Жизнестойкость как одна из характеристик инновационного потенциала студентов.
Рыбакова Надежда Владимировна,
Научный руководитель: Е.В.Шарапановская,
к. психол. н.
Жизнь современного общества характеризуется внедрением большого количества инновационных программ, проектов. Большое значение Правительство Российской Федерации придает созданию условий для развития личностных характеристик, позволяющих осуществлять инновационную деятельность, решать задачи модернизации экономической и социальной сфер задачами модернизации экономической и социальной сферы. Соответственно изменяются требования к выпускнику вуза, от которого ждут способности принимать ситуации неопределенности, определять допустимую степень риска; готовности к преодолению постоянно возникающих препятствий, а также способности к такому смыслопорождению, которое в равной степени устремлено как на изменение условий социальной жизни, также и на самоизменение. Названные характеристики входят в понятие «инновационный потенциал личности». Это понятие стоит в одном ряду и понятиями как «человеческий потенциал», профессиональный потенциал, личностный потенциал и др.
«Личностный потенциал (по Д.А.Леонтьеву)– это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять с табильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Это способность человека проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней ситуации»[2]. «В понятии «потенциал» акцентируются еще нераскрытые способности, которые подлежат выявлению и включению в деятельность с целью более полной самореализации субъекта в ней»[2,c.55] .
В контексте данного подхода инновационный потенциал человека понимается как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения.
Отличительными признаками инновационной личности, являются мотивация к достижению, высокий потенциал самореализации, готовность к изменению сложившихся поведенческих стереотипов, толерантность к неопределенности и другие качества, которые можно объединить понятием инновационный потенциал личности.
Говоря об инновационном потенциале личности, мы предлагаем рассматривать его структуру, основываясь на идеях В.Е.Клочко, О.М.Краснорядцевой. Инновационный потенциал включает в себя:
1. Личностные качества, такие как толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива).
2. Компетенции, прежде всего такие как проектная компетенция, коммуникативная компетенция, информационная компетенция.
3. Витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни)[4].
Жизнестойкость является одной из значимых составляющих витальности и выступает для человека в качестве опоры при выборе будущего с его неизвестностью и тревогой. Однако, возможное будущее обеспечивает получение нового опыта ,создает определенный потенциал и перспективу для личностного развития. Жизнестойкость как личностный конструкт, включает в себя три относительно автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. В работах различных исследователей показано, что жизнестойкость связана с успешностью человека в разных сферах деятельности [1]. Жизнестойкость рассматривают как системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможности. Учитывая все известные в литературе факты о жизнестойкости , представляется вполне закономерным, что эта характеристика включена в структуру личностного, а также инновационного инновационного потенциала человека.
Жизнестойкость определяется С.Мадди как системa установок или убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию — установки на включенность в противовес отчуждению и изоляции, установки на контроль за событиями в противовес чувству бессилия и установки на принятие вызова и риска в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжений[3].
Жизнестойкость проявляется в устойчивом переживании человеком своих действий и происходящих вокруг событий «как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и в готовности к усвоению нового, несмотря на риск (принятие риска)»[4].С. Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях[2]. Инициатором изменений, которые не вызваны ни внешней необходимостью (влияниями среды), ни внутренней (строением и наследственным багажом организма) выступает сам субъект
Готовность к изменениям выражается и в выборе стратегий совладания. Совладающее поведение есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Постепенно понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Психологическое предназначение совладания состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить, или смягчить эти требования, постараться избежать, или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья, психологического благополучия, удовлетворенности социальными отношениями[3].
Наше исследование посвящено изучению связи между жизнестойкостью и совладанием с трудной жизненной ситуацией. В качестве респондентов выступили 60 студентов 3-4 курсов АлтГПА, обучающихся на различных специальностях. Выбор в качестве респондентов студентов 3 и 4 курсов обусловлен кризисом, переживаемым ими в связи с осмыслением своего жизненного пути, жизненных смыслов.
Рис.1 Возможности совладания с трудной жизненной ситуацией студентов.
На основании сопоставительного анализа результатов диагностики жизнестойкости и копинг-стратегий были выделены условные уровни возможностей респондентов по совладанию с трудной жизненной ситуацией: 40% студентов с высоким уровнем жизнестойкости выбирают конструктивные(адаптивные) копинг-стратегии (планирование или позитивная переоценка, или принятие ответственности, или поиск социальной поддержки); а 21% студентов, имеющие низкий уровень жизнестойкости выбирают неконструктивные (неадаптаивные) копинг-стратегии (конфронтация или дистанцирование, или бегство – избегание).
Таким образом, изучение жизнестойкости во взаимосвязи со стратегиями совладаюшего поведения в трудной жизненной ситуации позволяет расширить представления об условиях развития инновационного потенциала будущих специалистов и открывает возможности для дальнейших исследований уровня его развития у студентов на разных этапах обучения в вузе.
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.