Журналистские расследования

  • doc
  • 15.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Журналистские расследования.doc

Журналистские расследования

Журнали́стские рассле́дования (англ. Investigative journalism) — вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли от общества[1].

Де Бург в 2000 году дал следующее определение:

«

Работа журналиста-следователя близка по технике к тому, что делает полиция, адвокаты, аудиторы, но ориентирована не столько на преследование законом, сколь на огласку.

»

 

Содержание

  • 1 Методика
  • 2 Примеры
  • 3 Журналистские расследования в России

              3.1 Правовая база

  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

 Методика

Экс-редактор The Philadelphia Inquirer (одной из газет, специализирующихся на расследованиях) Джин Робертс отмечал[2]:

Расследование заключается не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих глубоко под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем всё более сложном мире.

Работа репортёра-следователя подразумевает владение следующими профессиональными инструментами:

  • наблюдение за объектом(ами) публикаций
  • анализ документации
  • работа с источниками (изучение архивов, налоговой документации, телефонных счетов, и т.д;)
  • сотрудничество с правоохранительными органами
  • использование осведомителей (платных и добровольных)
  • работа под прикрытием (в советской практике — рубрика «Журналист меняет профессию»).

Примеры

  • Гэри Уэбб в 1996 году на страницах калифорнийской газеты San Jose Mercury News обнародовал связь между ЦРУ и никарагуанскими контра, которые организовали сеть дистрибуции кокаина в США[3].
  • Уотергейтский скандал (Бернстайн, Карл и Вудворд, Боб). Бывший сотрудник газеты Newsday Роберт Грин, комментируя уотергейтский скандал назвал журналистским расследованием «материал, основанный, как правило, на собственной работе и инициативе, на важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне»[4].
  • Мебельное дело.
  • Книги Тьерри Мейсана.
  • Книги Кассе, Этьена
  • Кинодокументалистика Майкла Мура.
  • Работы Гюнтера Вальрафа.
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Guenther_wallraff_20070310.jpg/120px-Guenther_wallraff_20070310.jpg

Вальраф, Гюнтер

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/db/Carl_bernstein_2007.jpg/93px-Carl_bernstein_2007.jpg

Бернстайн, Карл

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/Bobwoodwardatgmu.jpg/91px-Bobwoodwardatgmu.jpg

Вудворд, Боб

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e8/Michael_Moore_66%C3%A8me_Festival_de_Venise_%28Mostra%29.jpg/80px-Michael_Moore_66%C3%A8me_Festival_de_Venise_%28Mostra%29.jpg

Мур, Майкл

Журналистские расследования в России

В 1887 году Владимир Гиляровский в своем репортаже «Ловля собак в Москве» впервые в СМИ поднял тему бездомных животных в городе[5]. По набору приёмов это хрестоматийное журналистское расследование. Писатель был новатором[6]:

Гиляровский, наверное, был и первым московским диггером, бродившим с фонарем по подземельям старой Москвы. Рассказывают, что он был близок к успеху в поисках затерянного лабиринта под Москвой-рекой.

Хотя элементы репортёрских расследований были отмечены в программах киножурнала «Фитиль»[7], снимавшегося с 1962 года, в СССР пионерами жанра стали такие писатели как Юлиан Семёнов (поиски «янтарной комнаты»), а в эпоху т. н. гласности — Артём БоровикСовершенно секретно», «Версия»), Евгений ДодолевМосковский комсомолец», «Совершенно секретно»), Дмитрий ЛихановСовершенно секретно», «Огонёк») и Юрий ЩекочихинЛитературная газета», «Новая газета»)[8]. В этой сфере работал Пол Хлебников.

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/52/Giljarowski.jpg/76px-Giljarowski.jpg

Владимир Гиляровский

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/Borovik-artyom.jpg/98px-Borovik-artyom.jpg

Артём Боровик

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a7/Evgeny_Dodolev_1992.jpg/81px-Evgeny_Dodolev_1992.jpg

Евгений Додолев

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d8/Hlebnikov-pol.jpg/80px-Hlebnikov-pol.jpg

Пол Хлебников

Журналист — это светский проповедник, считал Семёнов. Его девизу и сегодня верна «семёновская гвардия» — Евгений Додолев и Дмитрий Лиханов. С ними, пионерами жанра журналистского расследования, Семёнов создавал «Совершенно секретно».[9]

