ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ РОСПИСЬЮ «ХОХЛОМА»
Оценка 4.9

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ РОСПИСЬЮ «ХОХЛОМА»

Оценка 4.9
docx
16.12.2022
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ РОСПИСЬЮ «ХОХЛОМА»
24.docx

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ РОСПИСЬЮ «ХОХЛОМА»

. «...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, В начале нового тысячелетия в истории России наступает эпоха формирования нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества. [2] По мнению отечественных педагогов, исследователей русского народного творчества Н.П. Сакулиной, В.А. Флериной, А.П. Усовой и др., ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. Обращение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание. Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы духовнонравственного воспитания. Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе приобщения ребенка к национальной культуре, в частности через знакомство с произведениями русского народного творчества, а именно с росписью по дереву, глине, металлу. Роспись является едва ли не одним из древних видов искусства. Человек издавна старался украсить свое жилище, быт и делал он это с помощью материала, который находился с ним рядом, т.е. под руками: дерево, глина, тесто, береста, ткань и т.д. С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческого проекта «Золотая хохлома», целью которого является формирование у детей любви и уважения к народному искусству, частности – народному промыслу - хохлома; дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям. Задачами являлось: • Знакомство детей с историей хохломской росписи. • Развитие умения рисовать простейшие элементы хохломской росписи. • Формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов. • Воспитывать любовь к искусству народных мастеров. Удивительные узоры «золотой» хохломской росписи, вобравшие в себя всю красу земли русской, дают необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, находя элементы хохломской росписи в окружающей мире, дети учатся чувствовать родную русскую природу, у них возникает желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор с цветами и ягодами. Для этого был подобран необходимый методический материал, наглядные пособия, предметы декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с русскими народными промыслами и видами росписи происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности. В рамках данного проекта «Золотая хохлома» были проведены занятия по развитию речи, рисованию и лепке. На занятиях по развитию речи дети познакомились с историей возникновения деревянной ложки, о композиции и колорите хохломского узора, дидактической игрой «Народные промыслы». На занятии по изобразительной деятельности мы рассмотрели последовательность рисования элементов хохломской росписи, вырезали заготовки ложек и расписали их. На лепке детям было предложено знакомство с хохломской росписью тарелок. Дети учились изображать элементы при помощи пластилина. На занятии были закреплены приемы раскатывания и скатывания, развитие чувства композиции, умения красиво располагать узор на заданном силуэте. В рамках данного проекта дети познакомились с произведениями Н. Бедник «Хохлома» [3] (об истории хохломской росписи); узнали о судьбе Семёна Ложкаря, о которой поведал нижегородский писатель, сказочник и краевед Сергей Васильевич Афоньшин в «Легенде о Семене-ложкаре». Прочитали множество загадок и стихов о хохломе. Также дети познакомились с профессией художника росписи по дереву. Для родителей воспитанников была оформлена наглядная информация в виде консультации «Знакомство детей с хохломской росписью». Главная цель нашей работы по данному направлению в искусстве - создание благоприятных условий для духовно-нравственного развития детей, формирование у них любви к Родине, родному краю, интереса к истории православной культуры. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистичное в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, мы думаем, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров. Это сделано столь умело, нарядно, празднично, что, глядя на красивые узоры, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима детям.[4] В заключении мы спросили себя: «Что же нового мы узнали о Хохломе?» Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома. Хохлома ты моя золотая, Твой характер цветист без прикрас, Над Россией жар-птицей взлетая, Ты волнуешь придирчивый глаз. Чтоб светлели суровые лица, Украшай вдохновенно дома, Чудодействуй в веках, мастерица, Золотая моя Хохлома! П. Синяковский Список литературы: 1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с. 2. Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2016/03/13/vliyanie-narodnogo-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-na-duhovno 3. Бедник, Н. Хохлома. Художник Л. Солодовникова. Л.: Художник РСФСР. 1980 г. 4. Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Режим доступа: http://www.maam.ru/ detskijsad/vlijanie-narodnogo-dekorativno-prikladnogo-iskustva-na-duhovno-nravstvenoevospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html


 

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ

Задачами являлось: • Знакомство детей с историей хохломской росписи

Задачами являлось: • Знакомство детей с историей хохломской росписи

Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа

Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022