Антропов А.П.русский портретист(1716 - 1795)
Еще будучи учеником, принимал участие в декоративных росписях Зимнего (1744), Летнего (1748), Царскосельского (1749) и других императорских дворцов. Под руководством Антропова был расписан Андреевский собор в Киеве (1752-1755). Заслуги молодого талантливого живописца были оценены, и с 1761 его назначили главным надзирателем живописных и иконописных работ Синода. Однако в истории русского искусства Антропов остался как замечательный портретист.
Для портретов Антропова характерна подчеркнуто простая, несколько грубоватая трактовка образа, лишенная утонченности и психологизма "парадных" портретов.
Смелое сопоставление цветов, насыщенные колористические контрасты, разнообразие приемов письма - все это характеризовало манеру Антропова. Грубовато-откровенный в своих правдивых портретных характеристиках, Антропов был чрезвычайно далек от какой бы то ни было поверхностной идеализации фигуры, даже если героем картины становился монарх. Что и проявилось в портрете Петра III (1762).
Замечательный русский портретист стал учителем таких выдающихся мастеров русской портретной живописи, как Д. Левицкий и П. Дрожжин.
Алексей Антропов – матер камерного портрета. Особенно удавались старые лица, в портретах которых он сохранил реалистические черты пережитых чувств и страстей. Для изображения одежды использовал стиль барокко.
Автопортрет
Портрет Т.А. Трубецкой
Портрет М.А. Румянцевой
Портрет А.В. Бутурлиной
Он создал один из самых поэтичных женских образов в русском искусстве XVIII в. – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». На нем изображена молодая женщина в нарядном кокошнике и сарафане.
Ее миловидное лицо излучает доброту и приветливость.
Рокотов Ф.С.выдающийся русский хуложник-портретист(1735 - 1808)
О его жизни сведений почти не сохранилось. Известно, что он был из крепостных князя И. Репнина.
В 1757 художник переехал в Петербург. Ему покровительствовал глава Академии художеств И. Шувалов. Для него Рокотов создал картину "Кабинет Шувалова" - практически первый интерьер в русской живописи. Художественное образование получил под руководством Л.Ж. Ле Лоррана и гр. П. де Ротари.
В 1762 был назначен в Академию художеств адъюнктом за картину "Венера" и за портрет Петра III. К моменту вступления на престол Екатерины II был уже хорошо известным художником. Императрица заказала ему в 1763 свой портрет, давая сеансы в Петергофе. На портрете императрица изображена в полный рост, в профиль, среди красивой обстановки - это один из лучших портретов Екатерины. Рокотов создал множество портретов, в которых избегал парадных изображений, поз и поворотов. Всем работам мастера присущ тонкий психологизм.
В 1765 возведен в академики. После чего оставил Академию и поселился в Москве. Здесь, не отвлекаясь на посторонние темы, создал свои лучшие работы.
На рубеже 1770-1780 произошло изменение типа портретов Рокотова. В эти годы писал, главным образом, женщин большого духовного богатства.
В последние десятилетия работал очень мало, как полагают из-за ухудшившегося зрения. В начале XIX века им не было создано ни одной картины.
Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. 1757 г.)
Предположительно автопортрет Рокотова
Федор Степанович Рокотов (1735(?)–1808 гг.)
Крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Он вышел из крепостных, учился в Академии художеств, прославился как мастер интимного портрета.
Портрет В.И. Майкова. Художник Ф.С. Рокотов.
Около 1766 г.
В этом портрете художник дал тонкую психологическую характеристику своему персонажу: на его полнокровном лице играет насмешливая улыбка, умные глаза слегка прищурены. Во всем облике Майкова сквозит ироничность и самодовольство.
Портрет А.П. Струйской.
Художник Ф.С. Рокотов. 1772 г.
Одна из самых известных работ Рокотова – портрет А.П. Струйской. Прекрасные черты модели слегка размыты, словно ее отделяет от нас тонкая завеса времени.
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Н.Заболоцкий
Первоначальные навыки в искусстве получил, по-видимому, от своего отца. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773).
В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (1773-1776) художник создал галерею очаровательных юных образов, сумев увидеть и передать веселье, грацию, воплощенную юность. Серия "Смолянок" - шедевр мирового искусства (все портреты в Гос. Русском музее).
Особое место в творчестве выдающегося живописца занимает портрет Екатерины II "законодательницы" (1783). Художник старался создать образ "просвещенной" монархини, сходный с тем, что воспевался в одах Г. Державина.
В 1780-х художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 70-х - нач. 80-х). Еще в 1773 мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого - портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме теплых оливково-зеленых и розовых тонов. Последние 20 лет жизни из-за болезни глаз он почти не работал.
Творчество Левицкого стало вершиной в развитии реалистического портрета ХVIII века.
Левицкий Д.Г.
выдающийся русский художник-портретист
(1735 - 1822)
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822 гг.)
Автопортрет Д.Г.Левицкого
Русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета.
Его портретам была присуща яркая индивидуальность образов.
Академик Императорской Академии художеств.
В 1783 г. Левицкий написал аллегорический портрет – «Екатерина II – законодательница». На нем художник представил Екатерину в образе жрицы богини правосудия Фемиды, скульптура которой помещена справа. Передовые русские люди XVIII в. мечтали видеть во главе государства просвещенного монарха, который уважал бы законы и заботился о благе своих подданных.
В 1773 году была создана одна из интереснейших работ Д. Левицкого – портрет философа Дени Дидро, французского философа-энциклопедиста, писателя. Энергию, творческое беспокойство и душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник.
Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825)
Портрет В.Л. Боровиковского.
Художник И.В. Бугаевский-Благодарный. 1824 г.
Художник является связующим звеном между искусством XVIII и XIX веков. В его творчестве проявились черты нового художественного стиля – сентиментализма, который обратился к человеческой личности – ее настроениям, чувствам. Герой сентиментализма – обычный человек, способный любить, страдать, переживать.
Владимир Лукич Боровиковский
(1757 - 1825)
Владимир Лукич родился в украинском городке Миргороде.
Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли.
Следуя традиции, 4 его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи, иконописи, которой учился под руководством отца.
Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины , выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым.
Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию.
На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.
Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург (где он сменил фамилию на Боровиковский)
Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье — тень любви, и мысли — тень печали.Но красоту ее Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать.Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Поэт Я. Полонский посвятил этому портрету:
Портрет М. И. Лопухиной (1797)
Художник портретировал и крестьян, что было сравнительно редко в ту пору. «Лизанька и Дашенька» и «Торжковская крестьянка Христинья» - крепостные Н. А. Львова, у которого жил художник.
Боровиковский имел учеников, которые по распространенному обычаю того времени жили в его доме и как бы становились членами семьи. Среди них был А. Г. Венецианов, на всю жизнь сохранивший теплую память об учителе.
Крупнейший русский скульптор XVIII века, работавший в жанре портрета.
Федот Шубин «одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен». Вышел он из крестьян-поморов, из небольшой деревни в Архангельской области близ Холмогор — родины великого Ломоносова.
Представитель просветительского классицизма.
Профессор Академии художеств.
Федот Иванович Шубин
(1740 - 1805)
Приехал в Петербург зимой 1758 года. Ломоносов рекомендовал земляка куратору учрежденной в 1757 году Академии художеств И.И. Шувалову.
По окончании Академии удостоен первой золотой медали. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлена возможность на заграничное пенсионерство для поездки во Францию и Италию «для достижения совершенства в художествах на три года».
Федот Иванович Шубин
(1740 - 1805)
Г. Г. Преннер. Портрет М.В. Ломоносова
В русской пластике XVIII века Шубин первым:
обратился к реалистическому изображению;
естественная простота и возвышенность форм античности;
раскрывал многогранность личности;
острота психологических характеристик;
виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать» камень.
«Первый статуйных дел мастер»
Екатерина II — законодательница
В 1792 году Шубин по памяти создает портрет М.В. Ломоносова. Скульптор дает выразительную, правдивую и точную характеристику выдающемуся отечественному ученому, первому русскому академику.
В отличие от других, эта работа композиционно проста. В трактовке формы нет элементов парадности. Портрет насыщен глубокой интеллектуальностью и демократизмом. В нем отчетливо видны черты реалистического искусства.
Шедевром портретного искусства Шубина является бюст Павла I.
Портрет выполнен в парадном жанре, по традиции изобилует звездами и орденами. Однако Шубин метко схватывает неповторимые особенности внешнего облика, стремясь выразить духовные свойства.
Скульптор раскрывает сложность и противоречивость характера: надменность, холодную гордость, болезненное самолюбие и вместе с тем скрытое страдание и незащищенность его «Я».
Этьен Морис Фальконе (1716-1791) - выдающийся мастер скульптуры.
Приехал в Россию по приглашению Екатерины II для создания монумента в честь Петра I.
По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру - одно из лучших произведений монументального искусства того времени.
В использовании естественной скалы для постамента нашел выражение главный эстетический принцип просветительства XVIII в. – верность природе.
Памятник императору Петру I установлен на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Важная деталь - змея под копытом коня. Бронзовая змея, соединенная с хвостом лошади выполняет конструктивную роль - является третьей точкой опоры - одновременно служит аллегорией - символизирует зависть и недоброжелательство. Это новаторский прием, благодаря которому конь кажется стоящим на двух точках - задних ногах, третья же точка укрепления зрительно не воспринимается.
Главная тема произведений - тема гражданской доблести, силы духа и самопожертвования.
Два типа красоты: юноши в изменчивом состоянии и воины-герои как воплощение зрелой красоты.
Использование аллегорий.
Воспитал плеяду выдающихся скульпторов: С.С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.
Михаил Иванович Козловский
(1753 - 1802)
Автопортрет(?). 1788, сепия
Самсон, раздирающий пасть льву. Фонтан в Петергофе. Скульптор М.И. Козловский. 1800-1802.
В конце XVIII в. лучшие русские ваятели были привлечены к работе по обновлению скульптур Большого каскада в Петергофе.
Скульптура являла собой аллегорию победы Петра I над Швецией.
Статуя бесследно пропала во время Великой Отечественной войны. После войны по образцу была выполнена новая модель скульптуры.
Самсон, раздирающий пасть льва
Это аллегория Полтавской битвы: изображение льва входит в шведский герб, а произошла битва в день святого Самсона. Могучий Самсон олицетворяет силу русского оружия.
Во время Великой Отечественной войны памятник был похищен фашистами. В 1947 г. скульптор В.Л.Симонов воссоздал памятник на основе фотодокументов.
Среди балтийских солнечных просторов,
Над широко распахнутой Невой,
Как бог войны, встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой.
В его руке стремительная шпага,
Военный плащ клубится за плечом,
Пернатый шлем откинут, и отвага
Зажгла зрачки немеркнущим огнем.
В. Рождественский
Памятник Суворову (бронза, 1799-1801, находится на Суворовской площади в Петербурге).
Памятник славы русского воинства. Главное — не личность, а идея военного триумфа России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.