Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
« Фланговый дебют Давида Гедульта »
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель: Протопопова Е.А., воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия: « Фланговый дебют Давида Гедульта»
Цель- ознакомить с фланговым дебют Давида Гедульта
Задачи:
- повторить знание шахматной доски
- повторить шахматные понятия – перекрытие, фианкетто
- закрепить навыки решения шахматных задач – мата в хода.
- закрепить навыки шахматной нотации
- познакомить с фланговым дебютом Давида Гедульта
-тренировочная игра – завершение партии Ананд– Исета.
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска для записи шахматных ходов.
Ход занятия.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Как у вас настроение? Замечательно! Сегодня на занятии – закрепление шахматной доски, повторение понятий, знакомство с фланговым дебютом Давида Гедульта. Итак, потренируемся на знание шахматной доски:
- назовите поля центра шахматной доски /d4,d5,e4,e5
- какие вертикали относятся к королевскому флангу?/ a,b,c
- какие вертикали относятся к ферзевому флангу?/ f, g,h
-назовите самые длинные диагонали? / a1-h8 b a8-h1
Педагог. Правильно ребята! Теперь дайте определения понятиям
- перекрытие в шахматах - ход, которым шахматист располагает свою фигуру между вражеской фигурой или слабым полем и их защитником.
- фианкетто — фланговое развитие шахматного слона в дебюте.
Идея фианкеттирования заключается в установлении фигурного контроля над центральными полями или фигурного давления на пешечный центр противника.
Педагог. Сейчас решим задачи мат ладьёй в 2 хода при незащищённом перекрытии. Первая задача из партии Капабланка-Томас, сыгранной в 1937 году.
Педагог на демонстрационной доске показывает тактический приём и на ученической доске записывает ходы.
Ход белых.
1. Лb1-b8+ Фа5-е8
2. Лb8-е8#
Педагог. Вторая задача в этой же теме из партии Андерсона-Горвица, сыгранной в 1848 году
Педагог на демонстрационной доске показывает тактический приём и на ученической доске записывает ходы.
1. Лa1-gl+ Фd8-g5
2. Лglхg5 #
Педагог. Ребята, сегодня познакомитесь с фланговым дебютом , названного так по имени французского шахматиста – любителя Давида Гедульта (1897-1981). Многие партии он начинал ходами белых
f2-f3 d7-d5
e2-e4 d5хe4
Кb1-c3
Однако, современная теория относится к дебюту критично, так как белые с первого хода отказываются от борьбы за дебютное преимущество, в то время как чёрные при точной игре имеют возможности для нормального развития и захвата центра. В то же время, ход 1. f2-f3 отнимает у коня поле f3, где он стоит наиболее активно, а также раскрывает диагональ e1-h4, создавая проблемы для белого короля. Чёрные могут воспользоваться ослаблением королевского фланга и поставить противнику «дурацкий мат»
Дебют Гедульта считается «неправильным» началом и в серьёзных соревнованиях практически не встречается.
В предложенной партии между двумя неизвестными, сыгранной в Нью-Йорке в 1933 , NN-1 изменил 2 и 3 ход. Однако, перечисленные выше ошибки остались и чёрные взяли реванш и выиграли.
NN - NN, Нью-Йорк, 1933 г.
№ хода |
Ход белых NN-1 |
Ход черных NN-2
|
1 |
f2-f3 |
e7 – e6
|
2 |
h2-h4 |
Cb8-d6
|
3 |
Лh1-h3 |
Фd8xh4+!
|
4 |
g2-g3 |
Cd6xg3+!
|
5 |
Лh3xg3 |
Фh4x g3#
|
Ребята, по какой – то причине, черные в 4-м ходе не сыграли Фg3+. Так они могли зафиксировать рекорд- победу на 5-м ходе игры с помощью 2-х подряд (!) жертв ферзя. Теперь, ребята, вы сами убедились, что фланговый дебют не совсем удачное начало в партии для начинающих шахматистов.
Педагог. Сейчас ребята рассмотрим партию гроссмейстеров, которую сыграли в Мадриде в 1993 году Ананд – Исета. После 5- го хода белых чёрные вынуждены будут сдаться. Вам нужно оределиться с парами, расствить шахматы, и, вместе со мной выполнить 5 ходов.
Как белые могут привести в действие батарею, состоящую из слона на d4 и пешки f6? А вот как!
Педагог на демонстрационной доске показывает ходы и на ученической доске записывает ходы.
1.Сd3xh7! Лf7xh7
2.f6-f7+ Ke8xg7
3.Cd4xg7+ Kph8xg7
4.Kg3-f5+
Педагог. Пять ходов сделаны! Теперь, ребята, игру продолжите самостоятельно!
Если что- то вам покажется непонятным, поднимайте руку, я обязательно подойду и отвечу на ваши вопросы.
Дети играют в парах.
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей.
Педагог: Очень рада, что вам было интересно, и вы узнали новое из шахматной игры! До свидания, друзья! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога и прощаются.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.