Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью под¬черкнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без не¬уловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестику¬ляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам
ЖЕСТЫ
СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА
Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая
себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в
движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и
бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью под-
черкнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно
говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного
сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким
образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому
и присущего только одним профессиональным ораторам.
Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к
жестикуляции руками
при публичном выступлении, правильно
пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо
приобрести должную осанку и умение владеть собой во время
выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом?
Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас
возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не
подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с
возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет,
никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции.
Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на
занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При
достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно,
возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.
Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее
всего заключается в том, что в значительной части человеческая
деятельность осуществляется при помощи
рук, и поэтому их
положение и движения стали наиболее характерными для выражения
наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на
высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками
человек не только держит плуг, топор или перо; руками он
приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо.
Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании
слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их
эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях,
или с целью подражания, или при желании указать место и движение,
они помогают вносить в изложение нужную ясность.
Жест имеет ценное значение и как физическое выражение
творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В
известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в
самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей
доставляют удовлетворение
физические проявления чувств,
сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая
речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия,
оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и
выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает
впечатление мужественной силы и отвечает естественной
человеческой потребности а движении, которая не находит
достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности.
Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать
гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у
самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же
роль играют руки и в процессе речи.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕСТАМИ
При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по
мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса
наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного
движения
вверх, то получится что-то вроде жеста, которым
распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у
новичков.
б)
Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не
жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза
нуждается в подчеркивании жестом.
в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную
мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция —
элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от
подкрепляемого им слова.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без
разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать
словам выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и
интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.
детям предпочитают
Например, взрослые в противоположность
умеренную жестикуляцию.
Как только вы овладели жестом, необходимо
посвятить
некоторое время упражнениям в его технической отделке. В общем во
время речи не следует думать о жестикуляции, «кроме случаев, когда
вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.
РЕЗЮМЕ
В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос,
но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от
внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для
успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние
данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это
возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему
выражению идей, которыми он делится со слушателями, и,
следовательно, не станут служить своему прямому назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность.
Неотъемлемые качества хороших ораторских манер —
непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В
правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость
движений. Жесты—это любые движения, усиливающие впечатление
от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно
классифицировать в соответствии с назначением (выразительная,
описательная, указующая, подражательная), на самом деле может
оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащемприменении жесты,
но
поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и
мыслей оратора.
всегда непроизвольно возникающие,