Знакомство с понятием «сложное слово»

  • docx
  • 01.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский.docx

 

Тема: Знакомство с понятием «сложное слово»                                                                       Тип урока: урок изучения нового материала                                                                           Цельпознакомить обучающихся с понятием «сложные слова»                                               Задачи урока:                                                                                                                      Образовательная: 

- дать определение понятию «сложные слова»

- научить распознавать сложные слова, выделять в них корень

- создать условия для наблюдения за сложными словами

- научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;

                                                                                                                                    Развивающая:      

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- продолжить формирование орфографической зоркости;

                                                                                                                          

Воспитательная: 

- воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.                                                                                                                                      

Оборудование: рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

 

 

1.  Организационный момент                                                                                                                 2.  Актуализация знаний                                                                                                                          3. Подготовка к восприятию темы.                                                                                                         4. Изучение нового материала                                                                                                                    5. Итог урока                                                                                                                                           6. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.     Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Дети здороваются. Внимательно слушают учителя. Проверяют готовность к уроку.

 

2.     Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите на доску, что вы видите?

Правильно это горох.

Скажите, что такое горох?

 

 

 

 

Давайте выделим ударение. Горо́х

Вторая буква о ударная.

Выделите трудную букву.

Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы можно было проверить первую букву о. не нашли, значит нужно запомнить правописание этого слова.

Попробуйте составить словосочетания со словом горох.

Запишите слово в словарик и выделите орфограмму. Горо́х

Теперь придумайте предложение со словом горох.

Давайте запишем в тетрадь предложение.

 

горох

 

 

это травянистое однолетнее растение, представителей семейства бобовых

 

 

 

 

 

 

 

Первая буква о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спелый горох, зелёный горох…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горох вырос крупным.

3. Подготовка к восприятию темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске висят рисунки приставка, суффикс, окончание, корень.   Что такое приставка?

 

 

 

 

 

 

Что такое суффикс?

 

 

 

 

 

 

Что такое окончание?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скажите, что такое корень.

 

 

 

 

 

 

 

Давайте выделим корни в словах снежный и паровоз

 

В первом слове один корень, а во втором слове два корня. Слова состоящие из двух и более корней называются сложными.

 

 

 

   Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед  
корнем и служит для образования слов: учить-
выучить,

высокий- невысокий

 

  Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня  
и обычно служит для образования слов:

Зелёный- зеленеть,

Серебро- серебряный

 

 Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для 
образования разных форм одного и того же слова, а также для 
связи слов в словосочетании и предложении: 

Маша, у Маши, с Машей

 

 

 

это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

 

 

Снежный ( корень снеж)

Паровоз ( пар и воз)

4.Изучение нового материала

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Откройте учебники на стр. 77 упражнение 138.

Прочитайте задание про себя.  Прочитайте вслух.

Что нужно сделать в упражнении?

 

 

 

Начиная с первой парты, каждый читает по одному слову, объясняет лексическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь читаем задание под упражнением сначала про себя.

Что нужно сделать?

 

 

 

Также начиняя с первой парты, каждый отвечает, сколько в слове корней, один или два.

От каких слов образовалось каждое слово?

Кто может сказать почему эти слова сложные?

Спишите в тетрадь любую группу слов и выделите в них корни, подчеркните буквы о и е.

Вы подчеркнули буквы о и е в сложных словах, как их можно назвать. Если они соединяют между собой два корня.

Приведите примеры с соединительными о и е

 

 

 

Откройте учебники на стр. 78 упр. 139. Дано задание прочитать текст. Почитайте его про себя и найдите сложное слово, а затем вслух.

Какое слово вы нашли?

 

 

Как вы думаете это слово авторское или такое слово встречается в нашей речи?

А как можно сказать, чтобы это слово встречалось в нашей речи?

Дальше предлагается списать предложения, вставляя пропущенные буквы с объяснением.

 

 

 

 

 

 

Посмотрите на слово я, что значит единица над словом?

 

 

 

 

 

На доске таблички со словами, вам необходимо из этих слов составить сложные слова, выделить в них корни  и подчеркнуть соединительные слова.

 

 Запись в тетради

 

 

 

 

Чтение задания

 

Нужно прочитать слова и объяснить их лексическое значение

 

Носорог- Крупное непарнокопытное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды

Водолаз-  специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением

Ледокол-  Судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах

Змеелов-  Человек, к-рый ловит змей.

Стеклорез- тот, кто занимается резкой стекла

Ледоход- движение льдаь по течению  во время таяния рек

Вертолёт-  летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальнымнесущим воздушным винтом

Углевоз- Транспортное средство для перевозки угля.

Скалолаз- Тот, кто занимается скалолазанием

Пешеход-  Человек, идущий пешком

Пылесос- Аппарат для очистки от пыли помещений, одежды, мебели и т.п. посредством всасывания ее струей воздуха.

Сталевар- Рабочий, занимающийся выплавкой стали

Овощевод- Тот, кто занимается выращиванием овощей.

Камнепад- Обвал камней в горах.

Рыболов- тот, кто ловит рыбу

Чтение

Ответить на вопрос сколько в словах корней, один или два.

 

 

 

( во всех словах по два корня)

 

 

У них два корня

 

 

 

 

Записывают слова в тетрадь

 

 

 

 

Это соединительные гласные

 

 

Самолёт, птицефабрика, снегоход

 

 

Чтение про себя, вслух.

 

 

 

 

 

Снегодождь 

 

 

Это слово авторское

 

 

 

Снег с дождём

 

 

 

Выглянул( глянул)

Погода ( словарное слово)

На улице ( словарное слово)

Летели ( полёт)

Снежинки ( снежный, жи через и)

Дождевые ( дождь)

 

Нужно провести звукобуквенный разбор слова.

Я ([ й ]- согл., непарн., звон.

[а ]-гл., ударн.)

1б., 2 зв.

 

Хлебопечь, бетономешалка, самовар, овощехранилище, ледокол, снегопад, паровоз, лесопарк, овощечистка

 

5. Итог урока

 

 

 

 

 

С какими словами мы сегодня познакомились на уроке?

Как вы поняли, что такое сложные слова?

 

 

 

 

 

Со сложными словами

 

 

 

Это слова, состоящие из нескольких корней и соединяются между собой соединительными гласными о и е.

 

6. Домашнее задание

 

 

 

 

 

Домашнее задание стр. 78 упр. 140, нужно списать однокоренные слова и выделить в них корень.                         Ребята, спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать, до новых встреч.

 

 

 

 

 

 

 

хлеб   печь

бетон

мешалка

сам     вар

овощ   хранилище

лед      кол

снег      пад

пар        воз

лес      парк

овощ   чистка


 

Скачано с www.znanio.ru