«Жизнь земноводных весной»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: знакомство с понятиями «земноводные», «головастики», формирование представлений о земноводных, их развитии и жизни в весеннее время
Задачи:
Дидактическая: формирование умений: выделять и обобщенно фиксировать общие черты и различия лягушки и жабы.
Развивающая: развивать наблюдательность, внимательность.
Воспитательная: воспитывать бережного отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научится объяснять понятия «земноводные», «головастик», «развитие;
- умение выделять общие черты и различия лягушки и жабы;
- развивать умение наблюдать за жизнью земноводных весной и развитием лягушки.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение искать необходимую информацию из учебника;
- умение выделять существенный признак изучаемого объекта;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
- слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося;
- готовность к обучению, положительное отношение к окружающему миру;
- проявлять интерес к познавательной деятельности.
Методы: наглядный, практический, словесный
Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник по окружающему миру 1 класс, 2 часть (Н.Ф. Виноградова)
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте, ребята! - Послушайте стихотворение: Почему на небе тучи? Почему ежи колючи? Почему снежинка тает, До ладошки долетая?.. Почему звезда упала? Почему лягушка квакать стала? Почему я знаю мало? Видно, надо не лениться, А учиться и учиться! - О чем это стихотворение? - А вы хотите продолжить узнавать много нового и интересного на уроках? - Какие качества для успешной работы нам понадобятся на уроке? |
Приветствие учителя
О том, что и почему происходит в окружающем мире, как много неизвестного и интересного вокруг. Ответы детей. Понадобятся на уроке: трудолюбие, внимательность, аккуратность, усидчивость, умение слушать, работать в группе. |
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии -Ребята, а какое сейчас время года? - Попробуйте отгадать загадку: В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? -Скажите, за что вы любите весну? -А, что вам не нравится весной? -Вы, сейчас хотели бы оказаться на весеннем зеленом лугу? - Закройте глаза и постарайтесь себе представить луг (звучит аудиозапись) - Что вы слышали? Видели? Чувствовали? (Демонстрация слайда с изображением луга). |
Весна
Май
Ответы детей
Ответы детей |
3. Выявление места и причины затруднения - Какие растения вы можете там встретить? - А каких насекомых повстречаете на лугу? - Каких животных увидите? -Ребята посмотрите внимательно, что еще вы заметили на лугу? - Что же это виднеется среди зеленой полянки? - А кто живет в пруду? - Попробуйте узнать жительницу пруда, отгадав загадку: У болотной мягкой кочки, Под зеленым под листочком, Притаилась попрыгушка, Пучеглазая……..(лягушка) - Что вы знаете о лягушке? - А вы могли бы рассказать, что происходит в жизни лягушки весной? - А кто такие земноводные? И почему они имеют такое название? Выскажите ваши предположения. - Почему вы испытываете затруднения? Как вы думаете, что же мы будем изучать сегодня н уроке? Верно! Тема нашего урока «Жизнь земноводных весной». |
Одуванчики, полынь, тюльпаны, клевер, подорожник. Пчела, шмель, кузнечик, комар, майский жук, бабочка. Мышь, крот, ящерица, лиса.
Пруд.
Рак, жук плавунец, рыбы, лягушки, цапля.
Лягушка.
Ответы детей.
Дети высказывают свои предположения. Затрудняются рассказать о том, что происходит весной с лягушкой.
Жизнь земноводных весной |
4. Построение проекта выхода из затруднения Ребята, а давайте, опираясь на тему нашего урока, попробуем сформулировать цель? Что будем делать на уроке? - Чтобы вы еще хотели узнать о лягушках? - Приносят ли они пользу человеку? Если приносят, то какую? - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? - Прочитайте название темы урока на стр. 83 учебника. - Что нам нужно узнать на уроке? |
Познакомиться с жизнью земноводных весной
Окраска, разнообразие, среда обитания, питание, образ жизни, значение для человека Предположения детей.
