министерсво образования, НАУКИ и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по русскому языку
Студентки 331группы
школьного отделения
Драпиковской Яны Сергеевны
Место проведения урока:
Школа № 16, класс 3 «В»
Дата проведения урока: 17.09.2019
Начало урока: 10:00
ФИО учителя школы:
Елена Владимировна Попова
ФИО преподавателя-консультанта:
Бавыка М.А.
Допуск к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
___________________ дата _______ (Подпись учителя)
Сыктывкар, 2020
Тема урока: Значение и употребление имен прилагательных в речи
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 3 «В» |
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: актуализировать знания об имени прилагательном, вспомнить значение прилагательных и их употребление в речи. |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Основные понятия, термины: |
Имя прилагательное, |
||
Тип урока: |
Урок закрепления |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный · распознавать имена прилагательные среди других частей речи; · определять лексическое значение имен прилагательных; · |
Личностный: · Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки; · Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью. Метапредметный: Познавательный: · Развивают познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; · Развивают речь, память, мышление. Регулятивный: · Умеют работать по плану · Выделяют общие и существенные признаки, связи, отношения Коммуникативные: · Развивают умения слушать и понимать других; · Умение работать в сотрудничестве с учителем и класса; · Умеют слышать и слушать своих товарищей; · Развивают умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Индивидуальная · Парная |
Ресурсы: Карточки с заданием, учебник, презентация |
||
Этапы урока. Задачи урока. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности
· Замотивировать учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.)
|
«С русским языком можно творить чудеса…» К.Г.Паустовский |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Надеюсь мы сможем хорошо потрудиться и узнать много нового. - Ребята, посмотрите на доску и прочитайте высказывание Константина Георгиевича Паустовского.
-О чем говорит автор?
-А что же такое чудеса?
-Какие чудеса мы можем творить с русским языком?
- Какие чудеса мы сможем сотворить на нашем уроке? -А чему мы можем учиться на уроке?
-Кто хочет сегодня узнать новое о великом и могучем русском языке? Научиться чему-то новому? |
- Приветствуют учителя.
- О том, что русский язык позволяет творить чудеса. - Явление, с которым ему не приходилось встречаться раньше, которое удивляет. Что-то необыкновенное. -Красиво и грамотно писать и говорить.
- Откроем что-то новое о предложении. На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания о речи, тексте, предложениях…
- Красиво и правильно писать слова, составлять предложения и тексты. |
|||||||||||||||||||||
Минутка чистописания · Закрепить умение правильно писать строчную и заглавную букву Ц. (Пр.) · Совершенствовать умение анализа (П.) |
|
- Сейчас мы проведем минутку чистописания. - Сегодня мы поработаем – над написанием заглавной и строчной букв Цц. - Давайте посмотрим на слайд и выберем, какое написание заглавной и строчной букв Цц – верное. -Почему неверно первое написание? -Почему неверно второе написание?
-Посмотрим внимательно на верное написание. -Возьмите в руку ручку и в воздухе напишите букву Ц заглавную и строчную. -Замечательно. В тетради пишем число. 17 сентября. Классная работа. И с новой строчки пишем Ц заглавную и строчную. 1 строчку. -Снова посмотрим на образец и сравним с ним свою работу. -Кто написал верно, правильно? -У кого есть неточности? -Тем, у кого неточности посоветуем тренироваться в написании данной буквы. |
-Третье написание. -Нет второго элемента буквы. -Слишком большая петелька, буква написана выше строки, и в первом элементе не прямая линия идет вниз, а изогнутая.
Выполняют задание
Самооценка |
|||||||||||||||||||||
Словарно-орфографическая работа. · Помочь запомнить написание «трудных» слов (Пр.) · Развивать кругозор детей. (Л.) · Учить писать новые словарные слова. (Пр.)
|
Рябина, кровать, воробей, лестница, самолёт.
|
- Русский язык считается одним из самых сложных языков мира, многие люди тратят долгие годы, на его изучение, но не многие добиваются абсолютно правильной речи. Но мы с вами будем стараться это сделать. Начнем мы с того, что повторим написание Тип задания: Ответь письменно одним словом.
-Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ответом будет словарное слово, которое вы учили раньше. -Слушаем внимательно. Ягоды не сладость, -В тетради, с новой строчки, с красной стороки, с большой буквы пишем. Рябина. Ставим запятую. - Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму, опасное место. -Слушаем следующую загадку: Что за место у стены, Где ночами бродят сны? (Кровать) - После запятой, со строчной буквы пишем: кровать. Ставим запятую. - Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму, опасное место. -Слушаем следующую загадку: В теплый край я не летаю, Я под крышей обитаю. Рядом кошка? Не робей!» — Так чирикал … (Воробей) - После запятой, со строчной буквы пишем: воробей. Ставим запятую. - Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму, опасное место. -Слушаем следующую загадку: Лежит на спине — никому не нужна. Прислони к стене — пригодится она. (Лестница) - После запятой, со строчной буквы пишем: лестница. Ставим запятую. - Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму, опасное место. -Слушаем последнюю загадку: Очень, длинный и могучий Он летит, пронзая тучи. Громко в облаках ревёт Пассажиров он везёт. (Самолет) -После запятой, со строчной буквы пишем слово самолет. Ставим точку. -Ставим ударение, подчеркиваем опасное место. - Кто завершил работу, складываем руки на парте и поднимаем глаза на меня. -Давайте проверим, для этого сверимся с доской. Проверяем сами себя. - Ребята, поднимите руки, кто выполнил это задание без ошибок? Отлично. - Кто допустил ошибки? -Вы тоже хорошо поработали, потому что порой найти свои ошибки очень трудно. - Молодцы. Что посоветуем тем, кто допустил ошибки?
|
-Запомнить написание этих слов.
|
|||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. · Учить строить связное высказывание, приводя достаточное количество аргументов. (П.) · Совершенствовать умения анализа и синтеза (П.) |
|
Найди прилагательное.
-Для того, чтобы изучить новое, вспомним, что мы уже знаем о теме. Чтобы вспомнить поработаем в парах. Для этого вспомним правила работы в парах. -Откройте учебник а странице 64. Посмотрите на упражнение 109. Прочитайте сначала про себя. -Кто прочитает громко, выразительно для всего класса? -Какое время года в этом стихотворении? Почему вы так решили? -Какой вы увидели березку? -Какие слова помогают нам увидеть, представить эту березку? -Как назовем одним словом? Верно. |
-Будь вежлив. -Делите работу поровну. -Один говорит, другой – слушает.
Весна или лето, потому что висят сережки, зеленая листва. -прилагательные Сонная, зеленая шелковые косы… Прилагательные. |
|||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Выход на тему и задачи урока. · Учить понимать и формировать проблему. (Р.) · Совершенствовать аналитические умения. (П.) |
|
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова. …рост, …хвост, …шубка, …зубки. -Вы удивитесь, но это загадка. Мы можем ее разгадать? -Почему нет? -Что нам мешает отгадать эту загадку, давайте ответим на этот вопрос, опираясь на определение загадки. Загадка – это жанр, в котором описывается предмет, но не называется. - давайте я вам прочту эту загадку еще раз. - Послушайте: Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. - Кто это? - Какие слова помогли отгадать загадку? - Почему эти слова помогли отгадать загадку? - Кто из вас догадался, что же мы будем продолжать исследовать на сегодняшнем уроке? - Сформулируйте тему урока. |
-Нет. -непонятно, что загадано. -нет описания, того, что нужно разгадать. (мышка) Прилагательные Потому что они указывают на признаки Имя прилагательное. |
|||||||||||||||||||||
Открытие нового знания. · Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. (Р.) · Формировать навыки самостоятельного приобретения знаний. (П.) · Анализировать изучаемые факты с выявлением их существенных признаков. (П.) |
|
|
1. Работа с определением.
Для того, чтобы снова исследовать имя прилагательное, давайте вспомним , что же это такое? -На какие вопросы отвечает прилагательное? -Давайте приведем примеры. Какие прилагательные вы моете привести, чтобы отвечало на вопрос какой? Не повторяемся. Какая? Какое? Какие? -Отлично. 2. Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу « Инсерт». – Прочтите текст, делайте на полях пометы: V – уже знал + - новое для меня ? – не понял Вместе – служба, вместе – дружба. Вчитайтесь, вдумайтесь в это слово - прилагательное. В нём есть намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. К каким же словам присоединяются прилагательные? Ответить на этот вопрос нетрудно. Посмотрите в комнате на любой предмет, например, на стол. Что можно о нём сказать? Каждый, отвечая, присоединит к слову стол какое-нибудь прилагательное: круглый, квадратный, маленький, деревянный, высокий... А зачем же прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы в речи? Очень важными словами являются имена существительные, они дают всем предметам имена. Но как бы беден был наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия. Отвечая на вопросы какой? какая? какое?, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет. Именно прилагательные делают нашу речь точной и ясной. Например, уходит мама на работу и торопливо «отдаёт приказание»: Прилагательные неотделимы от существительных: как нитка за иголкой, прилагательное следует за существительным, чтобы определять предмет, называть его признаки, а значит, делать речь точной и ясной. -А кто из вас не любит загадки?! Что нужно для загадки? -Описать предмет, не называя его. И опять здесь выручат прилагательные. Вот несколько загадок, построенных на прилагательных. Попробуйте их отгадать.
