Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: «Знакомство с местоимением как частью речи».
УМК «Школа России»
Цель: формирование
образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных,
коммуникативных, рефлексивных) учащихся через их включение в интерактивные
формы деятельности в предметной области Русский язык по теме «Местоимение».
Учебные задачи, направленные на достижение
личностных результатов обучения:
1) Контролировать и оценивать свою работу, ее
результат, работу других учащихся;
2) Формирование уважительного отношения к иной
точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение
метапредметных результатов обучения:
1) Формирование умения работать с информацией;
2) Развивать умение учащихся выступать в
диалоге;
3) Формировать познавательную рефлексию;
4) Работать в статических и мигрирующих группах.
Учебные задачи, направленные на достижение
предметных результатов обучения:
1) Формирование понятия «Местоимение»
2) Научиться определять местоимения в тексте;
3) Формировать умение определять место
местоимения в предложении;
4) Употреблять местоимения вместо
существительных;
5) Совершенствование умения писать предложение,
текст в соответствии с изученными орфографическими правилами.
Оборудование: зеркало, УМК «Школа России»
учебник по Русскому языку Канакина В.П. 2 класс 2 часть.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
1. Словарная работа (на доске запись):
Мороз ленивого за нос хватает. А перед проворным шапку снимает.
Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.
Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход.
- Выпишите словарные слова из пословиц. (мороз, лягушка, урожай)
- Образуйте от слов однокоренные прилагательные, запишите с подходящим по смыслу существительным. Обозначьте непроверяемую безударную гласную. (Морозный день, лягушачья кожа, урожайный год.)
- Запишите пословицу о трудолюбии. ( Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход.)
2.Орфографическая минутка (на доске запись):
Обезьянка …, попугай …, утка …, собака….
- Вспомните. Как звали персонажей сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит». (Чичи, Корудо, Кика, Авва.)
- запишите словосочетания. Допишите ещё два на это правило.
Кошка Маришка,
Котёнок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка,
Коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша,
И бычок Гаврюша,-
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
3. Самоопределение к деятельности (Работа с зеркалом.) Учитель берёт зеркало, выходит ученик к зеркалу. Учитель просит его посмотреть в зеркало и спрашивает:
- Это кто?
Ученик отвечает:
- Я.
Учитель зовёт второго ученика, просит посмотреть в зеркало и спрашивает первого ученика:
- Это кто?
- Он.
Далее учитель просит выйти к доске третьего ученика, просит второго и третьего ученика посмотреть в зеркало и спрашивает первого ученика:
- Это кто?
- Они.
Дальше учитель просит их вместе посмотреть в зеркало и спрашивает:
- Это кто?
- Мы.
- С помощью каких слов вы ответили на мои вопросы?
- Я, он, они, мы.
- Вместо каких слов вы их употребляли?
- Вместо своих имён.
- Какой части речи относятся имена людей?
- К именам существительным.
- Как назовём слова, которые употребили вместо имени?
- Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.
- Назовите тему урока.
4. Работа по теме урока
Упр.171 (с.100).
(Выполнение с комментированием.)
- Прочитайте слова тётушки Совы на с. 101.
- Что такое местоимение?
- Назовите местоимения.
- Какую роль они выполняют в предложении?
Достойная замена
-Будьте любезны,- обратилась как- то Существительное к Местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолила…
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и Прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое Существительное.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомненья,
Все местоимения.
Упр.172 (с.101)
5. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Покружились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. Закрепление изученного материала
Упр. 173 (с.101)
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
Упр.174 (с.102)
Выполняется самостоятельно по образцу. (Проверка – в парах.)
Игра «Угадай». Ученик выходит из класса, а остальные должны договориться, как показать действиями предложения из упр.175 (с.102).
7. Рефлексия
(На доске запись.)
… нарисую белочку. А … что будешь рисовать? … умеешь так вырезать? Какую задачу … решаете? Куда … идёшь? Почему … улетают?
- Спишите текст, вставляя местоимения.
(Проверка – ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.)
8. Подведение итогов урока
- С какой частью речи познакомились?
- Какие части речи заменяет местоимение?
- Назовите местоимения.
9. Самооценка.
- Покажите смайликами, Я понял, что такое местоимения,
и могу это объяснить одноклассникам – то выбираем весёлого человечка; Я понял, что такое личные местоимения, но не уверен, что объясню другому – то выбираем грустного человечка; Я не совсем понял, что такое личные местоимения – выбираем самого грустного человечка. Хорошо! Мне тоже понравилось с Вами работать!
10. Домашнее задание
Выполнить упр. 172 (с.101)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.