«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»
Оценка 5

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

Оценка 5
Мероприятия
docx
правоведение
7 кл
25.04.2018
«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»
Конспект внеклассного мероприятия «Жизнь - как святая свеча» Эпиграф: Понятие «Святая Русь» - неразрывно связано с почитанием самого известного на Руси Святого – преподобного Сергия Радонежского (В. Распутин) Тип занятия: урок памяти, посвященный памяти преподобного Сергия Радонежского. Деятельностная цель: формирование способности обучающихся самостоятельно работать с различными видами источников, выбирать главное, составлять характеристику исторической личности. Воспитательная цель: формирование уважения к деятельности святого Сергия Радонежского, показать пример удивительного и бескорыстного служения людям.свеча
«Жизнь - как святая свеча».docx
«Жизнь ­ как святая свеча» Методическая разработка урока  по предмету «Основы православной культуры» 1 2017 год Значимость духовно­нравственного воспитания обусловлена основными требованиями Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Для реализации основных идей и принципов этой концепции необходимо наличие определенных условий в  каждой школе. В нашей школе за последние несколько лет успешно реализовывались многие социальные проекты, работа школьного музея,  поисковая работа, связанная с историей нашего села. Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока, входящего в систему занятий по предмету «Основы православной культуры».  Урок разработан для учащихся 4­5 классов и представляет учебное занятие в рамках темы «Защита Отечества». Это занятие позволяет  логически завершить данный учебный курс, т.к. последней темой в программе является тема «Любовь и уважение к Отечеству». Учащиеся уже  имеют общие представление об истории православия, знакомы с такими понятиями как «икона», «храм», святые», «духовный подвиг»,  «милосердие» и многими другими. Представленное занятие «Жизнь ­ как святая свеча» является завершающим в учебном году, т.к. посвящено 700­летию со дня рождения  Преподобного Сергия Радонежского, день рождения которого будет отмечаться в мае 2014 года. Данная тема может быть рассмотрена не  только на уроках в начальной школе в курсе изучения истории Православной культуры, но так же может рассматриваться на уроках по истории  России в 6­х классах. Использовать данный материал можно на факультативах и классных часах. На примере предложенного занятия можно  раскрыть страницы истории родной страны, ее великих исторических личностей, прикоснуться к ее истокам. 2 Возраст детей 10­11 лет ­ один из самых благодатных. В этом возрасте дети эмоциональны, любознательны, любят путешествовать. Они очень  отзывчивы на события, которые происходят вокруг них. Младший подростковый возраст­это возраст активного формирования идеалов. В этот  период ребенок начинает осознавать «что такое хорошо и что такое плохо». На детей данного возраста пример жизни ярких исторических  личностей может оказать положительное влияние. Мы, учителя, должны помочь ребенку получить как можно больше позитивных примеров для  дальнейшего формирования социально­значимой личности. Таким ярким примером может служить жизнь Преподобного Сергия Радонежского,  который жил в тяжелые для нашей страны времена татаро­монгольского ига. Его духовный подвиг послужит для ребят ярким образцом любви к  Родине, к Богу, к ближним. Актуальность представленного занятия в том, что оно способствует формированию системы духовно­нравственного воспитания, в переходе от  мероприятий в которых ребята являются «слушателями и зрителями», к деятельности с глубокой нравственной рефлексией всех ее участников. С помощью предложенного материала можно восполнить такие, воспитательные проблемы наших подростков как: ­отсутствие положительного образа современного героя или человека, с которого необходимо брать пример; ­формирование духовно­нравственных идеалов у подрастающего поколения; При подготовке данного мероприятия