Знакомство с понятием «сложное слово»
Оценка 4.8

Знакомство с понятием «сложное слово»

Оценка 4.8
docx
01.04.2020
Знакомство с понятием «сложное слово»
русский.docx

 

Тема: Знакомство с понятием «сложное слово»                                                                       Тип урока: урок изучения нового материала                                                                           Цельпознакомить обучающихся с понятием «сложные слова»                                               Задачи урока:                                                                                                                      Образовательная: 

- дать определение понятию «сложные слова»

- научить распознавать сложные слова, выделять в них корень

- создать условия для наблюдения за сложными словами

- научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;

                                                                                                                                    Развивающая:      

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- продолжить формирование орфографической зоркости;

                                                                                                                          

Воспитательная: 

- воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.                                                                                                                                      

Оборудование: рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

 

 

1.  Организационный момент                                                                                                                 2.  Актуализация знаний                                                                                                                          3. Подготовка к восприятию темы.                                                                                                         4. Изучение нового материала                                                                                                                    5. Итог урока                                                                                                                                           6. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.     Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Дети здороваются. Внимательно слушают учителя. Проверяют готовность к уроку.

 

2.     Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите на доску, что вы видите?

Правильно это горох.

Скажите, что такое горох?

 

 

 

 

Давайте выделим ударение. Горо́х

Вторая буква о ударная.

Выделите трудную букву.

Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы можно было проверить первую букву о. не нашли, значит нужно запомнить правописание этого слова.

Попробуйте составить словосочетания со словом горох.

Запишите слово в словарик и выделите орфограмму. Горо́х

Теперь придумайте предложение со словом горох.

Давайте запишем в тетрадь предложение.

 

горох

 

 

это травянистое однолетнее растение, представителей семейства бобовых

 

 

 

 

 

 

 

Первая буква о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спелый горох, зелёный горох…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горох вырос крупным.

3. Подготовка к восприятию темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске висят рисунки приставка, суффикс, окончание, корень.   Что такое приставка?

 

 

 

 

 

 

Что такое суффикс?

 

 

 

 

 

 

Что такое окончание?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скажите, что такое корень.

 

 

 

 

 

 

 

Давайте выделим корни в словах снежный и паровоз

 

В первом слове один корень, а во втором слове два корня. Слова состоящие из двух и более корней называются сложными.

 

 

 

   Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед  
корнем и служит для образования слов: учить-
выучить,

высокий- невысокий

 

  Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня  
и обычно служит для образования слов:

Зелёный- зеленеть,

Серебро- серебряный

 

 Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для 
образования разных форм одного и того же слова, а также для 
связи слов в словосочетании и предложении: 

Маша, у Маши, с Машей

 

 

 

это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

 

 

Снежный ( корень снеж)

Паровоз ( пар и воз)

4.Изучение нового материала

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Откройте учебники на стр. 77 упражнение 138.

Прочитайте задание про себя.  Прочитайте вслух.

Что нужно сделать в упражнении?

 

 

 

Начиная с первой парты, каждый читает по одному слову, объясняет лексическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь читаем задание под упражнением сначала про себя.

Что нужно сделать?

 

 

 

Также начиняя с первой парты, каждый отвечает, сколько в слове корней, один или два.

От каких слов образовалось каждое слово?

Кто может сказать почему эти слова сложные?

Спишите в тетрадь любую группу слов и выделите в них корни, подчеркните буквы о и е.

Вы подчеркнули буквы о и е в сложных словах, как их можно назвать. Если они соединяют между собой два корня.

Приведите примеры с соединительными о и е

 

 

 

Откройте учебники на стр. 78 упр. 139. Дано задание прочитать текст. Почитайте его про себя и найдите сложное слово, а затем вслух.

Какое слово вы нашли?

 

 

Как вы думаете это слово авторское или такое слово встречается в нашей речи?

А как можно сказать, чтобы это слово встречалось в нашей речи?

