Учитель начальных классов Кадырова Э.В.
Разработка классного часа на тему:
Жизнь и творчество наших знаменитых предков
(ко дню рождения А.Навои и 3.Бабура)
Цели:
познакомить учащихся с личностью и творчеством великого узбекского поэта, мыслителя, историка и государственного деятеля Захириддина Мухаммада Бабура; формировать уважительное отношение к истории и культуре родной страны; воспитание патриотизма и гражданственности; развитие патриотических чувств любви и преданности к родной земле; расширять кругозор учащихся; развивать чувство гордости за родное Отечество; способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
Оборудование урока: портреты поэта, его книги; проектор, компьютер, видеофильм о Бабуре.
Межпредметные связи: история, музыка, эстетика
ХОД УРОКА:
Эпиграф урока:
…В своих скитаньях ни на час
я радости не знал,-
По милой родине скорбит
извечно человек.
(З.М.Бабур)
Орг.момент. (приветствие, отметить отсутствующих)
Сообщение темы и целей урока:
Сообщение учителя
- Алишер Навои это великий поэт, большой ученый и в конце, концов мудрый человек. А. Навои родился в городе Хират . Когда он был таким маленьким как и вы, то он был чутким, смышленым , воспитанным ребенком. В трехлетнем возрасте А, Навои любил слушать музыку и стихи. Когда мать, отец или дяди читали ему стихотворения, он заучивал их на лету. В 10- летнем возрасте А. Навои заучил наизусть книгу ФахриддинаАттаро «Язык птиц». Так как А. Навои был умным ребенком, отец отдал его в школу и 4- х летнем возрасте. Несмотря на свой маленький рост А. Навои учился лучше своих сверстников.
Однако учеба Алишера была недолгой, в Хирате начались беспорядки, воины, скандалы. Поэтому многие семьи были вынуждены переехать. Семья Алишера тоже была вынуждена переехать. В то время еще не было ни самолетов, ни поездов, ни машин. Поэтому все люди собирались куда нибудь ехать, они ехали на верблюдах, лошадях и повозках. Семья Алишера уехали на лошадях. Дорога дальняя, жара. Поэтому они вынуждены днем отдыхать, а ночью двигаться.
Однажды Алишер ехал на коне и заснул. Он упал с лошади на песок и продолжал спать. Утром когда пригрело солнышко Алишер проснулся , посмотрел вокруг, никого не было. Алишер испугался, сердце колотилось в груди. Вдруг он увидел свою лошадь, она не ушла, а стояла, ждала, когда он проснетсяю. Алишер очень обрадовался он тут же подошел к лошади и с благодарностью и любовью погладил её. Он посмотрел на песок, искал следы лошадей. Следы лошадей тянулись в сторону, где восходит солнце. Алишер вскочил на лошадь и по следам поскакал. Так он доскакал до своих родителей. Люди были удивлены сообразительности, смелости маленького мальчика. После окончания войны в Хирате семья Алишера вернется в родной край. Алишер продолжит учебу в школе. После школы он будет много читать и пытаться писать стихи. Так он стал писать стихи сам.
Алишер Навои был рожден в 9в. в феврале 1441г. Он рос и усовершенствован свою поэзию в Герате. Герат был столицей страны, называемой тогда Хорасан, которая включала некоторые части современной Средней Азии, Афганистана и Ирана. Герат с середины 15-го столетия был известен как большой политический, культурный и литературный центр. 1.
Слово учителя (лекция)
Февраль можно назвать счастливым месяцем узбекской поэзии. Один за другим отмечаются дни рождения великих национальных поэтов и мыслителей - сначала Алишера Навои (9 февраля), потом
Захириддина Мухаммада Бабура (14 февраля).
Слово учителя (лекция)
Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством
Бабура; определим жанровое своеобразие его произведений;
характерные особенности и основные мотивы его лирики;
а также поговорим о том, какую роль в творчестве Бабура занимает
тема Родины.
