Автор: Аскерова Зумруд Фейзуллаевна
Организация: МБДОУ Детский сад «Росинка»
Населенный пункт: с. Берикей
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Сроки реализации: февраль 2021 года
Актуальность проекта:
Мир животных – ярок и разнообразен! Огромное количество животных и птиц обитает в разных природно-климатических зонах и, порою, с ними ассоциируется. Как представить Арктику без белого медведя, тайгу без Амурского тигра, пустыню без её «корабля» — верблюда?
Посредствам данного проекта нужно воспитать бережное отношение ко всему живому, обратить внимание детей на взаимодействие человека с живой природой, т.е. заложить основы экологического сознания. Вместе с тем, не менее важно объяснять зависимость внешнего вида животного, его образа жизни и повадок от окружающих его природных условий.
Цель проекта: познакомить детей с многообразием окружающего мира с учетом природно-климатических поясов через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
расширять и углублять представления детей о животных;
развитие у детей образного мышления, наблюдательности и воображения;
развивать коммуникативные и творческие способности детей;
привлечь родителей к участию в данном проекте.
Методы осуществления проекта:
дидактические, настольно печатные, сюжетно-ролевые игры;
чтение художественной литературы;
ООД, беседы по теме;
продуктивная деятельность;
рассматривание альбомов, иллюстраций, картинок по теме;
просмотр презентаций, видеофильмов;
отгадывание загадок.
Ожидаемые результаты:
возникновение интереса к миру животных;
обогащение знаний детей о мире животных;
высказывание самостоятельных суждений, умение обобщать;
воспитание уважительного отношения к природе.
сформируются знания детей, о разных животных, населяющих нашу землю.
Этапы работы над проектом:
1этап мотивационный
определение проблемы,
выбор цели проекта,
разработка методов и приемов работы,
оформление папки с изображением животных.
подбор и изучение методической литературы, пособий, сказок.
сбор материалов, мультимедийных презентаций.
Модель:
Что знаем? |
Что хотим узнать? |
С помощью чего узнаем? |
|
Животные бывают разные, дикие, домашние. Они красивые и злые. |
«Если животные такие разные, то … ПОЧЕМУ?». |
Через просмотр мультимедийных презентаций, картинок про животных и птиц. Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме. Посредствам художественного творчества (лепка, рисование, аппликация). Через художественное слово: сказки, рассказы, стихи |
|
|
|
||
2 этап основной
Социально-коммуникативное развитие |
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Физическое развитие |
Дидактические игры: -"Четвертый лишний", -"Узнай по описанию", -"У кого кто? ", -"Кто, где живет? ", -«Кто едет в зоопарк», - «Угадай и расскажи», «Травоядные и хищные». -лото «Животные» |
Образовательные события: - ФЭМП Работа в тетрадях -заштрихуй животных -графический диктант «Животные» |
Беседы: -«Дикие животные наших лесов зимой»; «Красная книга России»; «Польза от животных»; «Животные Севера»; «Животные жарких стран». |
Изобразительная деятельность:Рисование: «Нарисуй любимое животное, птицу» «Удивительный мир зверей» Лепка: «Животные наших лесов» Аппликация: «Животные Африки» с использованием ниток -коллаж «Африканские животные» Коллективная работа: «Царство диких животных» |
Подвижные народные игры: -«Совушка», «Коршун и наседка», «Волк во рву», «Охотники и звери». Подвижная игра с речевым сопровождением: -«Через лес», -«Летает – не летает», -«Медведи» Физ. минутки: «Обезьянки», «Слон», «Зайчата», «Дикие животные», «Конь». |
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин» «Путешествие в теплые страны» |
Рассматривание предметов:картинок, фотографий животных, книг, энциклопедий Просмотр мультимедийных презентаций: «Животные Арктики», «Животный мир Арктики и Антарктики», «Животные жарких стран», «Дикие животные» Просмотр видеофильмов ВВС о животных |
Чтение художественной литературы:Пришвин М. «Разговор птиц и зверей»; Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; -Житков Б. «Беспризорная кошка»; Р.н.с. «Зимовьё зверей» -Сборник рассказов о животных А. Барков; «Азбука живой природы», «Кто чем поёт» В. Бианки. |
Конструктивно-модельная деятельность:оригами: -мордочка любимого животного -«Белый медведь» |
|
Игры – драматизации: По сказке К.Чуковского «Телефон», Просмотр мультфильма «Путаница», Проблемно-игровые ситуации: «Что бы было, если бы белый медведь оказался в пустыне?», -«Что случится, если белочка не успеет сделать запасы?», - «Что произойдет, если у овечки не отрастет шерстка?» |