были использованы различные источники как методической направленности, историко­публицистические  материалы, так и художественная литература. «Методические рекомендации по истории России» для 6 класса издательства «Русское слово» содержат отрывки из необходимых исторических  документов, «Внеклассные мероприятия по истории», автор Кузьмина Н. В. предоставляет в своей работе различные типы внеклассных  мероприятий по истории, и разнообразный дополнительный материал к урокам. Сборник «Наследие «Московия»» издательства «Добросвет»  содержит материал о великом русском князе Дмитрии Донском, деятельность которого была связана с деятельностью Преподобного Сергия  Радонежского. Достаточно освещен вопрос о Троице­Сергиевой лавре в школьном словаре справочнике «Православная культура» издательства «Про­пресс». Книга «В православном храме» издательства «Олма­Пресс» знакомит нас с тем как себя вести в храме, как подходить к иконам. В  работе были так же использованы материалы печатных периодических изданий содержащие, материал, посвященный 1000­летию крещения  Руси, в котором с различных точек зрения рассматривается деятельность Сергия Радонежского, дается оценка его жизни, его служению людям и Богу. Это такие издания как журналы «Эхо планеты», «Огонек», «Встречи с историей». Для того чтобы познакомит учащихся с  художественной литературой по данной теме можно принести следующие издания: «Защитники земли русской» автор Петрова Н.Г.  издательства «Русское слово» 2012 год. Она в увлекательной форме и доступными средствами расскажет о русских князьях, и полководцах  воевавших за русскую землю. Книга эта рассчитана на младший школьный возраст. В «противовес» можно представить книгу «Дмитрий  Доской», автор Ю.М. Лощиц, которая является историко­публицистической и рассматривает исторические портреты соратников Дмитрия  Донского, Сергия Радонежского и других современников великого князя. Эту книгу можно рекомендовать ребятам прочитать в старших классах. 3 Целью данного занятия является осуществление воспитательного процесса сообразно духовным ценностям отечественной истории и культуры.  На примере знакомства с жизнеописанием Преподобного Сергия Радонежского способствовать возвращению системы духовно­нравственных  ценностей и национальных традиций в современную школу. Цели и задачи Задачи: ­ формирование способности к духовному развитию учащихся на основе нравственных установок и моральных норм; ­воспитание нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях; ­принятие учащимися базовых национальных ценностей, национальных и духовных традиций; ­формирование патриотизма и гражданской идентичности. Содержание учебного материала занятия. Часть1 .Рождение и детство Сергия Радонежского. Дата рождения, место рождения. Имя. Кто были его родители. Семья. Обучение в школе.  Первые чудеса. Переезд на новое место жительство. Смерть родителей. Часть 2.Начало монашеской жизни. Выбор места будущего монастыря. Жизнь вдали от людей. Ссора с братом. Принятие монашества. Часть 3.Образование Троице­Сергиева монастыря. Праведные труды. Приход новых монахов. Строительство монашеских келий. Принятие  монастырского устава. Молва о монастыре и ее настоятеле. Новые чудеса. Характеристика Преподобного Сергия. Часть 4.Общественное служение. Основание новых монастырей. Примирение враждующих князей. Переписка с митрополитом Алексием.  Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Мысли и поступки по отношению к Орде. Часть 5. Старость и кончина. Знал время своей кончины. Духовное завещание монахам. Обретение мощей святого. Часть 6. Канонизация. Когда и почему канонизирован. 