Квест-технология на уроках литературного чтения

  • docx
  • 21.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Квест-технология на уроках литературного чтения.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ         

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

 

 

 

 

 

Разработчик – Попова С. В.,

                    преподаватель филологических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Николаевск-на-Амуре

2022 г.

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………

3

1. Познавательный интерес и познавательная активность как свойства личности.……………………………………………………………………

 

 5

2. Сущность образовательной квест-технологии…………………………

3. Рекомендации по применению веб-квестов на уроках литературного чтения………………………………………………………………………...

8

 

 

13

Заключение……………………………………………………………….....

19

 Список использованных источников………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Начальная школа – важный этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Согласно государственным стандартам, обучение должно сформировать готовность и способность школьников к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, а также набор УУД, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Поэтому все больше требований предъявляется к учителю начальных классов, который должен построить образовательный процесс с учетом современных требований.

Актуальность проблемы заключается в том, что на сегодняшний день учителя-практики наблюдают снижение или полное отсутствие познавательного интереса учащихся начальной школы к обучению.

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению.

Основоположник отечественной педагогики К. Д. Ушинский пояснял, что обучение, утратившее интерес и ведущееся только с силой принуждения, даже если оно черпалось из лучших соображений – из любви, уважения к учителю, губит в обучении желание учиться, без которого он далеко не пойти. Он считал, что учебная деятельность должна быть, насколько это достижимо, интересной, и не переводить такую работу в забаву. По его мнению, интересное обучение не перечеркивает умения работать с усилием, а наоборот, будет подспорьем.

В современных условиях изменившиеся приоритеты образования требуют обновления технологий, слияния различных форм и методов обучения, ведущих к быстрому доступу информации, применению Интернет-ресурсов и интерактивного взаимодействия обучающихся.

Одним из таких новейших подходов можно назвать квест-технологию. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой по определенному сюжету. Это технология, в которой процесс поиска становится формой организации познания мира: обучающиеся в процессе поиска открывают и приобретают новые знания, способы деятельности.

Проблема формирования и развития познавательного интереса освещена в трудах таких отечественных ученых, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. А. Гордон, Б. И. Дадонов, М. Н. Данилов, В. Г. Иванов, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, Т. Н. Панкратова, Г. И. Щукина.

Проблема использования образовательного квеста рассмотрена в работах М. В. Андреевой, О. Л. Афанасьевой, Е. А. Багузиной, Я. С. Быховского, Н. В. Николаевой.

Цель исследования: показать значение квест-технологии как средства формирования познавательного интереса у младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у младших школьников.

Предмет исследования: использование квест-технологии как средства  формирования познавательного интереса у младшего школьника.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении научного материала по проблеме использования квест-технологии как средства  формирования познавательного интереса учащихся начальных классов.

 

 

1. Познавательный интерес и познавательная активность как свойства личности.

 

Одним из постоянных мотивов деятельности является интерес. Проблема интереса все больше и больше привлекает к себе внимание как психологов, так и педагогов, учителей – практиков.

Понятие «интерес» имеет множество трактовок:

- интерес (от лат. «interest» - имеет значение «важно») – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к деятельности; 

- интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, мыслей и помыслов;

- интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности;

- интерес - это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру [1].

Итак, интерес характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительными эмоциями по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этих эмоций, т.е. радостью познавания и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.

Особой и важной областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес - интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Он относится к различным областям познавательной деятельности. В школе объектом познавательного интереса является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.

Ценность познавательного интереса состоит в том, что деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, её познавательной деятельности.

Суть познавательного интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений. А его предметом является самое значительное свойство человека - познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (умения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала) [6].

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью учащихся принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Так, непосредственное вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением активных и интерактивных методов обучения.

Ученые выделяют три уровня активности:

Первый уровень - активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

Второй уровень - активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Третий уровень - творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Таким образом, проблема активности личности в обучении - одна из актуальных как в психолого-педагогической науке, так и в образовательной практике. Накоплен значительный запас знаний о сущности, закономерностях и особенностях развития познавательного интереса. Его становление является неотделяемым компонентом деятельности по совершенствованию процесса обучения, так как на высшем уровне он превращается в существенное свойство для личности.

 

2. Сущность образовательной квест-технологии

 

Нет такого учителя, кто не задавался бы вопросом, какими способами можно успешно развивать у обучающихся интерес к открытию знаний.

Согласно последним нововведениям в сфере образования, учитель, принимая во внимание возрастные, психологические особенности и здоровье обучающихся, должен создавать на уроке ситуации, дающие возможность обучающимся самим найти ответы и решения к поставленным задачам.

