Тема: Знакомство с понятием «сложное слово» Тип урока: урок изучения нового материала Цель: познакомить обучающихся с понятием «сложные слова» Задачи урока: Образовательная:
- дать определение понятию «сложные слова»
- научить распознавать сложные слова, выделять в них корень
- создать условия для наблюдения за сложными словами
- научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;
Развивающая:
- развивать умение анализировать, сравнивать материал
- продолжить формирование орфографической зоркости;
Воспитательная:
- воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.
Оборудование: рисунок.
План урока
1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Подготовка к восприятию темы. 4. Изучение нового материала 5. Итог урока 6. Домашнее задание
Ход урока
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. |
Дети здороваются. Внимательно слушают учителя. Проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний
|
Посмотрите на доску, что вы видите? Правильно это горох. Скажите, что такое горох?
Давайте выделим ударение. Горо́хВторая буква о ударная.Выделите трудную букву.Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы можно было проверить первую букву о. не нашли, значит нужно запомнить правописание этого слова.Попробуйте составить словосочетания со словом горох.Запишите слово в словарик и выделите орфограмму. Горо́хТеперь придумайте предложение со словом горох.Давайте запишем в тетрадь предложение. |
горох
это травянистое однолетнее растение, представителей семейства бобовых
Первая буква о
Спелый горох, зелёный горох…
Горох вырос крупным. |
3. Подготовка к восприятию темы.
|
На доске висят рисунки приставка, суффикс, окончание, корень. Что такое приставка?
Что такое суффикс?
Что такое окончание?
Скажите, что такое корень.
Давайте выделим корни в словах снежный и паровоз
В первом слове один корень, а во втором слове два корня. Слова состоящие из двух и более корней называются сложными. |
Приставка — это
значимая часть слова, которая находится перед высокий- невысокий
Суффикс — это
значимая часть слова, которая находится после корня Зелёный- зеленеть, Серебро- серебряный
Окончание –
изменяемая часть слова, которая служит для Маша, у Маши, с Машей
это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Снежный ( корень снеж) Паровоз ( пар и воз) |
4.Изучение нового материала |
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Откройте учебники на стр. 77 упражнение 138. Прочитайте задание про себя. Прочитайте вслух. Что нужно сделать в упражнении?
Начиная с первой парты, каждый читает по одному слову, объясняет лексическое значение.
Теперь читаем задание под упражнением сначала про себя. Что нужно сделать?
Также начиняя с первой парты, каждый отвечает, сколько в слове корней, один или два. От каких слов образовалось каждое слово? Кто может сказать почему эти слова сложные? Спишите в тетрадь любую группу слов и выделите в них корни, подчеркните буквы о и е. Вы подчеркнули буквы о и е в сложных словах, как их можно назвать. Если они соединяют между собой два корня. Приведите примеры с соединительными о и е
Откройте учебники на стр. 78 упр. 139. Дано задание прочитать текст. Почитайте его про себя и найдите сложное слово, а затем вслух. Какое слово вы нашли?
Как вы думаете это слово авторское или такое слово встречается в нашей речи? А как можно сказать, чтобы это слово встречалось в нашей речи? Дальше предлагается списать предложения, вставляя пропущенные буквы с объяснением.
Посмотрите на слово я, что значит единица над словом?
На доске таблички со словами, вам необходимо из этих слов составить сложные слова, выделить в них корни и подчеркнуть соединительные слова.
|
Запись в тетради
Чтение задания
Нужно прочитать слова и объяснить их лексическое значение
Носорог- Крупное непарнокопытное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды Водолаз- специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением Ледокол- Судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах Змеелов- Человек, к-рый ловит змей. Стеклорез- тот, кто занимается резкой стекла Ледоход- движение льдаь по течению во время таяния рек Вертолёт- летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальнымнесущим воздушным винтом Углевоз- Транспортное средство для перевозки угля. Скалолаз- Тот, кто занимается скалолазанием Пешеход- Человек, идущий пешком Пылесос- Аппарат для очистки от пыли помещений, одежды, мебели и т.п. посредством всасывания ее струей воздуха. Сталевар- Рабочий, занимающийся выплавкой стали Овощевод- Тот, кто занимается выращиванием овощей. Камнепад- Обвал камней в горах. Рыболов- тот, кто ловит рыбу Чтение Ответить на вопрос сколько в словах корней, один или два.
( во всех словах по два корня)
У них два корня
Записывают слова в тетрадь
Это соединительные гласные
Самолёт, птицефабрика, снегоход
Чтение про себя, вслух.
Снегодождь
Это слово авторское
Снег с дождём
Выглянул( глянул) Погода ( словарное слово) На улице ( словарное слово) Летели ( полёт) Снежинки ( снежный, жи через и) Дождевые ( дождь)
Нужно провести звукобуквенный разбор слова. Я ([ й ]- согл., непарн., звон. [а ]-гл., ударн.) 1б., 2 зв.
Хлебопечь, бетономешалка, самовар, овощехранилище, ледокол, снегопад, паровоз, лесопарк, овощечистка |
5. Итог урока
|
С какими словами мы сегодня познакомились на уроке? Как вы поняли, что такое сложные слова?
|
Со сложными словами
Это слова, состоящие из нескольких корней и соединяются между собой соединительными гласными о и е. |
6. Домашнее задание
|
Домашнее задание стр. 78 упр. 140, нужно списать однокоренные слова и выделить в них корень. Ребята, спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать, до новых встреч. |
|
хлеб печь
бетон
мешалка
сам вар
овощ хранилище
лед кол
снег пад
пар воз
лес парк
овощ чистка
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.