Цель урока
Сравнить образ Сашки-скрипача с романтическими героями русской литературы, выяснив сходство и отличие этих героев.
Выяснить идейно-художественное своеобразие рассказа Куприна, его эстетическую направленность.
Воспитывать у ребят гуманное отношение ко всем людям независимо от национальной принадлежности.
Почему рассказ называется «Гамбринус»?
Гамбринус – король
пивоварения
Название пивной одного из самых больших торговых портов мира
С какой целью автор рассказывает так подробно о посетителях пивной, подчёркивая постоянно их разную национальность?
Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство?
Автор хочет показать, что все люди похожи, у них одни чувства, проблемы, что независимо от того, еврей ты или русский, англичанин или африканец, есть вещи, которые могут объединить всех, достучаться до души каждого.
В этом частично скрыта идея всего произведения.
Что объединяет всех посетителей Гамбринуса?
англичане
итальянцы
молдаване
русские рыбаки
грузины
немцы
На первый взгляд невнимательного читателя – это пиво. Но на самом же деле всех посетителей Гамбринуса объединяет песня, танец, веселье, общее дело, общие тревоги и волнения, общая любовь, авторитет Сашки.
компания воров
малоазиат-ские греки
негры
В чём проявляется антитеза в рассказе?
К какому из явлений – жизни или мёртвого царства – можно отнести Сашкину музыку, революцию, войну, сам Гамбринус? Почему?
Образ скрипача Сашки
Подумайте, зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром.
Найдите описание
внешности Сашки
Сашка - Гамбринус
Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью Гамбринуса?
Что они слышат в его музыке?
Сашка во времена погрома
«В дни погромов Сашка свободно ходил по городу со своей смешной обезьяньей. Чисто еврейской физиономией. Его не трогали. В нём была та непоколебимая душевная смелость, та небоязнь боязни, которая охраняет даже слабого человека лучше всяких браунингов»
Б.Кустодиев. Вступление.
1906 год.
«Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит»
Кому принадлежат последние слова в рассказе?
Можно ли считать их
выражением
авторской позиции?
Как вы понимаете эту
фразу?
Финал рассказа
Зачем автор делает в финале рассказа своего героя калекой?
Становится ли нам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?
Похож или не похож Сашка на романтического героя?
Да, Сашка – исключительный герой.
Его идеал – победа над смертью и убожеством – лежит не за горами и долами, а в его собственной душе, над которой, как и над самой музыкой, не властно ни время, ни человеческое зло.
Домашнее задание
Творческий практикум:
Напишите сочинение-эссе на тему, скрытую в финале рассказа – «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.