Данная методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие «Живая память», посвящённую воинам-афганцам, для учащихся 5-9 классов.Она планирует встречу учащихся с воинами-интернационалистами, живущими на территории Зарайского района. Данное мероприятие посвящено проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения: то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты .Воспитаем патриотов, деловых и честных людей – значит можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи. Наша история свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга, гуманизм, милосердие, уважительное отношение к истории своей малой Родины и людям, живущим на ней.Данная методическая разработка поможет в работе по патриотическому воспитанию учителям истории и литературы, воспитателям в учреждениях дополнительного и начального профессионального образования, работникам учреждений культуры.
Живая память.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масловская основная школа»
Зарайского района Московской области
«Живая память»
(Внеклассное мероприятие,
посвященное воинамафганцам)
Подготовила: учитель истории и
обществознания
первой квалификационной категории
Слесарева Д.С.
1 Оглавление
1.Аннотация к данной работе стр. 3
2.Введение стр. 34
3.Основная часть (сценарий встречи) стр. 517
4.Заключение стр. 18
5.Список литературы стр. 19
2 Аннотация
внеклассное
Данная методическая разработка представляет собой
мероприятие «Живая память», посвящённую воинамафганцам, для учащихся
59 классов.
Она планирует встречу учащихся с воинами
интернационалистами, живущими на территории Зарайского района. Данное
мероприятие посвящено проблеме патриотического воспитания
подрастающего поколения: то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра
даст соответствующие результаты .Воспитаем патриотов, деловых и честных
людей – значит можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного
общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в
деле воспитания молодёжи. Наша история свидетельствует, что без
патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить
людям понимание их гражданского долга, гуманизм, милосердие,
уважительное отношение к истории своей малой Родины и людям, живущим
на ней.
Данная встреча учащихся и воиновафганцев поможет педагогу в решении
вопросов по формированию представлений о воинском долге и верности
Отечеству, опыту нравственного поведения личности; эмоциональному
стимулированию патриотических чувств воспитанников через приобщение к
воинским традициям.
Данная методическая разработка поможет в работе по патриотическому
воспитанию учителям истории и литературы, воспитателям в учреждениях
дополнительного и начального профессионального образования, работникам
учреждений культуры.
3 Введение
В ходе реформ 90х годов было немало пробелов в духовнонравственном
воспитании подростков. В настоящее время принимаются меры по
возрождению патриотического воспитания как основы духовнонравственного
воспитания.
Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились
определённые направления, формы и методы патриотического воспитания
учащихся. Формирование у них чувства патриотизма ,сознания активного
гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением,
способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных
задач образования и воспитания.
Школа, ведущая работу по патриотическому воспитанию учащихся, должна
воспитывать патриотачеловека, который горячо любит свою Родину, учится и
трудится на её благо, приумножает её богатства; а, если понадобится, он
встанет на её защиту, в том числе с оружием в руках, и, если потребуется,
отдаст свою жизнь за Родину, за свой народ.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения представляет собой
организационный и непрерывный процесс педагогического воздействия на
сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся.
Поэтому данное мероприятие «Живая память» способствует решению данных
проблем в патриотическом воспитании учащихся. Ценность этой
методической разработки состоит ещё и в том, что ребята , читая стихи и
исполняя патриотические песни, способны сами прочувствовать всю глубину
трагических событий в Афганистане, понять, почему многие воиныафганцы
до сих пор не могут жить полноценной жизнью. Материал для выступления
учащихся составлен с такой целью, чтобы показать , что Афганистан – это
«рана на сердце России».
Данное мероприятие охватывает работу сразу по нескольким направлениям в
системе патриотического воспитания, а именно:
*духовнонравственное (осознание учащимися высших ценностей, идеалов и
ориентиров, социальнозначимых процессов и явлений реальной жизни,
4 способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов,
позиций в практической деятельности)
*историкокраеведческое (познание героической истории своей малой
Родины, формирование гордости за сопричастность к подвигам своих
земляков и исторической ответственности за происходящее в обществе)
*гражданскопатриотическое (формирование навыков оценки политических
событий в мире и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности
к служению своему народу и выполнению конституционного и
интернационального долга)
*социальнопатриотическое (активизация духовнонравственной и культурно
исторической преемственности поколений, проявление чувства благородства
и сострадания)
(формирование у подростков высокого
*военнопатриотическое
патриотического сознания, идей служения Родине, способности к её
вооружённой защите)
*героикопатриотическое (пропаганда знаменательных героических и
трагических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к историческим
деяниям и традициям).
