Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83»
ПРОЕКТ
«ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ»
Воспитатели:
Разгайлова Е.А.
Чернова Н.Ю.
Учитель-логопед
Богаткина Е.Г.
г. Каменск-Уральский
2025г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет;
- родители;
- педагоги.
ВИД ПРОЕКТА
- информационно - познавательный;
- творческий;
- семейный.
ТИП ПРОЕКТА
- коллективный;
- краткосрочный.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
с 31.03.2025 по 04.04.2025.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Подводный мир моря труднодоступен для повседневного обозрения. Кроме того мы наблюдаем дефицит знаний у дошкольников об обитателях морей и океанов, о строении рыб, о том, как они дышат, чем питаются, о существовании опасных и редких рыб и других обитателей морей и океанов. Понимая всю важность развития познавательных интересов у детей, необходимо создать условия, при которых у детей и родителей появится желание заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования. Проект «Животный мир морей и океанов» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей морей и океанов, поможет развить связную речь, творческие способности детей. Проект дарит ребёнку возможность почувствовать себя настоящим первооткрывателем, исследователем и путешественником. А также покажет разнообразие жизни не только на земле, но и под водой. В ходе проекта у детей сформируется бережное отношение к природе, любознательность и интерес к жизни морских обитателей, желание беречь и охранять природу.
ЦЕЛЬ: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Животный мир морей и океанов».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
· Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
· Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие:
· Совершенствовать лексико-грамматический строй речи и связную речь детей о подводном мире.
· Развивать познавательные и творческие способности.
· Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
· Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к природе.
· Воспитывать самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы |
Содержание |
Подготовительный этап
|
Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов. Создание развивающей среды. Подбор художественной литературы по теме. Разработка мероприятий. |
Основной этап
|
Познавательное развитие Занятие «Животный мир морей и океанов». Просмотр мультимедийной презентации «В море синем». Рассматривание иллюстраций, энциклопедий. Графический диктант «Морские коньки». |
Речевое развитие Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Т. Домаренок «Морские спасатели», С. Сахарнов «Кто в море живет?», И. Сударева стихи «На дне морском», Г. Косова «Азбука подводного мира»; скандинавская народная сказка «Волшебная рыба»; норвежская народная сказка «Почему вода соленая». Речевые игры «Составь предложение», «Сосчитай слова в предложении», «…», «Подбери родственные слова к слову рыба», «Подбери слова на слоги ВА, ВО, ВЫ, ВИ». Загадки о морских обитателях. Разучивание пальчиковой гимнастики «Морские животные». Составление описательных рассказов о морских обитателях с использованием схемы. |
|
Социально-коммуникативное развитие Оформление выставки книг и иллюстраций о подводном мире. Беседы «Моря нашей страны (Черное, Азовское)», «Море в опасности». Дидактические игры: «Соедини по точкам», «Выложи фигуру из палочек по образцу», «Собери рыбку», «Четвертый лишний», «Судоку», «Заплатки», «Найди часть», «Чья тень?», «Рыбалка», «Доббль», игры с фонариком, онлайн игры. Решение проблемных ситуаций «Что случится, если исчезнут морские обитатели?». Проблемный вопрос. «Как люди речку обидели» (познавательно-исследовательская деятельность): Рассказ о причинах загрязнения воды, простейших способах ее очистки. Проведение опытов «Выращивание кораллов путем кристаллизации соли». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле». |
|
Художественно-эстетическое развитие Самостоятельная художественная деятельность: рисование по замыслу по теме «Животный мир морей и океанов». Конструирование из бумаги «Рыбка» (оригами). Рисование «Рыбки играют, рыбки сверкают». Лепка «Морские коньки играют в прятки». Аппликация - ручной труд «Медузы». Пластический этюд «В синем море» (умение передавать эмоции с помощью мимики и жестов). Рассматривание картин: И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море». |
|
Физическое развитие П/И «Море волнуется», «Водяной», «Удочка», «Караси и щука», «Ручеек». |
|
Заключительный этап |
Оформление выставки детских работ «Подводный мир». Викторина «Чудеса подводного мира» |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
· Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о морских обитателях.
· Составление описательных рассказов с детьми о морских обитателях по заданию учителя-логопеда.
· Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
· Дети - владеют понятиями «Морские животные», «Рыбы»; имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида); знают о взаимосвязи с другими обитателями; имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Развитие связной речи и пополнение словарного запаса.
· Родители - получают новые знания о животном мире морей и океанов; читают совместно с ребенком; проявляют экологически грамотное поведение в природе.
· Педагоги - повышают педагогическую компетентность в рамках проекта.
Включенность всех участников проектной деятельности поможет реализовать цель данного проекта - расширение знаний детей о животном мире морей и океанов.
Викторина-соревнование «Чудеса подводного мира»
Цель: активизировать и актуализировать словарь детей по теме «Животный мир морей и океанов».
Задачи: закреплять знания детей о морских жителях, об их образе жизни; активизировать предметный и глагольный словарь по теме; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать слуховое внимание, мышление, память; развивать самостоятельность, активность, творчество детей; воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Ход викторины:
(Звучат звуки моря).