Чтение русских народных сказок: -«Сказки о животных» Л. Толстой; -«Лучшие сказки» В. Бианки. |
Ручной труд (природный, подручный материал): -работа по ручному труду "Корова" |
||
ОБЖ: - Беседа: «Контакты с животными» |
Чтение стихотворений Б. Заходера «На свете все нужны» |
Музыкальная деятельность:Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд». |
||
Рассматривание иллюстраций: Животные Африки, Севера, наших лесов. |
Хороводные игры: «Хоровод зверей» |
|
||
Составление творческих рассказов: «Мое любимое животное» |
Отгадывание загадок: Про животных. |
Составление рассказа по сюжетным картинкам о животных |
3 этап заключительный
итоговая ООД «Удивительный мир животных»
папки-книжки «Удивительный мир животных»
Работа с родителями
привлечь родителей к сбору информации о животных для создания папки-книжки «Удивительный мир животных»;
пополнение книжного уголка книгами о животных;
предложить родителям дома вместе с детьми нарисовать рисунок «Удивительный мир животных».
Продукт проекта
выставка рисунков «Удивительный мир животных» совместно с родителями;
создание каротек «Животные планеты Земля», «Насекомые планеты земля»
создания папки-книжки «Удивительный мир животных».
Дальнейшая перспектива
продолжать изучение мира животных.
презентация результатов исследовательской деятельности родителям;
распространение методического материала(публикации).
Литература
Скоролупова О. А. «Дикие животные». М.: Издательство Скрипторий, 2006.
Горькова Л. Г., А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
И. А. Гурина. Уроки о животных «Лесные жители»
А. П. Савина. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Т. А. Кудряцова. «Я живу в России».
Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу»
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседа о животных жарких стран.
Цель: уточнить с детьми названия животных жарких стран и их
детенышей уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные
повадки образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова учить детей
понимать и объяснять значение крылатых выражений закрепить словарь по данной
теме.
Оборудование: демонстрационный материал картинки с изображением животных жарких
стран раздаточный материал картинки с изображением какой - либо части тела
животного.
Ход
Организационный момент.
В джунглях звон везде летит,
Если слон во всю трубит.
А у жирафа шея длинная,
И все видать ему вокруг.
У зебры грива лошадиная,
Она для всех хороший друг.
А по пустыне поутру
Легко скакала кенгуру.
От солнца все в глазах искрится.
С тигрятами лежит тигрица.
В далекой Африке за всех
Отвечает храбрый лев.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных)
А как вы думаете, где они живут? (В Африке)
Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг то желтые, мелкие,
нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит
жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена
тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные.
Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно.
Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка.
Кроме Африки есть и другие жаркие страны Австралия, Индия, Южная Америка, где
живут эти животные.
Существует два вида слонов: африканские самые крупные животные. Индийские
меньше. Слон громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти.
Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения,
подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью.
Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками
выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон очень умное
животное. Логопед загадывает загадку:
Кто имеет один рог? Отгадайте... (Носорог) (Выставляется картинка)
Почему он так называется?
А это кто? (Бегемот)
Дети сравнивают двух животных. (Различия: носорог большую часть времени
проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у
бегемота коричневый. У носорога есть рога или рог, а у бегемота нет. Сходство:
они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью)
Выставляется картинка Кенгуру.
Дети рассказывают об этом животном и логопед обобщает:
Кенгуру животное Австралии. Передвигается прыжками, у него мощные сильные
задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у
кенгуру сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру это травоядное
животное.
