ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Оценка 4.7

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
химия
5 кл—6 кл
15.04.2018
ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором художественные произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую – либо твёрдую поверхность. Как и другие предметы искусства, живопись служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда. Работа по приготовлению акварельных красок конкретизирует знания учащихся об обменных реакциях между растворами солей и развивает навыки приготовления растворов, фильтрования, промывания на фильтре, прокаливания и т.д. Работа важна в практическом отношении, так как знакомит (в миниатюре)с промышленном производстве некоторых красок
ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.docx
Школьная научно­практическая  конференция  «Ступень в будущее» ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Секция: Химия Автор работы: Ковяров Константин Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2», 5 В класс Научный руководитель: Жукова Т.А. Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»,  Учитель химии Салехард 2018 Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором художественные произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую – либо  твёрдую поверхность. Как и другие предметы искусства, живопись служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда. Живопись   отражает   и   оценивает   духовное   содержание   эпохи,   её   социальное   развитие. Мощно   воздействуя   на   чувства   и   мысли   зрителей,   она   заставляет   последних   переживать действительность,   изображённую   художником.   Живопись   служит   действенным   средством общественного воспитания. В ней ярко проявляются те общие свойства искусства, благодаря которым Н.Г.Чернышевский назвал его «учебником жизни». В силу наглядности образа оценка жизни   художником,   выраженная   в   произведении   живописи,   приобретает   особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует  цвет и рисунок,   выразительность   мазков,   что   обеспечивает   гибкость   её   языка,   позволяет   ей   с недоступной другим видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное   богатство   мира.   Этот   вид   искусства   не   только   непосредственно   и   наглядно воплощает все зримые явления реального мира (в т.ч. природу в её различных состояниях), показывает   широкие   картины   жизни   людей,   но   и   стремится   к   раскрытию   и   истолкованию сущности   совершающихся   в   жизни   процессов,   внутреннего   мира   человека,   к   выражению отвлечённых идей По назначению, характеру исполнения и образному строю различают:   живопись  монументально   –  декоративную  (стенные   росписи,   плафоны,   пенно),  участвующую в организации архитектурного пространства;  станковую (картины) – более интимную по характеру, обычно не связанную с  каким –либо определенным местом;   декорационную (эскизы театральных  и кинодекораций, костюмов);   миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты ит.д.)  иконопись;   По   характеру   веществ,   связующих   пигмент   (красящее   вещество),   по   технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различают   масляную живопись, живопись водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и по сухой (а секко, альсекко от итал. «по сухому»),  темперу,  клеевую живопись,  восковую живопись,  эмаль,       живопись керамическими красками  (связующие   –  легкоплавкие   стёкла,   флюсы, глазури – закрепляются обжигом на керамике ), живопись силикатными красками (связующее  вещество   –  растворимое   стекло)  и   т.д.    Для  исполнения   живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь Произведение  живописи состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл   и   другие),   обычно   покрытой  грунтом,   и  красочного   слоя,   иногда   защищённого   с поверхности предохранительной плёнкой лака. ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ В ЖИВОПИСИ. КРАСКИ Возможности живописца во многом зависят от того, какие краски он использует в своей работе. Во   времена   Андрея   Рублёва   в   распоряжении   художников   имелось   всего   30—40 наименований красок, и многие из них  были близки по химическому составу и цвету. Стало быть,   природное их число было и того меньше. Если вернуться к более давним временам – Риму   периода   Плиния,   то   и   римские   художники   использовали   приблизительно   такое   же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам ещё две – три краски.   И   это   всё.   Сегодня   развитие   химической   промышленности   позволяет   художникам значительно   пополнить   свой   красочный   материал.   Посчитать   количество   красок,   которые современные художники могли бы использовать в живописи, практически невозможно – они исчисляются тысячами. Как уже упоминалось, краска состоит из двух составляющих: пигмента, определяющего цвет краски, и связующего, обеспечивающего сцепление частичек краски между собой и основой. В зависимости от вида связующего краски подразделяются на: масляные (связующее ­­ масло),  темперные (связующее – смесь клея с маслом),  клеевые (связующее ­ клей),  восковые (связующее ­ воск) и т.