Животный мир морей и океанов

  • docx
  • 03.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Животный мир морей и океанов.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83»

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ»

 

Picture background  

 

 

Воспитатели:

Разгайлова Е.А.

Чернова Н.Ю.

Учитель-логопед

Богаткина Е.Г.

 

 

 

 

 

 

г. Каменск-Уральский

2025г.


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

- дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет;

- родители;

- педагоги.

 

ВИД ПРОЕКТА

- информационно - познавательный;

- творческий;

- семейный.

 

ТИП ПРОЕКТА

- коллективный;

- краткосрочный.

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

с 31.03.2025 по 04.04.2025.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Подводный мир моря труднодоступен для повседневного обозрения. Кроме того мы наблюдаем дефицит знаний у дошкольников об обитателях морей и океанов, о строении рыб, о том, как они дышат, чем питаются, о существовании опасных и редких рыб и других обитателей морей и океанов. Понимая всю важность развития познавательных интересов у детей, необходимо создать условия, при которых у детей и родителей появится желание заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования. Проект «Животный мир морей и океанов» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей морей и океанов, поможет развить связную речь, творческие способности детей. Проект дарит ребёнку возможность почувствовать себя настоящим первооткрывателем, исследователем и путешественником. А также покажет разнообразие жизни не только на земле, но и под водой. В ходе проекта у детей сформируется бережное отношение к природе, любознательность и интерес к жизни морских обитателей, желание беречь и охранять природу.

 

ЦЕЛЬ: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Животный мир морей и океанов».

 

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

·         Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

·         Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

Развивающие:

·         Совершенствовать лексико-грамматический строй речи и связную речь детей о подводном мире.

·         Развивать познавательные и творческие способности.

·         Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

·         Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

·         Воспитывать бережное отношение к природе.

·         Воспитывать самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Этапы

Содержание

Подготовительный этап

 

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий.

Основной этап

 

Познавательное развитие

Занятие «Животный мир морей и океанов».

Просмотр мультимедийной презентации «В море синем».

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Графический диктант «Морские коньки».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Т. Домаренок «Морские спасатели», С. Сахарнов «Кто в море живет?», И. Сударева стихи «На дне морском», Г. Косова «Азбука подводного мира»; скандинавская народная сказка «Волшебная рыба»; норвежская народная сказка «Почему вода соленая».

Речевые игры «Составь предложение», «Сосчитай слова в предложении», «…», «Подбери родственные слова к слову рыба», «Подбери слова на слоги ВА, ВО, ВЫ, ВИ».

Загадки о морских обитателях.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Морские животные».

Составление описательных рассказов о морских обитателях с использованием схемы.

Социально-коммуникативное развитие

Оформление выставки книг и иллюстраций о подводном мире. Беседы «Моря нашей страны (Черное, Азовское)», «Море в опасности».

Дидактические игры: «Соедини по точкам», «Выложи фигуру из палочек по образцу», «Собери рыбку», «Четвертый лишний», «Судоку», «Заплатки», «Найди часть», «Чья тень?», «Рыбалка», «Доббль», игры с фонариком, онлайн игры.

Решение проблемных ситуаций «Что случится, если исчезнут морские обитатели?». Проблемный вопрос. «Как люди речку обидели» (познавательно-исследовательская деятельность): Рассказ о причинах загрязнения воды, простейших способах ее очистки.

Проведение опытов «Выращивание кораллов путем кристаллизации

соли».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле».

Художественно-эстетическое развитие

Самостоятельная художественная деятельность: рисование по замыслу по теме «Животный мир морей и океанов».

Конструирование из бумаги «Рыбка» (оригами).

Рисование «Рыбки играют, рыбки сверкают».

Лепка «Морские коньки играют в прятки».

Аппликация - ручной труд «Медузы».

Пластический этюд «В синем море» (умение передавать эмоции с помощью мимики и жестов).

Рассматривание картин: И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море».

Физическое развитие

П/И «Море волнуется», «Водяной», «Удочка», «Караси и щука», «Ручеек».

Заключительный этап

Оформление выставки детских работ «Подводный мир».

Викторина «Чудеса подводного мира»

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

 

·         Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о морских обитателях.

·         Составление описательных рассказов с детьми о морских обитателях по заданию учителя-логопеда.

·         Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

 

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

 

·         Дети - владеют понятиями «Морские животные», «Рыбы»; имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида); знают о взаимосвязи с другими обитателями; имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

Развитие связной речи и пополнение словарного запаса.

·      Родители -  получают новые знания о животном мире морей и океанов; читают совместно с ребенком; проявляют экологически грамотное поведение в природе.

·      Педагоги -  повышают педагогическую компетентность в рамках проекта.

 

Включенность всех участников проектной деятельности поможет реализовать цель данного проекта - расширение знаний детей о животном мире морей и океанов.

 


 

Викторина-соревнование «Чудеса подводного мира»

          

Цель: активизировать и актуализировать словарь детей по теме «Животный мир морей и океанов».

Задачи: закреплять знания детей о морских жителях, об их образе жизни; активизировать предметный и глагольный словарь по теме; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать слуховое внимание, мышление, память; развивать самостоятельность, активность, творчество детей; воспитывать любознательность, познавательный интерес.

 

Ход викторины:

 

(Звучат звуки моря).

Воспитатель: Ребята, предлагаю отгадать загадку:

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна -

И горька, и солона.

Кругом вода,

А с питьём беда.

Кто знает, где это бывает? (Это море).

