Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Тальменский детский сад №9» Тальменского района Алтайского края
Структурное подразделение по адресу ул. Юбилейная, 11
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Невероятные приключения утёнка»
для детей средней группы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Технология: опытно – экспериментальная деятельность
Номинации конкурса: Дошкольное и предшкольное образование.
Составила:
Воспитатель МКДОУ
«Тальменский д /с №9»
СП ул. Юбилейная, 11
Григоренко Татьяна Анатольевна
4 квартал, Тальменка 2019 год
Конспект непосредственно образовательной деятельности
В области «Познавательное развитие»
Педагог Григоренко Татьяна Анатольевна
Образовательная областьПознавательное развитие
Возрастная группа Средняя
Тема: «Невероятные приключения утёнка»
Место занятия в образовательной программе: Данная образовательная деятельность входит в образовательную область «Познавательное развитие».Построена на интеграции образовательных областей:«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,реализуется в соответствиисс ФГОС и образовательной программой «От рождения до школы» подредакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Характеристика группы: в группе 19 детей в возрасте 4-5 лет. Из них 9 девочек и 10 мальчиков. Образовательная деятельность организованна по подгруппам с учётом индивидуальных особенностей детей.
Предварительная работа: подготовка раздаточного инвентаря.
Совместная деятельность: рассматривание большой книги экспериментов (где изложено множество опытов, которые легко поставить в групповой комнате), тематических альбомовоэкспериментальной деятельности (Марина Султанова Простые опыты с водой, бумагой), игры по сенсорному развитию «Чудесный мешочек», отгадывание загадок о песке, воде, магните, фотовыставка «Экспериментируем с водой дома».
Работа с родителями: Консультация «Игра или экспериментирование», Памятка «Как организовать в домашних условиях - лабораторию»
Оборудование: лотки с песком, магниты, ёмкости с водой, бумажные кувшинки, трубочки, формочки для игры с песком,игрушка утёнка.
Материально – технические ресурсы: групповая комната, проектор, МП3 записи звуков природы.
Цель: Создать условия к формированию у детей среднего дошкольного возраста способности к экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха, и льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду), свойствами песка и магнита.
2. Формировать знание о явлениях природы.
3. Расширять словарный запас детей.
Развивающие задачи:
1.Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.
2. Развивать диалогическую речь, умение излагать свои мысли в понятной для окружающих форме.
Воспитательные задачи:
1.Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
2. Воспитывать умение радоваться результатам совместной деятельности.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС с учётом интеграции образовательных областей
(познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие) с использованием игровых методов и приёмов.
|
Организационный момент Цель: Активизировать внимание детей; направить детей на поиск решения проблемы. На организационном этапе был создан позитивный настрой у гостей (педагоги ДОУ и родители) и воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Проведение ритуальной игры - приветствия эмоционально окрасило занятие. А звуковой сигнал вызвал заинтересованность и проблемную ситуацию. Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели. |
||||
|
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
||
|
Гости находятся в зале. Да
(Нет.)
(Да.)
(Нет.)
Гости проходят в группу.
Дети вместе с педагогом встают полукругом.
- Здравствуйте! Доброе утро!
|
«Скажите громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли на занятие, сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? Я вас понимаю. Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам? Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? Сегодня, я хочу представить вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами в форме сказки, которая называется «Необыкновенные приключения утенка». Для этого я приглашаю Вас в группу. Придумано кем-то просто и мудро: При встрече – здороваться нужно. У нас сегодня гости, давайте мы с ними поздороваемся и пожелаем всем доброе утро. Ребята, любите ли вы сказки? Сегодня я хочу рассказать вам сказку. Ну что - приключения начинаются! |
Проводится игра «да - нет» с гостями. Установление эмоционального контакта.
Слышится звук «птичий двор» |
||
|
2. Основная часть Цель: формировать у детей среднего дошкольного возраста способность к экспериментальной деятельности В основную часть НОД включены игры, упражнения, задания на развитие познавательной активности детей, на расширение и активизацию словаря, связной речи. Все моменты логичны, последовательны, подчинены одной теме. Все методы и приемы организации детей носят игровой характер. Появление героев позволяют удержать внимание детей и активизировать их любопытство. Для снижения физической и эмоциональной утомляемости используются физминутки, динамические паузы. Практическая деятельность позволяет детям самим сделать выводы. |
||||
|
Деятельность детей |
|
Деятельность педагога |
Примечание |
|
|
Ребята смотрят на экран
Ребята идут за утёнком и выполняют движения согласно тексту.