На телевидении в описываемом амплуа выступал Александр Политковский. Его коллега по программе «Взгляд» Владимир Мукусев в известной степени был новатором редкого в отечественной медиаиндустрии жанра, в течение нескольких лет ведя работу по выяснению обстоятельств загадочного исчезновения осенью 1991 года в Югославии корреспондентов Центрального телевидения — Виктора Ногина и Геннадия Куринного[7][10][11][12] (в 2010 году Владимир написал письмо президенту Хорватии Иво Йосиповичу, предложив учредить именную стипендию в университете Загреба и установить памятник журналистам на месте их гибели[13][14]). Помимо этого Мукусев расследовал ряд дел, среди прочих — дело о нападении на Союз ветеранов Афганистана в Екатеринбурге (1993)[15], дело о готовящемся покушении на кандидата в президенты Украины Л.Кучму (1994)[16], дело об убийстве Влада Листьева (1995)[17][18]. По поводу последнего у Мукусева свое мнение: причастность к преступлению Бориса Березовского он отрицает[19][20][21], в марте 2010 года, когда исполнилось 15 лет со дня гибели Влада Листьева, его коллега выступил с интервью «Влад, вы рано или поздно перестреляете друг друга». Его откровения были растиражированы во многих сетевых СМИ[22]. Владимир утверждает, что на момент убийства на счетах его коллеги было около 16 миллионов долларов США[23]. Мукусев достаточно категоричен:

«

Те, кто убил Листьева, сегодня руководят ОРТ

»

В современной России журналистские расследования (начиная с середины 90-х) по большей части свелись к т. н. сливу, когда в изданиях (не обязательно бульварного толка) публикуются распечатки телефонных переговоров и/или материалы оперативно-розыскного дел, которые редакциям через ангажированных журналистов предоставляют заинтересованный лица из спецслужб.

Российская журналистика несколько сужает и заостряет понятие журналистского расследования. Оно ещё не приобрело своей академической формы, но уже сейчас многие понимают под ним исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью и коррупцией. Цель такого расследования — предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью. На самом же деле расследование как жанр не может быть связано рамками какой-то определенной проблемы. Талантливый журналист сумеет сделать настоящий детектив, попытавшись, к примеру, выяснить, почему из ближайшего озера ушли бобры[24].

Правовая база

Многие начинающие журналисты искренне полагают, что расследование — это лишь своеобразный способ подачи фактов, жанр, в стилистике которого можно написать едва ли не любой материал. Безусловно, умение «выписать» материал очень важно. Но прежде чем приступить к этой стадии подготовки публикации, следует определить круг источников информации, заручиться их помощью, обезопасить себя от возможных юридических проблем, наконец, проверить и проанализировать собранный материал. Внимательно прочитав наши рекомендации, наработав собственный опыт, вы безусловно придете к убеждению, что журналистское расследование — это не столько жанр, сколько метод, который имеет массу особенностей.[24]

В России журналисты должны учитывать следующие правовые нормы[25]:

  • Конституция, ст.24 — сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются.
  • Уголовный кодекс РФ: ст.129 — клевета; ст.130 — оскорбление; ст.137 — нарушение неприкосновенности частной жизни.
  • Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (с изменениями от 25 апреля 1995 г.).
  • Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями на 2 марта 1998 г.): редакция в праве запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц (такой запрос может быть как в устной так и в письменной форме). Ст.39 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно статьям 47, 49 репортёр имеет право:
    • Искать, запрашивать, получать, распространять информацию;
    • Посещать государственные органы, организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
    • Быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением тех фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально охраняемую тайну;
    • Копировать, публиковать или оглашать либо иным способом производить документы, материалы при условии соблюдения части 1 настоящего Закона;
    • Воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
    • Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков, массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено о чрезвычайных положениях, присутствовать на митингах и демонстрациях;
    • Проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказываться от подготовки за своей подписью сообщений или материалов, противоречащих его убеждению;
    • Распространять подготовленные сообщения и материалы за своей подписью, или под псевдонимом, или без подписи, а также пользоваться иными правами, предоставленными законодательством РФ о средствах массовой информации.