Логопед загадывает загадки: Это зверь какой - то странный, Шея, как стрела у
крана. Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложится... (Жираф) (Выставляется
картинка)
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (Зебра) (Выставляется картинка)
Дети сравнивают двух животных. Выставляется картинка Верблюд.
Верблюды бывают двух видов: одно и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих
песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы,
наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья жир их прокормит.
Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.
Каких еще животных жарких стран вы знаете?
Что можете о них рассказать?
Дидактическая игра Кто у кого?
У львицы львенок, львята.
У тигрицы тигренок, тигрята.
У слонихи слоненок, слонята.
У жирафа жирафенок, жирафята.
У верблюдицы верблюжонок, верблюжата.
У кенгуру кенгуренок, кенгурята.
У зебры зебренок, зебрята.
Физкультминутка Чудесное превращение
Дилы - дилы - дилы появились крокодилы, Дети изображают дремлющего крокодила.
Моты - моты - моты появились бегемоты. Показывают, как шагают бегемоты, как
широко они открывают рты.
Афы - афы - афы жуют листики жирафы. Дети тянутся вверх, изображая жирафов.
Ны - ны - ны водой брызгают слоны. Надувают щеки, как бы набирая воду, затем,
брызгают.
Яны - яны - яны по веткам скачут обезьяны. Дети изображают скачущих обезьян.
Дидактическая игра: Добавь словечко
В Африке живут ловкие, хвостатые... (Обезьяны)
В Африке живут большие, толстокожие... (Бегемоты)
В Африке живут сильные, гривастые... (Львы)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые... (Зебры)
В Африке живут пятнистые, длинношеие... (Жирафы)
А также выносливые, двугорбые... (Верблюды)
И еще огромные, сильные... (Слоны)
Дидактическая игра: Чье это?
У детей на столах лежат карточки с изображением какой - либо части тела
животного. Грива чья? львиная. Шея чья? жирафа. Хвост чей? обезьяний. Хобот
чей? слоновый. Горб чей? верблюжий.
Дидактическая игра Составь слово Образование сложных слов.
У жирафа длинная шея жираф какой?
У бегемота толстые ноги...
У льва густая грива...
У обезьяны длинный хвост...
У верблюда два горба...
У слона большие уши...
Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением,
внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства
он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я
вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно
подходит.
Львиная грива. (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа,
много волос)
Крокодиловы слезы. (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы)
Топает, как слон. (Это человек с тяжелой походкой)
Кожа, как у бегемота. (О человеке, которого ничем не удивишь)
Обезьяньи ужимки. (Так говорят о том, кто любит кривляться)
Черепаший шаг. (Человек, который очень медленно ходит)
Волчий аппетит. (Очень голодный человек)
Итог.
Уточнить названия животных жарких стран, их строение, внешние признаки, чем
питаются, характерные повадки. Уточнить, почему животные называются домашние и
дикие. Подобрать эпитеты к каждому животному.
Конспект НОД по развитию речи «Животные Севера»
Цель: учить составлять рассказ-описание о животном по плану, используя разнообразные грамматические конструкции в речевых высказываниях, развивать диалогическую речь детей.
Задачи: - уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах;
- активизировать в речи детей прилагательные и глаголы;
- обогащать словарный запас детей;
- учить рассказывать с опорой на схему;
- воспитывать у детей интерес к жизни животных.
Ход занятия.
Орг. момент.
Закрепление изученных знаний
- Ребята, любите ли вы путешествовать?
- Где мы с вами побывали на прошлом занятии? (В Африке)
- Кого там повстречали? Хотите сегодня отправиться в путешествие? - - Тогда самолеты отправляются в полет. Заводим моторы. Полетели!
Введение в игровую ситуацию.
Демонстрация иллюстрации с изображением севера
– Где же мы оказались? (на севере) Как вы догадались, что это Север? Расскажите. (На севере очень холодно. Лёд здесь никогда не тает.
Зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в небе бывает северное полярное сияние. Небо переливается разноцветными огнями. Очень красиво.)
- Что нам нужно сделать, чтобы не замерзнуть? (тепло одеться)
- Какая одежда нам пригодиться? (картинки с изображением различной одежды, выбирать только ту, которая пригодится).
