Журналистские расследования
Оценка 4.8

Журналистские расследования

Оценка 4.8
doc
15.02.2022
Журналистские расследования
Журналистские расследования.doc

Журналистские расследования

Журнали́стские рассле́дования (англ. Investigative journalism) — вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли от общества[1].

Де Бург в 2000 году дал следующее определение:

«

Работа журналиста-следователя близка по технике к тому, что делает полиция, адвокаты, аудиторы, но ориентирована не столько на преследование законом, сколь на огласку.

»

 

Содержание

  • 1 Методика
  • 2 Примеры
  • 3 Журналистские расследования в России

              3.1 Правовая база

  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

 Методика

Экс-редактор The Philadelphia Inquirer (одной из газет, специализирующихся на расследованиях) Джин Робертс отмечал[2]:

Расследование заключается не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих глубоко под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем всё более сложном мире.

Работа репортёра-следователя подразумевает владение следующими профессиональными инструментами:

  • наблюдение за объектом(ами) публикаций
  • анализ документации
  • работа с источниками (изучение архивов, налоговой документации, телефонных счетов, и т.д;)
  • сотрудничество с правоохранительными органами
  • использование осведомителей (платных и добровольных)
  • работа под прикрытием (в советской практике — рубрика «Журналист меняет профессию»).

Примеры

  • Гэри Уэбб в 1996 году на страницах калифорнийской газеты San Jose Mercury News обнародовал связь между ЦРУ и никарагуанскими контра, которые организовали сеть дистрибуции кокаина в США[3].
  • Уотергейтский скандал (Бернстайн, Карл и Вудворд, Боб). Бывший сотрудник газеты Newsday Роберт Грин, комментируя уотергейтский скандал назвал журналистским расследованием «материал, основанный, как правило, на собственной работе и инициативе, на важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне»[4].
  • Мебельное дело.
  • Книги Тьерри Мейсана.
  • Книги Кассе, Этьена
  • Кинодокументалистика Майкла Мура.
  • Работы Гюнтера Вальрафа.
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Guenther_wallraff_20070310.jpg/120px-Guenther_wallraff_20070310.jpg

Вальраф, Гюнтер

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/db/Carl_bernstein_2007.jpg/93px-Carl_bernstein_2007.jpg

Бернстайн, Карл

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/Bobwoodwardatgmu.jpg/91px-Bobwoodwardatgmu.jpg

Вудворд, Боб

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e8/Michael_Moore_66%C3%A8me_Festival_de_Venise_%28Mostra%29.jpg/80px-Michael_Moore_66%C3%A8me_Festival_de_Venise_%28Mostra%29.jpg

Мур, Майкл

Журналистские расследования в России

В 1887 году Владимир Гиляровский в своем репортаже «Ловля собак в Москве» впервые в СМИ поднял тему бездомных животных в городе[5]. По набору приёмов это хрестоматийное журналистское расследование. Писатель был новатором[6]:

Гиляровский, наверное, был и первым московским диггером, бродившим с фонарем по подземельям старой Москвы. Рассказывают, что он был близок к успеху в поисках затерянного лабиринта под Москвой-рекой.

Хотя элементы репортёрских расследований были отмечены в программах киножурнала «Фитиль»[7], снимавшегося с 1962 года, в СССР пионерами жанра стали такие писатели как Юлиан Семёнов (поиски «янтарной комнаты»), а в эпоху т. н. гласности — Артём БоровикСовершенно секретно», «Версия»), Евгений ДодолевМосковский комсомолец», «Совершенно секретно»), Дмитрий ЛихановСовершенно секретно», «Огонёк») и Юрий ЩекочихинЛитературная газета», «Новая газета»)[8]. В этой сфере работал Пол Хлебников.

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/52/Giljarowski.jpg/76px-Giljarowski.jpg

Владимир Гиляровский

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/Borovik-artyom.jpg/98px-Borovik-artyom.jpg

Артём Боровик

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a7/Evgeny_Dodolev_1992.jpg/81px-Evgeny_Dodolev_1992.jpg

Евгений Додолев

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d8/Hlebnikov-pol.jpg/80px-Hlebnikov-pol.jpg

Пол Хлебников

Журналист — это светский проповедник, считал Семёнов. Его девизу и сегодня верна «семёновская гвардия» — Евгений Додолев и Дмитрий Лиханов. С ними, пионерами жанра журналистского расследования, Семёнов создавал «Совершенно секретно».[9]

