Значение решения текстовых задач для умственного развития учащихся
Оценка 4.7

Значение решения текстовых задач для умственного развития учащихся

Оценка 4.7
docx
13.09.2020
Значение решения текстовых задач для умственного развития учащихся
Значение решения текстовых задач для умственного развития учащихся.docx

Значение решения текстовых задач для умственного развития учащихся


Понятия «задача», «сюжетная задача», «текстовая задача» имеют различные трактовки и различные подходы. В словаре С.И.Ожегова задача трактуется как: «1) то, что требует исполнения, разрешения; 2) упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления; 3) сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения»

В педагогике понятие “задача” рассматривается в широком смысле при традиционном подходе: «вопрос, который представляет практический или теоретический интерес»; более узком – «цель действия, деятельности, данная в определённых условиях её достижения или «составная часть цели»

В обучении математике наиболее широкое распространение к понятию задачи получил подход Ю.М.Колягина. Он рассматривает задачу как задачную систему, состоящую из четырёх компонентов: условие, решение, обоснование и требование. На основании этого подхода математическая задача – задача, компоненты которой являются математическими объектами

Сюжетная задача – математическая задача, в которой описан жизненный сюжет, а именно, количественная сторона реальных процессов, явлений и ситуаций; она содержит требования найти искомую величину по данным в задаче величинам и связям между ними.

Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения

В дипломной работе, в определении этих понятий придерживаемся позиций Л.Л.Гуровой и Н.А.Жигачевой. «Задача – объект мыслительной деятельности, содержащей требование некоторого практического преобразования или ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих раскрыть связи (отношения) между известными и неизвестными ее элементами»

Текстовая задача – задача, условие и требование которой, представлены текстом, состоящим из повествовательных и вопросительных предложений.

Н.А.Жигачева отмечает, что «… сюжетная задача, во-первых, характеризуется описанием в ней конкретной сюжетной ситуации, во-вторых, наличием зависимости между величинами и их значениями» . Таким образом, понятие «текстовой задачи» является более широким, чем понятие «сюжетной задачи».

Роль текстовых задач в обучении математике велика. Решая задачи, учащиеся приобретают новые знания, готовятся к практической деятельности. Текстовые задачи являются богатейшим материалом, на котором решается важнейшая задача педагогики – развитие мышления и творческой активности учащихся. В процессе обучения учащиеся встречаются с различными типами задач, что исключает возможность выработки штампов и натаскивания в решении математических задач, т.к. учащиеся должны при решении каждой производить анализ условия и требования задачи, устанавливать связь между данными и искомыми, прежде чем выбрать то или иное действие для её решения.

В процессе решения задач реализуются образовательные, воспитательные и развивающие цели. Решение задач способствует формированию у учащихся полноценных знаний, определяемых программой. Решение задач позволяет углубить и расширить представления учащихся о жизни, формируют у них практические умения (оплатить счета, производить банковские операции, сделать ремонт в доме). Посредством задачи учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Содержание многих задач отражают труд человека, достижение науки и культуры. Процесс решения задачи оказывает положительное влияние на умственное развитие учащихся. Поэтому важно, что бы учитель имел глубокое представление о текстовой задаче, о её структуре, умел решать задачи различными способами. Текстовые задачи должны не только давать материал для мыслительной деятельности учащегося, но и вызывать чувство сопричастности к событиям, желание преодолевать трудности.

Однако в учебных пособиях число задач, действующих на эмоции ученика, создающих проблемную ситуацию, невелико. Предлагаются текстовые задачи элементарного содержания, т.е. с одной – двумя ситуациями. При этом упускается из вида главная задача в обучении математике – развитие логического мышления, которая предполагает умение учащихся оперировать с логическими цепочками умозаключений. Кроме этого страдает и практическая цель – научить школьников решать задачи из повседневной жизни, что связано с умением составить математическое описание модели.

Литература

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  2. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
  3. Колягин  Ю.М. Задачи в обучении математики. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся: часть 1 / Ю.М.Колягин. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с.
  4. СтудопедиЯ. – [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://studopedia.ru/
  5. Гурова Л.Л.  Психологический анализ решения задач. – Воронеж: Воронежский университет, 1976. – 327 с.
  6. Жигачёва Н.А. Графовое моделирование структур решений сюжетных задач в курсе алгебры 7 класса. Дис. канд. пенд. наук. – Омск, 2000. – 146 с.

10.09.2020


 

Скачано с www.znanio.ru

Значение решения текстовых задач для умственного развития учащихся

Значение решения текстовых задач для умственного развития учащихся

Посредством задачи учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами

Посредством задачи учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2020