Поэтому данная методическая разработка может быть успешно реализована в
работе по любому из этих направлений в системе патриотического воспитания
в учреждениях образования.
Основная часть:
(Сценарий встречи учащихся с воинамиафганцами)
Литературномузыкальная композиция «Живая память»
Цели:
1. формирование у учащихся чувства патриотизма ,сознания активного
гражданина, обладающего политической культурой;
2. познание героической истории своей малой Родины, формирование
гордости за сопричастность к подвигам своих земляков и исторической
ответственности за происходящее в обществе;
3. формирование у подростков высокого патриотического сознания, идей
служения Родине, способности к её вооружённой защите;
4.активизация
культурноисторической
преемственности поколений, проявление чувства благородства и сострадания.
Оборудование: компьютерная презентация по теме данного мероприятия,
фотографии погибших воиновафганцев, плакаты по теме мероприятия,
свечи, живые цветы красные гвоздики.
Все выступающие одеты в береты воздушнодесантных войск СССР.
духовнонравственной
и
5 Ход мероприятия:
Под мелодию песни выходят участники мероприятия
Песня «Пришёл приказ»
Чтец 1. _Я помню того мальчишку.
Он самым обычным был:
В обычной школе учился,
В обычном стройбате служил.
Работал потом на стройке,
В родительском доме жил,
Немало на танцах девчонкам
Он головы покружил.
Но «казус» и с ним случился:
В весеннюю звездную ночь
Влюбился, потом женился,
Родил сыновей и дочь.
Выла бы судьба банальной,
Но клич по России дан:
Есть долг интернациональный
По имени «Афганистан».
И парень, обняв детишек,
Целует свою жену:
«Не надо так плакать. Тише!
Вы ждите, я к вам вернусь!»
День за год тогда тянулся,
6 А дети ждали отца...
Он, как обещал, вернулся,
Но в кителе из свинца.
О, сколько таких, свинцовых,
Вернулось тогда солдат
К невестам своим и вдовам —
Для них этот долг был свят.
Тот парень под небом синим
Теперь обелиском встал...
Есть рана на сердце России
По имени «Афганистан».
Чтец 2. Тихо баюкает дерево дождь.
Звонко поёт, окликая подругу, синица.
Вешнее солнце капель пробудило лучом…
Павших друзей помяни.
И живи. И не плачь ни о чём…
1й ведущий. Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не
объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем
Великая Отечественная .У этой войны ещё нет истории. Она не написана. Мы
знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя
такими, какие мы есть. Но у этой войны есть свои свидетели. Тысячи
свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают
такими, какими они будут удобны и опять комуто для чегото нужны. Они
хотят быть нужными правде и памяти.
2й ведущий. Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно
живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане. Живая, потому
что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и
близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом
говорим и поём.
Песня об Афганистане
3й ведущий. Исторически с Афганистаном у нас складывались добрые
отношения. Южный сосед первым в мире признал Советскую Россию, а наше
руководство в мае 1919 года заявило о готовности обменяться посольствами с
Афганистаном. В последующем, особенно, в 50е годы, по просьбе афганских
руководителей на территории дружественного нам государства силами
советских специалистов
сооружались электростанции, оросительные
комплексы, хлебозавод, домостроительный комбинат и другие объекты.
7 Совместными усилиями была проложена автомагистраль через перевал
Саланг, связавшая северные провинции страны с Кабулом.
1й ведущий. Впервые вопрос о вводе наших войск был поставлен на
повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный
мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой
оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских
войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).
Официально провозглашенная главная цель советского
2й ведущий.
военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание
помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне.
Им предписывалось защищать местное население от банд, а также
распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.
Наше правительство надеялось,
что ввод войск будет носить
кратковременный характер.
3й ведущий.
25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента
советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и
Кандагар , а дальше на Кабул.
В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит »
и «Гром» , образованные на время операции в Афганистане из сотрудников
«Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли
штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм
333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17
объектов в Кабуле.