На телевидении в описываемом амплуа выступал Александр Политковский. Его коллега по программе «Взгляд» Владимир Мукусев в известной степени был новатором редкого в отечественной медиаиндустрии жанра, в течение нескольких лет ведя работу по выяснению обстоятельств загадочного исчезновения осенью 1991 года в Югославии корреспондентов Центрального телевидения — Виктора Ногина и Геннадия Куринного[7][10][11][12] (в 2010 году Владимир написал письмо президенту Хорватии Иво Йосиповичу, предложив учредить именную стипендию в университете Загреба и установить памятник журналистам на месте их гибели[13][14]). Помимо этого Мукусев расследовал ряд дел, среди прочих — дело о нападении на Союз ветеранов Афганистана в Екатеринбурге (1993)[15], дело о готовящемся покушении на кандидата в президенты Украины Л.Кучму (1994)[16], дело об убийстве Влада Листьева (1995)[17][18]. По поводу последнего у Мукусева свое мнение: причастность к преступлению Бориса Березовского он отрицает[19][20][21], в марте 2010 года, когда исполнилось 15 лет со дня гибели Влада Листьева, его коллега выступил с интервью «Влад, вы рано или поздно перестреляете друг друга». Его откровения были растиражированы во многих сетевых СМИ[22]. Владимир утверждает, что на момент убийства на счетах его коллеги было около 16 миллионов долларов США[23]. Мукусев достаточно категоричен:

«

Те, кто убил Листьева, сегодня руководят ОРТ

»

В современной России журналистские расследования (начиная с середины 90-х) по большей части свелись к т. н. сливу, когда в изданиях (не обязательно бульварного толка) публикуются распечатки телефонных переговоров и/или материалы оперативно-розыскного дел, которые редакциям через ангажированных журналистов предоставляют заинтересованный лица из спецслужб.

Российская журналистика несколько сужает и заостряет понятие журналистского расследования. Оно ещё не приобрело своей академической формы, но уже сейчас многие понимают под ним исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью и коррупцией. Цель такого расследования — предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью. На самом же деле расследование как жанр не может быть связано рамками какой-то определенной проблемы. Талантливый журналист сумеет сделать настоящий детектив, попытавшись, к примеру, выяснить, почему из ближайшего озера ушли бобры[24].

Правовая база

Многие начинающие журналисты искренне полагают, что расследование — это лишь своеобразный способ подачи фактов, жанр, в стилистике которого можно написать едва ли не любой материал. Безусловно, умение «выписать» материал очень важно. Но прежде чем приступить к этой стадии подготовки публикации, следует определить круг источников информации, заручиться их помощью, обезопасить себя от возможных юридических проблем, наконец, проверить и проанализировать собранный материал. Внимательно прочитав наши рекомендации, наработав собственный опыт, вы безусловно придете к убеждению, что журналистское расследование — это не столько жанр, сколько метод, который имеет массу особенностей.[24]

В России журналисты должны учитывать следующие правовые нормы[25]:

  • Конституция, ст.24 — сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются.
  • Уголовный кодекс РФ: ст.129 — клевета; ст.130 — оскорбление; ст.137 — нарушение неприкосновенности частной жизни.
  • Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (с изменениями от 25 апреля 1995 г.).
  • Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями на 2 марта 1998 г.): редакция в праве запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц (такой запрос может быть как в устной так и в письменной форме). Ст.39 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно статьям 47, 49 репортёр имеет право:
    • Искать, запрашивать, получать, распространять информацию;
    • Посещать государственные органы, организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
    • Быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением тех фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально охраняемую тайну;
    • Копировать, публиковать или оглашать либо иным способом производить документы, материалы при условии соблюдения части 1 настоящего Закона;
    • Воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
    • Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков, массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено о чрезвычайных положениях, присутствовать на митингах и демонстрациях;
    • Проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказываться от подготовки за своей подписью сообщений или материалов, противоречащих его убеждению;
    • Распространять подготовленные сообщения и материалы за своей подписью, или под псевдонимом, или без подписи, а также пользоваться иными правами, предоставленными законодательством РФ о средствах массовой информации.