Краткое изложение биографии З.М.Бабура
Автор строк эпиграфа нашего урока – Захириддин Мухаммад Бабур,
величайший поэт, мыслитель и ученый Востока, он же полководец и
государственный деятель, завоеватель Индии и Афганистана, достойный потомок великого прадеда Амира Тимура. Имя Бабур означает «лев, полководец, барс". Бабур родился 14 февраля 1483 года в городе Андижане. Он происходил из рода Тимуридов и был прямым потомком великого Тамерлана. Отец его, правитель Ферганы, Омар-шейх Мирза был правнуком третьего сына Тимура Миран-шаха. Его мать, КутлугНигорханым, чингизидка, была дочерью могулистанского правителя Юнусхана. Сестра БабураХанзаде была замужем за правителем Самарканда Шейбани-ханом.
В возрасте 12 лет, в результате трагической гибели своего отца, он становится новым правителем Ферганской области и вступает в жестокую борьбу за власть в Мавераннахре. В течение 1494-1496 гг., будучи еще подростком, он участвует в сражениях за Самарканд и впервые встречается на поле боя со своим самым сильным врагом – Шейбаниханом, который оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу Бабура.
В 1504, воспользовавшись междоусобицами и войнами между соперничавшими правителями из рода Тимуридов, предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан захватил Самарканд и Андижан, а затем Ташкент, вынудив Бабура отступить в Кабул.
Бабур безуспешно пытался объединить разрозненные области Мавераннахра и создать новое великое государство Тимуридов. После 9 лет упорной борьбы за объединение тимуридскихдинастий, Бабур потерпел поражение и вынужден был покинуть родной край. Так, в возрасте двадцати одного года он стал изгнанником. Позже тема изгнанничества и потери родины станет одной из центральных тем лирики Бабура.
Чтение строк из произведения З.М.Бабура
Ты на чужбине – и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек.
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек.
Проверка восприятия
- как чувствует себя человек на ЧУЖОЙ земле? (найти в стихотворении)
- как к нему относятся окружающие?
- какие чувства от нахождения на чужой земле испытывает поэт?
- по кому или чему скучает поэт?
Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505-1515 гг. вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения. Его мечтам суждено было осуществиться в Индии. Разгромив войска делийского султана, он основывает на подвластной ему территории империю, вошедшую в историю мировой цивилизации под именем «Империи Великих Моголов», которая просуществовала после его смерти более 300 лет.
Умер Захириддин Мухаммад Бабур 26 декабря в 1530 году в Агре. Выполняя последнее желание Бабура, впоследствии его останки были перевезены в Кабул. Гробница его сохранилась до наших дней.
Творчество Бабура.
«Бабур-наме»- исторический памятник, «личные наблюдения и изящные мысли о мире тонкого знатока восточной литературы».
Захириддин Мухаммад Бабур занимает особое место в истории культуры и литературы узбекского народа. В этом человеке сочетались различные таланты.
Его перу принадлежит одно из самых известных в мировой литературе восточных произведений «Бабур-наме» (Записки Бабура).
Вершиной научно-литературного наследия Бабура, творением, принесшим ему мировую славу, несомненно, является эта уникальная автобиографическая книга, отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце XV-начале XVI вв.
«Бабур-наме» - это личные дневники Бабура, которые он вел на протяжении всей жизни и собранные им в одно произведение.
В этом своеобразном историческом документе отражены не только события из жизни Бабура за двадцать пять лет, но и дается подробное описание окружающей природы, растений и животных, самые различные сведения по культуре, архитектуре, искусству, географии, климату тех стран, в которых довелось побывать автору. Книга полна ярких портретов современников Бабура, известных деятелей своего времени – поэтов, музыкантов, художников, правителей. Особенно тепло отзывается Бабур о своем духовном наставнике, великом узбекском поэте Алишере Навои.
«Бабур-наме» является не только интересным литературным произведением, образцом мемуарной прозы на узбекском языке, но и историческим памятником, который дает полное представление о жизни народов Узбекистана и Центральной Азии на рубеже XV-XVI веков.