Ребята оказываются на импровизированной полянке.
- Магнит.
- Магнит притягивает металлические предметы и ёжик легко соберёт гвоздики в траве.
Дети действуют с магнитом согласно инструкции.
- предметы из бумаги, дерева, пластмассы, поэтому магнит их не притягивает.
- это гроза.
Ребята наблюдают за проведением опыта
Дети выполняют инструкцию воспитателя.
- лёд начал таить и в баночках пошёл дождь.
- в банке горячая вода, которая остывает и поднимается пар, этот пар растаивает лёд, который таит и превращается в воду)
Дети проводят манипуляцию с песочными часами.
Подходят к специально оборудованному месту для экспериментирования с песком. - Песок сыплется Дети рисуют на песке с помощью трафарета. - Рыбка.
- Дети берут трубочки и дуют на песок. - рисунки исчезли.
- Звёздочки, рыбки, ромбики.
- дети дуют из трубочек
- Сухой песок сыпучий и ни держит форму.
- Нет
- Намочить песок
- Надо выйти из-под дерева и найти мокрый песок, ведь недавно прошёл дождь и песок вокруг мокрый. Дети смачивают песок с помощью лейки и тоже рисуют на мокром песке трафаретами.
- нет! - мокрый песок держит форму - да
Дети вместе с утёнком пробуют воду на вкус – приходят к выводу, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха.
- Кувшинки.
- Бумажные
- У нас закрытые, а в пруду – открытые.
- положить на поверхность воды.
- дети проводят наблюдения за раскрыванием цветка.
бумага впитывает воду, лепестки тяжелеют и раскрываются.
- Дети проговаривают текс и выполняют движения согласно тексту игры.
|
- Что за звуки? Мы попали в ту сказку, которую я хочу вам рассказать. - И так! На одном птичьем дворе у мамы-утки вылупились утята. Все детки были послушные и всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный. Утенок везде совал свой нос и задавал очень много вопросов. Устав отвечать на постоянные вопросы утёнка: - когда, зачем, где, почему? -, мама-утка просто перестала обращать на него внимание . Утенку всегда хотелось узнать, что там, за забором птичьего двора? И вот, однажды в один прекрасный день через дырку в заборе утенок отправился исследовать мир. -Пойдёмте за утенком, а то вдруг он один заблудится. Может мы сможем ему помочь. Мы шагаем друг за другом. Лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают – это бабочки летают. 1, 2, 3, 4 –полетели, закружились. Утенок кружился вместе с бабочками, которые перелетали с цветка на цветок и незаметно для себя оказался на лесной полянке. Там он увидел Ёжика, который возился в траве. А в лапках он держал какой - то странный и незнакомый утенок предмет. - Здравствуй, Ёжик! - А что за странный предмет ты держишь в своих лапках? - Этот предмет, поможет мне собрать, то что я просыпал – ответил Ёжик. Я должен успеть - до начала дождя починить крышу на своем домике. И если вы мне поможете, я буду вам очень благодарен. - Ха-ха-ха засмеялся утенок. Как же этот предмет сможет собрать то что ты рассыпал в траве. - Ребята, а вы знаете, что за предмет держит Ёжик? - И как же магнит справится с такой трудной задачей, ведь трава такая высокая?
- Это всё хорошо, но нужно показать утенку, как работает Магнит. Возьмите в руки магниты и соберите железные предметы в траве. А теперь положите их в лукошко Ёжику. -Ребята, а почему остальные предметы остались лежать в траве? - Возьмите по одному предмету и скажите из чего он сделан?