Побуждение к мыслительной деятельности возможно осуществить с помощью активных методов обучения, которые являются основой педагогических технологий, в том числе и новой образовательной квест-технологии.  Проследим, как трактуется зарубежными и отечественными исследователями данное понятие.

Слово «квест» произошло от англ. Quest – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», имеет значение поиска с определенной целью. Первоначально название «квест» было использовано в названии некоторых компьютерных игр, разработанных компанией Sierra On-Line: King's Quest, Space Quest, Police Quest. Позднее квестом стали именовать разновидность активных экстремальных и интеллектуальных игр. В 1995 году преподавателем университета в Сан-Диего Берне Доджем была презентована модель веб-квеста как метода для наиболее удачного использования сети Интернет на уроках [22].

Квест-технология – это педагогическая технология, основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучения, с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации учащихся, развитие их как активных участников педагогического процесса [12].

Отличается квест-технология от традиционных игр в педагогике  заданиями проблемного характера и поиском информации в сети Интернет. Для веб-квестов характерно глубокое «погружение» в открытое информационное пространство (презентация итогов квеста в сети Интернет на сайтах или в социальных сетях, использование специального программного обеспечения) [13].

В образовательном процессе, по мнению исследователей С. А. Осяк, Т. В. Захаровой, квест – это «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся ведут поиск информации по указанным местам (в реальности), включающий и поиск этих мест или других объектов, людей, заданий…» [12].

Образовательный квест – это проблемная форма проведения учебного занятия, соединяющая проблемные, исследовательские, игровые и информационно-коммуникационные методы обучения, сочетающая целенаправленный поиск, в основе которого лежит выполнение поэтапных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету и позволяющая обеспечить самовоспитание и саморазвитие ребенка [13, 14].  Прочную основу образовательного квеста составляет проблемная ситуация, в течение решения которой учащиеся усваивают новые знания, умения и навыки [13, 14].

Я. С. Быховский, А. А. Власова, Ю. Н. Зарубина, Г. Л. Шаматонова предложили структуру веб-квеста, которую можно представить таким образом: красочное вступление, ключевое задание, список ресурсов для получения информации, описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому обучающемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы, станции); инструкция, как организовать и представить собранную информацию; заключение, в котором суммируется опыт, который получили, саморефлексия. Б. Додж еще прибавляет к этой структуре комментарии и методические материалы для учителей, которые будут проводить данный квест [11].

И. Н. Сокол классифицировала образовательные квесты таким образом:

‒ по форме проведения (компьютерные игры-квесты, веб-квесты, QR-квесты, медиа-квесты, квесты на природе, комбинированные);

‒ по режиму проведения (в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме);

‒ по сроку реализации (краткосрочные; долгосрочные);

‒ по форме работы (групповые; индивидуальные);

‒ по предметному содержанию (моноквест; межпредметный квест);

‒ по структуре сюжетов (линейные; нелинейные; кольцевые);

‒ по информационной образовательной среде (традиционная образовательная среда или виртуальная образовательная среда) [30].

Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая разработали технологическую карту, с помощью которой можно успешно проектировать образовательный квест:

‒ название,

‒ направленность квеста,

‒ цель и задачи,

‒ продолжительность,

‒ возраст обучающихся (целевая группа),

‒ легенда,

‒ герои или роли в квесте,

‒ основное задание (идея),

‒ сюжет и продвижение,

‒ задания и препятствия,

‒ навигаторы, ресурсы,

‒ критерии оценивания,

‒ итоги квеста,

‒ образовательный продукт,

‒ требования к разработке образовательного квеста [13].

А. А. Каравка считает, что первостепенная цель технологии –  самостоятельный поиск нужной для обучения информации, делающий обучающихся из пассивных объектов учебной деятельности ее активными субъектами - повышает как мотивацию к процессу «добывания» знаний, так и ответственность за результаты этой деятельности и их представление, что является одним из планируемых результатов овладения основной образовательной программой начального общего образования.

Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы, лучше всего подходит для работы в небольших группах, но существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельно взятого обучающегося [8].