- А кого же мы можем здесь встретить? (ответы детей)
Демонстрация фрагмента м/ф «Умка».
На севере белый мишутка живет,
Но только как бурый, он мед не сосет.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать и жить не тужить.
- А вот и сам Умка (демонстрация игрушки).
Составление рассказов о животных севера.
- Наш Умка очень грустный. Давайте расскажем о нем, похвалим его. Может быть тогда его настроение улучшится! (составление описательного рассказа об игрушке)
Физминутка «МЕДВЕЖОНОК»
Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши,
(помахать рукой)
Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши.
(Дотронуться до уха)
А потом на барабане, медвежонок, поиграй.
(постучать по ногам)
Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай!
(положить голову на руки и закрыть глаза)
- У Умки много друзей. Он хочет вас познакомить с ними. А мы поможем о них рассказать.
Помогут нам в этом картинки. Вот эта картинка обозначает, что мы должны рассказать, как выглядит животное, описать его внешний вид. На второй картинке нарисован дом, значит надо рассказывать, как живёт это животное. На третьей картинке изображены мама, папа, ребёнок, надо рассказывать о семье, о детёнышах. На четвёртой картинке изображена тарелка, мы расскажем о том, чем питается животное.
Демонстрация изображения моржа.
- Вы узнали это животное?
Грозный морж
На льдине – грозный морж,
И каждый клык – как нож.
Верней, как пика клык,
А может быть, как штык.
Попробуй-ка медведь,
Такого одолеть.
И потому медведь,
Чем дело с ним иметь,
Обходит стороной
Тот угол ледяной.
Дети по схеме рассказывают о морже.
*Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные, толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.
- Вы сказали, что на Севере тюлени живут, поговорим о них.
Демонстрация изображения тюленя.
Может плавать целый день
В ледяной воде тюлень!
На холодном льду лежит,
И не мёрзнет, не дрожит.
Дети по схеме рассказывают о тюленях.
*Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы-вибриссы.
- Кто же еще живет на севере. Это песец.
Демонстрация изображения песца.
Расскажите о нем.
Дети по схеме рассказывают о песце.
*Песец – полярная лисица. Видит в темноте. У него длинный, густой, красивый мех. Он хищник, ест грызунов.
Демонстрация изображения полярной свы.
Дети по схеме рассказывают о полярной сове.
*Полярная сова – летает бесшумно, видит в темноте, называется пернатая кошка. Сова белый наряд сохраняет круглый год.
- Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? (Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга).
Игра «Сложи картинку»
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сложи картинку». Надо сложить части так, чтобы получилось изображение северного животного, у каждого своё. Когда все сложат свою картинку, вы назовёте кто у вас получился.
Работа на раздаточных листах.
- Кого вы видите на картинке? Кого еще можно нарисовать? Можете дома раскрасить эту картинку.
Итог занятия.
2. Физкультминутки.
1 «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
2 «Весело в лесу» Зайцы утром рано встали,
(Ходьб
а на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
«Жираф»
Рвать цветы легко и просто (взмахи руками перед собой)
Детям маленького роста. (приседают)
Но тому, кто так высок, (тянутся руками вверх)
Нелегко сорвать цветок!
«Черепаха»
Черепаха всех смешит, (медленно идут по кругу)
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому, (приседают, прикрывают голову руками)
Кто всегда в своем дому?
«Пингвины»
Идут вразвалочку пингвины (идут друг за другом)
По огромной белой льдине.
Друг за другом, все гуськом,
По снегу прямо босиком.
Вот и море, остановка. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг)
Начинают подготовку.
Чтоб рачка в воде поймать,
Нужно воздуха набрать. (надувают щеки)
Растопырить крылышки (руки вдоль туловища, раздвигают пальцы)
И расправить перышки.