См. также

  • «Белый танец»
  • Карл Бернстайн
  • Боб Вудворд
  • Пресса в США
  • Процессы. Гласность и мафия, противостояния

Примечания

↑ Показывать компактно

  1. Санкт-Петербургский Творческий Cоюз Журналистов
  2. Журналисткое расследование
  3. Fenster Mark Conspiracy Theories: Secrecy and Power in American Culture — Pgs 2-4: University of Minnisota Press, 2008. — ISBN 0816654948.
  4. Журналистское расследование.
  5. Lib.ru/Классика: Гиляровский Владимир Алексеевич. Репортажи
  6. Какой талант Бог ему дал!
  7. 1 2 Журналистское расследование. ГЛАВА 1. КЛАССИКИ ЖАНРА. Журналистские расследования в современной России
  8. Индивидуальный стиль в журналистике
  9. Телеканал "Культура". Вспоминая Юлиана Семенова
  10. Владимир Мукусев. Коммерсантъ № 80 (1262) (30 мая 1997). Проверено 13 августа 2010.
  11. Читать «Изменник» — Страница 1 — Бестужев-Марлинский Александр
  12. Журналистское расследование. ГЛАВА 1. КЛАССИКИ ЖАНРА. Журналистские расследования в современной России
  13. В Хорватии поставили памятник погибшим советским журналистам
  14. Парламентская газета
  15. РАДИО СВОБОДА
  16. Владимир Мукусев вернулся в Москву. Коммерсантъ № 127 (595) (12 июля 1994). Проверено 13 августа 2010.
  17. Subbota — Владимир Мукусев знает, кто убил Влада Листьева
  18. RUSNORD. Информационное агентство. Новости, политика, комментарии, интервью, аналитика
  19. Коллега Листьева: Убийц нужно искать в телецентре — АиФ — Петербург
  20. ПРАВО.RU — Друг Листьева: убийц нужно искать в Останкино
  21. Березовский не причастен к смерти Листьева. Убийц нужно искать не в Лондоне, а в «Останкино»? — Березовский
  22. «Влад, вы рано или поздно перестреляете друг друга»
  23. Листьева убили деньги. Журналист «Взгляда» Владимир Мукусев о прошлом и нынешнем ТВ. Гайдпарк — новое слово в развитии социальных сетей
  24. 1 2 Реферат: Журналистское расследование
  25. Журналистское расследование

 

YOJO.ru

О ЖАНРАХ СОВРЕМЕННОЙ ГАЗЕТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Андрей Кобяков

1. ВО ВРЕМЯ одной из встреч студенты журфака Казанского госуниверситета попросили меня ответить на два, как выяснилось, самых популярных вопроса:
“Почему нас не учат тому, что ПОТОМ нам на самом деле нужно?”

“Что такое ВООБЩЕ прикладная журналистика?”

Помнится, я тогда отшутился: “Мол, прикладная журналистика - это все то, чему вас не учат…”

После этого я, собственно, и решил (соорудив наконец-то собственный сайт) изложить некоторые эмпирические соображения о современной журналистике. Тем более что за 22 года работы в прессе, включая учебу, стажировки и участие в семинарах и конференциях в Германии, у меня накопился опыт, не позволяющий, увы, оставаться в качестве стороннего наблюдателя за кризисом (кстати, общемировым) прессы в целом и журналистики в частности. “Увы” - потому, что среди моих коллег уже появились те, кто посматривает на меня косо, наверняка называя про себя выскочкой, умником и так далее.

2. Я - НЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и не критик. То есть, во-первых, никого не учу, как нужно писать, а во-вторых, не зарабатываю свой хлеб на произведенном другими. И поэтому думайте сами, как можно использовать мое видение современных газетных жанров.
Варианта, в принципе, три:
Принять к сведению.
Раскритиковать в пух и прах.
Частично передрать для реферата или иного произведения студенческого творчества.

Прикладная журналистика

Не исключено, что этому термину где-то и кто-то уже дал свое определение. Но поскольку я его еще ни разу не встречал, то предлагаю вам свою версию.

Прикладная журналистика- это совокупность знаний, умений, навыков и высших рефлекторных связей (интуиция), необходимых для создания высококачественного продукта СМИ.
При этом современный журналист должен в совершенстве владеть оргтехникой, знать изнутри технологию процесса производства СМИ, уметь объективно оценивать деятельность коллег.

Творческий руководитель (не менеджер!), не имеющий понятия о сущности, например, компьютерной верстки, поиска в Интернете, цифровой обработки графики, нелинейного монтажа и других видов деятельности в разных подразделениях редакции - рудимент.

Прикладная журналистика - не наука, не теория. Это - практикум, руководить которым в вузах или на курсах журналистики должны только практики, то есть действующие журналисты. Завязывать связи, искать информацию, быть юридически неуязвимым, одеться адекватно ситуации - это и есть прикладная журналистика. Научить писать все равно невозможно. Об этом должна заботиться природа. А вот умеющего писать сделать журналистом - это задача по плечу лишь прикладной журналистике.
Расширенная классификация газетных жанров

Жанры бывают разные… Так и хочется продолжить словами из одной совершенно дебильной песенки.
Впрочем, и журналистика как род деятельности - понятие многообразное. Достаточно вспомнить главное различие - по физической форме передачи информации потребителю: электронная (ТВ, радио, онлайн) и печатная.
Жанр газетной журналистики - это способ и форма производства публикации газетным журналистом.
И все. И не нужно больше ничего выдумывать.