Жизнь земноводных весной. Образ жизни, развитие лягушки, питание, разнообразие лягушек. |
5. Реализация построенного проекта - Проверим, верны ли ваши предположения о земноводных? - Прочитайте на стр. 84 учебника текст. -О чем говорится в тексте? - Почему лягушку и жабу называют земноводными? - Придумайте к этому тексту заголовок. -Ребята, вспомните песенку, где говорилось о лягушке? -Скажите, какая лягушка в песенке хорошая или плохая? - Почему плохая? -А может она не такая уж и плохая? Хотите познакомимся с ней поближе и узнать, какая лягушка в природе? -Как вы думаете, смогли бы вы отыскать лягушку, например, в траве? -А почему бы вы сразу не смогли ее отыскать? -Как помогает лягушке то, что цвет ее кожи похож на цвет травы? -Ребята, а как лягушка передвигается на суше и в воде? -А как вы думаете, почему лягушки любят купаться в воде? -Ребята, а что мы с вами сейчас делаем? -А как вы думаете, лягушки разговаривают, ведут беседу между собой? -Какие они звуки издают при этом? - Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? - Как расположились лягушки на воде? Что вы еще заметили у них? - Как вы думаете, для чего нужны эти пузыри? -Ребята, а когда лягушки поют, каким органом мы их можем, услышат? - А есть ли у лягушек уши? - Где расположены уши у лягушки? (иллюстрация лягушки) -Как вы думаете, чем питается лягушка? -Ребята скажите, что произойдет с лягушкой, если исчезнут все насекомые? -Так почему лягушка съела кузнечика? - Есть ли в природе у лягушки враги? - Сможете перечислить их? - А что сделаете вы, если вам повстречается лягушка? Выберете ответ или предложите совой вариант? Вы: 1- пройдете мимо. 2- раздавите ее потому, что она вам не нравится. 3- сядете на корточки и полюбуетесь ею. - А теперь объясните свой выбор? -- Как вы думаете, как нужно относиться к миру земноводных? - Обоснуйте свой ответ - Почему важно бережно относиться к миру природы? - Какую народную примету вы можете вспомнить про лягушку? - В каких произведениях действующим лицом выступает лягушка? - Ребята, а как вы думаете, наша лягушка сразу стала такой большой? - Как называется детёныш лягушки? Работа по учебнику. (работа в паре) - Откройте с.83 учебника. Какое задание вам предлагают выполнить? - Что происходит в жизни лягушек весной? - Как называется личинка лягушки? - Кто ещё относится к земноводным? - Вам интересно было бы узнать, о чем друг-другу рассказали бы лягушка и жаба при встрече? Чтение по ролям текста «Разговор лягушки и жабы». - Ребята, есть ли еще животные, которые прекрасно себя чувствуют в воде и на суше? - Хотели бы о них узнать? Просмотр презентации «Разнообразие земноводных». - Какие представители земноводных вам запомнились из презентации? - Что у них общего? - Чем они отличаются, какие у них есть особенности? |
Чтение текста по учебнику. О земноводных и почему они так называются. Потому что одинаково хорошо себя чувствуют, как в воде, так и на суше. Земноводные. «В траве сидел кузнечик». Плохая.
Ответы детей. Ответы детей.
Сразу бы не смогли.
Потому что у лягушки и травы зеленый цвет. Защищает лягушку от нападения хищников и делает ее незаметной.
Ответы детей.
Лягушке необходимо смачивать кожу. Беседуем, разговариваем. Ответы детей.
Квакают. Лягушки плавают в пруду. Лежат на поверхности воды, раскинув лапки в стороны и в уголках рта у них раздуваются большие пузыри. При помощи этих пузырей звук у лягушек становится сильней и поэтому их слышно на дальние расстояния. Ответы детей. Ушами. Да. На голове. Насекомыми-комарами, мухами, кузнечиками. Погибнет.
Она была голодна. Есть. Цапля, аист, хищные рыбы, барсук, выдра, ежи. Дети выбирают ответ или предлагают свой вариант ответа.
Дети объясняют свой выбор.
Ответы детей. Бережно.
Ответы детей.
Лягушка предвещает дождь. “Теремок”, М.Михайлов “Лесные хоромы”, “Царевна-лягушка”, С.Михалков “Аисты и лягушки”, В.Сутеев “Кораблик” и др. Ответы детей. Лягушонок. Дети в паре выполняют задание по учебнику. Предлагается прочитать текст, рассмотреть рисунок и ответить на вопросы. Лягушка откладывает икру, из икры появляются головастики, которые похожи на рыб, а затем у головастиков исчезает хвост и они становятся похожи на лягушек. Головастик. Жаба. Дети сопровождают чтение стихотворения движениями. Чтение по ролям рассказа «Разговор лягушки и жабы». Ответы детей. Да. Тритон и саламандра. Наличием хвоста. Ответы детей.