Ёжик поблагодарил за помощь и поспешил чинить крышу, ведь уже начинал накрапывать дождь. Подул ветер, стали слышны раскаты грома. Послушайте что это за звук? Приближалась гроза. Утенку стало страшно. И он решил спрятаться от дождя под деревом. Ребята! Давайте покажем утенку, что мы с вами тоже можем сделать дождик. Опыт: Перед вами стоят две банки. Сейчас я налью туда горячую воду и накрою их крышками, в которых я сделала отверстия. А для чего. Мы сейчас с вами узнаем. - У меня есть лёд! Возьмите по кусочку и положите сверху на крышечку. А теперь будем наблюдать, что будет происходить со льдом? - утенок посмотри, мы с ребятами тоже умеем делать дождь. Сейчас дождь будет идти сильней и сильней. А кто может рассказать утенку, почему идёт дождь в банках?
- Пока наш утенок сидел под деревом – дождь закончился. Выглянуло солнышко, но не хочет утенок выходить из-под дерева. Кругом мокро, а под деревом тепло и сухо. Вот только немного скучно. Утенок посмотрел вокруг и увидел под лапками песок и вспомнил, что очень любит играть с песочными часами и трафаретами, которые всегда носил с собой. - Посмотрите: как бежит песок в часиках. Давайте тоже поиграем с утенком в песок. Возьмите воронки и ложкой насыпьте туда песок. - Что происходит? А теперь возьмите трафареты и порисуйте ими на песке. Рисуйте. Рисуйте. Посмотрите, какие замечательные узоры у нас получаются.
Рита что у тебя получилось?
- Но вдруг подул ветерок! - что произошло с нашими узорами? Посмотрел утенок на песок и очень удивился. Он решил ещё раз нарисовать на песке. И опять появились узоры. А у вас появились рисунки на песке? И опять подул ветерок и снова рисунки на песке исчезли. Утенок расстроился, почему так происходит ребята? Объясните это явление.
- Можно что - нибудь построить из сухого песка? Утенку очень хочется, чтобы его рисунки больше не исчезали, что для этого ему нужно сделать? А где утенку взять мокрый песок, ведь он сидит под деревом, а там только сухой песок? Взял утенок трафарет, и вы тоже возьмите. И начал рисовать на мокром писке. Посмотрите какие рисунки у нас получились. Красивые? Но подул ветерок: - что происходит? Рисунки исчезли? - почему? Из такого песка можно делать постройки? Возьмите мокрые салфетки и протрите руки.
Наш утенок продолжил своё необычное путешествие и вскоре на его пути повстречался небольшой водоём круглой формы. Утенок подошел к берегу. Припекало солнце. Ему очень хотелось пить. Он попробовал воду - без вкуса; понюхал - без запаха; посмотрел - прозрачная. Утенок заметил, что в пруду плавало много загадочных цветов. Одни были еще в бутонах, другие уже полностью раскрылись. - Что это за цветы?
Возьмите каждый по бутону цветка. Из чего они сделаны?
Чем отличаются наши кувшинки от тех, что плавают в пруду?
Что нужно сделать. Чтобы наши кувшинки тоже раскрыли лепестки? А теперь опустите их на воду. Давайте скажем все вместе: -Эй, цветочки просыпайтесь Лепесточки раскрывайтесь! Почему лепестки начали раскрываться? Игра «раскрытие цветка» -Говорит цветку цветок: - подними- ка свой листок (поднимают руки и опускают) Выйди на дорожку и притопни ножкой (топают ногой) Да головкой покачай, утром солнышко встречай! (вращение головой) Стебель наклони слегка (наклоны) Вот зарядка для цветка. А теперь расой умойся(умываются) Отряхнись и успокойся. Наконец готовы все – день встречать во всей красе. |
На экране Слайд№1«Птичий двор». Создание сюрпризного момента, привлечение внимания детей.
Слайд№2 «Луг» Проводится динамическая пауза Снятия психо–эмоционального напряжения, усталости.
Отталкиваясь от события педагог задает вопросы, побуждающие детей при ответе использовать свой жизненный опыт.
Закрепить знания о свойствах магнита.
Стимулирование речевой и познавательной активности.
Звучит фонограмма приближающегося дождя, на экране Слайд №3 «Картинка грозы». Развитие фонематического слуха.
Познакомить детей с состояниями воды в природе. (жидкое, твёрдое)
Закрепить свойства сухого песка.
