Значение инструментального музицирования в развитии личности
Оценка 4.6

Значение инструментального музицирования в развитии личности

Оценка 4.6
docx
08.09.2022
Значение инструментального музицирования в развитии личности
методическая разработка Значение инструментального музицирования в развитии личности.docx

Значение инструментального музицирования в развитии личности

 

На современном этапе развития нашего общества особое значение приобретает воспитание личности со здоровыми потребностями, обладающей высокой духовной культурой. Инструментальное музицирование, как один из видов музыкальной деятельности, может оказать значительную помощь в воспитании детей. Игра на детских музыкальных инструментах может помочь педагогу в процессе развития музыкальных способностей ребенка, накоплению художественных впечатлений ученика, в развитии интереса учащихся к музыкальной деятельности и исполнительству.

Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Это процесс взаимопроникновения всех видов музыкальной деятельности: слушание музыки, вокально-хоровое исполнение, импровизация.

Л. В. Виноградов – известный педагог-музыкант – дает следующее определение этому термину: «музицирование – это процесс конкретно-практической музыкальной деятельности, в котором осуществляется рождение музыкального чувства».

Значение коллективного инструментального музицирования в музыкальном воспитании детей огромно. Ряд научных исследований, свидетельствуют о большом интересе учащихся к данной форме музыкальной деятельности. Интерес к игре на музыкальных инструментах у детей усиливается по мере того, как они овладевают этими инструментами и уверенно чувствуют себя при исполнении произведений. Дети с удовольствием участвуют в совместном музицировании, концертных выступлениях.

Во-первых, инструментальное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности». Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, толково объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес ребят к занятиям музыкой.

 Во-вторых, подстраивание голоса к инструментальному звучанию мелодии, сочинение и подбор мелодий по слуху позволяет успешно развивать у детей звуковысотный слух, а игра в ансамбле с другими инструментами – тембровый и ладовый слух. Совместное воспроизведение различных элементов ритмической партитуры в немалой степени способствует воспитанию у детей чувства ритма. Дети стараются как можно лучше, выразительнее исполнить музыкальное произведение.

В-третьих, инструментальное музицирование является важным источником познания музыкальных явлений и закономерностей, постижения средств музыкальной выразительности.

В-четвертых (и это важно отметить), инструментальное музицирование развивает воображение, внимание, волю к преодолению трудностей, чувство ответственности за общее дело.

 В современных концепциях музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка. Задача эта не нова. Еще в 20-е годы ее выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушателя к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

Автор программы «Играем в оркестре по слуху» М. Трубникова отмечает, что у школьников при индивидуальном обучении «достаточно легко может быть сформирована деятельность подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах». Т. Тютюнниковой создана программа элементарного музицирования по системе Карла Орфа, синтезирующая в условиях музыкально - игрового общения ритмизованные звучащие жесты, движения и мелодекламацию или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на орфовских инструментах.

Л. Меркуловой предложена программа «Оркестр в детском саду», сочетающая обучение детей игре на музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы.

 Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.

Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по музыкальному воспитанию. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем музыкальном развитии.

Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения,  которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению.

 Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребенка и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении. Дети начинают чище и выразительнее петь. Несмотря на то, что регистры некоторых инструментов (сопрановые колокольчики и металлофоны) не совпадают с регистрами детского голоса, сольфеджирование с одновременным проигрыванием отдельных интонаций и оборотов координирует работу слуха и певческого голоса, что повышает качество пения.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Инструментальное музицирование стимулирует исполнительскую деятельность детей на уроках и во внеурочное время, формирует у них художественный вкус, активизирует процесс развития музыкальных способностей, способствует приобретению знаний о средствах музыкальной выразительности. Достаточно часто инструментальное музицирование в не ограничивается игрой на детских музыкальных инструментах в процессе урока, нередко создаются детские оркестры народных инструментов, духовых, струнных. В репертуар таких оркестров входят народные песни, классические произведения и произведения современных композиторов.

Таким образом, достигается цель педагога – дать детям возможность войти в мир музыки, дать почувствовать себя музыкантом: человеком, который может играть на музыкальном инструменте. Раскрывается возможность становления творческого мышления ребенка, что уже выходит за рамки простого исполнительства и, как показывает практика, главная задача – задача приобщения детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей, родителей и учителей музыки средствами.

Использование упражнений, игр, танцевальных движений в качестве творческих заданий - очень важный прием, который дает положительный педагогический результат. Например, для развития слухового внимания можно применять музыкальные игры, загадки с помощью музыкальных инструментов. Ребенку предлагаются разные инструменты (барабан, треугольник, дудочка, ксилофон и др.) Выяснить отношение ребенка к тому или иному виду деятельности, его заинтересованность или пассивность.

Преподаватель старается определить: какая музыка, какой инструмент нравятся ребенку, что вызывает его эмоциональные реакции (положительные или отрицательные), как они проявляются. Здесь нужно стремиться выявить степень активности ученика на занятии, изменения его поведения, психологического, эмоционального состояния. Это важно как для анализа текущего урока, так и для корректировки дальнейших занятий, где будут использоваться специальные упражнения и приемы, направленные на решение индивидуальных проблем конкретного ребенка.

Важная роль придается развитию чувства ритма. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество:

- включение детей раннего возраста в игровую деятельность способствует развитию у них интереса к организованной двигательной активности;

- использование музыкального сопровождения на развивающих занятиях, обогащает психомоторный опыт детей;

- В процессе занятия с ребенком, необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию. Ведь очень часто он понимает гораздо больше, чем может сказать или показать.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей:

- развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый;

- способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств;

- дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту   звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения;

- развиваются навыки общения, коммуникативные качества, сопереживание, контактность, доброжелательность, взаимоуважение;

- развивают волевые качества, сосредоточенность, внимание, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах;

Игра на музыкальных инструментах повышает познавательную активность учащихся, способствует координации музыкального мышления и двигательной сферы, развивает фантазию и творческие способности.

Усвоение средств музыкальной выразительности активизирует эмоциональность восприятия музыки, развивает содержательность мыслительных операций (узнавание, сопоставление, анализ, обобщение), вырабатывает у детей умение верно, обоснованно и стройно рассказывать о переживаемом музыкальном впечатлении. Это ведет к полноценному, глубокому и осознанному усвоению материала в целом, музыкальному и общему развитию, активному формированию музыкального, духовного потенциала учащихся.


 

Значение инструментального музицирования в развитии личности

Значение инструментального музицирования в развитии личности

Совместное воспроизведение различных элементов ритмической партитуры в немалой степени способствует воспитанию у детей чувства ритма

Совместное воспроизведение различных элементов ритмической партитуры в немалой степени способствует воспитанию у детей чувства ритма

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения

Раскрывается возможность становления творческого мышления ребенка, что уже выходит за рамки простого исполнительства и, как показывает практика, главная задача – задача приобщения детей к исполнительской…

Раскрывается возможность становления творческого мышления ребенка, что уже выходит за рамки простого исполнительства и, как показывает практика, главная задача – задача приобщения детей к исполнительской…

Игра на музыкальных инструментах повышает познавательную активность учащихся, способствует координации музыкального мышления и двигательной сферы, развивает фантазию и творческие способности

Игра на музыкальных инструментах повышает познавательную активность учащихся, способствует координации музыкального мышления и двигательной сферы, развивает фантазию и творческие способности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2022