Каждый из нас с вами живет на большой территории Российской Федерации, которая состоит из республик, регионов, краёв, областей и округов, включающие в себя множество городов. И эту часть России называют малой Родиной. И у каждого из нас есть малая Родина, в которой мы проживаем. И мы, как граждане, должны не только любить но и знать историю, символику своего города. Поэтому мы рассмотрим важную тему: «Знакомство с государственными символами малой Родины младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
Данная тема для рассмотрения актуальна, потому что несет в себе историческую ценность и, как каждый житель, живущий в малой Родине, должен знать герб, гимн и флаг, которые зародились с исторических времен. И в современном мире важную роль играет воспитание ребенка, как гражданина Российской Федерации, к возрождению, сохранению ценностей культуры и большой задачей является воспитать интерес не только к государственной символике, но и символике малой Родины.
С 1 сентября 2021 года приоритетами стандарта ФГОС НОО становится патриотическое воспитание, где четко определены набор ценностей. Одним из которых является любовь к России, своему народу и краю, а, выходя на нашу рассматриваемую тему, то это знакомство с государственными символами. И развиваются данные ценности на внеурочной деятельности, начиная со знакомства с малой Родиной. И нашей задачей, как учителей начальных классов – является помочь учащимся в развитии патриотических ценностей. Потому как, каждый город и поселок – имеет совою историю и символику.
При создании проекта во внеурочной деятельности - обязательным условием является осуществление конкретного результата, цели и подразумевает создание продукта.
Проектная деятельность во внеурочное время учащихся служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, не только развития личности, но и прививанием социальных норм и ценностей в образовательную систему. Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, поэтому очень важно создавать и соблюдать условия ребёнку при осуществлении проектной деятельности во внеурочное время, чтобы направить мысли каждого обучающегося в «нужное русло».
На основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования мы выяснили, насколько в современном мире важную роль отдают именно патриотическому воспитанию, как направлению, а в концепции духовно-нравствственного развития и воспитания особое значение придают к развитию такой ценности, как «патриотизм». Поэтому подразумевается проектная работа: «Создание медальона почетного жителя Соликамска», реализуемая в рамках внеурочного занятия.
Цель проекта, как учителя, так и детей будет различаться:
Для учителя: сформировать у учащихся первоначальные представления о гербе, флаге, гимне как символах города Соликамска и направить на создание медальона.
Для учащихся: узнать о символах Соликамска и на основе этого узнавать символику, соотносить символ с информацией о нём и создать медальон почетного жителя.
Этапы работы над проектом заключаться будут:
1. Постановка проблемы – проведение бесед, которые натолкнет учащихся на тему проекта. Консультирование по выбору тематики и жанра проекта, цели, задач.
2. Проектирование работы – консультирование учащихся на тему того, чтобы правильно построить работу. Сообщение четкой инструкции, алгоритма и плана проведения работы над созданием медальона: «Почетный житель Соликамска».
3. Исследовательский этап – поиск информации в различных источниках, консультирование учащихся в ходе поиска информации обучающимися, проверка правильности найденной информации и достоверности источников обучающимися.
4. Изготовление продукта – поэтапное создание медальона почетного жителя Соликамска всеми группами.
5. Презентация проекта – выставка и представление медальонов перед всем классом, награждение учащихся за проделанный совместный труд.
Цель исследования: узнать информацию о символах Соликамска, а также об их значении, расширить общий кругозор и на основе этого создать образ (эскиз) медальона почетного жителя Соликамска.
Гипотеза исследования: предположения учащимися о том, что символы города Соликамска непосредственно связаны с многовековой историей Соликамска.
Методы исследования: поисковый метод, анализ и синтез информации, моделирование.
Оборудование для проведения исследования: выход учащихся в различные источники: Интернет-ресурсы, учебники, книги, журналы, статьи, ноутбуки для работы в группах для сбора информации.
Ход исследования: учащиеся ищут информацию в различных источниках: Интернат-сайты, научная литература, книги, журналы.
В групповой работе разбирают найденную информацию и обсуждают в группе, из всей информации определяют самую важную, основную, обсуждают объекты и детали, которые будут размещать на своих медальонах, придумывая образ медальона почетного жителя Соликамска и обозначение того или иного символа на медальоне. А учитель консультирует учащихся в ходе поиска информации обучающимися, проверяет правильность найденной информации и достоверности источников.
Проектная деятельность – это немаловажная часть учебного процесса, которую лучше всех разрабатывать во внеурочной деятельности.
Теперь в начальной школе ребенка должны научить привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Исследовательская деятельность во внеурочное время позволяет у младших школьников раскрыть индивидуальные особенности детей и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учитель же в своей деятельности должен направить ребенка в нужную сторону, помочь ему.
И так как на первом месте в стандарте встает именно патриотическое воспитание детей и чтобы реализовать и развить ценности у детей патриотического направления мы разработали проект по теме: «Многообразие символов родного Соликамска», продуктом которого стало – создание медальона: «Почетный житель Соликамска». При планировании, разработке и создании которого, в результате предполагает полное развитие детей: включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. Что еще раз дает сделать вывод, что в современное время нам очень важен метод проектов, где необходимо точно спланировать как деятельность самого учителя, так и деятельность детей, предполагающая перед собой создание продукта, как было в нашей работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.