д.  С появлением новых связующих появляются новые виды красок и новые виды техник.  Пигменты  – это цветные порошки, нерастворимые в органических растворителях (лаках, маслах, спирте и т.д.), а также в воде. Но существуют и другие порошки – красители, которые в отличие от пигментов образуют с жидкостями растворы. Прочность   краски   определяется   тем,   как   она   реагирует   на   связующее   вещество   и   на внешнюю среду (солнце, сероводород, перепад влажности и температуры). Наиболее прочны краски,   приготовленные   на   природном   минеральном   сырье,   менее   прочны   –   органические красители. Эти две большие группы красок – минеральные и органические – представляют всю красочную палитру. Минеральные краски используются в живописи с древнейших времен. Они делятся на две подгруппы:   минеральные   природные   и   минеральные   искусственные.   Первые   готовят   из натурального сырья простым перетиранием и отмучиванием (очисткой). Они не только просты в изготовлении, но и наиболее прочны и дешёвы. К ним относятся: цветные «земли» (охры, сиены,  умбры);  железные  руды  (гематит),  цветные  камни  (азурит,  малахит,  лазурит, аури  ­ пигмент,  горная киноварь и некоторые другие). Изготовление   искусственных   минеральных   красок   требует   несколько   больших материальных и других затрат. Их получают путём химического синтеза: одни – прокаливанием высокими температурами,  другие – соединением нескольких различных веществ  при высоких температурах,   третьи   –   осаждением   в   жидкостях,   четвёртые   –   соединениями   некоторых металлов   с   кислотами.   Результатом   синтетических   обработок   являются:     жжёные   красные охры, сиены, умбры, а также искусственный ультрамарин, марсы, свинцовые белила и многие другие. Эти краски не всегда готовят из минералов, поэтому минеральными их называют по установившейся традиции – для противопоставления органическим. Таблица №1 Виды минеральных красок Тип краски Источник  Минеральные природные Минеральные искусственные Натуральные объекты (цветные «земли», железные   руды, цветные камни) Характерис Название краски тика  Прочны и дешевы Прочные Охры,   сиены, умбры;   гематит; азурит, малахит, лазурит,   аури­ пигмент,   горная киноварь и др. Жженые красные   охры, сиены,   умбры, марсы, свинцовые белила, искусственный ультрамарин Способ приготовления Перетирание и отмучивание (очистка) Химический   синтез: прокаливанием высоких температур, соединение нескольких   веществ при высоких температурах, осаждением жидкостях, соединением некоторых   металлов с кислотами в     Органические краски приготавливают из красителей. Существует две группы красителей: одна,   получаемая   из   природных   животных   и   растительных   компонентов,   другая   – искусственные красители, чаще выделяемые из каменноугольного дегтя. Природные красители являются   древнейшими,   искусственные   впервые   начали   получать   только   в   середине  XIX столетия. Органические   краски   очень   разнообразны   по   цвету,   они   ярче   минеральных.   За   счёт искусственных   красителей   произошло   резкое   пополнение   материала   в   красочной промышленности Все  природные  органические  краски  делятся на ряд подгрупп  в зависимости от того, в каком   виде   они   встречаются   а   природе   или   какой   вид   приобретают   в   результате   их использования. Одни краски можно получить из красителей, извлечённых из различных частей некоторых   растений:   плодов,   листьев,   цветов,   древесины,   коры   корней   и   корнеплодов.   Их готовят путём осаждения красителя на тонкодисперсную минеральную основу – субстрат. В результате такого соединения получают цветной порошок – пигмент. Минеральным основанием могут быть мел, гипс, каолин или какой – либо другой, чаще белый порошок. Так художники в старину приготавливали краплак, шафрановую жёлтую и многие другие краски, называемые красками – лаками.  Другую группу естественных растительных красок производят сжиганием различных частей растений.   Получаемые   чёрные   углеродистые   краски   (виноградная   и   персиковая   чёрные, различные сажи и др.) не менее прочны, чем минеральные. Но удивительно то, что все чёрные краски отличаются по цветовым оттенкам. Эту разницу можно увидеть, смешав их с белилами. Третью и четвёртую группы природных органических красок составляют краски животного происхождения,   приготавливаемые,   подобно   растительным,   непосредственным   прямым выделением из животной клетчатки или её сжиганием. Так получают кармин из высушенных насекомых   (кошенили   и   кермеса),   пурпур   –   из   морской   раковины   пурпурницы,   индийскую жёлтую – из выделений коров, специально выкармливаемых листьями манго. Большая часть красок этой группы относится к очень непрочным. Исключение составляет индийская жёлтая (очень прочная краска) и некоторые другие. Сжиганием без доступа воздуха слонового бивня готовят чёрную краску «слоновая кость». Искусственные   органические   краски   производят   из   переработанного   каменноугольного дёгтя, а также из остатков нефтяных продуктов и газов, выходящих из газовых скважин. Дёготь является сырьём для получения промежуточных продуктов различного химического состава (фенола, нафталина антрацена и др.),  из которых только после сложной длительной обработки получают   красители.     