5 Ребята работают с опережающим заданием. Они заранее знакомятся с жизнеописанием святого. В классе ребята делятся на 5 групп по 3­ 4  человека. Жеребьевка проводиться по выбору перевернутых цветных кружочков. Цель каждой группы не просто познакомить с этапом жизни  Сергия Радонежского, а показать, что это был человек особенный, даже среди монахов отличавшийся своей скромностью, трудолюбием,  4 милосердием. Ребята должны привести соответствующие примеры. В подтверждение своих слов каждая группа прикрепляет к доске  вырезанную из красной бумаги аппликацию имитирующую язычок пламени. На ней должен быть написан один из значимых поступков  Преподобного, особое событие из его жизни. Постепенно из этих аппликаций на доске складывается некое подобие костра, на котором  обозначены самые яркие события из жизни этого святого. Последней крепится к доске аппликация белого цилиндра и получается изображение  свечи на доске. В ходе занятия идет работа с презентацией, которая будет представлена ребятам. Презентация содержит иллюстративный  материал. Будет проведена работа с терминами, значение которых для ребят не знакомо. Им будут предложены высказывания знаменитых  людей о Сергии Радонежском. Заключительным этапом проводиться рефлексия. Подводятся итоги. № Этапы УУД занятия 1 Организацио нный (1 мин.) Личностные:устанавлива ть связь между учебной  целью и ее мотивом 2 Актуализация знаний (4­5 мин.) Регулятивные:Самостоя тельно анализировать  условия достижения цели на основе учета  выделенных учителем  ориентиров действия в  представленном  материале Технологическая карта занятия Деятельност ь учителя Деятельность  ученика ЭОР Приветствуют  учителя Отвечают на  вопросы,  комментируют  увиденное ими  на слайде Презен тация 1 слайд 4­5 Проверяет  готовность  учащихся к  занятию,  проводит  жеребьевку  по группам Вступительн ое слово  учителя Организует  проверку  знакомых  терминов «монах»,  «инок»,  «храм»,  5 3 Постановка  задачи (4­5 мин.) Коммуникативные:Работ а в группах, с  дальнейшим  объяснением своего  выбора. Познавательные: Раскрывают значение  терминов и понятий. 4 «Открытие  нового  знания»  построение  проекта (7­8 мин.) Выступают  поочередно в  группах,  формулируют  основную  мысль,  подписывают  аппликации. Показ 2 слайд Отвечают на  поставленные  вопросы,  высказывают  предположения , знакомятся с  новыми  терминами, «лавра»,  «святой» Формулируе т  проблемную  задачу,  выводит  учащихся на  целеполаган ие Организует  работу в  группах. Организует  работу с  новыми  терминами  «Житие»,  «Добродете ль», «отрок»,  «обет»,  «канонизаци я» Знакомит с  основными  исторически ми  6 5 Представлен ие Изученного  материала по  группам (4­5 мин) Регулятивные:характери зовать деятельность  Сергия Радонежского,  планировать  последовательность  действий. Коммуникатив ные: готовность слушать  собеседника и вести  диалог 6 Самостоятель Коммуникатив ная работа (4­5 мин.) ные: овладение  навыками смыслового  чтения текстов  различных стилей и  жанров, осознанно  строить речевое  высказывание. источниками  о Сергии  Радонежско м Помогает  наводящими  вопросами  ребятам,  работа ет с  презентацие й Организует  работу с  высказывани ями знаменитых  людей о  Сергии  Радонежско м. Показ Основ ной  презентац ии. Слайды  соответств уют  информац ии каждой  группы Слайды 6,7,8 Учащиеся  делают  сообщение для  класса по тому  вопросу,  который  достался  группе,  приклеивают  подписанные аппликации к доске. Самостоятельн о знакомятся с  представленны ми  высказываниям и,  комментируют,  отвечают на  возникшие  вопросы.  7 Каждой  группе  дается одно  высказывани е. Подводит к  логическому  завершению  работу с  аппликацией на доске.  Помогает  учащимся  делать  выводы по  теме. Организует  работу с  рисунками  (нарисовать  дерево  жизни  Сергия  Радонежско го, на  листочках  дерева  написать,  чем он  Обмениваются  мнениями Формируют  собирательный  образ, дают  характеристику Сергию  Радонежскому.  Делают  выводы, Обмениваются  мнениями Учащиеся  рисуют каждый свое дерево  жизни Сергия  Радонежского,  на листьях  своего дерева  они пишут  страницы его  деятельности,  на корнях  пишут краткую  характеристику 7 Включение  Коммуникатив новых знаний  в систему (7­8мин.) ные: Формирование  умений составлять и  анализировать  исторические портреты. 