Технологическая карта урока окружающего мира
«Человек, неживая и живая природа»
УМК «Школа России»
(2 класс)
Павина А.В,
учитель начальных классов,
2017
Цели деятельности учителя:
1. дать ученикам общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы;
2. развить мышление, наблюдательность, умение обобщить материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логично верно.
Планируемые результаты:
Личностные:
· стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения;
· воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Предметные:
· стремятся расширить знания и представления о живой и неживой природе;
· определить связи между живой и неживой природой.
Метапредметные:
· учиться обрабатывать полученную информацию.
Оборудование: карточки с заданиями; материалы для деления учащихся на группы.
Этап урока |
Время |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||
1. Орг. Момент
2. Подготовка к основному этапу занятий:
1) Мотивационный этап; 2) Постановка целей
|
1 мин. |
- Здравствуйте ребята! Прозвенел звонок, Начался урок! А какая тема на этом уроке вы догадайтесь сами! На партах у каждого ученика лежит рисунок «медвежонок» и «солнышко». Поднимаем медвежонок, если произносим тело живой природы, солнышко-тело неживой природы.
Загадки: Что видно только ночью. (Луна, звезды.) Летом греет, зимой холодит. (Солнце) В лесу на одной ножке выросла лепешка. (Гриб ) Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба.) Не птичка, а с пестрыми крыльями. (Бабочка.) Что летом и зимой стоит рубашке одной. (Ель)
Он сети, как рыбак, готовит. А рыбы никогда не ловит. (паук) Блещет в речке чистой (рыба) Распускает хвост павлином, (индюк) В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (ручей) В синем небе, (облака) Его весной и летом (дерево) Это старый наш знакомый: (аист)
- Ребята, внимательно послушайте сначала текст, затем стихотворение, которое я прочту, и запомните слова, которые связаны с природой? Когда погибнет весь осиновый лес и на его месте завоет сибирский ветер в еловой тайге, одна осина где-нибудь в стороне на поляне уцелеет, в ней будет много дупел, узлов, дятлы начнут долбить ее, скворцы поселятся в дуплах дятлов, дикие голуби, синичка, белка побывает, куница. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – - Тема сегодняшнего урока («Как связана неживая и живая природа?») - Какие цели можно поставить на уроке? 1) Учиться различать объекты живой и неживой природы; 2) Формировать интерес и бережное отношение к природе.
Для начала я предлагаю вам разделиться на три научных группы. «Совы»- эта группа будет работать с информацией о живой природе, вторая команда «Облачко», будет работать с информацией о неживой природе и третья команда «Радуга» бутет работать с информацией о явлениях природы. Выбетите руководителя своей научной группы и тему над которой вы будете работать. А теперь каждой группе нужно отобрать из перечня слов, которые лежат у вас на партах, те слова, которые относятся к вашей научной работе. Эти слова мы прикрепим на доску и проверим их правильность. - Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы распределили слова.
(Ответы детей)
Назовите любых животных. (Ответы детей) Как вы думаете, почему всех птиц и зверей называют животными? (Потому что все они живые существа) - Да, правильно, все они живые объекты природы. К ним же относятся деревья, растения, и грибы (Слайд: ) они тоже живут, как и мы с вами. А что могут делать живые существа? (Дышать, есть, расти, двигаться, рождаться, стареть, умирать, размножаться) - Молодцы! Это и есть главные признаки живой природы. - А если я разломаю кусок мела, он будет опять расти? (Нет) А почему? (Ответы детей) Потому что мел – это неживой объект. Такой объект никогда не погибнет, не будет дышать, не растет, не умрет. Мы просто его разделим, и мелков станет больше. - А если я сломаю дерево? Оно погибнет? (Да) Значит, все живое может погибнуть, а неживое – нет. Вот главный признак неживой природы. Перед вами дерево. Что нужно сделать, чтобы оно было красивым, ветвистым? (ухаживать, беречь)
- Ребята, сейчас я предлагаю вам подготовить три мини-проекта. Каждая научная группа будет соблюдать свою тему. Вам предоставится выборка рисунков и занимательного материла (загадки, стихи, интересные факты). Распределите обязаности в группах и приступайте к работе.
|
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку
Уточняет понимание учащимися поставленных; формулирует задачи урока; объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;
Спрашиватзначение слов
|
Слушают стихотворение, выдвигают свои предположения
|
Умение слушать |
||||||||||||||||||||||||||||||
5мин.
5 мин.
15 мин |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблемы урока; работают с учебником
Думать над значением слов;
|
Проверка знаний учащихся. Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Овладение базовыми предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между обектами и процесса
строят рассуждения
Слушают, вступают в диалог участвуют в коллективном обсуждении;
Формулировать собственную позицию |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Физкульт минутка |
1 мин. |
Давайте отдохнем. По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Присели, собрали и дальше пошли По дорожке, по дорожке Прыгаем на левой ножке И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке. По дорожке побежим, на лужайку прибежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немножко отдохнем! И опять работать мы пойдем.
|
Рассказывает и показывает упражнения к физминутке |
Повторяют упражнения за учителем |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
4. Защита мини-проектов
|
10 мин.
|
Дети представляют свои мини-проекты. |
|
|
Определение основной информации; |
||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия |
5 мин. |
- И так, что мы можем сказать о природе и человеке? Насколько важно каждое звено в природе? Сможет ли существовать живая природа без неживой? А человек? Как сохранить природу? У вас на столах лежат осенние листья. На обратной стороне напишите, что вы могли бы зделать для своей природы и прикрепите к нашему дереву. - Какие чувства и ощущения возникали у вас во время работы над заданием и знакомством с данной работой? - Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как вы их преодолевали (пытались преодолеть)? - Какие вопросы, возникли в связи с выполняемым заданием? |
Подводит учащихся к выводам о проделанной работе |
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили |
Оценивать результаты работы Осуществлять личностную и познавательную рефлексию |
||||||||||||||||||||||||||||||
6. Итог урока |
5 мин. |
- Кто может ещё раз сформулировать цели нашего урока? - Какая бывает природа? (Живая и неживая) - Что из перечисленного относится к неживой природе: орел, туман, человек, насекомое, месяц, мороз? (Туман, месяц, мороз.) - Приведите по три примера живой и неживой природы. - Человек вырастил богатый урожай пшеницы. Пшеница - это объект природы, или изделие человека? (Пшеница — часть живой природы.) (Слайд: к изделиям (части живой природы) - Какое изделие когда-то было частью живой природы: а) кирпичный дом; б) льняное полотенце; в) глиняная кружка; г) стальной нож? (Льняное полотенце сначала было растением.) - Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в природе.) узнали о природе? - Ребята, мне было интересно работать с вами. Вы замечательные и умные дети. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы |
Систематизация знаний Осуществляют итоговый контроль |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.