Большинство       из   них   относится   к   малопрочным   и   в   основном используется  в  красильной   промышленности.   Но  среди  них   встречаются   и  весьма  прочные краски.   Они   находят   применение   в   промышленном   приготовлении   красок   для   живописи. Искусственные органические краски сравнительно дешёвы и могут быть получены в любом количестве,   так   как   сырья   для   них   очень   много,   а   современные   технологии   выделения красителей стоят на очень высоком уровне. И   всё   же   предпочтение   живописцы   по­   прежнему   отдают   предпочтение   минеральным краскам   как   традиционно   стойким,   исторически   чаще   применяемым   в   живописи   и   более изученным. Тип краски Происхождение Органические краски Способ приготовления Выделение из животной клетчатки Животные  Природные Таблица №2 Характерис­ тика красок Очень непрочные (исключение – индийская желтая) Название краски Индийская желтая (из выделений коров, специально выкармливае­ мых листьями манго), кармин (высушенные насекомые кошениль и кермес), пурпур (морская раковина пурпурница), Сжигание животной  клетчатки Осаждение красителя на тонкодисперсную минеральную основу – субстрат Черная краска  «слоновая  кость» Краплак, шафрановая желтая и другие. Сжигание различных частей растений Черные углеродистые Относительно прочные краски (виноградная, персиковая и другие) Большинство существующих красок  Малопроч­ ные Переработка сырья с целью получения промежуточных продуктов (фенол, нафталин, антрацен), из которых в дальнейшем получают красители. Растительные (плоды, листья, цветы, древесина, кора, корни и корнеплоды) Каменноуголь­ ный деготь; остатки нефтепродукто в и газов Искусствен­ ные  ПИГМЕНТЫ В   зависимости   от   происхождения   пигменты   классифицируются   на   минеральные   и органические, а по способу получения – на природные и искусственные.  Для   получения   природных   минеральных   пигментов   производят   механическую   обработку природных материалов: помол, просев или отмучивание. Искусственные   минеральные   пигменты   получают   путём   термической   обработки минерального сырья. Например, так изготавливают жжёную охру, умбру.                                                                            Пигменты                                                Таблица №3 Пигменты Минеральные Природные  Мел  Известь Каолин  Охра Мумия  Умбра  Сурик железный Перекись марганца Искусственные  Белила цинковые Белила титановые Белила свинцовые Литопон сухой Крон цинковый Умбра жжёная Сажа малярная Зелень цинковая Металлические порошки Пудра алюминиевая Пыль цинковая Бронза золотистая Органические Пигмент жёлтый Пигмент алый Пигмент красный Пигмент голубой Киноварь искуственная Графит  Оксид хрома Лазурь малярная Помимо   традиционных   сухих   порошковых   пигментов   получают  пигменты  в   виде   паст  – концентратов, эмульсий и микрокапсул. ЗАПРЕЩЕНО   применение  токсичных  пигментов,  содержащих  в  своём  составе  ядовитые вещества, например свинец. СВОЙСТВА ПИГМЕНТОВ Пигменты обладают определённым  цветом, так как они способны избирательно отражать лучи   дневного   света.     Когда   на   пигмент   падает   световой   луч,   то   часть   лучистой   энергии поглощается, а другая отражается, окрашивая пигмент в цвет отражённых лучей. Пигмент, отражающий   почти   весь   падающий   на  него  свет,  кажется   белым,   а   пигмент,   поглощающий падающий на него световые лучи, ­ чёрным. Химический   состав   пигмента  обусловливает   его   главные   свойства:   термостойкость, коррозионную   и   химическую   устойчивость,   цвет.   Содержание   водорастворимых   солей   в пигментах должно быть минимальным, так как под воздействием воды они вымываются. Дисперсность  пигмента влияет на все его основные свойства. Чем тоньше частицы, тем выше   укрывистость   и   красящая   способность   пигмента.   Полидисперсный   состав   пигмента позволяет получить плотное покрытие при минимальном расходе связующего.  называют   способность   пигмента   при   равномерном     нанесении   на одноцветную   поверхность   делать   невидимым   цвет   последней.   Наилучшая   укрывистость достигается при использовании частиц пигмента 0,2—10мкм. Укрывистостью   Красящая   способность  –   способность   пигмента   передавать   свой   цвет   смеси   с   белым пигментом. Маслоёмкость  –   это   способность   частиц   пигмента   удерживать   на   своей   поверхности определённое количество масла. Выражается она в граммах на 100 г пигмента и колеблется обычно  от  40  до  100.  Поскольку  стоимость  связующего   масла   (олифы)  обычно  выше,   чем пигмента,   более   экономичны   пигменты   с   малой   маслоёмкостью.   Кроме   того,   чем     меньше связующего требуется для получения краски малярной консистенции, тем более долговечным будет покрытие. Светостойкость характеризуется способностью пигмента сохранять свой цвет при действии ультрафиолетовых   лучей.   