На севере белый мишутка живет, (идут по кругу)
Но только, как бурый, он мед не сосет. (повороты туловища)
Наш Умка пытается рыбку ловить, (изображают лов рыбы)
Чтоб вкусно покушать и жить – не тужить. (гладят себя по животу)
Автор: Бормакова Светлана Сергеевна
Организация: МДОУ «Детский сад №144»
Населенный пункт: г. Саратов
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Сроки реализации: февраль 2021 года
Актуальность проекта:
Мир животных – ярок и разнообразен! Огромное количество животных и птиц обитает в разных природно-климатических зонах и, порою, с ними ассоциируется. Как представить Арктику без белого медведя, тайгу без Амурского тигра, пустыню без её «корабля» — верблюда?
Посредствам данного проекта нужно воспитать бережное отношение ко всему живому, обратить внимание детей на взаимодействие человека с живой природой, т.е. заложить основы экологического сознания. Вместе с тем, не менее важно объяснять зависимость внешнего вида животного, его образа жизни и повадок от окружающих его природных условий.
Цель проекта: познакомить детей с многообразием окружающего мира с учетом природно-климатических поясов через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
расширять и углублять представления детей о животных;
развитие у детей образного мышления, наблюдательности и воображения;
развивать коммуникативные и творческие способности детей;
привлечь родителей к участию в данном проекте.
Методы осуществления проекта:
дидактические, настольно печатные, сюжетно-ролевые игры;
чтение художественной литературы;
ООД, беседы по теме;
продуктивная деятельность;
рассматривание альбомов, иллюстраций, картинок по теме;
просмотр презентаций, видеофильмов;
отгадывание загадок.
Ожидаемые результаты:
возникновение интереса к миру животных;
обогащение знаний детей о мире животных;
высказывание самостоятельных суждений, умение обобщать;
воспитание уважительного отношения к природе.
сформируются знания детей, о разных животных, населяющих нашу землю.
Этапы работы над проектом:
1этап мотивационный
определение проблемы,
выбор цели проекта,
разработка методов и приемов работы,
оформление папки с изображением животных.
подбор и изучение методической литературы, пособий, сказок.
сбор материалов, мультимедийных презентаций.
Модель:
Что знаем? |
Что хотим узнать? |
С помощью чего узнаем? |
|
Животные бывают разные, дикие, домашние. Они красивые и злые. |
«Если животные такие разные, то … ПОЧЕМУ?». |
Через просмотр мультимедийных презентаций, картинок про животных и птиц. Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме. Посредствам художественного творчества (лепка, рисование, аппликация). Через художественное слово: сказки, рассказы, стихи |
|
|
|
||
2 этап основной
Социально-коммуникативное развитие |
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Физическое развитие |
Дидактические игры: -"Четвертый лишний", -"Узнай по описанию", -"У кого кто? ", -"Кто, где живет? ", -«Кто едет в зоопарк», - «Угадай и расскажи», «Травоядные и хищные». -лото «Животные» |
Образовательные события: - ФЭМП Работа в тетрадях -заштрихуй животных -графический диктант «Животные» |
Беседы: -«Дикие животные наших лесов зимой»; «Красная книга России»; «Польза от животных»; «Животные Севера»; «Животные жарких стран». |
Изобразительная деятельность:Рисование: «Нарисуй любимое животное, птицу» «Удивительный мир зверей» Лепка: «Животные наших лесов» Аппликация: «Животные Африки» с использованием ниток -коллаж «Африканские животные» Коллективная работа: «Царство диких животных» |
Подвижные народные игры: -«Совушка», «Коршун и наседка», «Волк во рву», «Охотники и звери». Подвижная игра с речевым сопровождением: -«Через лес», -«Летает – не летает», -«Медведи» Физ. минутки: «Обезьянки», «Слон», «Зайчата», «Дикие животные», «Конь». |
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин» «Путешествие в теплые страны» |
Рассматривание предметов:картинок, фотографий животных, книг, энциклопедий Просмотр мультимедийных презентаций: «Животные Арктики», «Животный мир Арктики и Антарктики», «Животные жарких стран», «Дикие животные» Просмотр видеофильмов ВВС о животных |
Чтение художественной литературы:Пришвин М. «Разговор птиц и зверей»; Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; -Житков Б. «Беспризорная кошка»; Р.н.с. «Зимовьё зверей» -Сборник рассказов о животных А. Барков; «Азбука живой природы», «Кто чем поёт» В. Бианки. |
Конструктивно-модельная деятельность:оригами: -мордочка любимого животного -«Белый медведь» |
|