"Мемуары Бабура - не дневник воина о наступлении или отступлении, - пишет английский историк ЛейнПуул. - В этих воспоминаниях - личные наблюдения и изящные мысли о мире тонкого знатока восточной литературы, человека благородного, образованного и наблюдательного, глубоко изучившего людские души и чрезвычайно объективного в оценке ситуаций".
По богатству и разнообразию материала, языку и стилю главный труд Бабура "Бабур-наме" превосходит любую историческую хронику, составленную придворными летописцами того времени.
С момента написания произведения прошло более 500 лет, но оно остается понятным и доступным. По мнению специалистов, секрет в ясности мысли и "легкости" языка автора.
Кто проявит верность людям, всюду верность тот найдет,
Кто проявит к ним жестокость, злую скверну тот найдет.
Человек с душою доброй не увидит в жизни зла,
Кто добро предал забвенью, мук безмерность тот найдет.
Проверка восприятия
- как вы понимаете отрывок ?
Лирика Бабура.
Почти вся жизнь Бабура прошла в военных экспедициях, но он уделял время и науке, и литературе, и музыке, добившись и на этом поприще значительных успехов. Ему принадлежат стихотворные трактаты по правоведению, трактаты в прозе по музыке, поэтике и по военному делу. Он создал свой особый стиль письма, называемый «Хатти Бабури».
И в то же время Бабур был талантливым лирическим поэтом, продолжившим лучшие традиции поэзии Алишера Навои и сумевшим внести свой вклад в развитие узбекского языка и литературы.
Он сумел привнести в достаточно устоявшиеся жанровые и образные каноны газели своеобразную легкость и пронзительную искренность чувств, ясность, простоту и реалистичность.
Для лирики Бабура характерно то, что глубокие и сложные переживания автор передает в чрезвычайно простых выражениях:
Проверка восприятия
Меня судьба, увы, измучила вконец.
Оторвала давно от любящих сердец.
Чего-чего она мне только не дарила:
И горе, и позор, и царственный венец.
Прекрасно владея персидским языком, он все свои главные произведения создал на родном узбекском языке и до последних дней жизни мечтал вернуться на родину, с теплотой вспоминая прекрасную Ферганскую долину, ее благодатные земли и журчащие реки. Разлука с родным краем была огромной жизненной трагедий Бабура. Ностальгические нотки, любовь к родному краю присутствуют во многих его произведениях.
Нередко тема потерянной родины совмещена в стихах поэта с темой любви.
Чужбине заплатил своею кровью дань я.
Мое лицо давно покрыла пыль изгнанья.
Мне страшно расспросить о том, как ты жила,
Мне страшно говорить и про свои страданья.
Согласно традициям восточной лирики, воспевающей любовь, красоту возлюбленной, радость свидания и страдания от разлуки, темой большинства газелей Бабура является тема неразделенной любви. Лирический герой страдает от ветрености и капризов возлюбленной, и в то же время не устает восхищаться ее красотой. Поэт называет ее солнцем, луной, часто сравнивает с цветами – розой, тюльпаном, фиалкой. Влюбленный герой сравнивает себя с мотыльком, сгорающим в пламени любовного жара, с соловьем, воспевающим гордую красоту неприступной розы. Эти поэтические средства были характерны для поэтики жанра газели. Бабур творчески переработал традиции газели, внес в описания простоту и реалистичность. Лирическая героиня его газелей, несмотря на возвышенные эпитеты, земная женщина, капризная и непостоянная, приносящая страдания полюбившему ее поэту.
Я сердцу говорю: «Любовью не живи,
Тебе, увы, не стать счастливей от любви!»
А есть ли в мире тот, кто знал в любви удачу?
Коль есть, скажу ему: «Судьбу благослави!»
Без луноликой не светло от солнечного света,
Несладок сахар без нее, чья сладость мной воспета.
Без тонкостанной кипарис мне грудь стрелой пронзает,
Без розоликой нет у роз ни запаха, ни цвета.
Что стану делать я в раю? Хочу быть с нею рядом,
Зачем же мне другой приют в садах другого света?
Пусть голову из-за нее, тебе, Бабур, отрубят,
Но невозможно оторвать от милой сердце это!
