В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
Значимость чтения для обучения
В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а
иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что
чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется
сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете
его еще какоето время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя
в «самостоятельное плавание».
А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в
вашей помощи? Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте
разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости
возрождения традиции семейного чтения.
Отношение к книге и чтению зависит не только от психологических и индивидуальных
эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от
национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социальноисторических
предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым
понятием.
В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и
литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам
собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали
друг другу стихи или чтото романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги
читали вслух детям.
Чемто такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам.
Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей.
Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие
еще в 1950х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти
полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного
чтения?
Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на
вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало
ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем
нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую
и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует
сознательных и немалых усилий?
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в
жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к
чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе
жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 20 лет назад исследователи
доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных
способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей,
как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна
развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могутразвиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 1215 лет, а для
речевого развития — в 910 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное
время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное,
помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на
мир.
Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают
понастоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его
нравственности.
Создать условия для познавательной деятельности ребенка,
стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой
определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных
чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его
участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с
другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи,
источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы.
Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны
лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.
Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности,
побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения
литературы.
Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько
источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех
аспектах, потому что они обеспечивают:
интеллектуальное и эмоциональное развитие
развитие языка
социальное и образовательное развитие
влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и
помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это — первая ступень к грамотности и
обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное
количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте
вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку
формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.