Большинство   природных   пигментов   –   светостойки,   некоторые органические пигменты обесцвечиваются в процессе эксплуатации. Щёлочестойкость – способность пигмента не изменять свой цвет при соприкосновении со щелочными растворами (цементные системы). Нещелочестойкие пигменты не применяют для изготовления   красочных   составов,   наносимых   на   поверхность   бетона.   Щёлочестойкими являются почти все природные пигменты, а также многие искусственные (титановые белила, оксид хрома; органические пигменты « алый» и « оранжевый»). ВОСКА Воска – жироподобные вещества, состоящие из сложных эфиров высших жирных кислот и высокомолекулярных спиртов (обычно одноатомных). Обладают аморфностью, пластичностью, легко   размягчаются   и   плавятся   в   интервале   температур   40   –900  С,   стойки   к   действию различных реагентов, многие годы сохраняются без изменений. По   происхождению   воска   подразделяются   на   животные,   растительные,   ископаемые   и синтетические. К животным воскам относятся пчелиный, шерстяной (ланолин), получаемый при промывке овечьей шерсти, и спермацет, добываемый из жира кашалота. К растительным – карнаубский, выделяемый из листьев бразильской пальмы, канделильский и др. К ископаемым – озокерит, церезин и монтанный, выделяемый из торфа или бурого угля.  Синтетические воска получают из нефтяных парафинов полимеризацией этилена. Издавна   воска   применяются   как   вспомогательный   плстический   материал   для   создания произведений   искусства.   Восковые   отливки   масок,   которые   давали   возможность   получать точный отпечаток лица, были изобретены в Риме ещё в 3веке н.э. В русских  дворцовых описях 18века встречаются упоминания о «вощаных» фигурах. В Эрмитаже хранятся восковые бюст и статуя   Петра   Первого,   выполненные   Б.­   К.   Расстрелли,   в   Русском   музее   –барельеф Ф.П.Толстого. В 17—18вв. мебель и резные панели в интерьерах покрывали тонким слоем воска, что придавало им приятный блеск, подчеркивало структуру древесины и предохраняло её от влаги и разрушения. Воска   служат   связующим   веществом   для   красок   в   восковой   живописи.   Благодаря химической стойкости и влагостойкости воска картины, выполненные восковыми красками, в течение многих веков сохраняют свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя. В Древнем Египте ещё с 14в. До н.э. восковая живопись применялась для окраски фасадов и храмов.   В   Древней   Греции   к   5в.   до   н.   э.   была   выработана   технология   наиболее   прочной восковой   живописи,   производимой   горячим   способом,   ­   энкаустики:   сильно   подогретые восковые краски наносились на нагретый участок основы раскалённой бронзовой лопаткой. Знаменитые файюмские портреты (I  в до н.э. –  IV  в н.э.) и византийские иконы (до  XII  в) относятся к восковой живописи, в которой энкаустика постепенно сменялась менее прочной, но и не менее сложной для работы живописью холодным способом – восковыми красками на скипидаре и восковой  темперой  (эмульсии с примесью летучих масел). В настоящее время восковая живопись применяется главным образом для заполнения утраченного красочного слоя и его закрепления при реставрации старинных произведений живописи. МАСЛА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЖИВОПИСИ Масла, применяемые в живописи, по своему составу и назначению делятся на две группы. К первой   относятся   так   называемые  жирные   высыхающие   масла,   получаемые   из   семян растений. Во вторую группу входят масла, носящие название эфирных.  Жирные   высыхающие   масла   обладают   способностью   образовывать   на   воздухе   в   течение определённого промежутка времени твёрдые соединения. К ним относятся: льняное, ореховое, маковое, конопляное, масло белой акации, древесное (тунговое)  и др. Кроме   высыхающих,   существуют   масла,   обладающие   способностью   затвердевать   в значительно   меньшей   степени.   Они   относятся   к   группе   полувысыхающих.   Среди   них   – хлопковое, маисовое, кротоновое, сезамное и подсолнечное. Имеются также невысыхающие масла: миндальное, касторовое, оливковое, кокосовое, пальмовое и др. В настоящее время в производстве красок с масляным связующим используют не только высыхающие   масла,   но   и   полувысыхающие   и   невысыхающие   (например,   подсолнечное, касторовое), которое в результате специальной обработки приобретают способность высыхать. Жирные   масла   при   известных   условиях   способны   образовывать   мыло   и   освобождать глицерин, на этом основании они носят название глицеридов, или омыляющих масел. Эфирные   масла   относятся   к   неомыляющимся   маслам.   Часть   из   них   имеет   способность улетучиваться без остатка. К ним относятся производные нефти и каменноугольного дёгтя: керосин, бензин, толуол, ксилол, тетралин, декалин. Большинство из них являются веществами химически малоактивными. Другие эфирные масла отчасти улетучиваются, отчасти окисляются, осмоляясь и образуя твёрдые вещества. В эту группу входят скипидары, масло копайского бальзама, копаловое и янтарное   масла.   