Бежит свинка, Железная спинка, Льняной хвостик (иголка с ниткой)
Сама длинная, Нос длинный, А ручки маленькие (коса)
Земля беленькая, А птички на ней Чёрненькие (книга)
- Как вы догадались, что это? - Какие слова помогли вам догадаться? Народной мудростью называют пословицы. Вот одна из них: маленькое дело лучше большого безделья. В ней глубокий смысл, а подчеркнуть его, выделить в пословице главное помогли прилагательные – антонимы. Это слова с противоположным значением. Никак не обойтись человеку без прилагательных! - Для чего же нужны прилагательные в речи? - К чему же должны вы стремиться? |
Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. Какой, какая, какие, какое.
Учащиеся работают с текстом.
Предположения детей.
Быть наблюдательными, подмечать всё интересное в жизни, в литературе, чтобы обогащать свою речь прилагательными, синонимами, эпитетами, антонимами. |
||||||||||||||||||||
Воспроизведение новых знаний · Составлять алгоритм действия по решению учебной задачи. (П.) · Развивать логических познавательных умений.(П.) |
1. |
-Для того, чтобы закрепить наши знания о прилагательном заполним небольшую таблицу, на которые ответы либо да, либо нет. Если да, то ставите +, нет -. Прием «Верно-неверно».
-мои вопросы слушаем внимательно, задаю их 1 раз. Верно ли. Что прилагательные …. 1... обозначают признак предмета? 2... отвечают на вопросы кто? Что? 3... связаны со словами, обозначающими предметы? 4... обозначающие признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос какие? 5... делают нашу речь точной? 6... помогают описывать предметы, людей, животных? 7... делают речь яркой, выразительной? 8. Верно ли, что хорошо, если в речи человека много прилагательных? 9. Верно ли, что не надо учиться употреблять прилагательные в речи? Давайте проверим (сверка с эталоном.) |
|
|||||||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия · Учить производить самоконтроль своих знаний (Р.) · Учить рефлексии деятельности. (Р.) |
|
- Ребята, что же мы узнали на уроке?
- Где нам пригодится новое знание?
- Чему будем учиться дальше?
|
- Узнали, как прилагательные употребляются, какую роль играют в речи. -Нам оно понадобиться для того, чтобы грамотно говорить и изучать новое о прилагательном - Будем выполнять упражнения по этой теме. |
|||||||||||||||||||||
Упражнения в применении нового знания. · Распознавать имена прилагательные среди других частей речи;(Пр.) · Учить действовать по алгоритму. (Р.) · Совершенствовать мыслительные операции. (П.)
|
пушистый, в, снежинки, воздуху, закружились
|
Задание 1. Назови признаки (устно): яблока – по величине, по форме, по вкусу, по цвету. Лодки – по форме, по материалу. Докажи, что ты назвал признаки предметов. - С каких же сторон может характеризовать предмет имя прилагательное? Задание 2. Творческий диктант. Вставить в текст в ходе записи подходящие имена прилагательные. -Сейчас мы с вам будем авторами. У вас на партах лежат тексты. Вам нужно добавить подходящие имена прилагательные. И записать получившийся текст. У болотца густо цветут незабудки. Над водой колышутся травинки. Журчит ручеёк. Летают стрекозы. Порхают бабочки. В небе плывут облака. Они отражаются в воде. - Читаем новый текст (несколько учеников) - Как изменился текст? - Почему он стал ярче, выразительнее? - Чем порадовала вас работа Кати? - Какое интересное прилагательное нашёл Коля? Задание 3. -Начнём сочинять сказку, используя прилагательные – антонимы. Вам дано начало. Опишите 2-3 предложениями двух братцев, героев сказки. Жили 2 братца. Один был высокий и худой, другой ... - Что поможет вам выполнить задание?
|
По форме, цвету, вкусу, материалу.
Умение подобрать яркое и точное прилагательное, антоним к нему. |
|||||||||||||||||||||
Рефлексия и итоги · Учить анализировать свою работу. (Р.) · Учить рефлексии деятельности. (Р.)
|
- Хорошо, давайте подведем итоги. Какая у нас сегодня была тема урока? - Что мы сегодня с вами повторили? - Чему мы сегодня учились?
- На доске вы видите таблицу. Мы ее вместе заполним. В первом столбике «Плюс» нужно указать, что может быть полезно. Во второй «Минус». Что осталось непонятным. В третий – «Интересно», укажем, что хотелось бы узнать еще, все любопытные факты, которые узнали.
|
- Повторили что такое прилагательное, их роль в речи, на какие вопросы отвечает,
|
||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.