На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так
началась десятилетняя Афганская война…
Песня «Рота уходит на небо»
Чтец 3. Страница 80. Год 80й.
Афганистан, провинция Герат.
И вот сам я – загорелый и усталый,
И за плечами – надёжный автомат.
Вокруг – друзья с такими же «игрушками»,
И так же пропылены, как и я,
И котелки позвякивают с кружками,
8 И очень далека наша семья.
Уж третий месяц градусов все 40
С нас выжигают европейский лоск.
И сигарета, пырхая, как порох,
Дымится через обгоревший нос.
Отряд «Каскад» специальная команда,
Названия в газетах не найти.
Забыты все привычные названья,
Бандитское подполье на пути.
За их спиной сожжённые аулы,
Партактивисты в лужицах крови,
Воинственные песнопения муллы.
Попавшие в засаду «шурави».
Я не был бы собой, когда б не верил:
Их ожидает пагубный конец.
Но нет покамест места моей вере –
Летит, свистит, вонзается свинец.
Свинец американский, пакистанский,
Египетский, иранский, да и наш.
Гуляют банды по земле афганской,
Творя кровавый, страшный свой шабаш.
2й ведущий. Честно признаем: та война принесла неисчислимые беды,
страдания и афганскому
народу. В течение почти десяти лет погибло более миллиона афганцев. И
солдат революции оппозиционеров, и мирных жителей, оказавшихся под
перекрёстным огнём своих и «шурави» (советских). И ещё раз пробегаем
глазами скорбный список. Он мало о чём расскажет непосвящённому: каждый
из павших вызывает острое чувство жалости и утраты. Им, двадцатилетним,
жить да жить! А они с беззаботной улыбкой, с интересом
Оглядывая фантастические пейзажи, перешагнули границу, разделявшую не
просто два государства, а нечто большее – жизнь и смерть.
Звучит песня на музыку А. Пахмутовой («Надежда»), исполняется
учащимися.
Тает солнце в мутной дымке дня,
Стали мы соседями Ирана.
9 Под ногами камни и земля
Дружеской страны Афганистана.
Летом здесь пылища и жара,
Но холодноватые рассветы.
Здесь, на неизведанных путях,
Их замысловатые сюжеты.
Надежда – мой компас земной,
А удача – награда за смелость,
А песни – довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
3й ведущий. Безусым мальчишкам, повидимому, было страшно, хотя ни
один не подавал вида. Страшно было остаться наедине с самим собой.
Страшно даже в автомобильной колонне, когда впереди и сзади тебя до боли
в суставах сжимают «баранки» твоисверстники: дорога, как кровяная
артерия, связывала наш Таджикистан с северными провинциями Афганистана,
а те с Кабулом, югом страны. По ней нескончаемым потоком текли грузы.
Преимущественно мирные – продовольствие, строительные
материалы, товары первой необходимости. Боеприпасы и вооружение
переправлялись воздухом. Однако и за эти чистые рейсы наши ребята
расплачивались жизнью.
Чтец 4. Простите мальчики, за то, что с Родиной вас разлучили.
Простите мальчики, за то, что убивать вас научили.
За град смертельного свинца в вас, узников Афганистана.
За обожжённые сердца пилотов «чёрного тюльпана».
За то, что не вернуть назад, за вашу кровь, за ваши раны,
За то, что носите в глазах кромешный ад Афганистана.
Простите мальчики…
Песня «Как трудно умирать в 19 лет»
Как говорят в народе. Хорошо, если смерть настигнет
1й ведущий.
внезапно: ни боли, ни
страданий, раздумий. Но бывает и подругому. Уже в
начальный период войны
нередко приходили сообщения такого рода:
Телетайп ( чтение отрывков из писем солдат)
10 2й ведущий «Это случилось в Герате. Рядовой Сергеев попал в
душманский плен. Несмотря на пытки на допросах, не пошёл на
соглашательство с врагом. Изуверы ослепили бесстрашного воина.»
3й ведущий Г.В. Гришаков. Водитель в/ч 50756, 19 мая 1980 года
пишет домой: «Положение сейчас очень серьёзное. Почти каждый день
выступления против нас. Все недовольны советской властью. В
Джелалабаде басмачи целую роту, примерно 80 человек, зарезали. Там
очень тяжело нашим ребятам…»
1й ведущий Письмо сержанта Н.А. Колпачкова (в/ч 51931) домой:
«Душманы очень любят поиздеваться над нашими солдатами. Недавно к
нам в полк привезли двух изуродованных солдат. У них выколоты глаза,
отрублены руки и ноги, обрезаны уши и нос, тела все истыканы
штыками…»
Чтец 5. Я ухожу
«Я ухожу», сказал мальчишка ей сквозь грусть.