Признаться, меня раздражает умничанье создателей некоторых учебников для несчастных студентов. Ну, так закрутят русскую речь, что не только смысл определения понять невозможно - сами предложения не поддаются восприятию, по крайней мере, нормальных людей.
Судя по всему, таким способом “люди науки” маскируют свою практическую несостоятельность. По крайней мере, я знаю с десяток кандидатов и докторов всяких “околожурналистских” наук, материалы которых, подготовленные для прессы, легче заново переписать, нежели выправить…

Итак. Вы уже имеете “академическое” представление о классических жанрах, которым посвятили сотни работ вышеназванные товарищи. Поэтому прямо в ходе наглядного повторения этой темы мы прагматично адаптируем ее к внелабораторной реальности под названием “современная газетная журналистика”.

Но прежде чем ознакомиться с приведенной ниже информацией, примите к сведению, что:

- зеленым цветом маркированы универсальные жанры, применяемые и для чисто информационного насыщения полос, и для создания аналитических публикаций (к их названиям иногда добавляют уточняющие слова “информационный” или “аналитический”);

- индикатором  ! отмечены наиболее живые газетные жанры, без которых современные газеты просто немыслимы;

- остальные либо (и уже, и пока) встречаются редко, либо вымирают, либо “подмешиваются” в производстве создания материалов в другие жанры, являясь следствием кризиса (а может быть, нового этапа?) в развитии современной газетной журналистики;

- указанные в скобках цифры - весьма условно рекомендуемые объемы публикаций в строках (стандартной газетной колонки): многое зависит от специализации, традиций и общего стиля газеты.

ЖАНРЫ ГАЗЕТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Информационные жанры

! Информация…
… а также “новость”, “информационное собщение”,
элемент “бегущей строки”, “горячей линии”…Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления.
(5-30)

! Заметка
По сути, расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя
краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления.
(30 - 70)

! Корреспонденция
Это то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты.
На самом же деле корреспонденция отличается от заметки большими информативными
возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения (детализирование,
прогнозирование).
(50 - 100)

! Репортаж
Изложение актуального фактического материала, полученного с “места
происшествия”. Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель.
Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую
используется прямая речь, короткие диалоги.
(от 100…)

! Интервью
Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта,
события, явления, рассказ о самом субъекте.

! Комментарий
Объяснение, “расшифровка” сложной фактуры, представленной, как
правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо
мнению.
(до 40 строк)

! Отчет
…он и есть отчет. Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов,
съездов. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая
полученую фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих
лиц.
(50 - 300)

! Опрос
Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по
одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.
(не более 150)

! Вопрос-ответ
1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей (напр., “прямая
связь”).
2. “Пинг-понг” - автономно при презентации персон или рассказах
об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью.
(до 20)

Совет
Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом
случае это - узкопециализированная информация: “советы садоводам”,
“наш домашний доктор”…
(не более 80)

! Пресс-релиз
“Закулисный жанр”, ибо готовится, как правило, PR-журналистом
для коллег из общественно-политических СМИ или пециалистов. Фактологическая
презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из
источников для подготовки публикации разного жанра.
(от… и до…)
Некролог
Не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни
умершего со словами прощания и скорби.
(не более 150)

* * *

Аналитические жанры

! Отчет

Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет. Принципиальное отличие - в активном восприятии полученной фактуры: сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование.
(до 300)

! Корреспонденция
На самом деле многие избегают правдивого определения этого жанра. Потому что это - чистой воды микс! Элементы как минимум трех “чистых жанров” в К. присутствуют всегда: репортаж (но без живых картинок), комментарий, резюме…
(до 150)

! Интервью
“Поиск истины” в диалоге между журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, как можно глубже раскрыли суть выбранной темы.
(до 300)

! Беседа
Принципиальное отличие от интервью в активности журналиста до соотношения объемов авторских слов 1 : 4. Ясно, что журналист, участвующий в беседе, должен быть неплохим специалистом в данной области.
(до 300)

Круглый стол
То же самое, что беседа, но в процессе общения участвуют более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы деятельности, но объединенные решением одной или более проблем.

