живая и неживая природа

  • doc
  • 30.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала urok_proekt_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.doc

 

 

 

          Технологическая карта урока окружающего мира

  «Человек, неживая и живая природа»

 

УМК «Школа России»

(2 класс)

 

                                                                                                                                                               Павина А.В,

учитель начальных классов,

 

 

 

                                                                                                       2017

 

 

Цели деятельности учителя:

1.     дать ученикам общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы;

2.     развить мышление, наблюдательность, умение обобщить материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логично верно.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

·        стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения;

·        воспитывать интерес и  бережное отношение к природе.

Предметные:

·        стремятся расширить знания и представления о живой и неживой природе;

·        определить связи между живой и неживой природой.

 Метапредметные:

·        учиться обрабатывать полученную информацию.

Оборудование:   карточки с заданиями; материалы для деления учащихся на группы.

 

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.     Орг. Момент

 

 

 

 

 

 

2.     Подготовка к основному этапу занятий:

 

1)    Мотивационный этап;

2)    Постановка целей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

- Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок,

Начался урок!

А какая тема на этом уроке вы догадайтесь сами! 

 На партах у каждого ученика лежит рисунок «медвежонок» и «солнышко». Поднимаем медвежонок, если произносим тело живой природы, солнышко-тело неживой природы.

 

Загадки:

Что видно только ночью. (Луна, звезды.)

Летом греет, зимой холодит.

(Солнце)

В лесу на одной ножке выросла лепешка.

(Гриб )

Под мостиком виляет хвостиком.

(Рыба.)

Не птичка, а с пестрыми крыльями.

(Бабочка.)

        Что летом и зимой стоит     рубашке одной.

(Ель)

 

Он сети, как рыбак, готовит.

А рыбы никогда не ловит.

                                                              (паук)

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.

                                                               (рыба)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - …  

                                                             (индюк)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

                                                             (ручей)

В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? ...

                                                          (облака)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

                                                        (дерево)

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

                                                   (аист)

 

- Ребята, внимательно послушайте сначала  текст, затем стихотворение,  которое я прочту, и запомните слова, которые связаны с природой?

Когда погибнет весь осиновый лес и на его месте завоет сибирский ветер в еловой тайге, одна осина где-нибудь в стороне на поляне уцелеет, в ней будет много дупел, узлов, дятлы начнут долбить ее, скворцы поселятся в дуплах дятлов, дикие голуби, синичка, белка побывает, куница.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

  - Тема сегодняшнего урока («Как связана неживая и живая природа?») 

- Какие цели можно поставить на уроке?

1) Учиться различать объекты живой и неживой природы;

2) Формировать интерес и  бережное отношение к природе.

 

Для начала я предлагаю вам разделиться на три научных группы. «Совы»- эта группа будет работать с информацией о живой природе, вторая команда «Облачко», будет работать с информацией о неживой природе и третья команда «Радуга» бутет работать с информацией о явлениях природы.

Выбетите руководителя своей научной группы и тему над которой вы будете работать.

А теперь каждой группе нужно отобрать из перечня слов, которые лежат у вас на партах, те слова, которые относятся к вашей научной работе.  Эти слова мы прикрепим на доску и проверим их правильность.

- Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы распределили слова.

еловая тайга

              

дупло                           роса

дятлы

небо                              туманы

скворцы

солнце                          дождь

дикие голуби

тучка

синичка

поле

белка

речка

куница

горы

человек

 

Прикрепляется картинка с изображением человека.

- Ребята, какая взаимосвязь между человеком и природой?

-Как человек зависит от природы?

 

 

 

  (Ответы детей)

 

Назовите любых животных. (Ответы детей) Как вы думаете, почему всех птиц и зверей называют животными? (Потому что все они живые существа)

- Да, правильно, все они живые объекты природы.  К ним же относятся деревья, растения, и грибы (Слайд: )   они тоже живут, как и мы с вами. А что могут делать живые существа? (Дышать, есть, расти, двигаться, рождаться, стареть, умирать, размножаться)

- Молодцы! Это и есть главные признаки живой природы.

- А если я разломаю кусок мела, он будет опять расти? (Нет) А почему? (Ответы детей) Потому что мел – это неживой объект. Такой объект никогда не погибнет, не будет дышать, не растет, не умрет.

Мы просто его разделим, и мелков станет больше.

- А если я сломаю дерево? Оно  погибнет? (Да) Значит, все живое может погибнуть, а неживое – нет. Вот главный признак неживой природы. 

 Перед вами дерево. Что нужно сделать, чтобы оно было красивым, ветвистым? (ухаживать, беречь)

  

-  Ребята, сейчас я предлагаю вам подготовить три мини-проекта. Каждая научная группа будет соблюдать свою тему. Вам предоставится выборка рисунков и занимательного материла (загадки, стихи, интересные факты). Распределите обязаности в группах и приступайте к работе.

 

 

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку

 

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спрашиватзначение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение, выдвигают свои предположения

 

Умение слушать

5мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблемы урока; работают с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Думать над значением слов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

 

 

Овладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строят рассуждения

 

 

Слушают, вступают в диалог участвуют в коллективном обсуждении;

 

 

 

 

 

Формулировать собственную позицию

3.     Физкульт минутка

1 мин.

Давайте отдохнем.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

По дорожке побежим, на лужайку прибежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем.

 

Рассказывает и показывает упражнения к физминутке

Повторяют упражнения за учителем

 

4.      Защита мини-проектов

 

 

10 мин.

 

 

 

 

Дети представляют свои мини-проекты.

 

 

 

 

 

 

 

Определение основной информации;

5.     Рефлексия

5 мин.

 - И так, что мы можем сказать о природе и человеке? Насколько важно каждое звено в природе? Сможет ли существовать живая природа без неживой? А человек?
 
Как сохранить природу? У вас на столах лежат осенние листья. На обратной стороне напишите, что вы могли бы зделать для своей природы и прикрепите к нашему дереву.
- Какие чувства и ощущения возникали у вас во время работы над заданием и знакомством с данной работой?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как вы их преодолевали (пытались преодолеть)?
- Какие вопросы, возникли в связи с выполняемым заданием?
 

Подводит учащихся к выводам о проделанной работе

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Оценивать результаты работы

Осуществлять личностную и познавательную рефлексию

6.     Итог урока

5 мин.

- Кто может ещё раз сформулировать цели нашего урока?

- Какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Что из перечисленного относится к неживой природе: орел, ту­ман, человек, насекомое, месяц, мороз? (Туман, месяц, мороз.)

- Приведите по три примера живой и неживой природы.

-  Человек вырастил богатый урожай пшеницы. Пшеница - это объект природы, или изделие человека? (Пшеница — часть живой при­роды.)

(Слайд: к изделиям (части живой природы)

Какое изделие когда-то было частью живой  природы: а) кирпичный  дом;  б)  льняное   полотенце;   в)   глиняная   кружка; г) стальной нож? (Льняное полотенце сначала было растением.)

- Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в при­роде.)

  узнали о природе?

- Ребята, мне было интересно работать с вами. Вы замечательные и умные дети. 

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Отвечают на вопросы

Систематизация знаний

Осуществляют итоговый контроль