Автор: Аскерова Зумруд Фейзуллаевна
Организация: МБДОУ Детский сад «Росинка»
Населенный пункт: с.Берикей
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи: Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида птиц.
Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.
Словарная работа: существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает.
Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.
Оборудование: картины с изображением зимующих птиц, два одинаковых мешочка из тонкой ткани, наполненные зернами разных растений, поднос, емкости с зернами риса и пшена.
Литература:
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду». Москва, «Мозаика-Синтез», 2005г.
2. Л. Г. Селихова «Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи». Издательство «Мозаика-Синтез», 2005г.
3. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». «ВАКО» Москва, 2005г.
Ход занятия:
1.Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я вошла в группу, на приоткрытом окне сидит Каркуша, в клюве у нее конверт. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим. (Воспитатель загадывает загадки). При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.
1. В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Назови его скорее
Кто там скачет? (воробей).
2. Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика, (синица)
3. Грудка ярче, чем заря
У кого? (У снегиря.)
4. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее. (Ворона)
5. Всех я за день навещу
Все, что знаю растрещу (сорока)
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки.
Воспитатель: Ребята, а как можно назвать одним словом этих птиц?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А почему их называют зимующими?
Дети: Потому что они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц?
Дети: Туловище, крылья, клюв, перья, лапы, хвостик.
Воспитатель: Молодцы. А чем они отличаются?
Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.
Воспитатель: Ребята, как живётся птицам зимой?
Дети: Трудно-голодно и холодно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Снег укрыл землю, зёрнышек не найти.
Воспитатель: Правильно, поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А, как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Покормить их.
Воспитатель: А чем люди кормят птиц?
Дети: Семечками, крупой, крошкой, салом.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас покажу пшено и рис. Опишите мне их.
Дети: Пшено мелкое и жёлтое, а рис крупный и белый.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь». Возьмите мешочек в руки, в них насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках? (спрашипаю 2-3 детей).
А теперь развяжите мешочек и посмотрите правильно ли определили.
Дети развязывают мешочки и называют, что в них.
Воспитатель: Все мешочки положите на поднос. Молодцы, вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Крылья мы сложим назад.
В.- Каркуша предлагает поиграть в игру «Скажи одним словом». Она вам будет задавать вопрос, а вы джолжны будете на него ответить одним словом. Готовы?
К. –Ребята, подскажите мне если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая).
- Если у синицы желтая грудка, то она какая? (Желтогрудая).
- Если у снегиря красная грудь, он какой? (Красногрудый).
- Если у вороны черное крыло, то она какая? (Чернокрылая).
- Как подает голос ворона? (Кар – кар).
- Значит, она что делает? (Каркает).
- Как подает голос синица? (Синь - синь – синь).
- Что она делает? (Свистит).
- Как подает голос воробей? (Чик-чирик).
- Что он делает? (Чирикает).
Воспитатель: А в следующем задании, ребята, Каркуша просит вас исправить ошибки в предложениях.
Чёрный ворона-чёрная ворона.
Сорока сидел на заборе-…
Ворона чирикала на солнышке-…
Снегирь клевала хлеб-…
Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.
«Снегирь. (По Ю. Дмитриеву)»
«Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.»
Вопросы:
1. Как выглядят снегири.
2. Когда появляются в наших местах снегири?
3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Каркуша вам приготовила вам ещё одно задание. В конвертах, что у вас на столах, лежат разрезные картинки, на которых изображены птицы. Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица. (Работа в парах)
Воспитатель: Какие вы молодцы, все справились с заданием.
Итог. Оценка деятельности детей.
- О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? (О зимующих.)
- Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.
- Как люди должны помогать птицам? Почему? (Делать скворечники, кормушки, кормить).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.