Воспитатель переворачивает несколько раз - даёт детям повторить
Закрепить свойства мокрого песка.
Звучит фонограмма: звуки болота, кваканье лягушек. Слайд №4 «Болото» Закрепить свойства воды.
Закрепить свойства бумаги и воды.
Изучить свойства бумаги. Проводится физкультминутка «Раскрытие цветка» Снять усталость, напряжение.
|
||
|
3. Заключительная часть занятия: Цель: формировать умения анализировать свою деятельность. Педагог обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что вызвало затруднения, что больше всего запомнилось, уточняет для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т. д. |
||||
|
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
||
|
Дети возвращаются на птичий двор – провожают Тима.
- Нет. Маленьким детям нельзя одним уходить из дома.
- одним детям нельзя проводить опыты.
Дети перечисляют содержимое и делятся своими знаниями о свойствах данных предметов: песок имеет свойства пересыпаться и держать форму, если его намочить, магнит притягивает металл, а бумага под тяжестью воды тяжелеет и лепестки раскрываются на воде, лёд – это твёрдое состояние воды, а вода прозрачная, не имеет цвета, вкуса и запаха.
- очень понравилось |
Так открывая мир утенок провёл целый день, но ему надо было возвращаться на птичий двор. Он подумал, что мама уже заметила его отсутствие и наверно его ищет. Давайте проводим Утенка домой. Ребята, наверно нам надо что- то сказать утенку на прощание? Как вы думаете. Правильно поступил утенок. Когда ушёл из дома без взрослых? Утенок, в следующий раз, когда ты снова решишь исследовать мир, возьми с собой кого - нибудь из взрослых. Что бы они показывали и рассказывали, как что устроено в этом мире. А ещё какой совет вы дадите утенку? Можно ли проводить эксперименты и опыты, если нет взрослых рядом? Ну что, утенок, нам тоже пора возвращаться в свою группу. Воспитатель подводит детей к столу, где лежат металлические предметы и магнит, бумажная кувшинка, песок, кусочки льда) Что вы здесь видите? Что вы интересного узнали о всех этих предметах. И где вам могут пригодиться полученные знания?
Понравилось вам сказка про утенка? А мне понравилось, как вы сегодня помогали мне и утенку. Тогда давайте, в следующий раз мы обязательно пригласим его к себе в группу, а дома вы сделаете рисунки про наше путешествие и мы разместим их на стенде «Юные художники». |
Слайд №5 «Птичийдвор»
Рефлексия |
||
Список используемой литературы:
1.Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, - РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 192
2. Гусева Т.А. Стилевые аспекты любознательности. - Бийск: НИЦ БиГПИ,2000.-169с.
3.Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. - М . : Сфера, 2002. - 28 с.
4.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты длядошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с. (серия «Вместе с детьми)
5.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 128 с.
6.Иллюстрации: https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fi.artfile.me%2Fwallpaper%2F13-05-2012%2F1600x1181%2Frisovannye-edgar-hunt-
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-neverojatnye-priklyuchenija-utenka.html - ссылка на публикацию
приложение 1
|
№ слайда |
Картинка |
Описание |
|
1 |
|
Словесная игра со зрителями |
|
2 |
|
Начало сказки. |
|
3 |
|
И пошел утенок исследовать мир… |
|
4 |
|
Встретил утенок ёжика… Экспериментальная деятельность с магнитам. |
|
5 |
|
Налетел ветер пошел сильный дождь… Экспериментальная деятельность со льдом. |
|
6 |
|
Выглянуло солнышко… Игры и эксперименты с песком |
|
7 |
|
Вышел утенок к пруду… Эксперименты с водой и бумагой. |
|
8 |
|
И вернулся утенок к маме на птичий двор… Пожелание детей утенку о правилах безопасности. |
|
9 |
|
Конец сказки. Рефлексия НОД. |
Приложение 2
|
|
Организационный момент игра - приветствие гостей. |
|
|
Начало сказки |
|
|
Опыт со льдом и водой |
|
|
Опыты с песком |
|
|
Опыты с бумажными цветми |
Приложение 3
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности
«Невероятные приключения утёнка»
для детей средней группы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Технология: опытно – экспериментальная деятельность
Место занятия в образовательной программе: Данная образовательная деятельность входит в образовательную область «Познавательное развитие», построена на интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», реализуется в соответствиисс ФГОС и образовательной программой «От рождения до школы» подредакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Характеристика группы: в группе 19 детей в возрасте 4-5 лет. Из них 9 девочек и 10 мальчиков. Образовательная деятельность организованна по подгруппам 7 человек с учётом индивидуальных особенностей детей.