Дальше предлагается списать предложения, вставляя пропущенные буквы с объяснением.

 

 

 

 

 

 

Посмотрите на слово я, что значит единица над словом?

 

 

 

 

 

На доске таблички со словами, вам необходимо из этих слов составить сложные слова, выделить в них корни  и подчеркнуть соединительные слова.

 

 Запись в тетради

 

 

 

 

Чтение задания

 

Нужно прочитать слова и объяснить их лексическое значение

 

Носорог- Крупное непарнокопытное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды

Водолаз-  специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением

Ледокол-  Судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах

Змеелов-  Человек, к-рый ловит змей.

Стеклорез- тот, кто занимается резкой стекла

Ледоход- движение льдаь по течению  во время таяния рек

Вертолёт-  летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальнымнесущим воздушным винтом

Углевоз- Транспортное средство для перевозки угля.

Скалолаз- Тот, кто занимается скалолазанием

Пешеход-  Человек, идущий пешком

Пылесос- Аппарат для очистки от пыли помещений, одежды, мебели и т.п. посредством всасывания ее струей воздуха.

Сталевар- Рабочий, занимающийся выплавкой стали

Овощевод- Тот, кто занимается выращиванием овощей.

Камнепад- Обвал камней в горах.

Рыболов- тот, кто ловит рыбу

Чтение

Ответить на вопрос сколько в словах корней, один или два.

 

 

 

( во всех словах по два корня)

 

 

У них два корня

 

 

 

 

Записывают слова в тетрадь

 

 

 

 

Это соединительные гласные

 

 

Самолёт, птицефабрика, снегоход

 

 

Чтение про себя, вслух.

 

 

 

 

 

Снегодождь 

 

 

Это слово авторское

 

 

 

Снег с дождём

 

 

 

Выглянул( глянул)

Погода ( словарное слово)

На улице ( словарное слово)

Летели ( полёт)

Снежинки ( снежный, жи через и)

Дождевые ( дождь)

 

Нужно провести звукобуквенный разбор слова.

Я ([ й ]- согл., непарн., звон.

[а ]-гл., ударн.)

1б., 2 зв.

 

Хлебопечь, бетономешалка, самовар, овощехранилище, ледокол, снегопад, паровоз, лесопарк, овощечистка

 

5. Итог урока

 

 

 

 

 

С какими словами мы сегодня познакомились на уроке?

Как вы поняли, что такое сложные слова?

 

 

 

 

 

Со сложными словами

 

 

 

Это слова, состоящие из нескольких корней и соединяются между собой соединительными гласными о и е.

 

6. Домашнее задание

 

 

 

 

 

Домашнее задание стр. 78 упр. 140, нужно списать однокоренные слова и выделить в них корень.                         Ребята, спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать, до новых встреч.

 

 

 

 

 

 

 

хлеб   печь

бетон

мешалка

сам     вар

овощ   хранилище

лед      кол

снег      пад

пар        воз

лес      парк

овощ   чистка


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема : Знакомство с понятием «сложное слово»

Тема : Знакомство с понятием «сложное слово»

План урока 1. Организационный момент 2

План урока 1. Организационный момент 2

Ход урока № Деятельность учителя

Ход урока № Деятельность учителя

Посмотрите на доску, что вы видите?

Посмотрите на доску, что вы видите?

Давайте выделим корни в словах снежный и паровоз

Давайте выделим корни в словах снежный и паровоз

Теперь читаем задание под упражнением сначала про себя

Теперь читаем задание под упражнением сначала про себя

От каких слов образовалось каждое слово?

От каких слов образовалось каждое слово?

Изучение нового материала

Изучение нового материала

хлеб печь бетон

хлеб печь бетон

мешалка сам вар

мешалка сам вар

овощ хранилище

овощ хранилище

лед кол снег пад

лед кол снег пад

пар воз лес парк

пар воз лес парк

овощ чистка

овощ чистка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020