Для восточной поэзии характерна ярко выраженная философская направленность, получившая отражение и в лирике Бабура.
Тому, кто свет искал и знания постиг,
Достойный ученик нужнее всяких книг
Я многое постиг, но нищ учениками,
Быть может потому, что сам я ученик
В его поэзии также затронуты вопросы нравственности и духовного совершенства человека. В своих рубаи (лирических четверостишиях) он говорит о том, как человек должен воспитывать в себе лучшие моральные качества. Его многогранное творчество и в наши дни несет воспитательную миссию для молодого поколения. Идеи добра и гуманизма не утратили своей ценности и значимости на протяжении веков.
Рубаи и газели Бабура восхищают и вдохновляют многих людей и сегодня.
Творчество Бабура в истории культуры и литературы узбекского народа.
Автор "Бабур-наме" ушел из жизни в 48 лет, оставив после себя не только славу, но и богатое, многогранное духовное наследие. В одном из своих рубаиБабур напишет:
"Каких страданий не терпел и тяжких бед Бабур?
Каких не знал измен, обид, каких клевет Бабур?
Но кто прочтет "Бабурнаме", увидит, сколько мук
И сколько горя перенес царь и поэт Бабур!"
Он был одним из величайших людей своего времени. Создав одну из самых сильных империй в истории Востока, он, тем не менее, оставался в душе пламенным патриотом своей Родины и до конца своих дней стремился наладить дипломатические и дружественные связи с родным городом Андижаном.
Сегодня наш народ с гордостью произносит имя Захириддина Мухаммада Бабура и чтит его память. Многочисленные исторические памятники, центры досуга названы в честь великого поэта. В городе Андижане есть памятник Бабуру, а так же Дом Бабура, сохранившийся до нашего времени.
Имя Захириддина Мухаммада Бабура в истории Узбекистана стоит наравне с такими деятелями политики и военного дела как ДжалоддинМангуберды, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои. Тимуридский царевич, создавший империю Бабуридов в Индии, был преданным сыном своей Родины и до конца своих дней боролся за её благополучие.
Творчество Бабура в истории мировой культуры и литературы.
"Бабур-наме" на протяжении многих веков привлекает внимание ученых и высоко ими оценивается. Она издана более чем на 30 языках, а в 70 с лишним музеях мира хранятся бесценные источники, относящиеся к периоду жизни Бабура и его потомков. Наряду с учеными Узбекистана научные исследования в области бабуроведения проводят и зарубежные специалисты.
Они подчеркивают высокие личностные качества Бабура как крупного полководца, тонкого знатока и ценителя науки и просвещения, покровителя творческой интеллигенции, мецената культуры и искусства.
Английский историк Эдуард Холден ставит Бабура в один ряд с Цезарем как полководца, общественного деятеля и литератора, обладающего обаятельным характером: "На его челе отпечатывалась суть человека высоких благородных качеств".
Гений Бабура явил миру бессмертные творения, обогатившие сокровищницу человеческой цивилизации. Переведенные на разные языки, они дарят зерна истины и красоту наслаждения разным народам мира.
Проходят столетия, сменяют друг друга исторические эпохи.
Труды Бабура, глубокие по содержанию и совершенные по поэтической форме, стали органичной частью мирового наследия. Он продолжает говорить с нами на благородном, мудром языке добра и любви.
Не говорите, что Бабур
не завершил пути:
Остановился я на миг,-
мне снова в путь пора...
"Бабур - неординарная личность, - писал Джавахарлал Неру. - Он является выдающимся правителем, человеком эпохи Возрождения, любящим искусство, литературу, умеющим наслаждаться красотой жизни".
Ему посвящены сотни научных трудов, повестей и романов, художественных фильмов, музеев.
4. Закрепление.
Просмотр видеофильма о З.М.Бабуре.
Ответы на вопросы.
5. Рефлексия
· что дал вам сегодняшний урок?
· какие выводы мы сделаем для себя?
· что помог понять, осознать урок?
6. Заключительное слово учителя.
Д/з. Выучить наизусть рубаи, газели Бабура.
8. Итог урока (выставление оценок).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.