«Ты только жди, через два года я вернусь».
Ушёл совсем… Не знал он горькую судьбу.
Пришёл домой в солдатском цинковом гробу.
Всего лишь час он до рассвета не дожил.
На грудь упал, на камни кровь свою пролил.
И принял смерть не в дни войны, а в мирный час,
Когда весна огонь любви зажгла для нас.
Рыдает мать и, словно тень, стоит отец.
Для них он был ещё совсемсовсем юнец…
А сколько их, всего лишь сделав в жизни первый шаг,
Пришли домой в солдатских цинковых гробах?
Ещё вчера с девчонкой он гулял,
Дарил цветы и до рассвета целовал…
И вот тогда, когда на камни он упал,
Девчонки той он имя кровью написал.
Развеет ветер над ущельем чёрный дым…
Девчонка та уже целуется с другим.
Её любовь как сон растаяла во мгле…
Прошли дожди – исчезло имя на скале.
2й ведущий. Мамымамочки, если б вы знали, как ваши дети в часы
смертельной опасности обращались к вам, просили вашего прощения,
11 благословения, шептали спекшимися губами последние слова, адресованные
вам. И эти человеческие молитвы нередко спасали от казалось бы неминуемой
гибели, а бывало, уже не доходили ни до адресата, ни до Бога…
Песня
Чтец 6 НЕНАПИСАННОЕ ПИСЬМО
Ты, мама, прости,
что домой по весне,
Как клялся, уже не вернуться...
Я в танке сгорел...
Но не плачь обо мне.
Не больно уже, не волнуйся.
Отец твой ведь тоже
был пулей сражен
Под небом суровым Гренады,
А с фото попрежнему
смотрится он
Молоденьким бравым солдатом.
Он тоже мечтал
возвратиться скорей.
Щекою к березке прижаться.
Ему и с тобою, и с мамой твоей
Так крепко хотелось обняться.
Так было, я знаю
не быть не могло.
Я выстрадал это собою.
Не зря же на деда похож своего
Одною солдатской судьбою.
...Я в танке сгорел
на афганской войне,
Едва к ней успев прикоснуться
Но если б ты знала,
как хочется мне
К тебе, дорогая, вернуться.
3й ведущий. Война длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней.
Через Афганистан
12 прошло более полумиллиона воинов ОКСВ. 15 февраля 1989
года – дата начала
вывода советских войск из Афганистана.
Песня (на мотив песни М. Ножкина «Мы так давно не отдыхали»)
Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха самим.
Мы весь Кабул на БТРХах пропахали,
И вот уж скоро в «синей птице» улетим.
Припев: Ещё немного, ещё чутьчуть,
Но, зубы сжав, опять остались.
А я в Россию домой хочу,
Ведь там меня давно заждались.
А я в Россию домой хочу,
Ведь там меня давно заждались.
Ну а пока мы сквозь прицел зарю встречаем,
Ведь нас готовили с тобой к таким делам.
Мы все – спецназ, а это, братцы, означает,
Что рисковать ещё не раз придётся нам.
Припев: Ещё немного, ещё чутьчуть,
Но, зубы сжав, опять остались.
А я в Россию домой хочу,
Ведь там меня давно заждались.
А я в Россию домой хочу,
Ведь там меня давно заждались.
Быть может, нам ещё с тобой стрелять придётся
Иль от бандитов пулю в спину получить.
И хоть уже совсем немного остаётся,
Но каждый всетаки надеется дожить.
Припев: Ещё немного, ещё чутьчуть,
Но, зубы сжав, опять остались.
А я в Россию домой хочу,
Ведь там меня давно заждались.
А я в Россию домой хочу,
Ведь там меня давно заждались.
13 Чтец 7. Из земли, изувеченной язвами мин,
Измождённые, злые, как черти,
Ветераны боёв возвращаются в мир
На правах победителей смерти.