Дополнительно мотивировать обучающихся при прохождении веб-квеста можно, предложив им самим выбрать роли (например, путешественник, детектив, археолог, корреспондент, историк и т.п.) и вести себя согласно своей роли. Веб-квест можно проектировать по одному предмету или сразу по нескольким одновременно, тогда он будет межпредметный. Профессор Берни Додж выделил следующие формы веб-квеста:

‒ создание базы данных по проблеме, все ветви которой подготавливают ученики;

‒ создание микромира, в котором учащиеся смогут перемещаться при помощи гиперссылок, формируя физическое пространство;

‒ написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого нужно указать два-три возможных направления);

‒ создание документа, дающего разбор какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов;

‒ интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются обучающимися, глубоко изучившими выбранный персонаж [8]. Этот вариант работы лучше всего поручать не отдельным ученикам, а небольшой группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.

Т. Марч определил, что для создания бланка оценки необходимо:

1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:

‒ достижение заявленной цели;

‒ качество выполнения работы;

‒ качество процесса выполнения работы;

‒ содержание;

‒ сложность задания.

2. Определить шкалу оценки, например: шкала из трех, четырех или пяти баллов.

3. Подготовить описание критериев оценки. Необходимо начинать с описания идеально выполненного задания, а потом перейти к описанию возможных минусов в выполнении работы по каждому параметру.

Описание должно позволять определить количественные отличия одного параметра от другого. Разница между количественными показателями должна быть примерно одинаковой (например, 4 балла школьник получает при наличии 1-2 орфографических ошибок, 3 балла – при наличии 3-4 ошибок и т.д.) [13]. Если есть необходимость, можно обозначить значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах).

Профессором Берни Доджем квесты выделены по срокам проведения: долговременные и кратковременные. Время проведения варьируется от получаса до нескольких месяцев.  Целью кратковременных квестов считается получение знаний и добавление их в свою копилку знаний. По времени работа над такими квестами может занимать от одного до трёх занятий. Они могут быть легко использованы на школьных уроках по многим предметам.

Долгосрочные квесты предполагают расширение и уточнение понятий. По прохождении долгосрочного квеста ученик должен уметь анализировать обретенные знания, быть способен их преобразовывать, овладеть материалом настолько, чтобы создавать самому подобные задания для работы по теме. Работа над долгосрочным квестом может идти от одной недели до месяца, а может продолжаться на четверть или даже учебный год.

Исследователь Том Марч определил следующие требования к организационным особенностям:

‒ мотивированность участников;

‒ безопасность (в исключительных случаях, когда условия проведения квеста действительно экстремальные (горы, лес, заброшенные здания), дополнительно понадобится контроль и компетентная подстраховка, а также прохождение специальной подготовки участниками);

‒ многообразие заданий;

‒ оригинальность;

‒ спонтанность развития событий;

‒ логичность;

‒ целостность;

‒ подчинённость поставленным дидактическим задачам [13].

Таким образом, возможности квеста как средства формирования познавательного интереса у младших школьников достаточно велики. Внесение элементов игры, использование активных методов обучения и форм работы c младшими школьниками будут эффективны для расширения их кругозора, активного применения знаний и умений, вовлечения учащихся в образовательную среду.

 

3. Рекомендации по применению веб-квестов на уроках литературного чтения.

 

Цель педагога – обозначить школьникам этапы создания веб-квеста и работы над ним. Выделяют несколько этапов создания веб-квеста. К первому этапу относятся:

1. Определение направления веб-квеста. Это может быть внеклассная работа по конкретной дисциплине или учебная деятельность, а также интегрированный веб-квест по нескольким предметам.

2. Определение возрастных категорий обучающихся. Это зависит от того, какие навыки работы с компьютером необходимы для выполнения веб-квеста и имеют ли их ученики.

3. Определение темы. Необходимо брать во внимание то, что тема должна быть интересна не только учителю, но и ребятам [2, c. 57].

4. Направление работы. Каждое направление должно оформляться в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название, связанное с какой-либо профессией (сказочники, биографы, журналисты, литературоведы, фольклористы и т. д.). Обычно создается от 2 до 5 ролей.

5. План работы для каждой роли, другими словами, порядок пошаговых действий к подведению конечного итога, оформлению работы.

6. Критерии оценки веб-квеста. К ним относятся: понимание сути задания, полнота раскрытия темы, логика изложения информации, распределение ролей и слаженная работа в команде, оригинальность автора, степень самостоятельности работы команды, отсутствие опечаток и ошибок правописания, стиль презентации, использование цвета в презентации, анимационные эффекты презентации, расположение информации на слайде, качество доклада, объем и глубина знаний по теме, культура речи, манера держаться перед аудиторией, ответы на поставленные вопросы, волевые и деловые качества докладчика.

