фактор,
порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными
особенностями родителя и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами,
вызываемыми социальноэкономическими условиями, обстоятельствами
общественного характера.
Накоплен достаточный материал для того, чтобы сделать некоторые
общие выводы относительно родителей, плохо обращающихся с детьми.
Взрослые жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству,
они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими.
Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными,
неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в
детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их
ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми,
имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они
требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и
самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них
нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих
собственных детей.
Предполагается, что 90% родителей, жестоко обращающихся с детьми,
имеют шансы на излечение. Оставшиеся 10% родителей, имеющих серьезные
эмоциональные расстройства, рассматриваются как группа, недоступная для
лечения с точки зрения общих терапевтических подходов. (Руководство по
4предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К.Асановой. Москва. 1997
г., с.87.)
Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие это любое неслучайное нанесение повреждения
ребенку в возрасте до 18 лет родителями или лицом, осуществляющим уход
или опеку. Эти повреждения могут включать побои, встряхивания, ожоги,
человеческие укусы, душение, приводящие к синякам и рубцам, переломам,
шрамам или внутренним повреждениям.
Каждый год более 50 000 российских детей убегают из дома, спасаясь от
побоев. 38% от общего количества убитых на почве семейнобытовых
отношений составляют неспособные защищаться дети, инвалиды, женщины.
2. Сексуальное насилие это использование ребенка или подростка другим
лицом для получения сексуального удовлетворения.
По разным источникам в 75 90% случаев насильники хорошо знакомы
жертвам; в 35 45% насильником является близкий родственник, а в 30 45%
дальний.(Насилие в семье: С чего начинается семейное неблагополучие:
Научнометодическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. Москва. 2000 г.)
Российским
подвергнувшиеся насилию
незнакомцами, и дети, вовлеченные в сексуальные отношения родителями или
близкими, определяются как жертвы одного и того же деяния.
законодательством дети,
3. Пренебрежение это хроническая неспособность родителя или лица,
осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не
достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании,
защите и присмотре.
4. Психологическое жестокое обращение включает в себя психологическое
пренебрежение последовательную неспособность родителя или лица,
осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку,
внимание и привязанность, и психологическое жестокое обращение
хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление,
высмеивание ребенка.
1. Физическое насилие
Физическое насилие это преднамеренное нанесение травм и/или
повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской
помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в
развитии.
5К нему относится также вовлечение ребенка в употребление
алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их
заменяющие, или другие взрослые.
Чаще всего это происходит в семьях, где:
убеждены, что физическое наказание является методом выбора для
воспитания детей;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами,
токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
нарушен эмоциональнопсихологический климат (частые ссоры,
скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких,
болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не
соответствующие их возрасту и уровню развития;
дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие
соматических или психических заболеваний; они гиперактивны,
неусидчивы.
Распознание факта физического насилия над ребенком по:
характеру повреждений:
синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания
горячими
предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле,
конечностях;
ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка
(от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность
суставов;
выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
участки облысения, кровоподтеки на голове;
повреждения внутренних органов;
"синдром сотрясения" у грудных детей.
На случайный характер травм указывает:
множественность повреждений, различная степень давности (свежие
и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают
взрослые;
наличие других признаков жестокого обращения (отставание в
развитии, санитарногигиеническая запущенность);
появление травм после выходных и праздничных дней.
особенностям поведения:
Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления
радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые
6навыки общения; крайности в поведении от агрессивности до полной
безучастности.
Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная
уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность;
жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание
речевого развития.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и
травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей;
плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.
Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя,
наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное
поведение.
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они
избивают детей, являются:
противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
обвинение в травмах самого ребенка;
позднее обращение или необращение за медицинской помощью;
отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с
ребенком;
неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у
ребенка повреждениям.
2. Пренебрежение основными нуждами ребенка
(моральная жестокость)
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) это
отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих,
элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение
обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и
развитие нарушаются.
Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут
служить:
отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка
питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
отсутствие внимания и любви к ребенку и др.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица,
их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими
расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков
родительства; с низким социальноэкономическим уровнем жизни; имеющие
хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость;
7перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.
Распознание факта моральной жестокости у детей.
Внешние проявления:
утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
отставание в весе и росте от сверстников;
педикулез, чесотка;
частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные
заболевания;
запущенный кариес;
отсутствие надлежащих прививок;
задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
неумение играть;
постоянный поиск внимания/участия;
частые пропуски школьных занятий;
крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет
себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен;
гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не
умеет общаться;
склонность к поджогам, жестокость к животным;
мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
3. Эмоциональное (психологическое) насилие
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или
хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со
стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка
нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к
социализации.
Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с
эмоциональным насилием.
К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без
применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства;
открытое неприятие и постоянная критика;
лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его
основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление
8к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или
возможностям;
однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка
психическую травму;
преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных
контактов;
вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или
деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному
(психологическому) насилию:
задержка психического развития;
невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
низкая самооценка;
эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто
обращенных против самого себя), подавленное состояние;
избыточная потребность во внимании;
депрессия, попытки суицида;
неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение,
чрезмерная уступчивость или агрессивность);
ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)
поведение;
нервнопсихические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез,
тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания,
астма и др.).
Возрастная специфика:
Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна,
аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка
психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников проблемы с обучением, отвержение со
стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в препубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома,
девиантное и/или делинквентное (криминальное) поведение, хроническая
неуспеваемость.
В пубертатном периоде депрессия, растет агрессивность,
саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические
заболевания.
Группы риска детей по эмоциональному насилию:
дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых
родственников жены или мужа;
дети раннего возраста;
детиинвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими
особенностями;
9 дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем
воспитания и взаимоотношений;
дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
дети, родители (или один из родителей) которых употребляют
алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
дети, в семье которых много социальноэкономических и
психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное
насилие:
не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно
сверхкритично относятся к нему;
обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла
отпущения" и пр.
