Журналистские расследования
Журнали́стские рассле́дования (англ. Investigative journalism) — вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли от общества[1].
Де Бург в 2000 году дал следующее определение:
|
Работа журналиста-следователя близка по технике к тому, что делает полиция, адвокаты, аудиторы, но ориентирована не столько на преследование законом, сколь на огласку. |
|
Содержание
3.1 Правовая база
|
Методика
Экс-редактор The Philadelphia Inquirer (одной из газет, специализирующихся на расследованиях) Джин Робертс отмечал[2]:
Расследование заключается не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих глубоко под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем всё более сложном мире.
Работа репортёра-следователя подразумевает владение следующими профессиональными инструментами:
Примеры
Вальраф, Гюнтер
Бернстайн, Карл
Вудворд, Боб
Мур, Майкл
Журналистские расследования в России
В 1887 году Владимир Гиляровский в своем репортаже «Ловля собак в Москве» впервые в СМИ поднял тему бездомных животных в городе[5]. По набору приёмов это хрестоматийное журналистское расследование. Писатель был новатором[6]:
Гиляровский, наверное, был и первым московским диггером, бродившим с фонарем по подземельям старой Москвы. Рассказывают, что он был близок к успеху в поисках затерянного лабиринта под Москвой-рекой.
Хотя элементы репортёрских расследований были отмечены в программах киножурнала «Фитиль»[7], снимавшегося с 1962 года, в СССР пионерами жанра стали такие писатели как Юлиан Семёнов (поиски «янтарной комнаты»), а в эпоху т. н. гласности — Артём Боровик («Совершенно секретно», «Версия»), Евгений Додолев («Московский комсомолец», «Совершенно секретно»), Дмитрий Лиханов («Совершенно секретно», «Огонёк») и Юрий Щекочихин («Литературная газета», «Новая газета»)[8]. В этой сфере работал Пол Хлебников.
Владимир Гиляровский
Артём Боровик
Евгений Додолев
Пол Хлебников
Журналист — это светский проповедник, считал Семёнов. Его девизу и сегодня верна «семёновская гвардия» — Евгений Додолев и Дмитрий Лиханов. С ними, пионерами жанра журналистского расследования, Семёнов создавал «Совершенно секретно».[9]
На телевидении в описываемом амплуа выступал Александр Политковский. Его коллега по программе «Взгляд» Владимир Мукусев в известной степени был новатором редкого в отечественной медиаиндустрии жанра, в течение нескольких лет ведя работу по выяснению обстоятельств загадочного исчезновения осенью 1991 года в Югославии корреспондентов Центрального телевидения — Виктора Ногина и Геннадия Куринного[7][10][11][12] (в 2010 году Владимир написал письмо президенту Хорватии Иво Йосиповичу, предложив учредить именную стипендию в университете Загреба и установить памятник журналистам на месте их гибели[13][14]). Помимо этого Мукусев расследовал ряд дел, среди прочих — дело о нападении на Союз ветеранов Афганистана в Екатеринбурге (1993)[15], дело о готовящемся покушении на кандидата в президенты Украины Л.Кучму (1994)[16], дело об убийстве Влада Листьева (1995)[17][18]. По поводу последнего у Мукусева свое мнение: причастность к преступлению Бориса Березовского он отрицает[19][20][21], в марте 2010 года, когда исполнилось 15 лет со дня гибели Влада Листьева, его коллега выступил с интервью «Влад, вы рано или поздно перестреляете друг друга». Его откровения были растиражированы во многих сетевых СМИ[22]. Владимир утверждает, что на момент убийства на счетах его коллеги было около 16 миллионов долларов США[23]. Мукусев достаточно категоричен:
|
Те, кто убил Листьева, сегодня руководят ОРТ |
|
В современной России журналистские расследования (начиная с середины 90-х) по большей части свелись к т. н. сливу, когда в изданиях (не обязательно бульварного толка) публикуются распечатки телефонных переговоров и/или материалы оперативно-розыскного дел, которые редакциям через ангажированных журналистов предоставляют заинтересованный лица из спецслужб.