И не скажут вам метрики, сколько нам лет:
Так случилось – на высях сожжённых
Прикоснулись мы к вечному миру, где нет
Победителей и побеждённых.
1й ведущий. 24 года назад, 15 февраля 1989 года в 10 часов 20 минут через
контрольнопропускной пункт “Кушка” последним пересек границу генерал
лейтенент Пищев, а “мост дружбы” через АмуДарью – генераллейтенант
Громов.
Чтец 8. Уже идёт которая весна
Без свиста пуль в афганской круговерти.
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых море смерти.
Пустыня огрызнулась горячо,
В песках скрывая признак каравана,
Все было, все осталось за плечом,
Но век мне не забыть Афганистана.
Я вспоминаю снежный перевал,
Где выше нас бывали только Боги,
Там редко автомат мой остывал,
И часто в кровь разбиты были ноги.
А память, как в замедленном кино,
Прокручивает фильм воспоминаний:
Друзей, которых нет уже давно,
Ко мне приводит в дом из дальних далей.
Война свои подарки раздала:
Кому звезда на грудь, кому на холмик,
Когото развенчала догола,
А ктото вписан в жизни многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не придет,
Нельзя нам забывать Афганистана.
14 1й ведущий. В Афганской войне принимали участие и наши земляки,
жители Зарайска и Зарайского района. Эти люди живут рядом с нами, а мы
порой даже не знаем, что они были участниками этих страшных событий. Их
более 140. И тех воиновинтернационалистов, которые живут рядом с нами
мы должны знать. ( на слайдах их имена и фамилии, а ведущие перечисляют
воинов афганцев)
Песня
2й ведущий. Некоторые считают, что Советская армия в Афганистане
потерпела поражение. Но ведь перед нашей армией не ставилась задача
одержать военную победу в Афганистане. Наши войска были выведены из
Афганистана не
в результате давления противника, а по решению
руководства своей страны.
А что же выиграли от этой войны её участники – воиныинтернационалисты?
Ведь на судьбу каждого из них война наложила свой отпечаток. Многие из
воиновинтернационалистов так и не сумели преодолеть комплекс войны.
Одни не могут вычеркнуть из памяти погибших друзей, другие – груз своих
воспоминаний.
1й ведущий. Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских
солдат остаётся достойным. Ведь подвиг воина – это подвиг веры, долга,
присяги. , Пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Эти
войны останутся в народе трагической меткой. Останутся стихи, рождённые
на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат.
Чтец 8. Помяни нас Россия в декабрьскую стужу,
Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной болью.
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды. От беды до беды.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
15 Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы, для тебя!
1й ведущий. В эти зимние дни мы вновь вспоминаем Афганистан... Как
много связывает нас с этой далекой страной. Именно там, под жарким
солнцем, «среди алых тюльпанов», оборвались жизни пяти зарайских парней.
2й ведущий. Один из них — Виноградов Николай Константинович,
родился 25 ноября 1965 года, в д. Карино. В республике Афганистан
находился с октября 1984 года. Участвовал в 15 боевых операциях. Проявил
мужество и героизм при выполнении своего интернационального долга.
22 ноября 1985 года в провинции Парван, находясь в разведдозоре,
обнаружил и обезвредил 12 противотанковых мин. В ходе боя получил
смертельное ранение. За проявленные мужество и отвагу в боях награжден
Орденом Красной Звезды, Орденом Красного Знамени посмертно.
3й ведущий. В Афганистане погиб БИРЮКОВ Сергей Валентинович,
лейтенант, командир десантногоштурм, взвода, род. 19.02.1958 в дер.
Латигори Зарайского района.
22.3.1981 при прочесывании местности у г. Кандагар взвод под
командованием Бирюкова., действуя на направлении штаба мятежников,
расположенного в крепости, попал под сильный огонь.
Бирюков Сергей подполз по арыку к стене крепости и стал забрасывать
противника гранатами.
Воспользовавшись замешательством, возникшим среди мятежников, бойцы
ворвались в крепость.
Противник был разгромлен, но Бирюков получил смертельное ранение.
За мужество и отвагу, проявленные в бою, награжден орденом Красной
Звезды (посмертно).