4. Сексуальное насилие
Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его
согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью
получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. К данному
виду насилия относятся:
половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным,
оральным способом;
мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный
контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
введение предметов во влагалище или анус;
сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или
вовлечение в проституцию;
мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
демонстрация эротических или порнографических материалов с целью
сексуальной стимуляции ребенка;
совершение полового акта в присутствии ребенка;
демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку
(эксгибиционизм);
подглядывание за ребенком во время совершения им интимных
процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его
ненасильственным, поскольку ребенок:
не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
может не осознавать значение сексуальных действий в силу
функциональной незрелости;
10 не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него
последствия этих действий.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
патриархальноавторитарный уклад;
плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
конфликтные отношения между родителями;
мать ребенка чрезмерно занята на работе;
ребенок долгое время жил без родного отца;
вместо родного отца отчим или сожитель матери;
мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит
в больнице;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами,
токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
Распознание сексуального насилия над ребенком.
Характер травм и заболеваний:
повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение
целостности девственной плевы;
"зияние" ануса;
следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
наличие заболевания, передающегося половым путем;
беременность;
недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;
нервнопсихические расстройства;
психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения ребенка.
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное
поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);
несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также
сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая
мастурбация.
Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости;
невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания о
половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное
поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не
являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.
Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное,
антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией;
сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства;
употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые
связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к
более слабым.
11профилактики,
Как показывает практика, в 80% случаев сексуального насилия над
ребенком совершается его родственником или знакомым.
Данная форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна
в гораздо меньшей степени, заслуживая в дополнение к вышесказанному
более глубокого рассмотрения для принятия в повседневной практике
мер
выработки настороженности и тактики
соответствующего поведения у родителей, самих детей, расширения
знаний в данной области соответствующих специалистов, в первую очередь,
медицинских и педагогических работников.
Действия родителей по предотвращению сексуального насилия по
отношению к ребенку.
Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях
общества, причем значительно чаще, чем принято считать.
Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка и каждый
шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет.
Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит
постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может
тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и
жертва находится в зависимости от него.
Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с
предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми,
но этого всетаки может оказаться недостаточно, чтобы избежать
сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не
посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет
ему или даже любит. Тайна окружает сексуальное насилие.
Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут
взрослыми, а некоторые из них никогда не раскрывают эту тайну.
Рассказать комулибо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим
причинам:
угрозы со стороны насильника;
насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок
может жалеть его;
жертва может считать себя виновным в насилии;
ребенок любит насильника или нуждается в нем;
пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое
ему уделяет насильник;
ребенок не понимает, что то, что с ним делают плохо;
несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
Почему дети должны знать о сексуальном насилии?
Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть
послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых
физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого
взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых
12насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому
насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз,
авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
Мы не можем избавить мир от сексуальных насильников, но мы можем
уменьшить риск для наших детей стать жертвой сексуального насилия,
сделать их более защищенными.
Что дети должны знать, чтобы защитить себя.
Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать,
когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать
тому, кто в состоянии реально помочь, эти навыки, жизненно важные
для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования
в любой ситуации, угрожающей его безопасности.
Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно
принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому,
кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие
дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые
органы.
Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те
слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым
подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье
ребенкадошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои
половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является
интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может
прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать
интимные части тела других людей.
Необходимо научить ребенка:
доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом он сможет
распознать возможную опасность и избежать ее;
уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения.
При этом следует объяснить, что:
хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок
любит, или как дружеские рукопожатия;
плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные
воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить
душу;
смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой,
вызывают непривычное волнение. Ими могут быть прикосновения, которые
начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка,
продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные
прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно
хорошо, или "тайные" прикосновения, когда ктото трогает интимные
части тела.
13Если какието прикосновения причиняют боль или смущают его,
ребенок должен:
громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает;
убежать;
рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны
уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из
за того, что тот старше и вправе требовать послушания.
Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная
неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить
ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его
неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется
в ванной.
Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные
отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда
ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно
поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если
он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого
знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может
стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых
чувств.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно
слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о
друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и
огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это
одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и
взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или
подростка с другими людьми, должна насторожить.
Взаимоотношения с посторонними.
Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с
посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила
безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются
дома одни или же находятся вне его:
входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя
открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или
водопроводчик;
самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один,
может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить
звонящему, что родителей нет дома;
14 несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может
позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или
окажется в критической ситуации;
рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов
экстренных служб;
нужно научить ребенка пользоваться телефономавтоматом, знать номер
домашнего телефона и почтовый адрес;
если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин,
спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее
безопасный маршрут;
выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно
выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет
использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в
помощи и пр.
Жестокое обращение с детьми – одна из наиболее актуальных
социальных проблем настоящего времени. Это комплексная проблема,
сочетающая в себе политические,
культурные и
психологические аспекты. Следовательно, для осуществления полноценной
деятельности по профилактике семейного насилия, жестокого обращения с
детьми на современном этапе необходима согласованная деятельность
педагогов, психологов, родителей, социальных работников, медицинских
работников, и если это необходимо, службы охраны правопорядка.
экономические,
Литература
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком 2005г.
2. Сафронова Т.Я., Чичерин Л.П., Прошин В.В., Цымбал Е.И. Профилактика
жестокого обращения с детьми и насилия в семье. Методические
рекомендации.
3. Очирова А.В. Проблема жестокого обращения с детьми в современной
семье :Социологический анализ, 2005г.
15