Программное содержание:
Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных и птиц в лесу зимой
Задачи:
1) Образовательные: закрепить знания и умения детей выделять и характеризовать особенности диких животных и птиц в зимний период. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
2) Развивающие : развивать мышление, наблюдательность, внимание, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать художественные и творческие способности детей.
3) Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство доброты и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Материалы: импровизация зимнего леса: пеньки, деревья. Игрушки животных: лиса, волк, медведь, заяц, ёж, белка. Птицы – рисунки на картоне: снегирь, синица, воробей, дятел . Рисунки следов животных. Кормушка.
Музыкальное сопровождение: Грамзапись из цикла «Времена года», «Зима» П.И.Чайкоского. Фонограмма – «Голоса птиц».
Утром рано солнце встало
Всем ребятам засверкало
Лучик теплый золотой
Мы возьмем его с собой
Будет он нас согревать
И во всем нам помогать
Воспитатель:
-Ребята я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. А зимой в лесу холодно и вам предлагаю одеться потеплее. Что мы наденем сначала…….?( шубу, валенки, теплые штаны, варежки, теплую шапку –ушанку………..)Дети имитируют движения.
- Теперь мы готовы идти в путешествие.(Первый слайд)
Звучит музыка для перемещения в лес.
Воспитатель:
-- Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали (ходьба друг за другом),
Вот березка стоит, на ребят она глядит (ходьба на носках, руки вверх),
Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен),
Дети в сугробе тропку протоптали (ходьба приставным шагом вправо, влево),
Дальше быстро зашагали,
Я зимы не боюсь, очень быстро пробегусь (бег в колонне друг за другом),
Мы на лыжи дружно встали, и быстрее побежали (имитация ходьбы на лыжах),
По дороге зимней, гладкой побежали, как лошадки (бег с высоким подниманием бедра),
Вот мы шли, шли, шли - далеко в лес забрели (ходьба друг за другом).
Воспитатель :читает стихотворение. Тютчева(Слайд 2)
Чародейкою зимою,
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Воспитатель задает вопрос детям: «О каком времени года говорится в этом стихотворении?» (О Зиме).
Автор этого стихотворения сравнивает зиму с чародейкою, волшебницей. А еще о чем говорится в этом стихотворении? (дети – о лесе)
-Воспитатель:
- Для того чтобы больше узнать о жизни леса зимой мне поможет волшебный «снежок». Я буду бросать « снежок», и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.
- Настоящие ли шубы и шапки зима одела на деревья?
- Зачем зима это делает?
- Все ли деревья в лесу стоят голые?
- Какие деревья зимой зелёные?
- Какие животные живут в лесу?
- Это дикие или домашние животные?
Воспитатель: -Я вижу, вы много знаете о лесе, о зиме, животных. Давайте пойдем дальше.(Слайд 3)
Лесовичок выходит из-за сугроба.
Лесовичок выходит из-за сугроба.
-Здравствуйте, дети, вы откуда пришли в мой лес? ( Дети – из детского сада)
-а вы знаете кто я такой? Я, старичок – лесовичок, живу в лесу, охраняю тишину и покой в моём лесу. Оберегаю растения, зверей и птиц.
Воспитатель: - Лесовичок, наши дети пришли на прогулку в зимний лес и хотят познакомиться с жизнью зимнего леса.
Лесовичок: Дети, вы пришли в лес, а вы знаете как вести себя в лесу?
Дети:1.Нельзя кричать, чтобы не нарушать тишину леса, не вспугнуть птиц, не разбудить животных.
2.Нельзя ломать ветки, обдирать кору на деревьях.
3.Нельзя жечь костры: от них может начаться лесной пожар. Это очень опасно для лесных обитателей.
Лесовичок: Молодцы, дети, знаете как вести себя в лесу, а знаете ли вы, какие животные живут в лесу, отгадайте мои загадки.
1.Это, что за шалунишка, рвет с еловой ветки шишку, семена в ней выгрызает, шелуху на снег бросает. (Белка)
2.Любит малину и мёд, сладкоежкою слывёт, а ещё могу сказать, очень любит он поспать, (медведь).
3. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной, (ёжик)
4.Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней, (лиса.)
5.Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (волк)
6. Зимой белый, а летом серый, (заяц)
Лесовичок: - Молодцы, дети, знаете, какие животные живут в моём лесу. А, чтобы вы все запомнили и ещё больше знали я вам хочу подарить книгу, но она волшебная в ней нет страниц, а я гляжу вы умные ребята и если вы будете выполнять правильно задания и отвечать на вопросы, то у вас будут получаться страницы, эти вы страницы соберете и у вас получиться книга.
Доверяю я вам свой лес, а сам ухожу, у меня много дел. До свидания, дети. ( До свидания)
Воспитатель: Зима - суровое время года. Трудно живется лесным животным и птицам. Мы с вами говорили, что пища у животных разнообразна в теплое время года. А вот как животные готовятся к зиме, и как им живется зимой, мы узнаем если посмотрим фильм.
