Жизненные компетенции - приспособленность к обыденной жизни, которая обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Все личностные результаты образования относятся к сфере жизненных компетенций. Таким образом, продвижение обучающихся с ОВЗ в овладении жизненными компетенциями составляет основу оценки личностных результатов образования.
К сфере жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ относят следующие направления работы:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
2.Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
3.Овладение навыками коммуникации;
4.Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно- пространственной организации;
5.Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Основным направлением работы педагога будет являться практическая подготовка обучающихся с ОВЗ к жизни. Поэтому содержание работы будет строиться с учетом следующих принципов:
− жизненная значимость;
− практическая необходимость.
При этом решаются следующие задачи:
· дать обучающимся представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);
· научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;
· сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.
Во ФГОС НОО ОВЗ представлены разные варианты программ, по мере их изменения от первого до четвертого предусмотрен рост внимания к сфере жизненной компетенции вплоть до полного отказа от попытки формирования «академических» знаний. Формирование жизненных компетенций предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого.
Таким образом, формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ - это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от многих факторов, в том числе и от того: какие методы в своей работе применяют педагоги, создана ли система работы по формированию социальной и жизненной компетенции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.