Игры – драматизации: По сказке К.Чуковского «Телефон», Просмотр мультфильма «Путаница», Проблемно-игровые ситуации: «Что бы было, если бы белый медведь оказался в пустыне?», -«Что случится, если белочка не успеет сделать запасы?», - «Что произойдет, если у овечки не отрастет шерстка?» |
Чтение русских народных сказок: -«Сказки о животных» Л. Толстой; -«Лучшие сказки» В. Бианки. |
Ручной труд (природный, подручный материал): -работа по ручному труду "Корова" |
||
ОБЖ: - Беседа: «Контакты с животными» |
Чтение стихотворений Б. Заходера «На свете все нужны» |
Музыкальная деятельность:Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд». |
||
Рассматривание иллюстраций: Животные Африки, Севера, наших лесов. |
Хороводные игры: «Хоровод зверей» |
|
||
Составление творческих рассказов: «Мое любимое животное» |
Отгадывание загадок: Про животных. |
Составление рассказа по сюжетным картинкам о животных |
3 этап заключительный
итоговая ООД «Удивительный мир животных»
папки-книжки «Удивительный мир животных»
Работа с родителями
привлечь родителей к сбору информации о животных для создания папки-книжки «Удивительный мир животных»;
пополнение книжного уголка книгами о животных;
предложить родителям дома вместе с детьми нарисовать рисунок «Удивительный мир животных».
Продукт проекта
выставка рисунков «Удивительный мир животных» совместно с родителями;
создание каротек «Животные планеты Земля», «Насекомые планеты земля»
создания папки-книжки «Удивительный мир животных».
Дальнейшая перспектива
продолжать изучение мира животных.
презентация результатов исследовательской деятельности родителям;
распространение методического материала(публикации).
Литература
Скоролупова О. А. «Дикие животные». М.: Издательство Скрипторий, 2006.
Горькова Л. Г., А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
И. А. Гурина. Уроки о животных «Лесные жители»
А. П. Савина. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
Т. А. Кудряцова. «Я живу в России».
Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу»
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседа о животных жарких стран.
Цель: уточнить с детьми названия животных жарких стран и их
детенышей уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные
повадки образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова учить детей
понимать и объяснять значение крылатых выражений закрепить словарь по данной
теме.
Оборудование: демонстрационный материал картинки с изображением животных жарких
стран раздаточный материал картинки с изображением какой - либо части тела
животного.
Ход
Организационный момент.
В джунглях звон везде летит,
Если слон во всю трубит.
А у жирафа шея длинная,
И все видать ему вокруг.
У зебры грива лошадиная,
Она для всех хороший друг.
А по пустыне поутру
Легко скакала кенгуру.
От солнца все в глазах искрится.
С тигрятами лежит тигрица.
В далекой Африке за всех
Отвечает храбрый лев.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных)
А как вы думаете, где они живут? (В Африке)
Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг то желтые, мелкие,
нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит
жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена
тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные.
Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно.
Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка.
Кроме Африки есть и другие жаркие страны Австралия, Индия, Южная Америка, где
живут эти животные.
Существует два вида слонов: африканские самые крупные животные. Индийские меньше.
Слон громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот
длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения,
подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью.
Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками
выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон очень умное
животное. Логопед загадывает загадку:
Кто имеет один рог? Отгадайте... (Носорог) (Выставляется картинка)
Почему он так называется?
А это кто? (Бегемот)
Дети сравнивают двух животных. (Различия: носорог большую часть времени
проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у
бегемота коричневый. У носорога есть рога или рог, а у бегемота нет. Сходство:
они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью)
Выставляется картинка Кенгуру.
Дети рассказывают об этом животном и логопед обобщает:
Кенгуру животное Австралии. Передвигается прыжками, у него мощные сильные
задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у
кенгуру сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру это травоядное
животное.