См. также

  • «Белый танец»
  • Карл Бернстайн
  • Боб Вудворд
  • Пресса в США
  • Процессы. Гласность и мафия, противостояния

Примечания

↑ Показывать компактно

  1. Санкт-Петербургский Творческий Cоюз Журналистов
  2. Журналисткое расследование
  3. Fenster Mark Conspiracy Theories: Secrecy and Power in American Culture — Pgs 2-4: University of Minnisota Press, 2008. — ISBN 0816654948.
  4. Журналистское расследование.
  5. Lib.ru/Классика: Гиляровский Владимир Алексеевич. Репортажи
  6. Какой талант Бог ему дал!
  7. 1 2 Журналистское расследование. ГЛАВА 1. КЛАССИКИ ЖАНРА. Журналистские расследования в современной России
  8. Индивидуальный стиль в журналистике
  9. Телеканал "Культура". Вспоминая Юлиана Семенова
  10. Владимир Мукусев. Коммерсантъ № 80 (1262) (30 мая 1997). Проверено 13 августа 2010.
  11. Читать «Изменник» — Страница 1 — Бестужев-Марлинский Александр
  12. Журналистское расследование. ГЛАВА 1. КЛАССИКИ ЖАНРА. Журналистские расследования в современной России
  13. В Хорватии поставили памятник погибшим советским журналистам
  14. Парламентская газета
  15. РАДИО СВОБОДА
  16. Владимир Мукусев вернулся в Москву. Коммерсантъ № 127 (595) (12 июля 1994). Проверено 13 августа 2010.
  17. Subbota — Владимир Мукусев знает, кто убил Влада Листьева
  18. RUSNORD. Информационное агентство. Новости, политика, комментарии, интервью, аналитика
  19. Коллега Листьева: Убийц нужно искать в телецентре — АиФ — Петербург
  20. ПРАВО.RU — Друг Листьева: убийц нужно искать в Останкино
  21. Березовский не причастен к смерти Листьева. Убийц нужно искать не в Лондоне, а в «Останкино»? — Березовский
  22. «Влад, вы рано или поздно перестреляете друг друга»
  23. Листьева убили деньги. Журналист «Взгляда» Владимир Мукусев о прошлом и нынешнем ТВ. Гайдпарк — новое слово в развитии социальных сетей
  24. 1 2 Реферат: Журналистское расследование
  25. Журналистское расследование

 

YOJO.ru

О ЖАНРАХ СОВРЕМЕННОЙ ГАЗЕТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Андрей Кобяков

1. ВО ВРЕМЯ одной из встреч студенты журфака Казанского госуниверситета попросили меня ответить на два, как выяснилось, самых популярных вопроса:
“Почему нас не учат тому, что ПОТОМ нам на самом деле нужно?”

“Что такое ВООБЩЕ прикладная журналистика?”

Помнится, я тогда отшутился: “Мол, прикладная журналистика - это все то, чему вас не учат…”

После этого я, собственно, и решил (соорудив наконец-то собственный сайт) изложить некоторые эмпирические соображения о современной журналистике. Тем более что за 22 года работы в прессе, включая учебу, стажировки и участие в семинарах и конференциях в Германии, у меня накопился опыт, не позволяющий, увы, оставаться в качестве стороннего наблюдателя за кризисом (кстати, общемировым) прессы в целом и журналистики в частности. “Увы” - потому, что среди моих коллег уже появились те, кто посматривает на меня косо, наверняка называя про себя выскочкой, умником и так далее.

2. Я - НЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и не критик. То есть, во-первых, никого не учу, как нужно писать, а во-вторых, не зарабатываю свой хлеб на произведенном другими. И поэтому думайте сами, как можно использовать мое видение современных газетных жанров.
Варианта, в принципе, три:
Принять к сведению.
Раскритиковать в пух и прах.
Частично передрать для реферата или иного произведения студенческого творчества.

Прикладная журналистика

Не исключено, что этому термину где-то и кто-то уже дал свое определение. Но поскольку я его еще ни разу не встречал, то предлагаю вам свою версию.

Прикладная журналистика- это совокупность знаний, умений, навыков и высших рефлекторных связей (интуиция), необходимых для создания высококачественного продукта СМИ.
При этом современный журналист должен в совершенстве владеть оргтехникой, знать изнутри технологию процесса производства СМИ, уметь объективно оценивать деятельность коллег.