7. Указание ссылок. Важнейшее в веб-весте – это путешествие обучающихся по Интернету в поисках ответов на различные вопросы. Педагогу необходимо дать некоторые ссылки, которые могут помочь ребятам найти ответы на интересующие вопросы, но группы также используют и свои ресурсы. Поиск педагогом нужных сайтов - очень трудоемкая работа.

Ко второму этапу относятся:

1. Выбор сайта, на котором есть шаблон (матрица) для создания вашего веб-квеста.

2. Выбор формы, в которой ребята получат свое задание. Существует несколько вариантов: презентация, наглядный материал, текст.

3. Размещение на сайте:

- Зайти в любой браузер Интернета и набрать адрес сайта, на котором можно создавать веб-квест. Например, www.zunal.com. «Как создать веб-квест?»

– Далее зарегистрироваться на данном сайте, то есть создать свой логин и пароль. Только такие пользователи сайта смогут создать веб-квест. Важно отметить, что для того, чтобы им пользоваться, регистрироваться не обязательно [3].

Веб-квест создается поэтапно. Как правило, выделяют семь этапов (страниц):

1. Title – это начальная страница. На ней появляются пустые поля, в которых необходимо написать название квеста, его краткое описание, также выбирается уровень сложности (класс). После этого выбирается его тематика (например, литературное чтение).

2. Introduction – это вступление. Здесь указываются темы заданий. Список тем можно пронумеровать или перечислить через запятую.

3. Tasks – это общие задачи. На данном этапе учащиеся знакомятся с планом работы. Ребята делятся по группам, им указывается место, где находиться задание, и поскольку учащимся предоставляются информационные ресурсы, также указывается их место нахождения. Данные ресурсы могут быть в разном виде (например, как ссылка на другой сайт, как презентация или документ в виде текста) [5].

4. Process – это процесс работы. В этом разделе описываются конкретные задания для каждой роли.

5. Evaluation – критерии оценивания. Они устанавливаются в зависимости от того, какой сложности вопрос. Рекомендуется также писать комментарии к выставленным оценкам.

6. Conclusion – вывод. Он включает в себя конечный результат приобретенных знаний, умений и навыков.

7. Teacherspage – страничка для учителя. На ней размещается информация об использовании веб-квеста [5].

На страницы рекомендуется загружать картинки, которые бы соответствовали теме. Если все страницы сайта заполнены, то это означает, что веб-квест готов и его можно публиковать. Он станет доступен для чтения для других пользователей только после опубликования.

Существуют следующие этапы работы над веб-квестом:

1. Начальный этап, или командный. На этом этапе обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Происходит распределение по ролям в команде: по 1–4 человека на роль. Все члены команды обязаны помогать друг другу в решении проблем [3].

2. Ролевой этап. Каждый член команды вносит вклад в общий результат. Ребята одновременно, в соответствии с ролями, которые они выбрали, выполняют задания. Так как цель работы в веб-квесте не соревноваться, то в процессе работы над ним происходит взаимное обучение каждого члена из команды. Команда совместно должна подвести итоги выполнения каждого задания, ее члены обмениваются найденными материалами.

Задачи:

1) поиск информации по заданной теме;

2) разработка структуры доклада;

3) создание материалов;

4) доработка материалов.

3. Заключительный этап. Члены команды работают совместно, под руководством учителя, они ощущают свою ответственность за результаты исследования. По этим результатам формулируются предложения и выводы. После этого проводится конкурс работ всех команд. Рекомендуется, чтобы не только преподаватели, но и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования принимали участие в оценивании [3].

Веб-квесты делятся на два типа: для кратковременной (задания рассчитаны на 1-3 занятия) и для длительной работы (задания, которые рассчитаны на достаточно длительный срок – на четверть или весь учебный год).

Приведем пример веб-квеста по теме «Творчество С. А. Есенина». Он включает в себя следующие задания по ролям:

Группа «Биографы».

1. Познакомьтесь с биографией Есенина С.А. (https://ru.wikipedia.org, http://www.litra.ru, ser-esenin.ru)

2. Найдите 4–5 фотографий поэта.

3. Представьте результаты работы своей команды в виде буклета.

Группа «Искусствоведы».

1. Найдите в Интернете материал, в котором отражались бы памятные места, которые связанны с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина. (excurspb.ru, www.eseninsergey.ru)

2. Какие стихотворения С.А. Есенина были положены на музыку различных композиторов? (www.classic-musik.com, https://ru.wikipedia.org)

3. Представьте результаты работы своей команды в виде буклета.

Группа «Литературоведы».

1. Познакомьтесь с творчеством С.А. Есенина. (https://ru.wikipedia.org, ser-esenin.ru)

2. Какое стихотворение, по-вашему мнению, более точно отражает мировоззрение поэта?

