Специфика воспитательной работы в постановке хореографического номера обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие.
Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе – это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания – это формирование ребенка как личности, развитие в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
Современная хореография как вид искусства обладает большими резервами для развития и воспитания детей. Она является синтетически видом искусства, его основным средством является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка является опорой танца.
Когда музыка и движения одновременно влияют на ребенка, они формируют его эмоциональную сферу, музыкальность, артистичность и координацию, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают зрительную, слуховую и моторную (или мышечную) память, а также формируют воспитанную личность. Воспитанник, познавая современную хореографию становится коммуникабельным, стрессоустойчивым, трудолюбивым, целеустремлённым, формирует в себе эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, фантазию, воображение, побуждает к творчеству.
Танец является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения.
Помимо всего выше, перечисленного, современная хореография дает ребенку эстетическое воспитание. Цель эстетического воспитания – формирование духовно богатой личности, которая глубоко понимает произведения искусства, имеет высокоразвитые эстетические вкусы, чувствует красоту окружающего мира и стремится к творческому преобразованию действительности по законам прекрасного. Итак, эстетическое отношение к миру предполагает, прежде всего, развитие положительных эмоций у ребенка, которые постепенно трансформируются в свойства личности. Таким образом, музыка постепенно подводит ученика к принятию более высокой системы ценностей, которые усваиваются через переживания, а не через логическое понимание и запоминание.
Среди множества форм эстетического воспитания старших школьников хореография занимает особое место. Во время занятий хореография не только учит понимать и создавать прекрасное, она развивает координацию и фантазию одновременно, тем самым дает гармоничное пластическое развитие. В сравнении с пением, музыкой, художественным искусством, имеющими постоянное место в сетке учебного расписания, танец так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования подрастающего поколения.
Хореографическое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования старших школьников, для их гармоничного духовного и физического развития. Большинство исследователей считает (М. К. Буланкина, А. Егоров, Н. Ю. Козлова, Э. И. Медведев), что синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие не только двигательных навыков, музыкального совмещения с движениями танцевальных элементов, но и прививает основы высоких нравственных ценностей: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления о таком направлении как актерское мастерство; и, вместе с тем помогает сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным на сегодняшний момент.
Под эстетическим воспитанием старших школьников в процессе занятий хореографией понимают наиболее специфическое для танцевальной деятельности, а именно: развитие эстетического восприятия и представления в передаче движений, умение оценить музыкальное сопровождение и передать художественный образ в танце с помощью мимики, актерского мастерства, пантомимы; умение грамотно, точно и аккуратно исполнять танцевальные комбинации; умение импровизировать на знакомую или вновь услышанную музыку, желание сочинять хореографические композиции и подбирать художественно-сценическое оформление к ним (костюм для исполнения, декорации, реквизит, световое оформление и сопровождение в течении постановочного номера и т. д.), этическое отношение к партнерам в танце и к зрителю.
Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Хореографическое искусство у старших школьников является дополнением и продолжением их реальной жизни, тем самым обогащая их. Занятия этим видом искусства приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.
В процессе обучения ребенка, не зависимо от рода деятельности, в приоритете всегда будет стоять его здоровье и физическое развитие. Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции.
Именно, искусство хореографии, лучше многих других видов деятельности, отвечает основным задачам физического развития ребенка. Хореография не только прививает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, обучает абстрактному мышлению, но и прекрасно тренирует силу, выносливость, формирует мышечный аппарат, улучшает гибкость, пластику, развивает координацию.
Каждое занятие современной хореографией, а также постановки, направлены на поддержание ребенка в хорошей физической форме, и формирование у него установки на здоровый образ жизни.
Занимаясь хореографией воспитанники удушают свои физические возможности, компенсируют дефицит двигательной активности, в следствии чего хореография носит не только художественно-эстетическое значение, но и физическое укрепление организма ребенка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.