Творческий руководитель (не менеджер!), не имеющий понятия о сущности, например, компьютерной верстки, поиска в Интернете, цифровой обработки графики, нелинейного монтажа и других видов деятельности в разных подразделениях редакции - рудимент.

Прикладная журналистика - не наука, не теория. Это - практикум, руководить которым в вузах или на курсах журналистики должны только практики, то есть действующие журналисты. Завязывать связи, искать информацию, быть юридически неуязвимым, одеться адекватно ситуации - это и есть прикладная журналистика. Научить писать все равно невозможно. Об этом должна заботиться природа. А вот умеющего писать сделать журналистом - это задача по плечу лишь прикладной журналистике.
Расширенная классификация газетных жанров

Жанры бывают разные… Так и хочется продолжить словами из одной совершенно дебильной песенки.
Впрочем, и журналистика как род деятельности - понятие многообразное. Достаточно вспомнить главное различие - по физической форме передачи информации потребителю: электронная (ТВ, радио, онлайн) и печатная.
Жанр газетной журналистики - это способ и форма производства публикации газетным журналистом.
И все. И не нужно больше ничего выдумывать.

Признаться, меня раздражает умничанье создателей некоторых учебников для несчастных студентов. Ну, так закрутят русскую речь, что не только смысл определения понять невозможно - сами предложения не поддаются восприятию, по крайней мере, нормальных людей.
Судя по всему, таким способом “люди науки” маскируют свою практическую несостоятельность. По крайней мере, я знаю с десяток кандидатов и докторов всяких “околожурналистских” наук, материалы которых, подготовленные для прессы, легче заново переписать, нежели выправить…

Итак. Вы уже имеете “академическое” представление о классических жанрах, которым посвятили сотни работ вышеназванные товарищи. Поэтому прямо в ходе наглядного повторения этой темы мы прагматично адаптируем ее к внелабораторной реальности под названием “современная газетная журналистика”.

Но прежде чем ознакомиться с приведенной ниже информацией, примите к сведению, что:

- зеленым цветом маркированы универсальные жанры, применяемые и для чисто информационного насыщения полос, и для создания аналитических публикаций (к их названиям иногда добавляют уточняющие слова “информационный” или “аналитический”);

- индикатором  ! отмечены наиболее живые газетные жанры, без которых современные газеты просто немыслимы;

- остальные либо (и уже, и пока) встречаются редко, либо вымирают, либо “подмешиваются” в производстве создания материалов в другие жанры, являясь следствием кризиса (а может быть, нового этапа?) в развитии современной газетной журналистики;

- указанные в скобках цифры - весьма условно рекомендуемые объемы публикаций в строках (стандартной газетной колонки): многое зависит от специализации, традиций и общего стиля газеты.

ЖАНРЫ ГАЗЕТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Информационные жанры

! Информация…
… а также “новость”, “информационное собщение”,
элемент “бегущей строки”, “горячей линии”…Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления.
(5-30)

! Заметка
По сути, расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя
краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления.
(30 - 70)

! Корреспонденция
Это то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты.
На самом же деле корреспонденция отличается от заметки большими информативными
возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения (детализирование,
прогнозирование).
(50 - 100)

! Репортаж
Изложение актуального фактического материала, полученного с “места
происшествия”. Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель.
Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую
используется прямая речь, короткие диалоги.
(от 100…)

! Интервью
Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта,
события, явления, рассказ о самом субъекте.

! Комментарий
Объяснение, “расшифровка” сложной фактуры, представленной, как
правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо
мнению.
(до 40 строк)

! Отчет
…он и есть отчет. Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов,
съездов. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая
полученую фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих
лиц.
(50 - 300)

! Опрос
Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по
одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.
(не более 150)

! Вопрос-ответ
1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей (напр., “прямая
связь”).
2. “Пинг-понг” - автономно при презентации персон или рассказах
об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью.
(до 20)

Совет
Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом
случае это - узкопециализированная информация: “советы садоводам”,
“наш домашний доктор”…
(не более 80)

! Пресс-релиз
“Закулисный жанр”, ибо готовится, как правило, PR-журналистом
для коллег из общественно-политических СМИ или пециалистов. Фактологическая
презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из
источников для подготовки публикации разного жанра.
(от… и до…)
Некролог
Не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни
умершего со словами прощания и скорби.
(не более 150)