Логопед загадывает загадки: Это зверь какой - то странный, Шея, как стрела у
крана. Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложится... (Жираф) (Выставляется
картинка)
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (Зебра) (Выставляется картинка)
Дети сравнивают двух животных. Выставляется картинка Верблюд.
Верблюды бывают двух видов: одно и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих
песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы,
наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья жир их прокормит.
Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.
Каких еще животных жарких стран вы знаете?
Что можете о них рассказать?
Дидактическая игра Кто у кого?
У львицы львенок, львята.
У тигрицы тигренок, тигрята.
У слонихи слоненок, слонята.
У жирафа жирафенок, жирафята.
У верблюдицы верблюжонок, верблюжата.
У кенгуру кенгуренок, кенгурята.
У зебры зебренок, зебрята.
Физкультминутка Чудесное превращение
Дилы - дилы - дилы появились крокодилы, Дети изображают дремлющего крокодила.
Моты - моты - моты появились бегемоты. Показывают, как шагают бегемоты, как
широко они открывают рты.
Афы - афы - афы жуют листики жирафы. Дети тянутся вверх, изображая жирафов.
Ны - ны - ны водой брызгают слоны. Надувают щеки, как бы набирая воду, затем,
брызгают.
Яны - яны - яны по веткам скачут обезьяны. Дети изображают скачущих обезьян.
Дидактическая игра: Добавь словечко
В Африке живут ловкие, хвостатые... (Обезьяны)
В Африке живут большие, толстокожие... (Бегемоты)
В Африке живут сильные, гривастые... (Львы)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые... (Зебры)
В Африке живут пятнистые, длинношеие... (Жирафы)
А также выносливые, двугорбые... (Верблюды)
И еще огромные, сильные... (Слоны)
Дидактическая игра: Чье это?
У детей на столах лежат карточки с изображением какой - либо части тела
животного. Грива чья? львиная. Шея чья? жирафа. Хвост чей? обезьяний. Хобот
чей? слоновый. Горб чей? верблюжий.
Дидактическая игра Составь слово Образование сложных слов.
У жирафа длинная шея жираф какой?
У бегемота толстые ноги...
У льва густая грива...
У обезьяны длинный хвост...
У верблюда два горба...
У слона большие уши...
Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением,
внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства
он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я
вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно
подходит.
Львиная грива. (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа,
много волос)
Крокодиловы слезы. (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы)
Топает, как слон. (Это человек с тяжелой походкой)
Кожа, как у бегемота. (О человеке, которого ничем не удивишь)
Обезьяньи ужимки. (Так говорят о том, кто любит кривляться)
Черепаший шаг. (Человек, который очень медленно ходит)
Волчий аппетит. (Очень голодный человек)
Итог.
Уточнить названия животных жарких стран, их строение, внешние признаки, чем
питаются, характерные повадки. Уточнить, почему животные называются домашние и
дикие. Подобрать эпитеты к каждому животному.
Конспект НОД по развитию речи «Животные Севера»
Цель: учить составлять рассказ-описание о животном по плану, используя разнообразные грамматические конструкции в речевых высказываниях, развивать диалогическую речь детей.
Задачи: - уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах;
- активизировать в речи детей прилагательные и глаголы;
- обогащать словарный запас детей;
- учить рассказывать с опорой на схему;
- воспитывать у детей интерес к жизни животных.
Ход занятия.
Орг. момент.
Закрепление изученных знаний
- Ребята, любите ли вы путешествовать?
- Где мы с вами побывали на прошлом занятии? (В Африке)
- Кого там повстречали? Хотите сегодня отправиться в путешествие? - - Тогда самолеты отправляются в полет. Заводим моторы. Полетели!
Введение в игровую ситуацию.
Демонстрация иллюстрации с изображением севера
– Где же мы оказались? (на севере) Как вы догадались, что это Север? Расскажите. (На севере очень холодно. Лёд здесь никогда не тает.
Зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в небе бывает северное полярное сияние. Небо переливается разноцветными огнями. Очень красиво.)
- Что нам нужно сделать, чтобы не замерзнуть? (тепло одеться)
- Какая одежда нам пригодиться? (картинки с изображением различной одежды, выбирать только ту, которая пригодится).
