Жизнестойкость как одна из характеристик инновационного потенциала студентов.
Оценка 4.8

Жизнестойкость как одна из характеристик инновационного потенциала студентов.

Оценка 4.8
doc
04.03.2020
Жизнестойкость как одна из характеристик инновационного потенциала студентов.
статья III Молодежного сибирского психологического форума.doc

Жизнестойкость как одна из характеристик инновационного потенциала студентов.

Рыбакова Надежда Владимировна,

Научный руководитель: Е.В.Шарапановская,

к. психол. н.

Жизнь современного общества характеризуется внедрением большого количества инновационных программ, проектов. Большое значение Правительство Российской Федерации придает созданию условий для развития личностных характеристик, позволяющих осуществлять инновационную деятельность, решать задачи модернизации экономической и социальной сфер задачами модернизации экономической и социальной сферы. Соответственно изменяются требования к выпускнику вуза, от которого ждут способности принимать ситуации неопределенности, определять допустимую степень риска; готовности к преодолению постоянно возникающих препятствий, а также способности к такому смыслопорождению, которое в равной степени устремлено как на изменение условий социальной жизни, также и на самоизменение. Названные характеристики входят в понятие «инновационный потенциал личности». Это понятие стоит в одном ряду и понятиями как «человеческий потенциал», профессиональный потенциал, личностный потенциал и др.

    «Личностный потенциал (по Д.А.Леонтьеву)– это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять с табильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Это способность человека проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней ситуации»[2]. «В понятии «потенциал» акцентируются еще нераскрытые способности, которые подлежат выявлению и включению в деятельность с целью более полной самореализации субъекта в ней»[2,c.55] .

     В контексте данного подхода инновационный потенциал человека понимается как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения.

Отличительными признаками инновационной личности, являются мотивация к достижению, высокий  потенциал  самореализации, готовность к изменению сложившихся поведенческих стереотипов, толерантность к неопределенности и другие качества, которые можно объединить понятием  инновационный   потенциал   личности.

Говоря об инновационном потенциале личности, мы предлагаем рассматривать его структуру, основываясь на идеях В.Е.Клочко, О.М.Краснорядцевой. Инновационный потенциал включает в себя:

1. Личностные качества, такие как толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива).

2. Компетенции, прежде всего такие как проектная компетенция, коммуникативная компетенция, информационная компетенция.

3. Витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни)[4].

      Жизнестойкость  является одной из значимых составляющих витальности и выступает для человека в качестве опоры при выборе будущего с его неизвестностью и тревогой. Однако, возможное будущее обеспечивает получение нового опыта ,создает определенный потенциал и перспективу для личностного развития. Жизнестойкость как личностный конструкт, включает в себя три относительно автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. В работах различных исследователей показано, что  жизнестойкость  связана с успешностью человека в разных сферах деятельности [1]. Жизнестойкость рассматривают как системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможности. Учитывая все известные в литературе факты о  жизнестойкости , представляется вполне закономерным, что эта характеристика включена в структуру личностного, а также инновационного инновационного   потенциала  человека.

Жизнестойкость определяется С.Мадди как системa установок или убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию — установки на включенность в противовес отчуждению и изоляции, установки на контроль за событиями в противовес чувству бессилия и установки на принятие вызова и риска в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжений[3].

Жизнестойкость проявляется в устойчивом переживании человеком своих действий и происходящих вокруг событий «как интересных и радостных (вовлеченность), как резуль­татов личностного выбора и инициативы (контроль) и в готовности к усвоению нового, несмотря на риск (принятие риска)»[4].С. Мадди подчеркивает важность выражен­ности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях[2]. Инициатором изменений, которые не вызваны ни внешней необходимостью (влияниями среды), ни внутренней (строением и наследственным багажом организма) выступает сам субъект

Готовность к изменениям выражается и в выборе стратегий совладания. Совладающее поведение есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Постепенно понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Психологическое предназначение совладания состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить, или смягчить эти требования, постараться избежать, или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья, психологического благополучия, удовлетворенности социальными отношениями[3].

     Наше исследование посвящено изучению связи между жизнестойкостью и совладанием с трудной жизненной ситуацией. В качестве респондентов выступили 60 студентов 3-4 курсов АлтГПА, обучающихся на различных специальностях. Выбор в качестве респондентов студентов 3 и 4 курсов обусловлен кризисом, переживаемым ими в связи с осмыслением своего жизненного пути, жизненных смыслов.

Рис.1 Возможности совладания с трудной жизненной ситуацией студентов.

На основании сопоставительного анализа результатов диагностики жизнестойкости и копинг-стратегий были выделены условные уровни возможностей респондентов по совладанию с трудной жизненной ситуацией: 40% студентов с высоким уровнем жизнестойкости выбирают конструктивные(адаптивные) копинг-стратегии (планирование или позитивная переоценка, или принятие ответственности, или поиск социальной поддержки); а 21% студентов, имеющие низкий уровень жизнестойкости выбирают неконструктивные (неадаптаивные) копинг-стратегии (конфронтация или дистанцирование, или бегство – избегание).

     Таким образом, изучение  жизнестойкости  во взаимосвязи со стратегиями совладаюшего поведения в трудной жизненной ситуации позволяет расширить представления об условиях развития  инновационного потенциала будущих специалистов и открывает возможности для дальнейших исследований уровня его развития у студентов на разных этапах обучения в вузе.

Литература:

  1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестой­кости – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
  2. Личностный потенциал. Структура и диагностик/Под ред. Д.А. Леонтьева. 2011 г. 679 с."
  3. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения//Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87-101.
  4. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. – М: Эксмо-Пресс, 2001. – 415 с.

  5. Скачано с www.znanio.ru

Жизнестойкость как одна из характеристик инновационного потенциала студентов

Жизнестойкость как одна из характеристик инновационного потенциала студентов

Говоря об инновационном потенциале личности, мы предлагаем рассматривать его структуру, основываясь на идеях

Говоря об инновационном потенциале личности, мы предлагаем рассматривать его структуру, основываясь на идеях

Готовность к изменениям выражается и в выборе стратегий совладания

Готовность к изменениям выражается и в выборе стратегий совладания

Таким образом, изучение жизнестойкости во взаимосвязи со стратегиями совладаюшего поведения в трудной жизненной ситуации позволяет расширить представления об условиях развития инновационного потенциала будущих специалистов и…

Таким образом, изучение жизнестойкости во взаимосвязи со стратегиями совладаюшего поведения в трудной жизненной ситуации позволяет расширить представления об условиях развития инновационного потенциала будущих специалистов и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020