Развитие Северного Ренессанса на целое столетие запоздало по отношению к итальянскому и происходило на совершенно другой основе. Так, в Италии основой гуманизма служили учения античных философов-язычников, а в северных странах он основывался на воскрешении демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. Если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему.
Философской основой Северного Возрождения был пантеизм (обожествление вселенной, природы). Не отрицая прямо существование Бога, это учение растворяет его в природе, наделяя ее божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, и делали вывод, что любое проявление природы достойно изображения. Такие представления привели к появлению в художественной культуре Северного Возрождения пейзажа как самостоятельного жанра.
Искусство Нидерландов XV-XVI вв
С XIV века на этих территориях происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Нидерланды как центр искусства стали оттеснять искусство поздней готики при французском дворе.
Нидерланды связывала с Францией и общая Бургундская династия, поэтому фламандские, валлонские и голландские художники без труда находили себе работу во Франции при дворах Анжу, Орлеана, Берри и самого французского короля. Выдающиеся мастера интернациональной готики, братья Лимбург из Гельдерна по своей сути были французскими художниками. За редким исключением в лице Мельхиора Брудерлама на родине, в Нидерландах, оставались лишь живописцы рангом пониже.
После битвы при Азенкуре в 1415 году и смерти герцога Беррийского Жана Валуа герцог Бургундии Филипп Добрый вернулся во Фландрию. Переехавший с ним во Фландрию бургундский двор создал для местных художников наилучшие условия для творчества на родине. Необходимость уезжать во Францию отпала. Стали формироваться региональные художественные школы.
Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка. Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве.
Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихся в своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучал поверхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей в своих работах.
Чувство общности породило в XVI веке жанр группового портрета – он существовал только в Голландии. Свои изображения художникам заказывали отряды городской гвардии, медики, попечители приютов, богаделен и больниц.
«Эти люди не получали за свою работу денег. Они работали ради процветания своего города. Это была почетная должность – заботиться о бедных, отдавать им свои силы и время».
Малые голландцы. Это картины небольших размеров, а сюжет их взят из повседневной жизни в отличие от искусства «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические темы. До сих пор картины малых голландцев – в числе самых любимых у знатоков. Каждый предмет художники писали с исключительным пониманием его фактуры и формы.
Голландцы создали натюрморт и анималистический жанр, в Нидерландах произошло превращение пейзажной живописи в отдельный жанр, здесь впервые появились изображения зимней природы.
Рембрандт Харменс ван Рейн 1606/1669
«Портрет поэта Иеремиаса де Деккера»
¾ лица, глаза без блика.
«Меня и сам Господь не прозревал яснее!»
Гляжу на символы герба, Такого гордого когда-то, Но кровь дворян во мне слаба: Мне чужд удел аристократа, Зато понятен смех раба. Король британский со стены Глядит на все без интереса, И в этом смысле мы равны: Поскольку жизнь — всего лишь пьеса, А люди в ней играть должны. Один — по действию — богат, Другой — несчастен и ничтожен, Но одинаков результат…
«Возвращение блудного сына»
Нет ни одного эскиза! Картина для себя.
Последние годы Рембрандта – это потеря сына Титуса, нищета, смерть друзей, тяжелый недуг. Полуслепой художник пишет свой шедевр
Подпись художника – над пяткой
Единая фигура отца и сына.
Красный, рефлексы – любовь. Любовью все искупается.
Света больше всего на зрителе… Свет Рембрандта -?
Нож, сума, бритая голова… (траур, болезнь).
Умер Рембрандт в 1669 году практически забытый всеми и в сильной нужде. Место его захоронения точно неизвестно - известно только, что он похоронен на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.