* * *

Аналитические жанры

! Отчет

Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет. Принципиальное отличие - в активном восприятии полученной фактуры: сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование.
(до 300)

! Корреспонденция
На самом деле многие избегают правдивого определения этого жанра. Потому что это - чистой воды микс! Элементы как минимум трех “чистых жанров” в К. присутствуют всегда: репортаж (но без живых картинок), комментарий, резюме…
(до 150)

! Интервью
“Поиск истины” в диалоге между журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, как можно глубже раскрыли суть выбранной темы.
(до 300)

! Беседа
Принципиальное отличие от интервью в активности журналиста до соотношения объемов авторских слов 1 : 4. Ясно, что журналист, участвующий в беседе, должен быть неплохим специалистом в данной области.
(до 300)

Круглый стол
То же самое, что беседа, но в процессе общения участвуют более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы деятельности, но объединенные решением одной или более проблем.

! Комментарий
Призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению.
(до 150)

Анкета
Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме. Позволяет определяет коллективное мнение по тем или иным проблемам, и на основе анализа, дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку.
(до 150)
! Мониторинг
Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов.
(до 100)

! Рейтинг
Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, top-10 и т.д.
(до 100)
Рецензия
Аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства.
(до 250)

! Статья
Часто употребляется как обобщающее определение любого журналистского произведения. Статья как жанр характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей.
(от 200)

! Журналистское расследование
Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.
(от 200)

! Обозрение
Результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ - спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания…
(100 - 250)

! Прогноз
Попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта.

! Версия
Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления; предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

Эксперимент
Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником…).

Письмо
Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие).

Исповедь
“Крик души”. Такие публикации чаще всего рождаются из читательской почты. Характеризуются откровенностью, обнажением внутренних переживаний.

Рекомендация
Почти то же самое, что и совет, но кроме ответов на вопросы “что?” и “как?”, здесь даются ответы на вопросы “почему?” и “почему так, а не иначе?”

* * *

Художественно-публицистические жанры

Очерк
Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма . Условия - документальность, фактичность, объективность.
(от 350 до 600)

Фельетон
Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным пониманием жанра “фельетон”, означающем не что иное, как аналитическая статья.

Памфлет
“Брат” фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи эпитетами.

Пародия
Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.

Сатирический комментарий
Сопровождение события и явления (чаще - слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости.

! Житейская история
Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и, мотивы их поступков, часто вычленяющее плохие и хорошие персонажи.

Легенда
Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах.

Эпитафия
Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от некролога, насыщенный эмоциями, это своего рода “пресс-реквием”.

! Анекдот
Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.

Шутка
Вымысел, служащий развлечению читателей. “Добрый обман”, часто используемый журналистами, например, 1 апреля.

! Игра
Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько победителей.

________________________________________

P.S.: Все мы - классики

Увы, господа будущие газетчики… Уметь написать очерк, конечно, нужно. Я вообще ратую за “многостаночность” журналиста, но с одной “коронкой” в арсенале. Так пусть этой коронкой на первых порах будет все, что угодно, только не “очеркизм”.

Давайте будем прагматиками - в современных газетах стабильного места для вашей “беллетристики” просто не найдется. Вам нужно кушать, то есть писать и публиковать много, постоянно, конвейером. А очерк подразумевает наличие пролога, завязки, кульминации, развязки, эпилога и… жизненного опыта. Ведь это публицистика чистой воды. Единицы забивают себе стабильную нишу в редакциях газет именно как очеркисты…

По форме публикации (прежде всего, объему) и сути творческого процесса почти тем же самым является и фельетон. Этому жанру присущи сатира, сознательный дисбаланс в форме изложения имеющейся информации: роли героям заранее предопределены… Фельетоны и очерки приходится в буквальном смысле слова рожать, и роды эти трудные.

И еще… Бойтесь агитпропа, не опускайтесь до нравоучений и дидактических пассажей. Наша задача - оперативно информировать, компетентно анализировать и иногда комментировать. Чем больше при этом задействовано внешних источников (СМИ, персоналий, разных институтов и организаций), тем ваше произведение интереснее и “достовернее”. Именно “произведение” - ибо таковым и должно видеться вам любое ваше изделие.


Скачано с www.znanio.ru