___________ 5 класс
Урок 1.
Живая и неживая природа. Признаки живого
Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных отличительных признаках живого организма от неживого.
Планируемые результаты:
личностные результаты:
-развитие научной любознательности, интереса к биологической науке;
-готовность к конструктивной совместной деятельности на уроке;
-стремление к взаимопониманию и взаимопомощи
метапредметные:
-умение выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
-умение устанавливать существенные признаки сравнения и обобщения объектов;
-использовать вопросы как инструмент познания
предметные:
-характеризовать биологию как науку о живой природе;
-называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
-иметь первоначальные представления о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
-приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) учёных в развитие биологии;
1.Организационный этап.
Приветствие, представление себя, поздравление с началом учебного года и началом изучения нового для них предмета – биологии – науки о живых организмах. Отметка отсутствующих. Правила поведения в кабинете биологии и ТБ. Требования к тетрадям. Домашнее задание.
Требования, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение курса «Введение в биологию:
На каждом уроке иметь учебник, тетрадь, ручку, карандаши (простой и цветные), линейку.
Задания на дом записывать в дневнике, систематически и добросовестно выполнять их.
Активно работать на всех уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и инициативу.
В случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти. С этой целью разобраться в данном материале самостоятельно или с помощью учителя, выполнить задания, за которые была получена «2».
2.Мотивирование на учебную деятельность.
Выслушать ожидания от предмета.
- Что мы будем изучать на уроках?
Зафиксировать первоначальные представления о биологии.
- Вспомните темы, связанные с биологией которые вы изучали в начальной школе на уроках природоведения.
3. Постановка цели урока.
- Что сегодня нового мы узнаем на уроке? (Что изучает наука биология и чем живые организмы отличаются от тел неживой природы.)
Термин биология (биос – жизнь, логос наука, с греч.)
Записывают термин. Биология – это система наук, изучающих жизнь.
4. Актуализация знаний.
С уроков природоведения в 3 и 4 классе вы помните, что все что нас окружает мы называем «объектами» или «телами». Они могут быть «живыми» или «неживыми». Для изучения отличительных особенностей живого предложите детям привести примеры живых организмов и объектов неживой природы. – фронтально, либо самостоятельно. Ошибки исправим в конце урока.
Почему вы отнесли те или иные объекты к живой природе? (они будут называть признаки) – в этот момент переходим к изучению признаков живых организмов.
5. Первичное усвоение новых знаний.
Назовите ключевые признаки, отличающие велосипед и самокат, апельсин и лимон, ручка и карандаш. Акцентируйте внимание что признаки могут касаться как строения, так и выполняемых функций.
Признаки живых организмов.
Общим признаком строения живых организмов является 1. Клеточное строение (демонстрация фото клеток)
Клетка – это структурная единица живого.
Знакомство с жизненными процессами организмов целесообразно начать с тех, проявления которых хорошо знакомы детям.
Питание
Для чего нужна пища человеку? Что происходит с питательными веществами в организме?
Чем питаются ваши домашние животные?
А растения? (демонстрация питания растений – схема) + на примере комнатного растения с жухлыми листьями.
Изучение питания целесообразно продолжить изучением выделения.
Выделение.
Выделение у человека: пот, моча.
Выделение у растений (демонстрация слайда с картинкой растение в колбе)
Дыхание
– предложить детям задержать дыхание, а затем оценить его роль в жизни человека.
Дыхание у животных – на примере рыбы дыхательные движения мультимедиа или видео. И сказать о значении кислорода для выработки энергии!!!
Используя знания о питании, дыхании и выделении для изучения Обмена веществ
Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения (питания) необходимых для жизни веществ, их превращений (дыхание) в организме и удаления (выделение) ненужных остатков.
Следует добиться первоначального понимания этого понятия как совокупности взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков (на слайде динамическая схема или анимация).
Движение.
Способность живых организмов к движению начните с изучения движений человека. Проведите короткую физкультминутку на примере которой рассмотрите
роль мышц
в движении человека.
Приведите примеры движения животных по образцу: «название животного – способ движения»
Примеры движения растений на комнатных растениях – изменение направления роста растений в зависимости от расположения источника света. Передвиньте комнатные растения и предложите посмотреть как они изменят свое положение (понаблюдать) через неделю.
При изучении раздражимости предложить вспомнить их реакции на различные раздражители: яркий свет – зажмуриться, горячий предмет – отдернуть руку.
Благодаря раздражимости организмы реагируют на изменения окружающей среды и тем самым приспосабливаются к ним.
При изучении свойства размножения обратитесь к средствам визуализации, продемонстрируйте фотографии птиц насиживающих яйца, насекомых у кладки яиц, млекопитающих кормящих детенышей.
- Что объединяет эти картинки? На картинках изображены родители и их потомство. Вывод: размножение – это общее свойство живых организмов. Благодаря этому свойству живых организмов появился на свет каждый из нас.
9. Для иллюстрации роста и развития организмов раздайте детям карточки с картинками на которых показаны стадии развития майского жука, лягушки, птицы, образование плодов и семян растений.
Вывод: способность к развитию – еще один признак живых организмов.
Способность организмов к росту можно рассмотреть в ходе эвристической беседы о том, насколько изменился рост учащихся за разные периоды жизни -за лето, за год, за несколько лет.
Рост животных и растений – на примере анимации всходы семян, рост дерева, рост животного.
В завершении урока необходимо учащихся подвести к выводу о том, что каждый живой организм обладает всей совокупностью данных признаков. И это является общим свойством отличающих живую природу от неживой.
Биосфера. Границы биосферы. В.И. Вернадский (сформулировал современное определение понятия биосфера , А.Л. Чижевский (установил взаимосвязь циклов активности Солнца с явлениями происходящими в биосфере).
Рефлексия.
Возвращаемся к схеме, которую мы заполняли в начале урока и исправить ошибки с учетом приобретенных знаний. При исправлении обязательно нужно указать по каким признакам мы относим тот или иной объект к живой или неживой природе.
Домашнее задание.
1.Пересказать параграф №1;
Дополнительно*
Прочитать после параграфа: «Из истории науки», «Для любознательных».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.