Они   представляют   собой   так   называемые   терпены   –   вещества   химически активные. В разряд эфирных входят некоторые масла растительного происхождения, такие как лавандовое, розмариновое, спиковое. ВЫСЫХАЮЩИЕ ЖИРНЫЕ МАСЛА И ПРОЦЕСС ИХ ЗАТВЕРДЕВАНИЯ Масла эти получают путём отжима семян, названия которых они носят. Прессование семян для   получения   продукта   производят   при   нагревании   до   определённой   температуры,   в результате чего получается масло с большим количеством примесей коричневого оттенка, или холодным   способом   (без   подогрева).   В   последнем   случае   получается   более   чистое   масло, которое предпочтительнее для живописи, оно имеет светлую окраску. Полученное   после   прессования   масло   обладает   большим   количеством   примесей   –слизи, крахмалистых   и   белковых   веществ,   солей   неорганического   происхождения,   целлюлозы. Присутствие примесей способствует прогорканию масла, утемняет его, замедляет высыхание и препятствует образованию прочной пленки . Для удаления примесей и улучшению качества масла   художники   издавна   пользуются   различными   приёмами.   Одним   из   самых   простых   и щадящих способов является отстой масла. При длительном отстаивании масел посторонние примеси   оседают   на   дно   сосуда,   и   масло   становится   свободным   от   них.   Таким   образом, качество масел с годами улучшается. Нанесённое тонкой плёнкой на поверхность, масло при соприкосновении его с воздухом в течение определённого  времени (в зависимости от самого масла, температуры и влажности в атмосфере) затвердевает. Процесс высыхания растительных жирных масел представляет собой очень   сложный   химико­физический   процесс,   значительно   отличаясь   от   высыхания   клеевых растворов  или спиртовых лаков,  где процесс  затвердевания  заключается  лишь в  испарении воды или спирта. Затвердевание   жирных   масел   сопровождается   с   одной   стороны,   образованием   летучих элементов, газов, присутствие которых обнаруживается по характерному, хорошо знакомому художникам   запаху,   с   другой     ­   увеличением   объёма   и   веса   масла.   Затем   происходит постепенное   уменьшение   его   веса   и   объёма,       вследствие   чего   высохший   слой   масла подвергается сжиманию и натяжению, под влиянием которых происходит образование трещин в слое масляной живописи. Масляная краска просыхает лучше, чем слой чистого масла, так как многие   пигменты   активно   содействуют   высыханию   масла,   то   есть   обладают   сиккативными свойствами. Процесс высыхания масляных красок можно условно разделить на три этапа: подсыхание масла с образованием плёнки, засыхание масла с образованием твёрдой поверхности, полное сквозное  затвердевание масляного слоя. Так, льняное масло, например, подсыхает за 3­6 дней, засыхает  в 60 дней и  затвердевает по всей толще за 2 года. Процесс высыхания масла, как уже упоминалось, различен в  зависимости от вида масла, его качества,   условий   высыхания,     пигмента,   связующим   которым   оно   является,   и   других факторов. Так, большое значение для высыхания масла имеет наличие света: масло, сохнущее на свету 6 дней, высохло в темноте за 66дней. В то же время, длительное облучение масляно слоя прямым солнечными светом будет способствовать его разрушению. Важным условием для высыхания масляного слоя является также температура. Так, масло , высыхавшее зимой при комнатной температуре за 5 – 7 дней, летом высохло за 3 ­4 дня; в тёмном сушильном шкафу при +500 С для этого требуется  12 часов, при +950 С – около 1 час, а при +1200 С – 30 минут. Высыхание   масла   при   высокой   температуре   и   большой   сухости   воздуха   не   является идеальным   условием   для   образования   прочной   плёнки,   так   как   происходящие   процессы сопровождаются обильным выделением газов, что приводит к большим потерям в веществе масла и, как следствие, к расслоению в слое краски и преждевременному старению масляной плёнки. Напротив,   при   высыхании   масла   в   атмосфере,   насыщенной   водяными   парами,   часто образуется набухшая плёнка с большим содержанием воды, которая при полном высыхании покрывается трещинами. Попутно   с   затвердеванием   масла   и   изменением   его   химического   состава   наступает помутнение   его   прозрачного   слоя,   медленное   пожелтение   и   потемнение.   Эти   изменения происходят при различных условиях и различных маслах в различной степени. Лучшим маслом, придающим   краскам   необходимые   свойства,   является   льняное,   так   как   оно   содержит наибольшее количество  триглицеридов – ненасыщенных карбоновых кислот. Наиболее ценятся сорта, добытые изо льна, произрастающего в северных районах. Свежее льняное масло, полученное холодным прессованием, лишено всякого запаха (запах появляется в нём позднее вследствие его разложения). Очищенное от примесей – белковых веществ и воды – масло называется лаковым Окраска   масла   зависит   от   присутствия   в   его   составе   четырёх   красителей:   жёлтого ксантофилла, жёлтого и синего хлорофилла и красного эритрофилла; их наличие в масле – величина также непостоянная. Так, более коричневое масло говорит о преобладании в нём эритрофилла,   более   жёлтое   –   ксантофилла   и   хлорофилла   и   т.д.   