(Презентация)(ДРУГАЯ) Переключить)
Воспитатель я предлагаю превратиться в лесных зверей, о которых мы говорили, и изобразить их движения, повадки. (Дети изображают животных под музыку)(СЛАЙД 4)
Игра малой подвижности Лесной тропой,
Морозным днем,
Звери шли к себе домой
За мамой лосихой топал лосенок
За мамой лисицей крался лисенок.
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шёл медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата
Волчица вела за собою волчат
Лесной тропой,
Морозным днем,
Звери шли к себе домой
-Молодцы, ребята. Всем лесным животным трудно зимой, хотя они и запасаются с осени едой. Чтобы не замерзнуть, они меньше двигаются, переодеваются в теплую «шубу»- лиса, волк, белка, заяц. Большинству лесным животным пережить холода помогают люди-работники леса. Кто скажет, как называют профессию этих людей? (лесники).
Да, дети, лесники ухаживают за растениями в лесу, следят за чистотой леса и еще заботятся о лесных зверях и птицах. Они делают в лесу кормушки и подвозят им корм.
-Лесники наблюдают за жизнью животных и птиц в лесу. И о том, сколько в лесу животных и птиц они определяют по норкам, гнездам и ещё по следу на снегу.
-Дети, а вы сможете угадать лесного животного по следу?(СЛАЙД 5)
Игра. «Угадай, чей след?» (картинки с изображением следов животных)
Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение»
(СЛАЙД 6 НАЖИМАТЬ ПО ПОРЯДКУ)
Лиса бегает, а зайка ……..(прыгает)
Белка зимой серая, а зайка……….(белый)
Лиса тявкает, а волк …(воет, рычит)
У зайца длинные уши, а у лисы длинный ……(хвост)
Лиса живет в норе, а медведь в……(берлоге)
Медведь большой косолапый, а заяц маленький….(быстроногий)
-Скажите, дети, кроме животных ещё кого можно встретить в зимнем лесу? (птиц)
-А каких птиц? (воробьи, снегири, синицы, дятлы, сороки).
-Зимой птицам также холодно и голодно, как и животным. Чем же питаются зимующие птицы?
-Зимующие птицы летают по лесу, клюют семена трав и ягоды рябины, шиповника, барбариса. Некоторые птицы делают запасы на зиму. Сороки и синички прячут мошек, комаров, жучков в щелках коры, в трещинах старых пней. Люди должны помогать птицам пережить холод и голод зимой. А летом, птицы отблагодарят человека- они будут охранять растения от насекомых- вредителей в огородах и садах.
-А как же люди могут помочь птицам зимой? (кормушки)(СЛАЙД 7)
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей
Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Птички на кормушке». Чем можно подкормить птиц зимой?
1. Однажды дети положили в кормушку крохи хлеба, кусочек сала, семена подсолнуха, веточку рябины, сосновые шишки. Прилетели небольшие серые птички, крошки и семечки начали клевать, а рябину, сало, шишки не тронули.
–Кто это? (вызванный ребенок должен взять воробья и поставить его на кормушку.)
2. Через некоторое время прилетели птички с желтыми грудками, серенькой спинкой – склевали сало и семечки. Кто это? (синицы)
3. Погодя прилетели небольшие пушистые птицы с красными грудками и белой полоской на темных крыльях - клевали ягоды рябины. Кто это? (снегири)
4. И последней села на кормушку птичка покрупнее предыдущих: черная с белыми полосками на крыльях, красной шапочкой на голове, с крупным прочным клювом. И начала выбирать семена из шишки. Какая это птица? (дятел)
-Молодцы, дети, вы теперь хорошо знаете, чем питаются зимующие у нас птицы. Дома, попросите своих пап или дедушек, чтобы они сделали кормушки, повесите их на дерево во дворе, на балконе и будете подкармливать птиц.
Стихотворение «Покормите птиц зимой» (рассказывает ребенок)
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо
Небогаты их корма-
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима!
-Дети, о природе животных и птицах народ сложил много пословиц и поговорок. Расскажите некоторые из них.
1.Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.
2.Кто природу губит – тот свой край не любит.
3.Лес без птиц и птицы без леса не живут.
- Заканчивая наше путешествие по зимнему лесу, мне бы хотелось сказать о том, что лесс его обитателями украшает наш мир, нашу землю, он пробуждает в нас чувства прекрасного. Давайте же будем любить, и оберегать всё: зверей, птиц, растения……
Ведь в этом и состоит красота и мудрость жизни!
И смотрите как и говорил нам Лесовичок у нас получилась книга о Животных нашего края мы её заберем и будем , читать смотреть в группе.
Вопросы к детям:
О зимовье, каких лесных зверей мы сегодня узнали?
Как живется им зимой в лесу?
Как мы должны относиться к окружающей нас природе, к диким животным и птицам?
Под грамзапись « Времена года « (Зима) П.И. Чайковского дети возвращаются в группу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.