! Комментарий
Призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению.
(до 150)

Анкета
Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме. Позволяет определяет коллективное мнение по тем или иным проблемам, и на основе анализа, дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку.
(до 150)
! Мониторинг
Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов.
(до 100)

! Рейтинг
Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, top-10 и т.д.
(до 100)
Рецензия
Аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства.
(до 250)

! Статья
Часто употребляется как обобщающее определение любого журналистского произведения. Статья как жанр характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей.
(от 200)

! Журналистское расследование
Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.
(от 200)

! Обозрение
Результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ - спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания…
(100 - 250)

! Прогноз
Попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта.

! Версия
Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления; предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

Эксперимент
Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником…).

Письмо
Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие).

Исповедь
“Крик души”. Такие публикации чаще всего рождаются из читательской почты. Характеризуются откровенностью, обнажением внутренних переживаний.

Рекомендация
Почти то же самое, что и совет, но кроме ответов на вопросы “что?” и “как?”, здесь даются ответы на вопросы “почему?” и “почему так, а не иначе?”

* * *

Художественно-публицистические жанры

Очерк
Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма . Условия - документальность, фактичность, объективность.
(от 350 до 600)

Фельетон
Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным пониманием жанра “фельетон”, означающем не что иное, как аналитическая статья.

Памфлет
“Брат” фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи эпитетами.

Пародия
Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.

Сатирический комментарий
Сопровождение события и явления (чаще - слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости.

! Житейская история
Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и, мотивы их поступков, часто вычленяющее плохие и хорошие персонажи.

Легенда
Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах.

Эпитафия
Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от некролога, насыщенный эмоциями, это своего рода “пресс-реквием”.

! Анекдот
Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.

Шутка
Вымысел, служащий развлечению читателей. “Добрый обман”, часто используемый журналистами, например, 1 апреля.

! Игра
Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько победителей.

________________________________________

P.S.: Все мы - классики

Увы, господа будущие газетчики… Уметь написать очерк, конечно, нужно. Я вообще ратую за “многостаночность” журналиста, но с одной “коронкой” в арсенале. Так пусть этой коронкой на первых порах будет все, что угодно, только не “очеркизм”.

Давайте будем прагматиками - в современных газетах стабильного места для вашей “беллетристики” просто не найдется. Вам нужно кушать, то есть писать и публиковать много, постоянно, конвейером. А очерк подразумевает наличие пролога, завязки, кульминации, развязки, эпилога и… жизненного опыта. Ведь это публицистика чистой воды. Единицы забивают себе стабильную нишу в редакциях газет именно как очеркисты…

По форме публикации (прежде всего, объему) и сути творческого процесса почти тем же самым является и фельетон. Этому жанру присущи сатира, сознательный дисбаланс в форме изложения имеющейся информации: роли героям заранее предопределены… Фельетоны и очерки приходится в буквальном смысле слова рожать, и роды эти трудные.

И еще… Бойтесь агитпропа, не опускайтесь до нравоучений и дидактических пассажей. Наша задача - оперативно информировать, компетентно анализировать и иногда комментировать. Чем больше при этом задействовано внешних источников (СМИ, персоналий, разных институтов и организаций), тем ваше произведение интереснее и “достовернее”. Именно “произведение” - ибо таковым и должно видеться вам любое ваше изделие.


Скачано с www.znanio.ru

Журналистские расследования Журнали́стские рассле́дования ( англ

Журналистские расследования Журнали́стские рассле́дования ( англ

Примеры Гэри Уэбб в 1996 году на страницах калифорнийской газеты

Примеры Гэри Уэбб в 1996 году на страницах калифорнийской газеты

Журналистские расследования в России

Журналистские расследования в России

Пол Хлебников Журналист — это светский проповедник, считал

Пол Хлебников Журналист — это светский проповедник, считал

Многие начинающие журналисты искренне полагают, что расследование — это лишь своеобразный способ подачи фактов, жанр, в стилистике которого можно написать едва ли не любой материал

Многие начинающие журналисты искренне полагают, что расследование — это лишь своеобразный способ подачи фактов, жанр, в стилистике которого можно написать едва ли не любой материал

Белый танец » Карл Бернстайн

Белый танец » Карл Бернстайн

Помнится, я тогда отшутился: “Мол, прикладная журналистика - это все то, чему вас не учат…”

Помнится, я тогда отшутился: “Мол, прикладная журналистика - это все то, чему вас не учат…”

И все. И не нужно больше ничего выдумывать

И все. И не нужно больше ничего выдумывать

Корреспонденция Это то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты

Корреспонденция Это то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты

Пресс-релиз “Закулисный жанр”, ибо готовится, как правило,

Пресс-релиз “Закулисный жанр”, ибо готовится, как правило,

Анкета Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме

Анкета Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме

Письмо Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие)

Письмо Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие)

Анекдот Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история

Анекдот Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022