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физкультминутка На болоте На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! Ролевая игра (две девочки разыгрывают разговор лягушки и жабы.) - Как-то вечером встретились лягушка и жаба. Вам интересно узнать, о чём они говорили? Слушайте внимательно! Жаба. Здравствуй, Лягушка! Лягушка. Здравствуй, Жаба! Жаба. Почему ты так быстро и далеко прыгаешь? Лягушка. А потому, что задние лапки у меня длиннее, чем у тебя, и мне удобно им отталкиваться и прыгать. Жаба. А мне тяжело прыгать, мне с моими короткими лапками удобнее ходить. Лягушка. Посмотри, какая у меня гладкая и скользкая кожа. В год я четыре раза переодеваюсь – меняю свою кожу, и всякий раз съедаю поношенное платье. Жаба. А у меня кожа покрыта бугорками. Они такие красивые! Лягушка. Скажи, Жаба, а почему ты держишь голову очень близко к земле? Я вот всегда голову вверх приподнимаю! Жаба. А потому, что я питаюсь насекомыми, которые ползают по земле. А ты охотишься за летающими насекомыми. Лягушка. Почему-то я совсем не вижу тебя днём? Жаба. А я вообще не люблю солнечный свет, мои зрачки днём превращаются в узкие щёлки. Зато я прекрасно вижу в темноте, поэтому на охоту отправляюсь только после захода солнца. Лягушка. Ну, тогда удачной охоты! |
Дети выполняют физкультминутку
Дети разыгрывают сценку |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Выполнение тестового задания. Выбрать правильный вариант ответа: 1. Найди лишнее слово: 1. Муравей, 2. Бабочка, 3. Стрекоза, 4. Лягушка. 2. Выбери животного, у которого среда обитания вода и суша: 1. Рыба 2. Крот 3.Жаба 4. Заяц. 3. В какое время года появляются детеныши лягушки: 1. Зима 2. Весна. 3. Лето 4. Осень. 4. Расставь цифры над словами, что сначала, а что потом: лягушка, икринка, головастик. 5. Выбери ответ. Откуда появляются детёныши лягушки: 1. Из яйца 2. Из икринок, 3. Рождают живых детенышей 4. Из личинок. Осуществление проверки по эталону: 1. 4 2. 3 3. 2 4. Лягушка (3), икринка (1), головастик(2) 5. 2 Самооценка; без ошибок-3 балла, 1 ошибка-2 балла, 2 ошибки- 1 балл, 3 и более ошибок- 0 баллов. |
Самостоятельное выполнение заданий |
8. Включение в систему знаний и повторение Групповая работа. Осуществление сравнительной характеристики лягушки и жабы, используя текст «Разговор лягушки и жабы». - Посмотрите внимательно на таблицу. - Скажите, что вам нужно будет сравнить? У кого? - Ребята, вам нужно выбрать нужную характеристику земноводного и знаками + или – отметить в таблице. Работа по плану: 1.Прочитайте текст. 2. Подчеркните характеристики лягушки и жабы. 3. Распределив работу между собой, заполните таблицу. 4. Подготовьтесь к представлению результатов работы. Самопроверка выполненной работы - На стр. 81 в рабочей тетради прочитайте задание 2. (Объедини изображенных животных в группы, нарисовав стрелки) - Что вам нужно выполнить? Выполнение задания. Представление результатов. - По каким признакам вы объединяли животных в группы? |
Дети повторяют правила работы в группе. Нужно сравнить кожу, задние лапы, способ передвижения и как держат голову. Работают в группе, анализируют информацию по тексту и выполняют заполнение таблицы на сравнение лягушки и жабы. Осуществляют самооценку работы.
С помощью стрелок объединить животных в группы. Дети выполняют задание. Осуществляют самоконтроль. Ответы детей. |
9. Рефлексия (итог урока) - Ребята, с какими представителями животного мира мы сегодня познакомились? -Подтвердились ли ваши предположения о земноводных и о том, что происходит в жизни лягушки весной? - Что нового сегодня узнали? - Что вас больше всего удивило? - Какой вид деятельности вам особенно понравился? - В чем возникли затруднения? Оценивание (Светофор) |
Ответы детей.
Узнали о земноводных, их представителях. Изучили о жизни лягушки весной, о развитии лягушки. Сравнили лягушку и жабу.
Ответы детей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.