ЗНАЧЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ СОЛЕЙ В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА
Человека всегда интересовали вопросы сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и продления жизни. Каждый человек хочет быть здоровым, работоспособным и как можно больше жить на Земле. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих его людей. Здоровье позволяет человеку трудиться, заниматься спортом, полноценно и интересно отдыхать. У здоровых людей хорошее настроение и самочувствие. Для сохранения здоровья необходимо знать строение своего тела, работу его органов, меры, укрепляющие организм и меры, предохраняющие от болезней. Эти интересные вопросы мы изучаем на уроках биологии. Изучая органы пищеварения, мы познакомились не только с органами пищеварения, но и узнали многого интересного о самой пище.
Питание – одна из основных жизненных потребностей всякого организма. От характера питания зависит жизнедеятельность, работоспособность и даже продолжительность жизни.
Ни один из факторов внешней среды не оказывает на наш организм такого сильного влияния, как питание. Оно накладывает отпечаток на физическое состояние человека и на его здоровье. В качественном отношении наша пища должна содержать все основные питательные вещества, необходимы для жизни организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Эти основные питательные вещества содержат все необходимые элементы, которые входят в состав человеческого организма. Большое значение для здоровья человека имеет содержание в пище различных минеральных солей. Главные минеральные вещества, необходимые организму: натрий, калий, кальций, магний, железо, фосфор, хлор, сера, фтор, йод, медь. Они играют роль в деятельности нервной системы, в системе органов кровообращения. Особое внимание должно быть обращено на введение в организм кальция, фосфора и железа, так как другие элементы обычно имеются в пище в достаточном количестве. Недостаток кальция в пище человека приводит довольно часто к серьезным последствиям – рахиту, размягчению костей, замедлению роста, разрушению зубов. На усвояемость кальция решающее влияние оказывают витамины и гормоны. Жители тропических районов, где потребление молока, овощей и других продуктов, содержащих кальций, намного ниже, чем в умеренной зоне, редко болеют рахитом, у них крепкие зубы. Объясняется это тем, что в жарких странах, где круглый год сияет солнце, под действием лучей вырабатывает большое количество витамина D, который способствует закреплению кальция в костной ткани. Жители полярной зоны не болеют рахитом и не страдают разрушением зубов вследствие того, что недостаток кальция и солнечных лучей компенсируется потреблением большого количества рыбьего жира – естественного источника витамина D.
Фосфор входит в состав костной ткани. Фосфор имеет отношение к функции нервной и мышечной системы Установлено, что при умственном утомлении прием фосфора снимает явления утомления.
Железо входит в состав гемоглобина – красящего вещества эритроцитов. Окислительные и другие внутриклеточные процессы обмена происходят при участии железа.
На содержание минеральных солей в пище должно быть обращено особое внимание. Для организма очень важны минеральные вещества. Для нормальной жизнедеятельности организма важно не только достаточное количество всех необходимых солей, но и нормальное их соотношение – минеральное равновесие. Приведу пример: недостаточное потребление поваренной соли может привести к ряду неприятных ощущений – к головокружениям, обморокам, нарушению сердечной деятельности и водного обмена. В тоже время избыточное содержание соли в пище может способствовать появлению повышения артериального давления.
Для нормальной жизнедеятельности организма важно не только достаточное количество всех необходимых солей, но и нормальное их соотношение – минеральное равновесие. Потребность организма в минеральных солях вполне покрывается при смешанном и разнообразном составе пищи.
Чтобы сбалансировать питание у обучающихся, в классе можно провести занятия по предупреждению болезней с помощью рационально подобранных продуктов питания. Одно из таких занятий - викторина «Правильно ли вы питаетесь?»
1.Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
А) Всегда, круглый год- 5 баллов
Б) Иногда, когда заставляют- 2 балла
В) Никогда- 0 баллов
2. Употребляете вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
А) Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве- 5 б
Б) Лук и чеснок не ем никогда -0 баллов
В) Иногда петрушку и лук в салате, супе – 2 балла
На листочках учащиеся пишут ответы под номерами и сравнивают с правильными ответами на вопросы. Затем подсчитывают набранные баллы и узнают о правильности и достаточности своего питания.
После викторины можно провести дискуссию, которая позволит обучающимся самостоятельно сделать выводы о необходимых мероприятиях по укреплению здоровья.
Литература:
1.Лукьянов В.С. «Здоровье, работоспособность, долголетие» Москва «Медгиз»,1958
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.