8 Рефлексия  деятельности (8 мин.) Личностные:Составляют свое личное отношение к  изучаемым событиям. Коммуникатив ные: выполнять задание  на понимание,  осмысление изученного  материала Познавательные: Использование знаково­ символических средств  8 предоставления  информации. запомнился  ребятам) по заданному  шаблону. 9 Итоги  Личностные: занятия (5 мин.) Действие нравственно— этического оценивания  усваиваемого  содержания. На корнях  дерева по  предложенн ому шаблону  написать  характерист ику святого Подведение  итогов,  учитель  называет  места  Дальнего  Востока, где  освещены  храмы в  честь Сергия Радонежско го  Заключитель ное слово. Дают оценку  его  жизнедеятельн ости, отвечают  на  поставленный в начале урока  проблемный  вопрос. Показ  последнег о слайда Показ  первого  слайда Конспект внеклассного мероприятия «Жизнь ­ как святая свеча» Эпиграф: Понятие «Святая Русь» ­ неразрывно связано с почитанием самого известного на Руси Святого – 9 преподобного Сергия Радонежского (В. Распутин) Тип занятия: урок памяти , посвященный памяти преподобного Сергия Радонежского. Деятельностная цель: формирование способности обучающихся самостоятельно работать с различными видами источников, выбирать главное, составлять характеристику исторической личности. Воспитательная цель: формирование уважения к деятельности святого Сергия Радонежского, показать пример удивительного и  бескорыстного служения людям. Планируемые результаты: Личностные: воспитание чувства любви и уважения к истории своей страны; формирование готовности и способности обучающихся к  саморазвитию и самообразованию; составить свое личное отношение к представленным событиям. Регулятивные: характеризовать деятельность Сергия Радонежского, объяснять, в чем состоит вклад святого в историю соей страны,  планировать последовательность действий. Познавательные: раскрывать значение новых терминов, исследовать биографию, объяснять ход исторических событий, выделять основное,  устанавливать причинно­следственные связи. Коммуникативные: участвовать в обсуждении характеристики, давать оценку действиям, раскрывать суть проблем представленного  исторического периода страны, работать в группах, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, раздаточный материал. Учитель: Ребята, сегодня у нас очередное занятие, связанное с человеком, сыгравшим особую роль в истории нашей страны. Мы будем с вами  говорить о человеке, чье 700­летие отмечает историческая наука, русская православная церковь и все люди, кто дорожит памятью наших  далеких предков. Мы будем говорить о Преподобном Сергии Радонежском (слайд 1). Вам дано было задание прочитать биографию Сергия  Радонежского. Обратите внимание на наш эпиграф, написанный на доске. Нам предстоит сегодня ответить на вопрос: «Почему Сергий назван  святым? Что особенного он сделал в своей жизни? Почему образ Преподобного Сергия вызывает у многих ассоциацию с образом свечи?»  (крепит белый цилиндр из бумаги к доске). У вас, на столах находятся аппликации с подписанными лучшими на ваш взгляд качествами  преподобного Сергия Радонежского. По окончании ответа вы должны прикрепить свою аппликацию к белому цилиндру. 10 Учитель: Нам известно немного исторических источников рассказывающих о жизнедеятельности преподобного Сергия Радонежского. Это  такие документы как «Житие Сергия Радонежского». Автор Епифаний Премудрый. Оно было переработано и дополнено в XV веке Пахомием  Логофетом. Известно также «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина» (слайд 3). Слово предоставляется 1 группе (желтые кружочки). Ребята рассказывают о том, чем он не был похож на остальных детей: (трижды  «прокричал» находясь, в утробе матери во время церковной службы[1] ). При крещении, он, получил имя Варфоломей. Был тих и кроток, не  перечил родителям. Прилагал большие старания, а научиться читать не мог. Встреча с монахом стала первым чудом в его жизни. Инок  предсказал ему особую роль в служении Богу. Вернувшись, домой после встречи с монахом, он научился читать (показ слайда 4). Работа с  термином «отрок» (слайд 2).