Значение коры полушарий большого мозга
Оценка 4.9

Значение коры полушарий большого мозга

Оценка 4.9
docx
28.02.2021
Значение коры полушарий большого мозга
Значение коры полушарий большого мозга.docx

               Значение коры полушарий большого мозга.

Цель: изучить функции полушарий большого мозга.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать знания о функциональной асимметрии полушарий  и связанными с ней особенностями функций зрения, речи, слуха;

- углубить знания учащихся о строении больших полушарий;

- показать связь функциональной асимметрии полушарий с целостным восприятием мира;

Развивающие:

- формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий головного мозга человека;

- способствовать развитию умений сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам;

- развивать навыки работы с различными видами информации;

- развивать коммуникативные и информационные компетенции учащихся;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к интеллектуальному труду, стремление к знаниям, валеологические аспекты в отношении самого себя.

 

Тип урока: комбинированный – закрепление изученного материала с использованием       информационных технологий.

 

Форма работы: индивидуально-групповая.

 

Методы: словесные, наглядные, практические.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, разборная модель головного мозга  человека, раздаточный материал, таблицы « Головной мозг человека» и  «Эволюция головного мозга хордовых», раздаточный материал.

 

План урока:

I.                   Организационный момент.

II.                Актуализация знаний учащихся.

1)    Игровой момент «Черный ящик»

2)    Проверка знаний о головном мозге:

- тест

- индивидуальные задания на карточках.

             3) Эволюция головного мозга хордовых

             4) Общая характеристика полушарий большого мозга.

             5) Функции полушарий большого мозга.

             6) Функциональная асимметрия мозга.

             7) Учебный эксперимент.

 

III.             Заключение:

1)    Итоги урока. Рефлексия.

2)    Домашнее задание

 

                           ХОД  УРОКА:

1).Учитель: Здравствуйте!  Я хочу начать сегодняшний урок с загадки. Перед вами «черный ящик». Я прошу вас угадать, что в нем,  по моему описанию: модель, символизирующая часть тела человека, т.е. орган, имеющий овальную форму, небольшой по размерам, но сложный по строению. Кроме того, имея малые размеры, требует много внимания со стороны энергетических станций. Что это такое?

Ученики: Мозг! А точнее, головной мозг человека.

Учитель демонстрирует модель ГМ человека в разрезе.

2).Учитель: Разговор о строении ГМ мы начали на прошлом уроке и сегодня продолжим, но прежде посмотрим, что же вы знаете о строении ГМ человека?

Тест на слайде. На столах у учащихся рабочие листы с текстом теста. (слайды 2, 3) После ответов на тест ответы по инд. карточкам.

 

№ 1. В древности ученые называли продолговатый мозг «жизненным узлом». На основании каких наблюдений сделано такое заключение?

Ответ: Повреждение этого отдела или укол в него приводят к обморочному состоянию и нарушению деятельности кровеносной и дыхательной систем, иногда даже временно прекращается дыхание и сердцебиение.

 

 № 2. Почему ранение в область продолговатого мозга смертельно?

Ответ:  В области продолговатого мозга находятся жизненно важные центры: дыхания, кровообращения, пищеварения. Кроме того, проходят дуги защитных рефлексов: мигательного, кашлевого и др.

 

№ 3. Представьте такую ситуацию: человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попыток берет его, но роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождение опухоли в головном мозге и объясните состояние больного.

Ответ: У больного явные нарушения координации движений. Опухоль в области мозжечка, т.к. он контролирует координацию движений и соединяет отдельные движения воедино.

 

3).Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали эволюцию ГМ хордовых. Давайте вспомним, какой отдел ГМ претерпел наибольшие изменения? (слайд 4)

Ученик: передний мозг.

Учитель: что же теперь он представляет у млекопитающих?

Ученик: Полушария большого мозга.

Учитель: А что нового появилось у них в процессе эволюции?

Ученик:  Кора ГМ

Учитель: Верно, это кора ГМ, которая впервые появляется у пресмыкающихся (старая), и новая возникает у млекопитающих, увеличиваясь в своих размерах, она приобретает складчатую структуру.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Мы продолжаем знакомство со строением ГМ и тема урока «Значение коры полушарий головного мозга» (слайд 5)

 

Сообщение Лера О.: У человека полушария ГМ развиты хорошо и как плащ прикрывают нижележащий мозг. Глубокая щель делит головной мозг на правое и левое полушария. Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию пространства справа. Немецкие ученые на опыте доказали, что полушария действуют как единое целое. Опыт проводили на рыбах. Когда рыбе закрывали один глаз и ее кормили, она нормально реагировала. Второй глаз закрыли и пугали ее, она уплывала. Когда закрыли колпаками оба глаза, она начала метаться и заболела.   Если у кошки перерезали мозолистое тело, которое связывает полушария между собой, то поведение ее менялось резко, каждое полушарие работало обособленно, а должно как единое целое.

Сверху полушария покрыты серым веществом – корой. Под корой находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон и выполняющих проводниковую функцию.

Учитель: Найдите в учебнике на стр. 70 серое и белое вещество мозга. Кора состоит из серого вещества. Что это?

Ученик: Тела нейронов.

Учитель: Обратите внимание на экран. (слайд 6) Это нейрон. В чем особенность нейронов коры?

Ученик (Надя Л.): Клетки имеют очень много отростков. Кора состоит из 6 слоев клеток, образуя толщину от 1,3 до 5 мм. Большое количество отростков необходимо для формирования многосторонних связей. Общая поверхность коры у взрослого человека 2200 см2. В коре сконцентрировано 14 млрд нейронов.(слайд 7) Поверхность коры собрана в складки. Выступающие части образуют извилины, а углубления – борозды. Различают три главные борозды – центральная, боковая, теменно-затылочная. Они делят полушарие на 4 доли: лобную, теменную, затылочную и височную  (показывает борозды и доли на экране, остальные ученики обозначают их на рабочем листе – слайд 8). Кора отвечает за восприятие всей информации, поступающей в мозг (зрительной, температурной, вкусовой и др.) и за управление сложными движениями. С функцией коры связана мыслительная, речевая деятельность, память. Участки коры выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны.

