Знакомство с печатной буквой М и звуком (м)
Знакомство с печатным образцом буквы М. Запись печатного варианта буквы М.
Цель: сформировать первоначальные представления о печатной букве М м и звуке [м],.
Задачи:
образовательные:
· познакомить с согласным звуком «М» и его условным обозначением;
· познакомить с печатным написанием буквы «М»;
· научить правильно произносить букву и звук
развивающие:
· развивать фонематический слух;
· развивать умение работать в парах, умение помогать друг другу при выполнении заданий;
· развивать умение вычленять первый согласный из слова, различать на слух и в произношении твердые и мягкие согласные звуки;
· развивать мелкую моторику пальцев руки
воспитательные:
· развивать навыки самоорганизации и самоконтроля
Тип занятия: занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы: наглядный, словесный, практический, контроля, поощрения.
Используемые педагогические технологии на занятии: игровые, личностно-ориентированного обучения
Введение в тему
Педагог: Сегодня на уроке у нас будут гости. Догадайтесь, ребята, кто они? Я вам подскажу это персонажи из сказки и из мультика.
Это озорная маленькая девочка, немного шкодливая и непослушная. Она предпочитает носить платки и платья в розовом цвете в любое время года. Все лесные звери до ужаса боятся этой шустрой девочки. Она упряма, настойчива, любознательна, очень любит приключения.
(предположения детей)
(Если дети не угадают, можно прочитать стихотворение:
На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,
Летом в шахматы играет,
Рыбу ловит, не скучает.
Но его привычный быт,
Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит...
Кто скажите так шалит?
Педагог: Конечно, это Маша из мультфильма «Маша и медведь». На доску (Маша)
Педагог: Но Маша не одна. Кто ее лучший друг? Мишка. (На доску )
Педагог: Ребята, наши гости очень любят учиться. И сегодня хотят познакомить вас с новой буквой и звуком. Давайте узнаем, с какими. Произнесите имя Маша. Какой звук вы слышите в начале этого имени? Да, ребята, звук М
Наши гости тоже очень любознательные и с удовольствием будут нас слушать. Но сначала надо приготовить наш язычок.
Артикуляционная гимнастика
Педагог: Ребята, вы ведь знаете, какая Машенька разговорчивая, общительная! Нам сегодня надо научиться произносить букву М и звук м . А чтобы хорошо говорить, надо делать гимнастику, да не простую, а гимнастику для язычка! Повторяйте за мной!
- «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
«Часики»- рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт (тик-так) к уголкам рта.
«Дятел»
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося звонко, отчётливо и многократно: «д-д-д».
Характеристика звуков [М], [ М’]
Педагог: Ребята, произнесите звук [М], и скажите, что нам помогает произнести его.
Дети (произносят звук): губы.
Педагог: Как работают губы?
Дети: Закрываются и открываются
Педагог: А пропеть этот звук можно? Воздух легко проходит через наш рот?
Дети: Нет.
Педагог: Звук, при произнесении которого нам что-либо мешает, называется согласным. Посмотрите на алфавит, каким цветом буква М (синим)
Ребята, давайте вспомним какие звуки мы с вами уже изучили? А, У?
А эти звуки какие? Гласные. Почему гласный? (можно пропеть и нет преграды.
Каким цветом обозначаем ? (красным)
Знакомство с буквой М.
Педагог: Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы?
Дети: Звуки мы слышим, а буквы видим.
Педагог: Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки [М], [М’] мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).
Давайте запомним стихотворение:
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М».
Давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе). А сейчас возьмите цветные карандаши и постройте из карандашей букву «М». Молодцы, ребята! Как вы думаете, из чего еще можно построить букву М?
Дети: из счетных палочек.
Учимся писать букву М.
Педагог: научимся написать эту букву. Сначала обводим ее по точкам – 1 ряд в показе. Обратите внимание, из скольких элементов состоит эта буква: из 4. Посмотрите на стрелочки, они указывают направление нашей руки. (Педагог показывает на доске). А теперь задание сложнее: нужно восстановить недостающие элементы у буквы М.
Автоматизация звука М
Педагог: Миша и Маша говорят, что в лесной школе им дали задание, и они просят им помочь. Педагог: Поиграем в игру «Поймай звук»
Маша, аист , ведро, мышка, музыка, молоко, сумка, малина, школа, улица, машина, книга , мама, ручка макароны,
Педагог: Молодцы, ребята! Я думаю, мы сумели помочь Мишке и Маше выполнить их задание в лесной школе, и они теперь тоже будут уметь отличать твердые звуки от мягких звуков.
Педагог: Ребята, вы же знаете, что Маша - большая выдумщица и каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.
Игра «Собери картинку»
В конвертах лежат части от целой картинки. Чтобы собрать картинку, вам нужно объединиться в группы по два человека.
Дети объединяются в микрогруппы и собирают из частей целые картинки.
Педагог: Теперь нужно сказать название своего предмета (мышка, мальчик, мыло, машина, молоток, муха) и определить, какой звук слышится в начале слова.
Дети называют слова.
Педагог: Я думаю, Маша довольна вами. Вы молодцы, прекрасно справились с ее заданием!
Рефлексивный этап
Педагог: О какой
букве мы говорили?
О каком звуке мы говорили?
- Что мы сегодня о них узнали? Можно их пропеть? Воздух легко проходит через наш рот?
Как мы будем
называть звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
(согласные)
- Какие задания были трудными, какие понравились?
(ответы детей)
Педагог: Ребята, я предлагаю сейчас, оценить свою работу на занятии. Если вы сегодня справились со всеми заданиями и вам было все понятно, то возьмите себе смайлик с веселой улыбкой, а если вы испытывали какие-то затруднения, то возьмите себе смайлик с грустной улыбкой. Я думаю, Маша и Миша очень рады, что присутствовали на нашем занятии. Они узнали от вас много нового и интересного. А вы прекрасно справились со всеми их заданиями. Молодцы!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.