Живое и мертвое в рассказе Куприна "Гамбринус"

  • ppt
  • 06.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КУПРИН ГАМБРИНУС.ppt

Живое и мёртвое в рассказе А.И.Куприна «Гамбринус»

Цель урока

Сравнить образ Сашки-скрипача с романтическими героями русской литературы, выяснив сходство и отличие этих героев.
Выяснить идейно-художественное своеобразие рассказа Куприна, его эстетическую направленность.
Воспитывать у ребят гуманное отношение ко всем людям независимо от национальной принадлежности.

Почему рассказ называется «Гамбринус»?

Гамбринус – король
пивоварения

Название пивной одного из самых больших торговых портов мира

Портовый город

С.Бродский. Корабли Лисса

Возвращение скрипача
домой

С какой целью автор рассказывает так подробно о посетителях пивной, подчёркивая постоянно их разную национальность?

Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство?

Автор хочет показать, что все люди похожи, у них одни чувства, проблемы, что независимо от того, еврей ты или русский, англичанин или африканец, есть вещи, которые могут объединить всех, достучаться до души каждого.
В этом частично скрыта идея всего произведения.

Что объединяет всех посетителей Гамбринуса?

англичане

итальянцы

молдаване

русские рыбаки

грузины

немцы

На первый взгляд невнимательного читателя – это пиво. Но на самом же деле всех посетителей Гамбринуса объединяет песня, танец, веселье, общее дело, общие тревоги и волнения, общая любовь, авторитет Сашки.

компания воров

малоазиат-ские греки

негры

В чём проявляется антитеза в рассказе?

К какому из явлений – жизни или мёртвого царства – можно отнести Сашкину музыку, революцию, войну, сам Гамбринус? Почему?

Образ скрипача Сашки

Подумайте, зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром.

Найдите описание
внешности Сашки

Сашка - Гамбринус

Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью Гамбринуса?
Что они слышат в его музыке?

Русско-японская война 1904-1905г.г.

Какие жизненные испытания пришлось преодолеть Сашке?

Плен

Сашка во времена погрома

«В дни погромов Сашка свободно ходил по городу со своей смешной обезьяньей. Чисто еврейской физиономией. Его не трогали. В нём была та непоколебимая душевная смелость, та небоязнь боязни, которая охраняет даже слабого человека лучше всяких браунингов»

Б.Кустодиев. Вступление.
1906 год.

«Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит»

Кому принадлежат последние слова в рассказе?

Можно ли считать их
выражением
авторской позиции?
Как вы понимаете эту
фразу?

Финал рассказа

Зачем автор делает в финале рассказа своего героя калекой?

Становится ли нам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?

Похож или не похож Сашка на романтического героя?

Да, Сашка – исключительный герой.
Его идеал – победа над смертью и убожеством – лежит не за горами и долами, а в его собственной душе, над которой, как и над самой музыкой, не властно ни время, ни человеческое зло.

Домашнее задание

Творческий практикум:
Напишите сочинение-эссе на тему, скрытую в финале рассказа – «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит».

3. В мире литературы. 8 кл. :Учеб.-хрестоматия для учебных
заведений/ Автор А.Г.Кутузов – М.: Дрофа,2001