- А сейчас найдите на рис. в учебнике все названия зон и укажите те, о которых мы не говорили.

Ученики находят и называют зоны на рис. стр. 71.

- Давайте проверим, справились ли вы с заданием.

 (показывает на экране - слайд 9 ).

Учитель: Однажды я упала и ударилась затылком. У меня полетели искры из глаз. Как объяснить этот факт?

Ученик: Ушиб пришелся на зрительную зону. Она находится в затылочной доле.

Учитель: А сейчас попрошу часы поднести к виску. Вы слышите тиканье часов. Почему?

Ученик: В височной доле находится слуховая зона.

Учитель: Первое время считали, что лобные доли нужны для того, чтобы ГМ не стучался об череп. Затем выяснили, что очаги некоторых психических заболеваний (шизофрении) локализованы в лобных долях. И пытались лечить психических больных лоботомией – удаление лобных долей. Как вы думаете, ребята, к чему это приводило?

- Человек превращался в растение, т.к. в лобных долях находятся центры, отвечающие за обучение, память, мышление.

Учитель: Правильно. Поэтому при травмах лобных долей человек теряет способность к обучению. Лобные доли связаны с высоким уровнем психических способностей человека, а также ответственны за составление программ поведения и управление трудовой деятельностью. Зоны мозга позволяют человеку познавать окружающий мир во всей его полноте.

Валеологическая пауза.

Учитель: Отдохнули, работаем дальше.

- Каковы особенности ГМ человека? Мозг имеет большие размеры и большой вес. Но есть животные, у которых мозг больше и тяжелее. По относительному весу мозга лидируют китообразные (финвал) (слайд 10, 11)  Очень долго ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее. Но выяснилось, что дельфины обогнали нас и по этим показателям. Но, если не размеры и не вес, то, что же является отличительной особенностью мозга человека? Сегодня можно указать на одну уникальную особенность головного мозга человека и животных – он симметричен. Его правая и левая половина построены однотипно, как по составу и количеству нейронов, так и по общей структуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности, т.е. функционально асимметричны (слайд 12)

Оба полушария не зависимы друг от друга. Между ними складываются сложные  и противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они дружно участвуют в работе головного мозга, дополняя способность каждого. С другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом. Полушария выполняют функцию сотрудничества. (слайды 13, 14)

 

Ученик: Мозг питается только чистой энергией глюкозы и кислорода (поэтому, когда мы занимаемся умственной работой, тянет к шоколадке): обладая массой всего примерно 2% от веса тела, мозг потребляет 20% кислорода от общего количества, необходимого организму. Его основная задача – потребление и переработка информации. Если лишить мозг общения и информации, он начнет деградировать, а его масса уменьшится. Вот почему, когда информация неинтересна, люди засыпают. Также мозг отключается, когда информация не является новой.

 

Учебный эксперимент.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам тест на выявление ведущего полушария.

  Возьмите ручки и бумагу. Ответы записывайте буквами: П или Л, в зависимости от ведущего органа.

1.     Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец правой руки (П) или левой (Л)? Запишите результат.

2.     Сделайте в центре листа бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на вытянутых руках на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один глаз, то другой. Предмет смещается (становится невидимым), если вы закрываете правый глаз или левый?

3.     Встаньте в позу «Наполеона», т.е. сложите руки на груди. Какая рука оказалась сверху (открыты пальцы какой руки)?

4.     Попробуйте изобразить бурные аплодисменты. Какая ладонь сверху?

 

Расшифровка ответов:

1.     Л – вы человек эмоциональный, П – у вас аналитический ум.

2.     Л – склонны к кокетству, П – к простодушию.

3.     П – говорит о настойчивом, агрессивном характере, Л – о мягком и податливом.

4.     Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

 

Итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, чего и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев большое количество левшей, как например, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Микеланджело, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Сильвестр Сталлоне, Том Круз и др.

 

Итоги урока (устный опрос)

- Где находится основной центр речи? (левое полушарие)

- Какое полушарие воспринимает изображение предмета целиком и с массой подробностей? (правое)

- Какое полушарие работает больше при чтении математической задачи, стихотворения? (левое)

 

-Ребята, я хотела бы закончить наш урок словами И.П. Павлова (слайд 15)

 

Домашнее задание.

Составьте кроссворд на тему «Нервная система человека», используя материалы учебника и дополнительную информацию.

 

         При подготовке к уроку были использованы:

Литература:

1.     Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Биология Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2012

2.     Биология 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина/авт.-сост. Т.В. Козачек, 2006

Ресурсы сети Интернет:

1.     http://www.medicinform.net/human/fisiology7_7

2.     http://www.medicinform.net/human/anatomy/anatomi1_2.htm

3.     http;//www.nsportal.ru

4.      www.zavuch.info

5.      www.mirBiologii.ru

6.      http;//uchportal.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

Значение коры полушарий большого мозга

Значение коры полушарий большого мозга

I. Заключение: 1)

I. Заключение: 1)

Учитель: А что нового появилось у них в процессе эволюции?

Учитель: А что нового появилось у них в процессе эволюции?

А сейчас найдите на рис. в учебнике все названия зон и укажите те, о которых мы не говорили

А сейчас найдите на рис. в учебнике все названия зон и укажите те, о которых мы не говорили

С другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом

С другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом

Итоги урока (устный опрос) -

Итоги урока (устный опрос) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2021