"Значимость чтения для обучения"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 03.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
Иконка файла материала В вашей семье есть семейное чтение.docx
Значимость чтения для обучения В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое­то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей   помощи?   Вы   читали   ребенку,   пока   он   не   научился   делать   это   сам?   Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения. Отношение к книге и чтению зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных   особенностей   личности,   но   и   от   эпохи,   исторической   ситуации,   от национальной   культуры,   т.е.   от   совершенно   объективных   социально­исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием. В   девятнадцатом   веке   принято   было   читать   вслух.   Авторы   читали   в   салонах   и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что­то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям. Чем­то   такие   чтения   были   сродни   сегодняшнему   смотрению   телевизора   по   вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950­х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека   спустя,   возникла   и   укрепилась   идея   о   необходимости   возрождения   семейного чтения? Семейное   чтение   –   это   деятельность   и,   как   любая   деятельность,   требует   ответа   на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и   устаревшую   традицию,   для   которой   нет  ни   времени,   ни   условий,   и   которая  требует сознательных и немалых усилий? Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь   может   не   оставить   для   этого   времени.   Примерно   20   лет   назад   исследователи доказали,   что   чтение   является   главным   фактором   развития   уровня   мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как   умение   читать,   говорить,   существуют   чувствительные   фазы,   своеобразные «окна развития».   До   тех   пор,   пока   эти «окна» открыты,   названные   способности   могутразвиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12­15 лет, а для речевого развития — в 9­10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир. Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по­настоящему   заниматься   духовным   развитием   своего   ребенка,   формированием   его нравственности.   Создать   условия   для   познавательной   деятельности   ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений   реализуется   как   психологическая,   так   и   социальная   функции   общения.   Его участники   не   только   вступают   в   контакт   между   собой   и   отождествляют   себя   друг   с другом,   но   и   в   их   духовный   мир   входит   социально   значимые   нравственные   идеи, источником   которых   служат   явления   жизни,   отраженные   в   произведениях   литературы. Главным же  действующим  лицом в этом общении является  ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Поэтому   семейные   чтения   —   это   разговор   родителей   с   детьми   о   нравственности, побудительным   стимулом,   которого   является   совместное   прочтение   произведения литературы. Кроме   того,   в   век   новых   технологий   книги   остаются   и   останутся   не   столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:     интеллектуальное и эмоциональное развитие развитие языка социальное и образовательное развитие влияют на социализацию личности. Необходимо   предоставить   возможность   детям   всеми   путями   развивать   свое   чтение   и помочь   сформировать   любовь   к   книгам.   Ведь   это   —   первая   ступень   к   грамотности   и обучению   на   протяжении   всей   жизни.   Необходимо   помочь   детям   понять   огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе   с   детьми   и   обязательно   обсуждайте   прочитанное,   помогая   тем   самым   ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.