Российская журналистика несколько сужает и заостряет понятие журналистского расследования. Оно ещё не приобрело своей академической формы, но уже сейчас многие понимают под ним исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью и коррупцией. Цель такого расследования — предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью. На самом же деле расследование как жанр не может быть связано рамками какой-то определенной проблемы. Талантливый журналист сумеет сделать настоящий детектив, попытавшись, к примеру, выяснить, почему из ближайшего озера ушли бобры[24].
Правовая база
Многие начинающие журналисты искренне полагают, что расследование — это лишь своеобразный способ подачи фактов, жанр, в стилистике которого можно написать едва ли не любой материал. Безусловно, умение «выписать» материал очень важно. Но прежде чем приступить к этой стадии подготовки публикации, следует определить круг источников информации, заручиться их помощью, обезопасить себя от возможных юридических проблем, наконец, проверить и проанализировать собранный материал. Внимательно прочитав наши рекомендации, наработав собственный опыт, вы безусловно придете к убеждению, что журналистское расследование — это не столько жанр, сколько метод, который имеет массу особенностей.[24]
В России журналисты должны учитывать следующие правовые нормы[25]:
См. также
Примечания
↑ Показывать компактно
YOJO.ru
О ЖАНРАХ СОВРЕМЕННОЙ ГАЗЕТНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ
Андрей Кобяков
1. ВО ВРЕМЯ одной из встреч студенты журфака
Казанского госуниверситета попросили меня ответить на два, как выяснилось,
самых популярных вопроса:
“Почему нас не учат тому, что ПОТОМ нам на самом деле нужно?”
“Что такое ВООБЩЕ прикладная журналистика?”
Помнится, я тогда отшутился: “Мол, прикладная журналистика - это все то, чему вас не учат…”
После этого я, собственно, и решил (соорудив наконец-то собственный сайт) изложить некоторые эмпирические соображения о современной журналистике. Тем более что за 22 года работы в прессе, включая учебу, стажировки и участие в семинарах и конференциях в Германии, у меня накопился опыт, не позволяющий, увы, оставаться в качестве стороннего наблюдателя за кризисом (кстати, общемировым) прессы в целом и журналистики в частности. “Увы” - потому, что среди моих коллег уже появились те, кто посматривает на меня косо, наверняка называя про себя выскочкой, умником и так далее.
2. Я - НЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и не критик. То есть,
во-первых, никого не учу, как нужно писать, а во-вторых, не зарабатываю свой
хлеб на произведенном другими. И поэтому думайте сами, как можно использовать
мое видение современных газетных жанров.
Варианта, в принципе, три:
Принять к сведению.
Раскритиковать в пух и прах.
Частично передрать для реферата или иного произведения студенческого
творчества.
Прикладная журналистика
Не исключено, что этому термину где-то и кто-то уже дал свое определение. Но поскольку я его еще ни разу не встречал, то предлагаю вам свою версию.
Прикладная журналистика- это совокупность знаний,
умений, навыков и высших рефлекторных связей (интуиция), необходимых для
создания высококачественного продукта СМИ.
При этом современный журналист должен в совершенстве владеть оргтехникой, знать
изнутри технологию процесса производства СМИ, уметь объективно оценивать
деятельность коллег.
Творческий руководитель (не менеджер!), не имеющий понятия о сущности, например, компьютерной верстки, поиска в Интернете, цифровой обработки графики, нелинейного монтажа и других видов деятельности в разных подразделениях редакции - рудимент.
Прикладная журналистика - не наука, не теория.
Это - практикум, руководить которым в вузах или на курсах журналистики должны
только практики, то есть действующие журналисты. Завязывать связи, искать
информацию, быть юридически неуязвимым, одеться адекватно ситуации - это и есть
прикладная журналистика. Научить писать все равно невозможно. Об этом должна
заботиться природа. А вот умеющего писать сделать журналистом - это задача по
плечу лишь прикладной журналистике.
Расширенная классификация газетных жанров
Жанры бывают разные… Так и хочется продолжить
словами из одной совершенно дебильной песенки.
Впрочем, и журналистика как род деятельности - понятие многообразное. Достаточно
вспомнить главное различие - по физической форме передачи информации
потребителю: электронная (ТВ, радио, онлайн) и печатная.
Жанр газетной журналистики - это способ и форма производства публикации
газетным журналистом.