3. Представьте результаты работы своей команды в виде буклета.

Группа «Историковеды».

1. Найдите, в каком году было написано стихотворение «Пороша»           С. А. Есенина. (http://ru.wikisource.org)

2. Изучите историческую эпоху, в которой было написано стихотворение. (http://tululu.org)

3. Представьте результаты работы своей команды в виде виртуальной экскурсии в Россию ХХ века.

Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. На заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, важно организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы одноклассников позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.

Таким образом, технология «веб-квест» позволяет успешно интегрировать сеть Интернет в образовательную деятельность, уводя обучающихся от потребительского отношения к информации и сети Интернет, способствует достижению как личностных, так предметных и метапредметных результатов.

Данная технология позволяет достичь важных образовательных результатов:

– личностных – формирование мотивации к изучению нового и самосовершенствованию, понимание возможностей самореализации, раскрытие творческого потенциала;

– метапредметных – развитие коммуникативной компетенции, навыков

работы с информацией (поиск, выделение, обобщение информации, создание проекта, решающего поставленную задачу), самоорганизации, способности выполнять разные социальные роли, пользовательских умений работы с компьютером;

– предметных – получение нового знания и применение его в учебно-

предметных ситуациях, формирование научного типа мышления.

 

 

Заключение

 

Для формирования познавательного интереса у младших школьников посредством квест-технологии педагог в своей деятельности должен принимать во внимание индивидуальные личностные особенности младшего школьника, а также интересы каждого обучающегося и уровни развития.

Квест-технология – педагогическая технология, основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, которая позволяет интегрировать разные технологии с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации учащихся, развитие их как активных субъектов педагогического процесса.

Образовательный квест – это интегрированная технология, которая сочетает в себе идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ. Она представляет целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и череды вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой с определённой сюжетной линией. Как любая игра, квест несет в себе познавательную, развивающую, развлекающую функции.

Квест может быть, как формой проведения учебного занятия, так и внеурочной деятельности, может быть направлен на приобретение новых знаний по предмету или обобщение уже имеющихся и их практическому применению. Такая форма проведения занятия способствует развитию познавательного интереса к изучаемым предметам.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.- М.: Российская академия образования. Институт стратегических исследований в образовании.-. 2010. - 31с.

2 Абышов, Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера. / Н. А. Абышев. - М.: Изд. центр «Академия», 2012.- 132 с.

3 Анцибор, М. М. Активные формы и методы обучения. / М. М. Анцибор.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 385 с.

4 Балаев, А. А. Активные методы обучения. / А. А. Балаев - М.: Профиздат, 2011.- 221 с.

5 Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В. П. Беспалько. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 395 с.

6 Вернер, Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе. / Л. Г. Вернер. - М: Педагогика, 2009. - 196 с.

Давыденко, В. А. Ценностный аспект познавательного интереса. / В. А.Давыденко.– М:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012.- 87 с.

8 Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. /А.Ю. Дейкина. М: Изд. центр «Гардарики, 2012.- 258с.

9 Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. / Л. В. Занков. - М.: Просвещение, 2012. – 143 с.

10 Красновский, Э. А. Активизация учебного познания. / Э. А. Красновский. -М.: Изд. центр «Гардарики, – 2013. – 242  с.

11 Лернер, И. Я. Проблемное обучение. / И. Я. Лернер. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014.- 286 с.

12 Ляудис, В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. / В. Я. Ляудис.- М.: Просвещение, 2012.  - 189 с.

13 Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников. / А.К. Маркова. - М.: Педагогика, 2013. – 324 с.

14 Моргун, В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса к учебному предмету. / В.Ф. Моргун. - М.: Просвещение, 2013. - 128 с.

15 Панина, Г. С. Современные способы активизации обучения. / Т. С. Панина. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 176 с.

16 Подласый, И. П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 256с.

17 Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. / В. В. Рубцов. - М.: Просвещение, 2014.- 236 с.

18 Сластенин, В. А. Педагогика: уч. для студ. учр. СПО.- 7-е изд. / В. А. Сластенин,- М.: Изд. центр «Академия», 2015.- 496 с.

19 Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. / Н.Ф. Талызина. - М.: Педагогика, 2013. – 387 с.

20 Харламов, И. Ф. Педагогика. / И. Ф. Харламов.- М.: Изд. центр «Гардарики», 2012. - 428 с.

21 Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. / К. Фопель.– М.: Генезис, 2013. –389 с.

22 Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. / Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 2012. –286 с.


 

Скачано с www.znanio.ru