Учащиеся крепят аппликации с надписями к доске. Слово предоставляется 2 группе (зеленые кружочки). После смерти родителей отправился в монастырь к овдовевшему брату. Таким было  завещание родителей. Стремился к строжайшему монашеству, к пустынножительству. Построил деревянную церковь в 1335 году у реки Когуры  на холме Маковец, близ Радонежа. Осветили ее во имя Святой Троицы. Жизнь была так тяжела, что брат ушел служить в Богоявленский  монастырь. Варфоломей принял монашество под именем Сергий (слайд 5). Учитель: Как вы понимаете значение слов «Строжайшее монашество» и «Пустынножительство»? ( Жить одному вдали от людей; строго  соблюдая заповеди, и обходится только теми условиями жизни, чтобы не умереть от голода и холода; Надеяться только на Бога и себя). Ребята  крепят подписанные аппликации к доске. Учитель: Шло время. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. Как продолжилась жизнь Преподобного Сергия дальше, расскажет нам 3  группа (красные кружочки). Образовалась обитель, которую в1345 году оформили как монастырь. Сергий был вторым игуменом и пресвитером.  Первым игуменом быть в монастыре он категорически отказался. Подавал пример смирения и трудолюбия. Работал больше других, носил самую  скромную одежду. Слава дошла не только до Москвы, но и до Царьграда. Вселенский патриарх Фелофей послал монастырю богатые дары,  хвалил добродетель Сергия, давал совет вести « строгое общинножитие ». Учитель: Жизнь монастырей была однообразной. Монахи проводили время в трудах и молитве. Ученик читает отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».[2] Под Москвою , на дорогах, Монастырские угодья Средь лесов и пустырей, Сразу видно издали ­ В старину стояло много, Так и пышет плодородьем Сторожей монастырей. От монашеской земли. 11 В них всегда монахи жили, Монастырская пшеница Пили, ели, не тужили , Выше роста колосится Все давала им земля – Выше пояса ­ овес, Огороды и поля. По колено сенокос. Учитель: Ребята, вы прослушали стихотворение. А теперь внимательно посмотрим на слайды. Какую работу выполнял Сергий Радонежский  (слайд 9 ,10)?После ответа ребята крепят аппликации к доске. Учитель: Время жизни Преподобного Сергия совпало с трудным для страны временем татаро­монгольского ига. Чтобы одолеть врага,  необходимо было объединиться всем князьям русских земель. Это было нелегко сделать. Возглавил объединение Московский князь Дмитрий  Иванович. А какую роль в этом сыграл Сергий Радонежский ­ нам расскажет 4 группа ребят (коричневые кружочки). Ученики: Святой старец мог даже тихими и кроткими словами уговорить князей по мириться. Убеждал их подчиниться Великому князю.  Благодаря этому многие перед Куликовской битвой признали главенство Дмитрия Ивановича. Перед битвой князь получил благословение  Сергия Радонежского на битву. В помощь князю дал двух монахов Пересвета и Ослябю. Они своим присутствием показали войску, что это война  священная. Несмотря на то, что монахам нельзя держать оружие, они готовы воевать ради спасения Родины [3]. Ребята крепят подписанные  аппликации к доске (слайд11 и 12). Учитель: В 1389 году Сергий радонежский скрепил своей подписью духовное завещание, узаконившее новый порядок переход власти «от отца к сыну». Этот поступок трудно переоценить, т.к. между многими князьями прекратилась борьба за власть. С именем Сергия Радонежского  связано много легенд. Некоторые мы свами сегодня уже услышали. Теперь рассмотрим следующие слайды и поговорим о них (слайд 6,7 и 8). В  письменных источниках упоминается о совершении чудес Преподобным Сергием: оживление мальчика, видение Богородицы, видения накануне  Куликовской битвы. Он даже предвидел собственную кончину. Об этом нам расскажет 5 группа ребят (фиолетовые кружочки). Ученик: По историческим источникам Святой старец за пол ­года знал о своей кончине. Он обратился к монахам и оставил им духовное  завещание, призывая жить в единстве, прекратить ненависть и раздоры [4]. Скончался в возрасте 78 лет. Похоронили его в обители. Люди не  переставали идти к нему за помощью и молились у него на могиле. Многие эту помощь