- А кого же мы можем здесь встретить? (ответы детей)
Демонстрация фрагмента м/ф «Умка».
На севере белый мишутка живет,
Но только как бурый, он мед не сосет.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать и жить не тужить.
- А вот и сам Умка (демонстрация игрушки).
Составление рассказов о животных севера.
- Наш Умка очень грустный. Давайте расскажем о нем, похвалим его. Может быть тогда его настроение улучшится! (составление описательного рассказа об игрушке)
Физминутка «МЕДВЕЖОНОК»
Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши,
(помахать рукой)
Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши.
(Дотронуться до уха)
А потом на барабане, медвежонок, поиграй.
(постучать по ногам)
Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай!
(положить голову на руки и закрыть глаза)
- У Умки много друзей. Он хочет вас познакомить с ними. А мы поможем о них рассказать.
Помогут нам в этом картинки. Вот эта картинка обозначает, что мы должны рассказать, как выглядит животное, описать его внешний вид. На второй картинке нарисован дом, значит надо рассказывать, как живёт это животное. На третьей картинке изображены мама, папа, ребёнок, надо рассказывать о семье, о детёнышах. На четвёртой картинке изображена тарелка, мы расскажем о том, чем питается животное.
Демонстрация изображения моржа.
- Вы узнали это животное?
Грозный морж
На льдине – грозный морж,
И каждый клык – как нож.
Верней, как пика клык,
А может быть, как штык.
Попробуй-ка медведь,
Такого одолеть.
И потому медведь,
Чем дело с ним иметь,
Обходит стороной
Тот угол ледяной.
Дети по схеме рассказывают о морже.
*Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные, толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.
- Вы сказали, что на Севере тюлени живут, поговорим о них.
Демонстрация изображения тюленя.
Может плавать целый день
В ледяной воде тюлень!
На холодном льду лежит,
И не мёрзнет, не дрожит.
Дети по схеме рассказывают о тюленях.
*Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы-вибриссы.
- Кто же еще живет на севере. Это песец.
Демонстрация изображения песца.
Расскажите о нем.
Дети по схеме рассказывают о песце.
*Песец – полярная лисица. Видит в темноте. У него длинный, густой, красивый мех. Он хищник, ест грызунов.
Демонстрация изображения полярной свы.
Дети по схеме рассказывают о полярной сове.
*Полярная сова – летает бесшумно, видит в темноте, называется пернатая кошка. Сова белый наряд сохраняет круглый год.
- Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? (Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга).
Игра «Сложи картинку»
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сложи картинку». Надо сложить части так, чтобы получилось изображение северного животного, у каждого своё. Когда все сложат свою картинку, вы назовёте кто у вас получился.
Работа на раздаточных листах.
- Кого вы видите на картинке? Кого еще можно нарисовать? Можете дома раскрасить эту картинку.
Итог занятия.
2. Физкультминутки.
1 «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
2 «Весело в лесу» Зайцы утром рано встали,
(Ходьб
а на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
«Жираф»
Рвать цветы легко и просто (взмахи руками перед собой)
Детям маленького роста. (приседают)
Но тому, кто так высок, (тянутся руками вверх)
Нелегко сорвать цветок!
«Черепаха»
Черепаха всех смешит, (медленно идут по кругу)
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому, (приседают, прикрывают голову руками)
Кто всегда в своем дому?
«Пингвины»
Идут вразвалочку пингвины (идут друг за другом)
По огромной белой льдине.
Друг за другом, все гуськом,
По снегу прямо босиком.
Вот и море, остановка. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг)
Начинают подготовку.
Чтоб рачка в воде поймать,
Нужно воздуха набрать. (надувают щеки)
Растопырить крылышки (руки вдоль туловища, раздвигают пальцы)
И расправить перышки.
На севере белый мишутка живет, (идут по кругу)
Но только, как бурый, он мед не сосет. (повороты туловища)
Наш Умка пытается рыбку ловить, (изображают лов рыбы)
Чтоб вкусно покушать и жить – не тужить. (гладят себя по животу)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.