Упражнения на тему: «Типы синтаксической связи в словосочетаниях»
Упражнение 1. Определите сильное и слабое согласование.
Умный кот, зеленые листья, девушка высокого роста, лесные тропинки, при определенных обстоятельствах, сумка большого размера.
Упражнение 2. Выпишите словосочетания, соединенные по способу согласования и управления. Укажите, какой частью речи выражены главный и зависимый компоненты?
Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады. (Куп.)
Упражнение 3. Выпишите словосочетания, разделяя их на три группы: а) приглагольное, б) приименное, в) принаречное управление.
Побежать за автобусом, незадолго до отпуска, слушая их, начало осени, вдвоем с ней, второй от окна, закрыть окно, украдкой от сестры, столько дел, умнее меня, сердит на нас, заступиться за слабого, ремонт квартиры, покорный судьбе, кто-то из ребят, трое из опоздавших, потихоньку от родителей.
Упражнение 4. Определите, какие словосочетания связаны одиночным управлением, а какие двойным. Определите типы управления по стержневому слову. Проанализируйте их.
Заплатить за проезд, вбить гвоздь в стену, перекинуться словечком с соседом, опоздать на поезд, включить компьютер, удалить программу, вставить диск в дисковод.
Упражнение 5. Объясните разницу между сильным и слабым управлением.
Поливать цветы, поливать лейкой, согласиться с решением, жить в поселке, трое мальчиков, смотреть спектакль, распространение опыта, портфель сестры, надежда на успех, здание школы, покорный судьбе, серый в полоску, сродни мне, встречаться с друзьями, шевелить пальцами, высоко в небе, десять тетрадей, упрямый с детства, отойти от стены.
Упражнение 6. Определите, какие словосочетания связаны сильным управлением, а какие слабым. Определите типы управления по стержневому слову. Аргументируйте ответ.
Оторваться от земли, обойти вокруг дома, улыбаться шутке, избавиться от мусора, прыгнуть на диван, охотник до вечеринок, пошить из шелка, стадо баранов, заработать для семьи, петь перед гостями.
Упражнение 7. Образуйте словосочетания посредством управления с однокоренными главными словами, принадлежащими к разным частям речи.
Образец: устать с дороги – усталый с дороги – усталость с дороги.
Знакомиться, готовиться, освободиться, отмечаться, голодать, привыкать, краснеть, злиться, пригодиться, близиться, робеть.
Упражнение 8. Составьте предложения с данными парами слов и выражений. Охарактеризуйте управление этих слов.
Опираться – базироваться, беспокоиться – тревожиться, утверждать – настаивать, упрекать – попрекать, задумать – думать, делиться (в знач. говорить) – рассказывать, быть недовольным – быть разочарованным, уделять внимание – обращать внимание, росла потребность – возрастал спрос, поклоняться – преклоняться.
Упражнение 9. Определите способ синтаксической связи в словосочетаниях. Разделите словосочетания на группы по частиречной принадлежности зависимого слова: а) инфинитив, б) компаратив, в) деепричастие, г) наречие, д) притяжательные местоимения, е) неизменяемые существительные, ж) неизменяемые прилагательные.
Посмотреть вдаль, поступить по-человечески, выглядеть красивее, быть умнее, мешать работать, бояться встать, сидеть развалясь, смотреть не дыша, кофта фрез, его идея, игра регби, их решение, светильник бра, юбка мини.
Упражнение 10. Выпишите словосочетания и полностью охарактеризуйте их (по морфологической принадлежности стержневого слова, синтаксическому отношению, виду подчинительной связи, средствам выражения отношений, степени спаянности компонентов).
В демократическом обществе государство призвано служить защите интересов своих граждан и заботиться об улучшении их жизни, то есть органы власти подчинены и служат народу.
Одним из важных признаков демократического правового государства является формирование государственных органов власти путем всенародных выборов. Каждый гражданин выражает отношение к различным людям, политическим партиям, претендующим на власть, отдавая свой голос. Он имеет право участвовать в формировании выборных органов, то есть избирать и быть избранным в их состав.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.