Значение народной игры

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Подвижные игры представляли собой состязания: бег, прыжки, метание, стрельба из лука и различные ритуальные танцы. Характер игр зависел от географической среды обитания: у кочевников были распространены забавы с элементами верховой езды, у племен, живших у водоемов, - с плаванием, греблей.
Иконка файла материала Значение народной игры.doc
Значение народной игры Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Подвижные игры представляли собой состязания: бег, прыжки, метание, стрельба из лука и различные ритуальные танцы. Характер игр   зависел   от   географической   среды   обитания:   у   кочевников   были распространены   забавы   с   элементами   верховой   езды,   у   племен,   живших   у водоемов, ­ с плаванием, греблей. Игры   –   удивительно   совершенные   и   ценные   произведения   народного творчества,   которые   создавались   и   оттачивались   десятками   поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки обращения, с помощью них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют   все   психические   процессы   —   внимание,   память, воображение,   стимулируя   переход   детского   организма   на   более   высокую ступень   развития.   Они   являются   неотъемлемой   частью   художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника  К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Многие   исследователи   отмечают   такие   особенности   народных   игр,   как высокая   эмоциональная   насыщенность,   юмор,   связь   движений   со   словом, образность содержания.Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем   опыт   старшего   поколения.   В   народной   игре   есть   весь   арсенал необходимых   средств   для   формирования   человека   —   гражданина   своей страны. Пожалуй,   нет   сомнений,   что   подвижные   игры   необходимы   для физического развития ребенка. Они содержат едва ли не все естественные движения человека, сочетаемые в самых различных и постоянно меняющихся комбинациях:   бег,   ходьба,   прыжки,   метание   (лапта,   скакалка,   горелки, городки). Подвижные народные игры возникали свободно, продолжительность их не   была   регламентирована,   правила   складывались   по   общему   уговору участников игры: сколько раз забить мяч, сколько шагов сделать, куда можно убегать, сколько человек надо поймать, как наказать проигравшего (не поймал мяч — пробеги десять шагов). Сегодня мы с вами играем в эти игры и не задумываемся, откуда они к нам пришли, какую ценность имеют. Хотелось бы обратиться   к   вам   —   людям,   воспитывающим   младшее   поколение:   не забывайте народные игры. Игра — деятельность, с помощью которой дети впервые  вступают в общение   со   сверстниками.   Единая   задача,   совместные   усилия   к   ее достижению,   общие   интересы   и   переживания   сближают,   определенные правила   помогают   воспитывать   целеустремленность.   Ребенок   начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей   (не   закрыл   глаза   —   выходи   из   игры,   не   добежал   до   черты   — нарушил правила и т.д.). Задача взрослого — дать правильное направление, которое   способствовало   бы   восстановлению   между   детьми   добрых   чувств, основанных   на   дружбе,   доверии,   справедливости,   взаимной   выручке   и ответственности. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не всеумеют   считаться   с   мнением   товарища,   справедливо   разрешать   споры.   На помощь приходят мудрые народные считалки. Игра   является   способом   познания   окружающего   мира.   Малыши знакомятся с животными, птицами, насекомыми, их действиями, движениями, звуками, местом обитания. Например, можно привести некоторые игры. Волк и овцы Пасу, пасу овечек недалеко от речки, Волк за горою, серый за крутой И днем и ночью рыщет, Моих овечек ищет. А я волка не боюсь, Батожком оборонюсь, Кочережкой отобьюсь! Пастух и волк Пастух­пастушок, заиграй в рожок! Выгоняй скотинку на зеленую равнинку: Овечку — на речку, Свинку под осинку, Козочку — под горочку, Коровку — в дубровку, Лошадку — на травку. Игры отражали быт народа. Так, если отец или дедушка приносил из леса зайчика, лису, то хвост добычи служил забавой для маленького ребенка. Появились игры «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок». Огромное   познавательное   значение   для   ребенка   имели   самодельные игрушки из разных материалов (дерево, глина, камень, кость). Играли ими дети   начиная   с   двухлетнего   возраста.   Старшие   ребята   или   взрослыемастерили их специально для маленьких с любовью и душой. Сделанные из дерева,   они   согревали   и   успокаивали   малыша.   Свистульки,   дудки,   рожки помогали развивать слух, игрушки типа мельницы, волчка, юлы знакомили с элементами   техники.   Игрушек   было   мало,   и   дети   ценили   и   берегли   их. Старшие   дети   6—8   лет   сами   мастерили   себе   игрушки,   сначала   подражая взрослым,   затем   придумывая   что­то   свое.   Мальчики   при   помощи   ножа вырезали   из   куска  полена   разных   зверей:   мишек,  зайчиков.   Игрушки   были очень качественными и выразительными, некоторые из них дошли до наших дней.  Девочки  больше  были  с мамой  или  бабушкой  и всегда   помогали  по хозяйству:   шить,   вязать,   варить.   Они   рано   брались   за   иглу,   шили   куклам платья; играли в «дочки­матери», «свадьбу», «посиделки». Сопровождались забавы русскими песнями, которые ребята слышали от старших.   Наши   дети   сегодня   играют   молча.   В   редких   случаях   можно услышать современные песни, но они не отражают быта людей. Возрождение   народных   праздников   с   применением   игр   стало   характерным явлением   в   нашей   стране   в   последние   десятилетия.   Для   современных педагогов,   психологов,   исследователей   стала   бесспорной   необходимость привлечения   исконно   русских   игр   в   повседневную   жизнь   малыша, возрастающая в связи с преобладанием в сфере культурного досуга западных веяний. Традиционные   (народные)   игры   доступны   для   детей   начиная   с дошкольного возраста, но не менее интересны они и для взрослых. Поэтому возвращение этого вида деятельности очень важно и нужно в воспитательном процессе детского сада.