Названные   красители   не светопрочны   и   легко   разрушаются   светом,   особенно   в   присутствии   кислорода   воздуха. Нагревание  масла также способствует его обесцвечиванию. Прибыль и убыль льняного масла в весе, наблюдающиеся у высыхающих жирных масел, меньше,   чем,   например,   орехового   и   макового.   Это   свойство   благоприятно   сказывается   на образующейся   плёнке,   которая   у   льняного   масла   менее   способна   растрескиваться,   чем   у орехового и макового. Особенностью льняного масла является высыхание с поверхности с образованием плёнки. На   некоторых   картинах,   где   масло   применялось   художником   в   избытке,   происходит сморщивание   красочной   плёнки,   так   называемое   сседание.   Этот   дефект,     к   сожалению, неустраним. Краски, изготовляемые нашей промышленностью, стираются в основном на льняном масле. Выпускаемое   отдельно   во   флаконах,   оно   представляет   собой   сырое   рафинированное отбеленное   масло,   годное   к   употреблению   или   уплотнённое   масло,   продукт   термической обработки (полимеризации).   ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК      Работа по приготовлению акварельных красок конкретизирует знания учащихся об обменных реакциях между растворами солей и развивает   навыки   приготовления   растворов,   фильтрования,   промывания   на   фильтре, прокаливания и т.д. Работа важна в практическом отношении, так как знакомит (в миниатюре)с промышленном производстве некоторых красок  Получение баритовых белил Приготовили  50мл молярного раствора хлорида бария и 50мл молярного раствора сульфата натрия. Раствор хлорида бария прилили в химический стакан, добавили 50мл чистой воды и нагрели  до 70 –800 С. При непрерывном помешивании стеклянной палочкой (на конце которой должна   быть   надета   резиновая   трубочка)   добавили   50мл   раствор   сульфата   натрия.   Дали раствору отстояться. Потом слили жидкость, находящуюся над осадком, прилили чистой воды, перемешали, дали  отстояться и затем отфильтровали. Осадок высушили. Получение охры Приготовили  100мл молярного раствора железного купороса и 100мл раствора, содержащего 7,5г гашёной извести. Оба раствора слили   при помешивании и дали   жидкостям отстояться. Выделяется  осадок бурого цвета. Полученный осадок отфильтровали, промыли и высушили  в сушильном   шкафу.   После   высушивания   осадок   прокалили.  *Записывают   уравнения   всех наблюдаемых реакций Получение железного сурика приготовили     100   мл   молярного   раствора железного   купороса   и   100   мл   молярного раствора   щавелевокислого   аммония   или натрия.   К   приготовленному   раствору железного   купороса   прилили   раствор   соли щавелевой   кислоты.   После   отстаивания раствор слили с осадка, промыли   водой и отфильтровали. Промытый осадок прокалили в фарфоровой чашке при температуре 200 ­3000  С при тщательном помешивании.  *Записывают уравнения всех наблюдаемых реакций. Получение бременской  голубой краски       К   100мл   молярного   раствора   медного   купороса прилили   такой   же   объём   одномолярного   раствора гидроксида натрия. После отстаивания раствор слили с   осадка   и   к   последнему   добавили   при   энергичном помешивании   16мл   25­процентного   раствора гидроксида натрия. Немедленно промыли полученный осадок   холодной   водой   для   удаления   растворимых соединений,отфильтровали   и   просушили   при комнатной температуре. Получение берлинской лазури Приготовили     100мл  молярного  раствора   хлорида  железа(III)    и  75мл   молярного  раствора жёлтой кровяной соли. Полученный раствор хлорида железа (III) перелили в стакан и нагрели до 60 –700  С, прибавив немного соляной кислоты, чтобы при нагревании не выпадал осадок гидроксида железа (III). В другом стакане нагрели до такой же температуры раствор жёлтой кровяной соли. В теретьем стакане емкостью 300мл нагрели 50мл воды. Затем оба раствора слили тонкими струями в стакан с чистой горячей водой при тщательном помешивании. После того как растворы  слиты, их тщательно перемешали  в течение 10минут, а затем оставили  до следующего   дня.   Когда   краска     осела,   раствор   сливают,   фильтруют   и   промывают   осадок. Высушивать осадок необходимо при температуре не выше 1000 С.   Примечание. Приготовленные сухие порошки красок смешивают с небольшим количеством  декстрина или вишнёвого клея. Для предохранения от плесени в краску добавляют несколько  капель раствора фенола. При изготовлении масляных красок сухой порошок краски замешивают на олифе и хранят в  пенициллиновых склянках с резиновыми пробками. Образцы полученных красок                                           Охра                                                       Бременская  голубая краска Баритовые белила                                          Берлинская лазурь Сухие порошки красок  смешивают с  небольшим  количеством  растворителя  для красок или  льняным  маслом. На выполненную заготовку  наносится полученная краска. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ Техника   живописи   –   это   совокупность   приёмов,   которыми   и   определяется     эстетико   – практическое  знание   художника,   направленное  на  умелое  пользование   красками  и   другими материальными средствами для наиболее совершенного исполнения картины ЭНКАУСТИКА Энкаустика (от греческого еnkaio – «вжигаю») – восковая живопись, выполняемая горячим способом расплавленными красками.  