1й ведущий. Василий Петрович Мурсенков. Родился 12.02. 1966 года, в
Зарайске. В Афганистане проходил службу с октября 1984 года. Принимал
участие в 8 боях. При выполнении очередного боевого задания с группой
товарищей прикрывал аварийнопатрульную группу,
устранявшую
последствия диверсии на трудопроводе. Место аварии было обстреляно из
пулемёта. В этом бою Василий был тяжело ранен и 03.03. 1985 г. от
полученных ран умер в госпитале. За проявленное мужество посмертно
награжден Орденом Красной Звезды и медалью «Воинуинтернационалисту от
благодарного афганского народа»..
16 2й ведущий. ТРИФОНОВ Анатолий Александрович, лейтенант,
бортовой техник по авиационному и десантному оборудованию. Родился
04.03.1958 г. в г. Зарайске. Нёс службу в Вооружённых Силах СССР с
31.7.1975 г.
"25 декабря 1979 года, в 19.33 (время московское), при подлёте к аэропорту
г.Кабул, в сложных погодных условиях, потерпел катастрофу Ил76 военно
транспортной авиации. Самолёт задел вершину горного кряжа, и
разломившись пополам, упал по разные стороны хребта. Погибли все
находившиеся на борту, в том числе и Трифонов Анатолий Александрович.
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).
3й ведущий. Сложил свою голову в Афганистане и зараец рядовой
Каракулин Геннадий Викторович. Родился 09.01.1968 года в г. Зарайске.
Служил в составе роты по охране дороги КабулДжелалабад. Командовал
минометным расчетом, был связистом. В Афганистане сдавал кровь для
раненых. Выносил их из огня. Погиб в бою 15 июня 1987 года. За проявленное
мужество и отвагу награжден Орденом Красной Звезды посмертно
Объявляется минута молчания
Чтец 9. Минута молчанья…
Товарищи, встаньте
И в памяти павших
Героев представьте.
Навек в нашем сердце
Бессмертных имен их звучанье.
Минута молчанья, минута молчанья…
Звучит запись песни из к/ф «Офицеры» «От героев былых времён»
В. Златоустовского. Одновременно идет показ презентации с воинами
интернационалистами Зарайска и Зарайского района. Выступающие
стоят на сцене со свечами в руках.
От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто примяли смертный бой,
Стали просто землёй, травой,
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь –
Нам завещано одним –
Мы в груди храним.
17 Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Не солгать, не обмануть
И с пути свернуть.
Мероприятие заканчивается вручением живых цветов гостям, воинам
афганцам.
18 Заключение
Данное мероприятие можно проводить в ходе празднования дней воинской
славы, так как оно воспитывает у учащихся любовь к Родине, потребность в
служении Отечеству, готовность защищать его.
Эта форма работы (литературномузыкальная композиция) всегда имеет
большую притягательную силу, потому что учащиеся всегда хотят выступать
на сцене. Участие в таких мероприятиях
повышает их самооценку,
раскрепощает их, вырабатывает определённые творческие навыки. Данный
вид работы развивает чувство сопричастности, патриотизма, выявляет
артистические способности учащихся. Большое значение имеет то, что
сценический материал прочувствован ребятами, что при подготовке
мероприятия они занимались поисковоисследовательской работой (читали
Книгу памяти, собирали сведения о погибших воинахафганцах, посещали
семьи погибших и ныне живущих воиновинтернационалистов). Ценно то, что
учащиеся ещё и получили опыт общения с очевидцами исторических событий.
Они увидели этих ещё совсем не старых людей другими глазами, научились
уважать их, а следовательно, они станут более гуманными и милосердными к
другим людям. А это так важно в современном обществе, где царят грубость,
отсутствие культуры и насилие. Воспитание культуры общения имеет
огромное значение в социальногражданском и духовном развитии личности.
Только на основе возвышенных чувств патриотизма укрепляется любовь к
Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и
независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества,
развивается достоинство личности.
19 Список используемой литературы
1. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 11 классы
/ Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой.
М.: ВАКО, 2006
2. Растить патриотов. Авторсоставитель А. А. Аронов. М.: ДОСААФ,
1988.
3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание
школьников 2005 №8
4. Касимова Т.А.,
Яковлева Д.Е.
«Патриотическое воспитание
школьников: Методическое пособие. М.: Айриспресс, 2005. – 64 с.
5. Живая связь времён [Текст] /ред.сост. Л.И. Жук.– Минск: Красико
Принт, 2010.– 128 с.– (Праздник в школе)
20
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.