Воспитатель: Ребята, предлагаю отгадать загадку:
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька, и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает? (Это море).
Послушайте стихотворение: Вот
какое море –
Без конца и края.
На песчаный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться.
Станет видно, кто
там
В глубине таится.
Воспитатель: Ребята хотите отправиться в морское путешествие на поиск сокровищ?
Воспитатель: Чтобы мы смогли опуститься под воду, давайте превратимся в морских обитателей. Одна команда будет «Морские коньки», а другая – «Морские звезды». Вы готовы? Задерживаем дыхание и ныряем. Вот мы и на морском дне.
(Голос Нептуна)
– Здравствуйте мои друзья! Я, Нептун – царь и владыка всех морей. Приглашаю вас в путешествие по загадочным глубинам моим. А заодно, я проверю, что вы знаете о морской жизни и её обитателях. Задания мои будут сложные, но интересные. Кто постарается, получит от меня морской подарок.
Воспитатель: Я вижу на дне камни (стулья), давайте присядем и приступим к выполнению заданий.
Задание № 1 Простой вопрос – быстрый ответ:
- Какие моря и океаны вы знаете?
(Моря: Красное, Черное, Белое, Балтийское, Баренцево, Лаптевых, Японское, Средиземное… Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
- Чем дышат рыбы? (жабрами)
- Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)
- На чем можно путешествовать по морю? (корабль, яхта, лодка)
- С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, нырнуть с аквалангом)
- У каких морских животных есть электрические органы? (скаты, рыбы – звездочеты, электрический угорь, африканский речной сом)
- Какое морское животное в случае опасности может отбрасывать часть своего тела? (морская звезда – из любой части тела вырастает новое животное)
- Что помогает человеку дышать под водой? (акваланг)
Задание № 2 Отгадай загадку: отгадку можно выбрать из предложенных картинок.
1. Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила (осьминог)
2. В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест
Жертву любопытства съест (акула).
3. Глубоко на дне она
Словно на небе видна,
Но не светит и не греет
Потому что не умеет (морская звезда).
4. Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбешкой пляшет (морской конек).
5. Все движутся вперед
А он наоборот
Он может два часа подряд
Все время пятиться назад (рак)
6. По воде плывет лепёшка
Ну и страшная рыбешка,
Изменяет цвет она
Да ведь это… (камбала)
7. Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть… (дельфин)
8. Плавает прозрачный зонтик
«Обожгу! – грозит – не троньте!»
Лапки у неё и пузо.
Как зовут её? (медуза)
9. Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно, в нём заряд.
Электрический он… (скат)
Задание № 3 Конкурсы с буквами:
Командам предлагается из набора букв составить «морские» слова (море, рыба, рак, краб, песок, вода, кит, акула, медуза, волна и др.)
Кто больше придумает морских слов на определенный звук: например, на звук «К» - капитан, корабль, краб, коралл, кит, конек, корм и т. д.
Задание № 4. «Посчитай» (на внимательность)
1. В одном аквариуме 5 рыбок, во втором – ни одной. Сколько рыбок в двух аквариумах?
2. Рыбак поймал карася, окуня, щуку и кукушку. Сколько рыб поймал рыбак?
3. По морю плывут 2 дельфина, 3 кита и 4 акулы. Сколько дельфинов плывёт по морю?
4. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул?
Физминутка: «Море волнуется…»
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, на месте морская, весёлая, грустная, добрая, озорная и т. д. фигура замри.
Задание № 5 Конкурс эрудитов:
- Какой болезнью на земле никто не болел? (морской)
- Какие животные всегда спят с открытыми глазами? (рыбы)
- Каких камней нет в море? (сухих)
- Чтобы сделать глоток воздуха, дельфины вынуждены всплывать каждые 15- 20 минут. Почему же они не задыхаются во сне? (они не спят ночью)
- Ни рыба, ни мясо – о чем эта русская поговорка была первоначально? (о раках)
- Как дышит медуза? (всей поверхностью своего тела, у неё нет легких и жабр)
- В каких сказках рыба помогала главному герою? (Сказка о рыбаке и рыбке, По щучьему веленью)
Задание № 6 Эстафета «Чья команда быстрее найдет сундучок с сокровищами»
Игроки команд выстраиваются друг за другом. По сигналу игрок одной команды бежит к ракушкам, берёт одну, возвращается к своей команде, кладет в корзину, игрок другой команды – камешки собирает. И так пока все ракушки и камешки не окажутся в корзинах.
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Как вы думаете, что мы нашли? Правильно, сундук с сокровищами! Давайте посмотрим, что там! (в сундуке раскраски с изображением морских обитателей).
(Голос Нептуна)
– Вижу ваши старания и слышу, много о море знаете. Рад бы вас одарить, да случилось в море беда – все жители морские окраску потеряли. Что делать не знаю.
Воспитатель: Ребята давайте поможем раскрасить морских обитателей.
Практическая работа по раскрашиванию морских обитателей.
Звучит спокойная музыка
Подведение итогов, награждение команд.
Воспитатель: Наше морское путешествие завершается. Молодцы!
Давайте вернемся в группу.
(Звучат звуки моря, дети всплывают).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.