Энкаустическая живопись берёт своё начало в Древнем Египте. Её расцвет пришёлся на период с 5 по 3 вв. до н.э.в античном мире, а к 12веку нашей эры её следы теряются. В древнейшем эгейском искусстве в 3веке до н.э. горячими растопленными восковыми красками расписывали корабли. Плиний описывает различные способы  энкаустики. Краска, полученная при   помощи   растопленного   воска,   обладает   совершенно   особой   прелестью   и   особым материальным характером, которого нет ни у какой другой краски. Энкаустические картины великих мастеров были бесценны. Императоры Август, Цезарь, Тиберий платили за них суммы, равные   состоянию   целых   городов,   и   постепенно   сосредотачивали   эти   картины   в   Риме. Александр Македонский был большим любителем этого рода живописи, и всё, что встречал на своём пути, переправлял на родину. И всё это сгорело при пожарах, а то , что уцелело, погибло в войнах. Нам осталось лишь то, что было укрыто в земле. В 1880­х годах   в Египте, в оазисе Файюм   недалеко   от  Каира,  были   найдены  пролежавшие  две   тысячи  лет  в   песке  портреты, прибинтованные к ликам мумий. Портреты эти получили название файюмских. Они поразили мир своей сохранностью и выразительностью. Эти портреты писались, как правило, пр жизни людей, а после их смерти прибинтовывались к ликам мумий, согласно религиозному ритуалу, цель которого – сохранение души умершего. На этих портретах перед нами люди, жившие 2000лет назад Со   времён   Возрождения   ведутся   различные   исследования   в   области   энкаустики.   Такое исследование вёл Леонардо да Винчи, его последователи – искусствоведы, филологи и химики более поздних времён, вплоть до 19 –20 вв. Этим исследованиям посвятили свои жизни Эрнст Бергер, Ганс Шмидт, граф фон Кайлюс, а в России – Василий Вениаминович Хвостенко ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ Темпера (ит.tempere  – смешивать краски; фр.  detrempe) – живопись крсками, связующим веществом в которых являются эмульсии. Распространены эмульсии из воды и яичного желтка либо из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком. Темперная живопись берёт своё начало от файюмских портретов, написанных восковыми энкаустическими красками. Её развитию и распространению весьма способствовала иконопись. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров   Первыми стаои пользоваться желтковой темперой именно византийские мастера, работая этими   красками   включительно   до   16в,   а   в   России   они   были   распространены   до   конца   17 столетия. Темперными красками писали свои великие произведения выдающиеся итальянские мастера   Возрождения   Леонардо   да   Винчи,   Рафаэль,   Корреджо,   Микеланджело.   Тициан   и др.Только в 18веке темперные краски и краски на клеевой основе вытесняются масляными. Темпера осталось лишь в иконописи О технике работы темперными красками Ю.И.Гренберг пишет следующее: «Темперная   живопись   старых   мастеров   была   многослойной.   Поэтому   художественный замысел живописца мог быть воплощён целиком лишь в том случае, если были выполнены с начала до конца все строго предусмотренные правилами операции. На подготовленную под живопись доску в пределах контура рисунка мастера наносил краску, покрывая ровным слоем отдельные   участки     в   границах   каждого   тона.   Этот   прцесс   происходил   в   определённой последовательности: сначала писали фон и окружающую обстановку – пейзаж, архитектуру, одежды, а затем обнажённые части тела. Темпера несовместима с пастозным письмом, так как нижние слои легко расплываются, если они не просохли. Поэтому при работе темперой каждый последующий   слой   наносился   лишь   после   того,   как   хорошо   просыхал   следующий.   Дело упрощалось благодаря тому, что нанесённые тонким слоем темперные краски быстро сохли, а последовательная расколеровка поверхности позволяла практически не прерывать работу» Нанесение   красок   в   зависимости   от   работы   над   различными     деталями   картины производилось в определённой последовательности и определёнными колерами, диктуемыми живописным канонам. Например, рекомендовалось писать рот следующим образом: « Губы рисуй составом из белил и киновари, а уста одною киноварью; для последней же отделки их смешивай   киноварь   с   тёмным   колером,   а   неосвещённые   части   чёрной   краской   или   чёрной умброй» ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ Фресковая живопись, или живопись а­фреско, ­­ способ писания картин и др.. изображений на стенах, сводах и  потолках зданий  водяными красками  по свежей (по итальянски  fresco значит «свежий»; отсюда название способа), то есть по ещё сырой штукатурке. Способ основан на   свойствах   цемента,   состоящего  из   извести   и   мелкого   песка,   впитывать   в   себя,   пока  он влажен,   разведённые     на   воде   краски   (без   примеси   к   ним   клея   или   какого   –либо   другого связующего вещества) и соединяться с ними в своём верхнем слое в одно нераздельное целое Произведения, исполненные этим способом, который не нужно смешивать с живописью по сухой штукатурке, или а секко (итал «сухое»), принято называть фресками Краски   растительного   происхождения   не   пригодны   для   фресковой   живописи,   так   как   , ложась   на   известь   и   проникая   в   неё,   теряют   свой   цвет.   