И все. И не нужно больше ничего выдумывать.
Признаться, меня раздражает умничанье создателей
некоторых учебников для несчастных студентов. Ну, так закрутят русскую речь,
что не только смысл определения понять невозможно - сами предложения не
поддаются восприятию, по крайней мере, нормальных людей.
Судя по всему, таким способом “люди науки” маскируют свою практическую
несостоятельность. По крайней мере, я знаю с десяток кандидатов и докторов
всяких “околожурналистских” наук, материалы которых, подготовленные для прессы,
легче заново переписать, нежели выправить…
Итак. Вы уже имеете “академическое” представление о классических жанрах, которым посвятили сотни работ вышеназванные товарищи. Поэтому прямо в ходе наглядного повторения этой темы мы прагматично адаптируем ее к внелабораторной реальности под названием “современная газетная журналистика”.
Но прежде чем ознакомиться с приведенной ниже информацией, примите к сведению, что:
- зеленым цветом маркированы универсальные жанры, применяемые и для чисто информационного насыщения полос, и для создания аналитических публикаций (к их названиям иногда добавляют уточняющие слова “информационный” или “аналитический”);
- индикатором ! отмечены наиболее живые газетные жанры, без которых современные газеты просто немыслимы;
- остальные либо (и уже, и пока) встречаются редко, либо вымирают, либо “подмешиваются” в производстве создания материалов в другие жанры, являясь следствием кризиса (а может быть, нового этапа?) в развитии современной газетной журналистики;
- указанные в скобках цифры - весьма условно рекомендуемые объемы публикаций в строках (стандартной газетной колонки): многое зависит от специализации, традиций и общего стиля газеты.
ЖАНРЫ ГАЗЕТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Информационные жанры
!
Информация…
… а также “новость”, “информационное собщение”,
элемент “бегущей строки”, “горячей линии”…Оперативное краткое изложение
сущности актуальных: факта, события, явления.
(5-30)
! Заметка
По сути, расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя
краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления.
(30 - 70)
! Корреспонденция
Это то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты.
На самом же деле корреспонденция отличается от заметки большими информативными
возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения
(детализирование,
прогнозирование).
(50 - 100)
! Репортаж
Изложение актуального фактического материала, полученного с “места
происшествия”. Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель.
Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую
используется прямая речь, короткие диалоги.
(от 100…)
! Интервью
Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта,
события, явления, рассказ о самом субъекте.
! Комментарий
Объяснение, “расшифровка” сложной фактуры, представленной, как
правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или
чьему-либо
мнению.
(до 40 строк)
! Отчет
…он и есть отчет. Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов,
съездов. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая
полученую фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих
лиц.
(50 - 300)
! Опрос
Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по
одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.
(не более 150)
! Вопрос-ответ
1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей (напр., “прямая
связь”).
2. “Пинг-понг” - автономно при презентации персон или рассказах
об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью.
(до 20)
Совет
Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом
случае это - узкопециализированная информация: “советы садоводам”,
“наш домашний доктор”…
(не более 80)
! Пресс-релиз
“Закулисный жанр”, ибо готовится, как правило, PR-журналистом
для коллег из общественно-политических СМИ или пециалистов. Фактологическая
презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из
источников для подготовки публикации разного жанра.
(от… и до…)
Некролог
Не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни
умершего со словами прощания и скорби.
(не более 150)
* * *
Аналитические жанры
! Отчет
Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет.
Принципиальное отличие - в активном восприятии полученной фактуры:
сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование,
резюмирование.
(до 300)
! Корреспонденция
На самом деле многие избегают правдивого определения этого жанра. Потому что
это - чистой воды микс! Элементы как минимум трех “чистых жанров” в К.
присутствуют всегда: репортаж (но без живых картинок), комментарий, резюме…
(до 150)
! Интервью
“Поиск истины” в диалоге между журналистом и вторым лицом, в ходе которого
журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так,
чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, как
можно глубже раскрыли суть выбранной темы.
(до 300)
! Беседа
Принципиальное отличие от интервью в активности журналиста до соотношения
объемов авторских слов 1 : 4. Ясно, что журналист, участвующий в беседе, должен
быть неплохим специалистом в данной области.