получали. Через 30 лет он был причислен Русской  православной церковью к лику святых. Ученики крепят последние подписанные аппликации. На доске получается свеча. Рефлексия: Учитель раздает ученикам листы с иллюстрацией дерева. Корни дерева изображает треугольник. Учитель: Ребята, вы сегодня внимательно слушали друг друга, выбирали самые яркие моменты жизни преподобного Сергия Радонежского. Вам, предлагается сейчас нарисовать на дереве, которое символизирует жизнь преподобного Сергия листочки, подписать на них самые важные на  12 ваш взгляд его деяния и разместить их на дереве снизу вверх: от самых скромных до самых значимых в его жизни. Треугольник символизирует  корни дерева. Вы должны в этот треугольник вписать характеристику Сергия Радонежского по следующему алгоритму начиная сверху: (одно  существительное, ниже 2 прилагательных, еще ниже три глагола). Ребята зачитывают характеристики Сергия Радонежского через 7­ 8 минут, и  анализируют, что у них получилось. Учитель подводит итоги. Показ последнего слайда с изображением памятника Сергию Радонежскому в городе Сергиев Посад. Учитель: А теперь ребята давайте ответим на вопрос, поставленный в начале нашего занятия: Почему жизнедеятельность святого сравнивают  со свечой? Что символизирует свеча в православии? (Ребята отвечают, что свеча это символ жертвенности и самоотдачи). Учитель: Ребята, а вы, хотели бы посмотреть, как выглядел святой? Я думаю, что это возможно (слайд 1). Это единственное сохранившееся  покрывало, вышитое в скором времени после смерти Сергия Радонежского [5]. За время своей службы под его руководством было основано  более 20 монастырей, а его ученики основали более 40 монастырей. Десятки тысяч верующих ежегодно приезжают помолиться и поклониться  этому святому. Мы живем достаточно далеко от этих мест, и не все могут туда добраться. Многие верующие прихожане, посещая церковь,  находят иконы с изображением этого святого и молятся ему. Обычно к нему обращаются с просьбой о помощи в ученье и воспитании детей и о  покровительстве воинов и армии.[6]. Храм, освященный, во имя Сергия Радонежского построен на Дальневосточной земле в городе  Владивостоке. 13 14 1.Давыдова Н. В. Православная культура Словарь – справочник школьника. // «ПРО­ПРЕСС» 2008 г.­с.374 Примечания: 2.Кузьмина А.В. История. Внеклассные мероприятия.//Волгоград 2004г.­с.107 3.Чернов А.И. Предварительные итоги тысячелетнего опыта. Беседа с академиком Д.С. Лихачевым. Журнал « Огонек».// Москва­1988г.№10­с.11 4.Давыдова Н. В. Православная культура Словарь – справочник школьника// «ПРО­ ПРЕСС» 2008 г.­с.378 5.Борисов Н.С. Мятежное время.//Москва «Молодая гвардия» 1988г.Журнал «Встречи с историей» ,выпуск второй­с.29 6.Щеголева Е., Глаголева О.В православном храме. //Москва, «ОЛМА­ПРЕСС» 2006г.с.136­137 Литература: 1.Борисов Н.С. Мятежное время//Москва «Молодая гвардия» 1988г. Журнал «Встречи с историей», выпуск второй­с.29 2.Давыдова Н. В. Православная культура Словарь – справочник школьника// «ПРО­ ПРЕСС» 2008 г.­с.378 3.Кузьмина А.В. История. Внеклассные мероприятия.//Волгоград 2004г.­с.107 4.Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской // Москва издательство ДОСААФ 1989.г­376 с. 5.Майков А.Н. История России методические рекомендации.6 класс// Москва, «Русское слово» 2005 г.­143с. 6.Петрова Н.Г. Защитники земли русской.//Москва «Русское слово» 2012г.­158с. 7.Наследие. Московия. Пособие по воспитательной работе для младшего школьного возраста.//Москва,2007 г.­143с. 15 8.Сиповский В.Д. Родная старина.//Нижний Новгород,1993г.­256с. 9.Чернов А.И. Предварительные итоги тысячелетнего опыта. Беседа с академиком Д.С. Лихачевым. Журнал « Огонек». // Москва­1988г.№10­с.11 10.Щеголева Е., Глаголева О. В православном храме. // Москва, «ОЛМА­ПРЕСС» 2006 г.с.136­137 11.Козлов А.Ю. Крещению Руси­1000 лет. Интервью с Рыбаковым Б.А.//Москва, 1988г. «Эхо планеты» № 10­с.26­34 Заготовки к горящей свече Приложение 1 16 17 Приложение 2  18 Дерево жизни 5 19

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018