Употребляются   исключительно минеральные краски, но и их них не годятся имеющие родство с известью и образующие при своём   соприкосновении   с   нею   новые   химические   соединения,   каковы,   например   свинцовые белила (белые пигменты для всех видов красок и эмалей; наиболее распространённые цинковые и свинцовые белила) Фресковая живопись была известна ещё в древнем мире, у египтян, этрусков и римлян; от этих   последних   многочисленные   образцы   её   сохранились   в   развалинах   Помпеи.   Первые христиане украшали ею места своих молитвенных собраний и усыпальницы покойников Из Рима фресковая живопись распространилась в Византию подчинённые ею области Греки   перенесли   её   вместе   с   православной   религией   в   Россию,   где   ею   были   украшены важнейшие киевские и новгородские церкви, в которых, к сожалению, в наше время уцелели только отдельные участки росписи На Западе Европы после падения Римской империи искусство фресковой живописи не было совершенно   забыто,   но   уровень     исполнения   сильно   понизился   и   в   техническом,   и   в художественном отношении. Только в 13­14столетиях в Италии эта отрасль искусства начала возрождаться и снова вошла в большое употребление. Но расцвет фресковой живописи настал в Италии 16 столетия. Рафаэль и Микеланджело стяжали себе вечную славу столько же своими фресками (ватиканские ложи и станцы, Фарнезина, Сикстинская капелла и др.) В   более   позднее   время   фресковую   живопись   стали   вытеснять   из   употребления   письмо масляными красками и новоизобретённая живопись на глотине МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ Среди важнейших техник живописи масляная – наиболее «молодая». Легенда приписывает её создание великому нидерландскому художнику Яну ванн Эйку(1390 ­­1441) – придворному живописцу бургундского герцога Филиппа Доброго, жившему в городе Бюрге. Однако не все историки отдают приоритет ванн Эйку. Дело в том, что использование красок, стёртых на растительном масле. Практиковалось и до него. К тому же в темперной живописи традиционно применялись некоторые краски, «не терпящие желтка», и поэтому стёртые на льняном или ореховом масле. Таким образом, не ван  Эйк первым применил масло. Однако общепризнано, что     ему   удалось   улучшить   технику   масляной   живописи.   Благодаря   изысканиям   великого нидерландца   растительные   масла   оказались   «материалом,   который   придавал   краскам   для живописи   совершенно   новые   качества   и   удовлетворил   художников   в   отношении   почти неограниченных возможностей передачи действительности» Для приготовления красок использовали высыхающие масла: маковое, ореховое (из ядер грецких   орехов),   конопляное,   льняное.   Из   них   лучшее,   придающее   краскам   необходимые свойства,   ­­   льняное,   так   как   оно   содержит   наибольшее   количество   триглицеридов   – ненасыщенных   карбоновых   кислот.   При   контакте   с   воздухом   все   перечисленные   масла высыхают: ненасыщенные карбоновые кислоты окисляются и полимеризуются. В результате образуется очень прочная прозрачная плёнка. Линоксин – плёнка, образуемая льняным маслом, ­­ отличается наибольшей прочностью и эластичностью. В   первое   время   все   необходимые   художественные   материалы   для   масляной   живописи готовили   непосредственно   под   руководством   художников.   Мастера   владели   множеством технологических приёмов, которые нередко являлись фамильным достоянием. Вначале 19века производство красок перешло в руки промышленников, Это было и хорошо и плохо. С одной стороны, художники наконец избавились от нелёгкого труда по приготовлению необходимых материалов, с другой – массивная продукция (холсты, грунты, краски, связующие) не всегда обеспечивала достаточно высокое качество живописи В ХХ веке две знаменитые картины были порезаны ножом. Это картины «Иван Грозный  и его сын Иван» И.Е.Репина и «Венера   с зеркалом» Д.Веласкеса. Потом оба полотна удалось восстановить (одно из них можно видеть в Третьяковской галерее, другое – в Лондонской национальной галерее). При реставрации выяснилось, что с картины Репина краска осыпалась на только там, где прошёл нож, но и   в тех местах, где преступник дотронулся до картины рукой, а с картины Веласкеса краска не осыпалась вовсе. Великий испанский художник 12века Диего   Веласкес   грунтовал   свои   холсты   сам,   по   своим   собственным   рецептам.   Репин   – художник   другого   времени   –   покупал   готовые   холсты   у   дрезденской   фирмы   «Цвирлих», которые были покрыты плотным глянцевым масляным грунтом. Вероятно, при изготовлении холстов недостаточно долго выдерживались грунты. Современные промышленные предприятия выпускают   материалы   весьма   высокого   качества,   и   тем   не   менее   художники   иногда предпочитают собственноручно изготавливать необходимые им для работы холсты и краски

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018