Тема:
«Жизнь птиц зимой».
Цель: создать условия для формирования конкретных представлений о
зимующих птицах родного края, условиях их жизни зимой.
Задачи:
Образовательные:
- научить различать птиц; познакомить с птицами родного края.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего
народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство
уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство
коллективизма, товарищества.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно
и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих
одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и
письменной речи.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
1) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной речи;
2) установление причинно - следственных связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной форме;
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения
коммуникативных и познавательных задач;
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
Задача. |
Этап. |
Учебная ситуация |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Организовать детей на деятельность, Создать благоприятный настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей. |
Организационно – мотивационный. |
- Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть, меня зовут Маргарита Викторовна, а ваши имена я вижу на бейджиках, садитесь. - Ребята повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите друг другу комплименты. Те, кому сделаны комплименты, должны поблагодарить. -Прислонитесь друг к другу ладошками. -Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? |
- Дети слушают учителя. Настраиваются на дальнейшую работу.
- Выполняют задание.
- Отвечают. |
Личностные: |
Подвести детей к теме и цели занятия. |
Постановка проблемы урока. |
- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся на экскурсию. -А куда мы с вами отправимся вы догадаетесь сами, посмотрите на слайд. - Куда же мы отправимся? - Верно, ребята, сегодня мы отправимся в зимний лес. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. - Почему вы решили, что в зимний лес? - Какой главный признак зимы в неживой природе? - А как вы думаете, изменилась ли жизнь живой природы?
- А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных зимой? Отгадайте загадку: Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… - О ком же пойдет речь на занятии? Верно, ребята. -А в какое время года? - Правильно. - Ребята, а какая же будет тема нашего сегодняшнего занятия?
- А цель?
|
- Смотрят.
- В зимний лес.
- Главный признак зимы в неживой природе – это снег и лед. - да, лиственные деревья сбросили листья, трава вся завяла, только хвойные растения стоят зеленые. - да, в природе все взаимосвязано.
- Птица. - О птицах.
- Зимой.
- Жизнь птиц зимой.
- поговорить о зимующих птицах родного края, условиях их жизни зимой. |
Личностные УУД: 1)
|
Познакомить обучающихся с перелётными и зимующими птицами.
|
Открытие новых знаний.
|
Я вам предлагаю работать под девизом, трудно птицам зимовать, надо птицам помогать! -Как вы, понимаете эти слова? - А как мы можем помочь ласточке, стрижу? Они ведь насекомоядные, мы же не будем им мошек ловить? А сейчас их и нет. - Значит, какие бывают птицы?
- Правильно, ребята, а каких перелётных птиц вы знаете? Они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов они улетают в жаркие страны, а весной, как только растает снег, возвращаются в родные места. - А каких зимующих птиц вы знаете?
«Зимующие птицы» это те, которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. У них с осени образуются толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Для них наша средняя полоса как будто юг. -Продолжим нашу экскурсию. Остановка «Угадай-ка» 1. Серый маленький комочек: Чик-чирик - замерз он очень! Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? 2.Зимой на ветках яблоки! Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки… Да это ж… 3.Чёрный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор. 4. Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв - крестом, Птичку ту зовут... 5. Посмотрите, к нам на ели Прилетели и запели. С хохолками прилетели И запели как свирели. 6. И зимой ей не сидится: Над моим окном кружится, Хлебных крошек и пшеницы Просит к завтраку... - Какие умения вы сейчас формировали ? - И следующая Остановка «знаете ли вы?». -А кто из вас знает, почему так называется птичка воробей? - Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях, воробьи воровали еду. -Знаете вы, сколько за один день дятел может уничтожить короедов? (800-900). -А знаете ли вы, как дятел спит в своём гнезде – в дупле? (Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте). -А знаете ли вы, почему синиц так назвали? Можно подумать, что птицы эти получили свое название за цвет. Синицы - значит, синие. Но синих цветов в оперении этих птиц нет. Названы эти птицы так не за окраску, а потому, что некоторые издают достаточно громкий мелодичный посвист: "сии-сии". - Ребята какое умение вы сейчас формировали? - Вы уже устали, поэтому выполним физкультминутку. (под музыку). - Остановка «столовая». - В нашем зимнем лесу много птиц. -Как живется птицам зимой?
-Зима, самое тяжелое время для пернатых друзей, оставшихся зимовать. Тысячами гибнут они в это время года, но не от холода, а от голода. - Как же зимой мы можем помочь птицам? - Кто уже делал кормушки? Из чего можно сделать кормушки? |
- Отвечают.
- Перелётные и зимующие - Грач, ласточка, соловей, скворец , гуси, утки.
- Воробьи, вороны, голуби, сороки, синицы, дятлы, зяблики.
- Воробей.
- Снегири.
- Дятел.
- Клестом.
- Свиристели.
- Синица.
- Отвечают.
- Отвечают.
- Отвечают.
- Отвечают.
- Отвечают.
- Отвечают.
- Выполняют.
- Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом.
- Сделать кормушки и подсыпать корм.
- Отвечают. |
Личностные УУД:
|
Применить полученные знания на практике. |
Применение знаний на практике.
|
- Ребята сейчас вы будете работать в группах. Из предложенных карточек кормов выберите только те, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. - Проверьте себя с эталоном. - Какие умения вы сейчас формировали? - У вас на столах лежат правила подкормки птиц. -Вот и мы сегодня попробуем их покормить, понравится ли наша еда им. -Зимующие птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Остановка «птичьи голоса». Звучит запись голосов птиц. -Что вы, ребята, представили сейчас? - В какое время года можно услышать голоса птиц? - А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? - Почему? - Когда поют птицы?
- Ребята, какое умение мы сейчас формировали? Остановка «дружная». - Я буду читать вопросы, а вы, если считаете, что нужно так поступать, то говорите: ,,Это - я, это - я, это все мои друзья.’’ Если неправильно, то молчите. 1.- Кто взял птенчика домой? 2.- Наш гусак встает на зорьке, Он к реке сбегает с горки, Он гусиную зарядку любит делать по порядку. Кто, как наш гусак делает зарядку? 3.-Кто любит разорять птичьи гнезда? 4.- Кто птицам помогает, правила не нарушает. 5.-Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят? 6.- Кто на уроке считает ворон? 7.- Кто имеет много друзей среди зверей и птиц? - Какое умение мы сейчас формировали? |
- Выполняют задание.
- Отвечают.
- Отвечают.
- Отвечают.
- Отвечают. - Отвечают. - Кода им тепло, они сыты.
- Отвечают.
- Выполняют задание.
- Отвечают. |
Регулятивные УУД: |
Подведение итогов урока. Выполнить оценочно – рефлексивную деятельность. |
Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность. |
-Наша экскурсия подходит к концу, мы возвращаемся в класс. -Кто мне напомнит девиз нашего занятия. -Научились ли мы помогать птицам? - Что нового вы узнали? - У вас на столах лежат смайлы поднимите тот который вы считаете нужным: зелёный- вы всё поняли и вам всё понравилось, жёлтый-вы поняли не всё, красный- вам ничего не понравилось и вы ничего не поняли. -Я думаю, что теперь каждый из вас, ребята, около дома повесит свою кормушку, и птицы станут частыми гостями в ней. Спасибо вам за урок, мне было очень приятно работать с вами.
|
- Отвечают. - Отвечают. - Отвечают. |
Регулятивные УУД: - оценивают результаты своей деятельности; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.