Знакомство с печатной буквой М

  • docx
  • 28.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Знакомство с печатной буквой М и звуком [м].docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с печатной буквой М и звуком (м)

Знакомство с печатным образцом буквы М. Запись печатного варианта буквы М.

Цель: сформировать первоначальные представления о печатной букве М м и  звуке [м],.

Задачи:

 образовательные:

 · познакомить с согласным звуком «М» и его условным обозначением;

 · познакомить с печатным написанием буквы «М»;

· научить правильно произносить букву и звук

развивающие:

·     развивать фонематический слух;

·     развивать умение работать в парах, умение помогать друг другу при выполнении заданий;

·     развивать умение вычленять первый согласный из слова, различать на слух и в произношении твердые и мягкие согласные звуки;

·     развивать мелкую моторику пальцев руки

воспитательные:

·     развивать навыки самоорганизации и самоконтроля

Тип занятия: занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы: наглядный, словесный, практический, контроля, поощрения.

 Используемые педагогические технологии на занятии: игровые, личностно-ориентированного обучения

 

Введение в тему

Педагог: Сегодня  на уроке у нас будут  гости. Догадайтесь, ребята, кто они? Я вам подскажу это персонажи из сказки и из мультика.

Это озорная маленькая девочка, немного шкодливая и непослушная. Она предпочитает носить платки и платья в розовом цвете в любое время года.   Все лесные звери до ужаса боятся этой шустрой девочки. Она упряма, настойчива, любознательна, очень любит приключения.

(предположения детей)

(Если дети не угадают, можно прочитать стихотворение:

На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,
Летом в шахматы играет,
Рыбу ловит, не скучает.
Но его привычный быт,
Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит...
Кто скажите так шалит

Педагог:  Конечно, это Маша из мультфильма «Маша и медведь». На доску (Маша)

 

Педагог:  Но Маша не одна. Кто ее лучший друг? Мишка. (На доску )

Загадки про Машу и Медведя

Педагог: Ребята, наши гости очень любят учиться. И сегодня хотят познакомить вас с новой буквой и звуком. Давайте узнаем, с какими. Произнесите имя Маша. Какой звук вы слышите в начале этого имени? Да, ребята, звук М

Наши гости тоже очень любознательные и с удовольствием будут нас слушать. Но сначала надо приготовить наш язычок.

Артикуляционная гимнастика

 

Педагог:  Ребята, вы ведь знаете, какая Машенька  разговорчивая, общительная! Нам  сегодня надо научиться произносить букву М и звук м . А чтобы хорошо говорить, надо делать  гимнастику, да не простую, а гимнастику для язычка! Повторяйте за мной!

- «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

  «Часики»- рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт (тик-так) к уголкам рта.

«Дятел»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося звонко, отчётливо и многократно: «д-д-д».

 

Характеристика звуков [М], [ М’]

 

Педагог: Ребята, произнесите звук [М], и скажите, что нам помогает произнести его.

Дети (произносят звук): губы.

Педагог: Как работают губы?

Дети: Закрываются и открываются

Педагог: А пропеть этот звук можно? Воздух легко проходит через наш рот?

Дети: Нет.

Педагог:   Звук, при произнесении которого нам что-либо мешает, называется согласным. Посмотрите на алфавит, каким цветом буква М (синим)

Ребята, давайте вспомним какие звуки мы с вами уже изучили? А, У?

А эти звуки какие? Гласные. Почему гласный? (можно пропеть и нет преграды.

 Каким цветом обозначаем ? (красным)

Знакомство с буквой М.

Педагог:  Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы?

Дети: Звуки мы слышим, а буквы видим.

Педагог: Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки [М], [М’] мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).

Давайте запомним стихотворение:

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква «М».

Давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе). А сейчас возьмите цветные карандаши и постройте из карандашей букву «М».   Молодцы, ребята! Как вы думаете, из чего еще можно построить букву М?

 Дети: из счетных палочек.

                                          Учимся писать букву М.  

Педагог: научимся  написать эту букву. Сначала обводим ее по точкам – 1 ряд в показе. Обратите внимание, из скольких элементов состоит эта буква: из 4. Посмотрите на стрелочки, они указывают направление нашей руки. (Педагог  показывает на доске). А теперь задание сложнее: нужно восстановить недостающие элементы у буквы М.

 

Пропись печатной буквы М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматизация звука М

 

Педагог: Миша  и Маша говорят, что в лесной школе им дали задание, и они просят им помочь. Педагог: Поиграем в игру «Поймай звук»

- Если слово начинается  на звук [м], то в ладошки хлопают мальчики, если слово начинается на другой звук, в ладошки хлопают девочки.

Маша, аист , ведро, мышка, музыка, молоко, сумка, малина, школа, улица,  машина, книга , мама, ручка макароны,

Педагог: Молодцы, ребята! Я думаю, мы сумели помочь Мишке и Маше выполнить их задание в лесной школе, и они теперь тоже будут уметь отличать твердые звуки от мягких звуков.

Педагог: Ребята, вы же знаете, что Маша - большая выдумщица и каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Игра «Собери картинку»

  В конвертах лежат части от целой картинки. Чтобы собрать картинку, вам нужно объединиться в группы по два человека.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из  частей целые картинки.

Педагог: Теперь нужно сказать название своего предмета (мышка, мальчик, мыло, машина, молоток, муха) и определить, какой звук слышится в начале слова.

Дети называют  слова.

Педагог: Я думаю, Маша довольна вами. Вы молодцы, прекрасно справились с ее заданием!

 

Рефлексивный этап


Педагог: О какой букве мы говорили?

О каком звуке мы говорили?

- Что мы сегодня о них узнали? Можно их пропеть? Воздух легко проходит через наш рот?

Как мы будем называть звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
(согласные)
- Какие задания были трудными, какие  понравились?

(ответы детей)

 Педагог: Ребята, я предлагаю сейчас, оценить свою работу на занятии. Если вы сегодня справились со всеми заданиями и вам было все понятно, то возьмите себе смайлик с веселой улыбкой, а если вы испытывали какие-то затруднения, то возьмите себе смайлик с грустной улыбкой. Я думаю,  Маша и Миша очень рады, что присутствовали на нашем занятии. Они узнали от вас много нового и интересного. А вы прекрасно справились со всеми  их заданиями. Молодцы!


 

Скачано с www.znanio.ru