Предварительная работа:
подготовка раздаточного инвентаря
Совместная деятельность: рассматривание большой книги экспериментов (где изложено множество опытов, которые легко поставить в групповой комнате), тематических альбомов экспериментальной деятельности (Марина Султанова «Простые опыты с водой, бумагой»), игры по сенсорному развитию «Чудесный мешочек», отгадывание загадок о песке, воде, магните, фотовыставка «Экспериментируем с водой дома».
Работа с родителями: Консультация «Игра или экспериментирование», Памятка «Как организовать в домашних условиях - лабораторию»
Оборудование: лотки с песком, магниты, ёмкости с водой, бумажные кувшинки, трубочки, формочки для игры с песком, игрушка утёнка.
Материально – технические ресурсы: групповая комната, проектор, МП3 записи звуков природы.
Цель: создать условия для формирования у детей среднего дошкольного возраста способностей к экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха, и льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду), свойствами песка и магнита.
2. Расширять знания о явлениях природы.
3. Расширять словарный запас детей.
Развивающие задачи:
1.Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.
2. Развивать диалогическую речь, умение излагать свои мысли в понятной для окружающих форме.
Воспитательные задачи:
1.Формировать у детей чувство сплоченности, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
2. Воспитывать умение радоваться результатам совместной деятельности.
Актуальным методом развития познавательного интереса детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера направленное на познание свойств, качеств предметов и материалов связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дети выступают в роли исследователей, который самостоятельно и активно познают окружающий мир. Используя разнообразные формы воздействия на него.
При планировании образовательной деятельности учитывала предварительную работу: это знакомство со свойством бумаги, песка, воды и магнита. Представленная образовательная деятельность является итоговой, построена в доступной для детей форме – форме сказки.
В ходе которой дети практическим путём осваивают способы выявления свойств предметов окружающего мира.
В процессе образовательной деятельности были использованы следующие методы, и приёмы это наблюдение - где дети смогли на примере бумажного цветка увидеть свойства бумаги. Наблюдение за таянием льда позволило увидеть три состояния воды.
Экспериментирование с предметами - это свойства песка дети закрепили путём игры с ним, и пришли к соответствующим выводам. Помощь сказочному герою ёжику помогла детям увидеть свойство магнита.
Чередование методов и разнообразие материалов, и оборудование использованных в ходе образовательной деятельности позволили удержать внимание и познавательный интерес на протяжении всей совместной деятельности с детьми. Наиболее яркие впечатления и интерес вызвали у детей опыты со льдом, песком. В ходе этих экспериментов мне удалось вызвать у детей не только высокий познавательный интерес, но и высокую речевую активность. Дети отвечали на поставленные вопросы, высказывали своё мнение об увиденном и делали выводы о свойствах воды и песка.
Во время проведения эксперимента с магнитами речевая активность была ниже, но сам процесс вызвал у детей интерес и помог достичь выполнения детской цели помочь герою достроить дом.
На протяжении всей образовательной деятельности я старалась учитывать мнение каждого ребёнка, выслушивать предложения и подводить детей к верному решению. При экспериментировании учитывалась и подготовка детей, и уровень знания каждого. В случае возникновения затруднительной ситуации, например, перемешать песок, собрать магнитом металлические гвоздики помогала ребёнку. При оказании помощи диалог с детьми происходил на уровне глаза, в глаза показывая тем самым принцип партнёрской позиции педагога и детей.
Образовательная деятельность соответствует принципу развивающего обучения. Мною создавались ситуации, которые находятся в зоне ближайшего развития это три состояния воды газообразная, жидкая и твёрдая. В итоговой части образовательной деятельности дети сформулировали свойства предметов окружающего мира полученные опытным путём. Таким образом, все задачи, поставленные мною, были решены.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.