(до 300)
Круглый стол
То же самое, что беседа, но в процессе общения участвуют более двух человек,
представляющих, как правило, разные сферы деятельности, но объединенные
решением одной или более проблем.
! Комментарий
Призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере
публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению.
(до 150)
Анкета
Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме. Позволяет определяет
коллективное мнение по тем или иным проблемам, и на основе анализа, дать ему
социальную, экономическую, политическую, иную оценку.
(до 150)
! Мониторинг
Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных
явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или
специалистов.
(до 100)
! Рейтинг
Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных
показателей: сводка, top-10 и т.д.
(до 100)
Рецензия
Аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы,
искусства.
(до 250)
! Статья
Часто употребляется как обобщающее определение любого журналистского
произведения. Статья как жанр характеризуется глубоким анализом предмета освещения,
обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным
исследованием причинно-следственных связей.
(от 200)
! Журналистское расследование
Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных
событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты
автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.
(от 200)
! Обозрение
Результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный
анализ - спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания…
(100 - 250)
! Прогноз
Попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного
факта.
! Версия
Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или
явления; предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное
порой неординарными аргументами).
Эксперимент
Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования
ситуации (журналист стал нищим, безбилетником…).
Письмо
Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение
внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие).
Исповедь
“Крик души”. Такие публикации чаще всего рождаются из читательской почты.
Характеризуются откровенностью, обнажением внутренних переживаний.
Рекомендация
Почти то же самое, что и совет, но кроме ответов на вопросы “что?” и “как?”,
здесь даются ответы на вопросы “почему?” и “почему так, а не иначе?”
* * *
Художественно-публицистические жанры
Очерк
Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма .
Условия - документальность, фактичность, объективность.
(от 350 до 600)
Фельетон
Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием
иносказания, гиперболы. Не путать с западным пониманием жанра “фельетон”,
означающем не что иное, как аналитическая статья.
Памфлет
“Брат” фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью
речи эпитетами.
Пародия
Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя,
либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.
Сатирический
комментарий
Сопровождение события и явления (чаще - слов высокопоставленных чиновников)
комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности,
непоследовательности или же откровенной глупости.
! Житейская история
Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний
мир героев и, мотивы их поступков, часто вычленяющее плохие и хорошие
персонажи.
Легенда
Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на
реальных или условно реальных фактах.
Эпитафия
Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от некролога, насыщенный
эмоциями, это своего рода “пресс-реквием”.
! Анекдот
Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.
Шутка
Вымысел, служащий развлечению читателей. “Добрый обман”, часто используемый
журналистами, например, 1 апреля.
! Игра
Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода
пресс-шоу, где обязательно один или несколько победителей.
________________________________________
P.S.: Все мы - классики
Увы, господа будущие газетчики… Уметь написать очерк, конечно, нужно. Я вообще ратую за “многостаночность” журналиста, но с одной “коронкой” в арсенале. Так пусть этой коронкой на первых порах будет все, что угодно, только не “очеркизм”.
Давайте будем прагматиками - в современных газетах стабильного места для вашей “беллетристики” просто не найдется. Вам нужно кушать, то есть писать и публиковать много, постоянно, конвейером. А очерк подразумевает наличие пролога, завязки, кульминации, развязки, эпилога и… жизненного опыта. Ведь это публицистика чистой воды. Единицы забивают себе стабильную нишу в редакциях газет именно как очеркисты…
По форме публикации (прежде всего, объему) и сути творческого процесса почти тем же самым является и фельетон. Этому жанру присущи сатира, сознательный дисбаланс в форме изложения имеющейся информации: роли героям заранее предопределены… Фельетоны и очерки приходится в буквальном смысле слова рожать, и роды эти трудные.
И еще… Бойтесь агитпропа, не опускайтесь до нравоучений и дидактических пассажей. Наша задача - оперативно информировать, компетентно анализировать и иногда комментировать. Чем больше при этом задействовано внешних источников (СМИ, персоналий, разных институтов и организаций), тем ваше произведение интереснее и “достовернее”. Именно “произведение” - ибо таковым и должно видеться вам любое ваше изделие.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.