Послушайте стихотворение:        Вот какое море – 
                                                        Без конца и края. 
                                                        На песчаный берег 
                                                        Волны набегают. 
                                                        Перестанет ветер
                                                        На море сердиться.
                                                        Станет видно, кто там 
                                                        В глубине таится.

Воспитатель: Ребята хотите отправиться в морское путешествие на поиск сокровищ?

Воспитатель: Чтобы мы смогли опуститься под воду, давайте превратимся в морских обитателей. Одна команда будет «Морские коньки», а другая – «Морские звезды». Вы готовы? Задерживаем дыхание и ныряем. Вот мы и на морском дне.

(Голос Нептуна)

 – Здравствуйте мои друзья! Я, Нептун – царь и владыка всех морей. Приглашаю вас в путешествие по загадочным глубинам моим. А заодно, я проверю, что вы знаете о морской жизни и её обитателях. Задания мои будут сложные, но интересные. Кто постарается, получит от меня морской подарок.

Воспитатель: Я вижу на дне камни (стулья), давайте присядем и приступим к выполнению заданий.

 

Задание № 1 Простой вопрос – быстрый ответ:

- Какие моря и океаны вы знаете?

 (Моря: Красное, Черное, Белое, Балтийское, Баренцево, Лаптевых, Японское, Средиземное… Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

- Чем дышат рыбы? (жабрами)

- Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)

- На чем можно путешествовать по морю? (корабль, яхта, лодка)

- С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, нырнуть с аквалангом)

- У каких морских животных есть электрические органы? (скаты, рыбы – звездочеты, электрический угорь, африканский речной сом)

- Какое морское животное в случае опасности может отбрасывать часть своего тела? (морская звезда – из любой части тела вырастает новое животное)

- Что помогает человеку дышать под водой? (акваланг)

 

Задание № 2 Отгадай загадку: отгадку можно выбрать из предложенных картинок.

 


1.  Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила (осьминог)

2.  В рот ей палец не клади,

За борт к ней не упади,

Ведь она в один присест

Жертву любопытства съест (акула).

3.  Глубоко на дне она

Словно на небе видна,

Но не светит и не греет

Потому что не умеет (морская звезда).

4.  Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбешкой пляшет (морской конек).

5.  Все движутся вперед

А он наоборот

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад (рак)

6. По воде плывет лепёшка

    Ну и страшная рыбешка,

    Изменяет цвет она

    Да ведь это… (камбала)

7. Настоящий он циркач –

    Носом отбивает мяч.

    Знают и француз, и финн:

    Любит поиграть… (дельфин)

8. Плавает прозрачный зонтик

    «Обожгу! – грозит – не троньте!»

     Лапки у неё и пузо.

     Как зовут её? (медуза)

9. Что за плащ хвостатый, темный

     Рассекает в море волны?

     Осторожно, в нём заряд.

     Электрический он… (скат)


 

Задание № 3 Конкурсы с буквами:

Командам предлагается из набора букв составить «морские» слова (море, рыба, рак, краб, песок, вода, кит, акула, медуза, волна и др.)

Кто больше придумает морских слов на определенный звук: например, на звук «К» - капитан, корабль, краб, коралл, кит, конек, корм и т. д.

 

Задание № 4. «Посчитай» (на внимательность)

1. В одном аквариуме 5 рыбок, во втором – ни одной. Сколько рыбок в двух аквариумах?

2. Рыбак поймал карася, окуня, щуку и кукушку. Сколько рыб поймал рыбак?

3. По морю плывут 2 дельфина, 3 кита и 4 акулы. Сколько дельфинов плывёт по морю?

4. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул?

 

Физминутка«Море волнуется…»

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, на месте морская, весёлая, грустная, добрая, озорная и т. д. фигура замри.

 

Задание № 5 Конкурс эрудитов:

- Какой болезнью на земле никто не болел? (морской)

- Какие животные всегда спят с открытыми глазами? (рыбы)

- Каких камней нет в море? (сухих)

- Чтобы сделать глоток воздуха, дельфины вынуждены всплывать каждые 15- 20 минут. Почему же они не задыхаются во сне? (они не спят ночью)

- Ни рыба, ни мясо – о чем эта русская поговорка была первоначально? (о раках)

- Как дышит медуза? (всей поверхностью своего тела, у неё нет легких и жабр)

- В каких сказках рыба помогала главному герою? (Сказка о рыбаке и рыбке, По щучьему веленью)

 

Задание № 6 Эстафета «Чья команда быстрее найдет сундучок с сокровищами»

Игроки команд выстраиваются друг за другом. По сигналу игрок одной команды бежит к ракушкам, берёт одну, возвращается к своей команде, кладет в корзину, игрок другой команды – камешки собирает. И так пока все ракушки и камешки не окажутся в корзинах.

 

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Как вы думаете, что мы нашли? Правильно, сундук с сокровищами! Давайте посмотрим, что там! (в сундуке  раскраски с изображением морских обитателей).

 

(Голос Нептуна)

– Вижу ваши старания и слышу, много о море знаете. Рад бы вас одарить, да случилось в море беда – все жители морские окраску потеряли. Что делать не знаю.

 

Воспитатель: Ребята давайте поможем раскрасить морских обитателей.

 

Практическая работа по раскрашиванию морских обитателей.

Звучит спокойная музыка

 

Подведение итогов, награждение команд.

Воспитатель: Наше морское путешествие завершается. Молодцы!

Давайте вернемся в группу.

(Звучат звуки моря, дети всплывают).